|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие гендера. Гендерные различия в современном мире
1. Формирование этноса связано с осознанием принадлежности к общности, принятием ее ценностей, норм. Этничность предполагает чувство единства, которое выражается через противопоставление «мы – они». В социологической среде до 70-х годов бытовало мнение, что общее значение этничности будет постепенно снижаться, поскольку будут стираться религиозные, культурные и другие этнические различия. Однако последние десятилетия продемонстрировали возрождение этничности. В условиях нарастания социальной напряженности, углубления экономического кризиса обращение к этническим корням выполняет защитные функции. Этничность не может исчезнуть, ибо она олицетворят собой культурное наследие. Слово "этнос" греческого происхождения, переводится как народ. Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами, стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и хозяйственной деятельности. К основным характеристикам этноса можно отнести следующие: · общее название, · миф об общих предках, · общую историческую память, · один или более дифференциальных элементов общей культуры (язык, религию, традиции, фольклор), · связь с конкретным "родным краем", территорией, · чувство солидарности со значительной частью населения (самоидентификация). Признаки этноса можно объединить в три группы: 1. Объективные биологические и природные черты (типичная внешность, «родной край», менталитет). 2. Объективно-культурные черты (язык, фольклор, традиционная одежда и еда, бытовые традиции, религия). 3. Субъективные критерии (самоидентификация, чувство принадлежности, солидарности, единства с определенной этнической группой). Исторические типы этноса: 1. Род – форма общности людей, основанная на кровном родстве. 2. Племя – объединение нескольких родов, имеющее общий язык, территорию, нравы и обычаи. Род и племя зарождаются и существуют при первобытнообщинном строе. 3. Народность – форма языковой, территориальной, экономической и культурной общности людей, складывающаяся с возникновением частнособственнических отношений и характерна для рабовладельческого и феодального обществ. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность. Формированию народности содействует более четкая организационная структура общества, развитые политические формы. Народности существуют сейчас и не только в развивающихся странах, но и в индустриально развитых обществах. (Франция: бретонцы, корсиканцы; Великобритания: уэльсцы, галлы, нормандцы). 4. Нация – тип этноса, возникающий в период ликвидации феодальной раздробленности и развития капиталистических отношений. Нации более многочисленны, чем народности, они насчитывают десятки и сотни миллионов людей. На почве единой территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает чувство солидарности со своей нацией. Признаки нации, отличающие ее от народности: · устойчивая государственность; · общность экономической жизни, основанная на едином национальном экономическом рынке; · унификация языка, главным образом в процессе распространения его литературной формы через систему образования, литературу и средства массовой информации; · развитие профессиональной культуры и искусства; · формирование социально-классового состава, соответствующего эпохе промышленно-культурного развития. В зарубежной литературе сложились две совершенно разные тенденции в понимании нации: - этатическая (фр. «этат» – государство), присущая англо-романским странам. Понятием "нация" обозначаются все граждане государства независимо от этнической принадлежности (Франция, США, Канада). - этническая («этнос» – народ), свойственная Германии. Понятием "нация" обозначаются люди имеющие общее происхождение, независимо от того, гражданами какой страны они являлись или являются. В разных культурах сформировались разные типы наций: нации-государства в англо-романском мире и нации-этносы в германском мире. История человечества знает немало примеров переселения народов. Люди разных этнических групп перемешиваются, особенно это ощущается в крупных городах, которые притягивают переселенцев. Так складывается этническая структура – разделение общества, территориальных или корпоративных общностей на этнические группы.Этническая структура современных обществ формируется в пределах государственных границ, она складывается из этнических групп (народов), которые населяют страну и определенных этнических отношений. Черты, характеризующие этническое сознание народа Украины в конце 20 – начале 21 ст.: 1. Несмотря на достаточно спокойную ситуацию, складывающуюся в Украине по поводу межнациональных отношений, сокращается численность индивидов, уверенных в том, что обществу не грозят межнациональные конфликты. 2. Склонность к восточнославянскому обособлению: положительный индекс социальной дистанции имеют украинцы, русские и белорусы.[3] 3. Антисемитизм не является распространенным явлением. В массовом сознании евреи оказываются вытесненными за пределы близких контактов, но социальная дистанция по отношению к этой группе невелика, они значительно ближе населению Украины, чем другие этнические группы[4]. 4. Ксенофобия – обособление от всех «чужих», недоверие по отношению практически ко всем этническим группам, с которыми нет длительного опыта совместного проживания. Эта черта присуща массовому сознанию закрытого традиционно-архаичного типа. 5. Регионализация – существует разное отношение к проблеме государственного суверенитета, разные политические симпатии, разные внешнеполитические ориентации в регионах. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |