АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Материал к занятию. В IX в. на территории Восточной Европы образовалось древнерус­ское феодальное государство Киевская Русь

Читайте также:
  1. III. Материалистическое направление в русской философии
  2. III. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К. XIX – НАЧ. XX В.»
  3. III.7. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ХХ века И ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
  4. IV. Диалектико-материалистическая концепция сознания
  5. IV. Современные методы синтеза неорганических материалов с заданной структурой
  6. VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
  7. Абразивные материалы
  8. АМОРТИЗАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
  9. Амортизация нематериальных активов
  10. Анализ влияния эффективности использования материальных ресурсов на величину материальных затрат
  11. Анализ использования материальных ресурсов
  12. Анализ обеспечения производства материальными ресурсами

В IX в. на территории Восточной Европы образовалось древнерус­ское феодальное государство Киевская Русь. Оно просуществовало около 300 лет. В X-XI вв. Киевская Русь была одним из самых могущественных и культурных государств. В 988 г. Киевская Русь приняла христианство. Оно пришло к нам из Византии и принесло с собой высокие духовно-нравственные ценности, в том числе, сострадание и служение ближнему. Христианство на Руси взяло под своё непосредственное покровительство дело врачевания. Врачеванием занимались светские люди, монахи, народные врачеватели. Их деятельность считалась почётной.

Основными документами, в которых содержатся сведения о состоянии и развитии медицины и фармации в древней Руси являются летописи. Наи­более ранние из них: «Правила поместного Собора»(347), Церковный Устав Великого князя Владимира Святославовича(996), «Русская правда», «Изборник Святослава» (1073), травник, известный под названием «Благо-прохладный вертоград» (1534). Устав Великого князя Владимира (996) объявил больницы церковными учреждениями, «лечцов» (врачей) людьми церковными, подведомственными епископу. Этот устав стал основой для устройства медицинских и благотворительных учреждений в России вплоть до ХYIII века. Содержались они на налоги от торговли, от урожая и т.д.

Князь Ярослав Мудрый на свои личные средства открыл сиротское училище, в котором обучалось 300 воспитанников.

Из летописей мы узнаём, что на Руси были известные лекари и про­фессиональные медики: Антоний Преподобный «пречудный врач»; Домиан; Агапий, прозванный современниками «врачом безмездным»; Пимен Постник и др. Встречаются в летописях и имена женщин-лекарей: Феврония Муромская, Наталья Новгородская и др.

С развитием письменности появляются рукописные сведения о болезнях и их лечении. Внучка Владимира Мономаха Евпраксия (Зоя) в своём трактате о мазях описала многие заболевания, их лечение и предупреждение (XII в.) Подлинник этого трактата, названный «0 мазях», хранится в Риме. В своём руководстве по медицине она даёт ряд гигиенических советов. Её труд состоит из частей: 1) Времена года, движение и покой, сон и бодрость, четыре типа телосложения людей, о бане; 2) Гигиена брака, беременные и младенцы; 3) Гигиена питания; в 4) и 5) описывает наружные и внутренние болезни, болезни зубов и полости рта.

Княжение Ярослава Мудрого - период расцвета древнерусской монастырской медицины, просуществовавшей до XYI века. В этот период в русской медицине существовало два направления: церковно-монастырское и светское, мирское. Врачей в древней Руси называли "лечцами". Это были типичные представители народной медицины. Их опыт стал достоянием врачей профессионалов. Лекари эмпирики - это светские лекари, лекари священники -это монахи. Именно они являются основателями монастырской медицины. Светская медицина была платной.

В княжение Ярослава Мудрого прославились даром врачевания мо­нахи: Антоний Преподобный, Домиан, Агапит Печёрский, Пимен Постник и др. Они лечили служителей монастыря и мирян, которые обращались к ним за помощью. Монастырская медицина лечила молитвами, травами, различными маслами, водами, клюквой, сливой, мёдом, уксусом и т.д.

С XI в. при монастырях стали создаваться храмовые больницы для обслуживания монахов и ближайшего к монастырю населения. Ни один монастырь на Руси не строился без «госпитальных палат». Большую роль в истории монастырской медицины сыграл Киево-Печерский монастырь (XI в.), который для того времени был своего рода первым университетом. Больницы открывались и при других монастырях. Никоновская летопись свидетельствует, что в 1091г. митрополит Ефрем построил в Переяславле строение «банное», устроил больницы, где врачи подавали «всем приходящим безвозмездное врачевание». Больницы также были открыты в Новгороде, Смоленске, Львове. Во время войны больницы превращались в госпитали, при эпидемиях- в карантинные больницы.

Специальный Устав предусматривал наличие при монастыре своего врача и запаса лекарств. В этот период на Руси широко пользовались такими лекарственными средствами, как шиповник, корень валерьяны, соло­довый корень, зверобой, ревень и др. Все запасы лекарственных средств хранились у особого «хранильника», который выдавал их по требованию врача. Таким образом, к XI в. можно отнести организацию первой русской больницы, а наличие запасов лекарств и лица, ведавшего лекарствами в ней, даёт основание считать, что при больницах существовали аптеки.

Древнерусские монастыри были очагами просвещения. В них обучали медицине, лечили больных, собирали греческие и византийские рукописи. В процессе перевода монахи дополняли их своими знаниями из опыта народного врачевания. Так, в XI в. (1073) был переведён с болгарского языка «Изборник». Он состоял из фрагментов библейских книг, сочинений византийских богословов, и проповедников по вопросам богословия, христианской нравственности и мироведения. В 1076 г. переведён новый «Изборник». Цель этого перевода - связать общественные отношения на Руси с нормами новой христианской морали. В нём были также описаны некоторые болезни, представления о причинах, лечении и предупреждении их, даются советы о питании. Есть сведения о лечцах резальниках (хирургах), которые умели ампутировать конечности, делать прижигания и лечить поражённое место, травмы мазями. Описаны ножи для расчленения. Есть сведения о неизлечимый недугах, о женщинах-лекарях, о привлечении женщин к уходу за больными.

В Киево-Печерском монастыре были разработаны первые конкретные положения о врачебной этике на Руси: лечец должен быть образцом чело­веколюбия, ради больного выполнять самые чёрные работы, быть терпимым и сердечным по отношению к больным, делать всё, что в его силах для излечения больного. Монастырская медицина не были монопольной. Документальные источники XII в. указывают на существование и светской мирской медицины. Светские лекари, видимо, также были из Византии. Несмотря на отдельные случаи антагонизма, монастырская и светская медицина была единой системой медицинских знаний и меди­цинской помощи. Она была объединена христианской религией и единым идеалом- служением ближнему.

Социальное расслоение общества прослеживалось и в медицине. Если князей и бояр лечили врачи- иностранцы приезжавшие на Русь, то простое население лечилось у знахарей, ведунов, бабок, часто прибегавших к за­говорам и нашёптываниям.

Летописные записи свидетельствуют и о распространении заразных заболеваний. Опустошительные эпидемии (чумы, сибирской язвы) проникали как от южных кочевников, так и из Европы. Это побуждало к выработке энергичных мер защиты.

Традиционно оздоровительной считалась русская баня. Это было достижением русского народа. Уже в летописи монаха Нестора (XI в.) даётся описание паровой бани как незаменимого средства от многих болезней («Нет такого лекарства, которое было бы по своей силе равно бане»).

Противоэпидемическая система мер в древней Руси всегда являлась пред­метом удивления просвещённых иностранцев, посещавших Россию в XI-XYII вв. Так, в Киевской Руси борьба с эпидемиями проводилась следующим образом: 1. Запирание, заморение улиц и домов, где жили больные; 2. Устройство застав и засек в лесах. 3. Изолирование больных (кормили «улицей» вскладчину). В то же время захоронения в ХIY-XY веках производили на кладбище при церквах с соблюдением религиозных ритуалов, что способствовало рас­пространению заразы.

В Московском государстве XY-XYII вв. борьба с эпидемиями была более совершенней: 1. Вымораживание, сжигание и окуривание дымом, проветри­вание, мытьё домов, изоляция заражённых мест. Главная забота- спасение государства и войска. 2. В 1654-1665гг. было подписано более 10 специ­альных царских указов «о предосторожности от морового поветрия». Во время эпидемии чумы на дорогах устанавливались заставы и засеки, через которые никого не пропускали под страхом смертной казни, невзирая на чины и звания. 3. Деньги на заставах обра­батывались уксусом, а письма неоднократно переписывались. 4. В XYI в. умерших стали хоронить за чертой города. Так, в Новгороде, их уносили за шесть вёрст вниз по течению реки Волхов и хоронили вдали от зара­жённых мест и питьевых источников. 5. В начале XYII в. царь Борис Годунов повелел выделять специальных людей для захоронения умерших. 6. Священ­никам под страхом смертной казни запрещалось причащать умирающих, лечцов к заразным больным не допускали, а если кто-то всё же посещал больного, то был обязан известить об этом самого государя и сидеть дома впредь до царского разрешения. 7. Во время эпидемии (мора) прекращался ввоз и вывоз товаров, прекращались все работы на полях, а это в свою очередь вело к неурожаям и голоду.

Монголо-татарское нашествие, пагубно отразившееся на развитии ремёсел отразилось и на постановке врачебного дела. Светская меди­цина свертывалась, и только с XY в. начинается её возрождение. В ХY-XYI вв. на Руси широкое распространение получили травники, зельники, вертограды (садовые книги). Эти рукописные книги часто иллю­стрировались цветными рисунками. В них помешались сведения о причинах болезней и их признаках. Медицинские рукописи знакомили с аптечным инвентарём и посудой, приёмами обработки растений. В травниках и зельниках встречаются такие лекарственные формы, как порошки, мази, пластыри, растирания, полоскания, масла и др. Особое место уделялось количеству назначаемого лекарства и дозировкам в связи с возрастом. В древности русские врачи, как и на Западе, были одновременно и аптекарями. Разделение медицины и фармации произошло тогда, когда изго­товление лекарств значительно усложнилось и потребовало специальных знаний.

В конце XYI в. был учреждён Аптекарский приказ. Точная дата не из­вестна. Есть основания считать –1581 год. Возглавил приказ - аптечный боярин - князь Афанасий Вяземский (на протяжении XYII в. приказ возглавляли близкие к царю бояре, крупные сановники, приближённые царя). Например, при царе Фёдоре Иоанновиче - Борис Годунов, при Борисе - его родственник - Семён Годунов. Традиция сохранялась и далее. Среди руководителей приказа - представители знатнейших родов - Черкасских, Шереметевых, Милославских и др. Подобное объяснимо, поскольку первоначально одной из главнейших задач приказа была забота о здоровье царя. Они подносили царю лекарства предварительно пробовав, чтобы избежать отравы. Важнейшие функции приказа: обеспечение медицинской и лекарственной помощью армии, подбор лекарей и аптекарей, контроль их знаний. Особую осторожность проявляли к иностранцам, требуя от них аттестата, или рекомендаций от городов.

Аптекарский приказ осуществлял также сбор лекарственных растений. Этим занимались опытные люди – травники (или помясы). Они находились в штате приказа. Аптекарский приказ руководил продажей водочных изделий. В ведении приказа находились Аптекарская палата с аптекой, апте­карский сад и огород, аптекарские дворы. Здесь производили заготовку различных пищевых продуктов и наряду с этим изготовляли лекарственные средства. Дворы приготовляли пластыри, мази, масла, экстракты, настойки, соки и т.д. Там же производилась перегонка эфирных масел, настоек, вод, водок, получение спиртов. Для готовой продукции и лекарственного сырья имелись амбары, погреба, ледники и др. помещения.

В штат аптекарского приказа входили доктора, аптекари, лекари, окулисты, переводчики, травники, часовых дел мастера, дьяки, подьячие, целовальники. Докторами называли лиц, имеющих медицинское образование. Аптекари имели с ними равные права: они готовили лекарства для царя и его семьи и должны были находиться в аптеке «денно и ношно», они же вели книги прихода и расхода; окулисты - доктора без специального диплома, но умеющие лечить глаза и делать глазные операции, их труд ценился выше, чем лекарей. Целовальники, служащие Приказа, ведающие запасами водок и спирта; травники-заготовители лекарственных трав; дьяки - занимались делопроизводством, составляли протоколы, доклады, отчёты и т.д., им помо­гали подьячие. Все служащие Аптекарского приказа назначались и увольнялись пои­мённо указом царя. При Аптекарском Приказе была хорошая библиотека.

В 1654г. Аптекарским Приказом была открыта Московская врачебная школа для подготовки военных лекарей (лекарская школа). Она существовала на средства государственной казны. В первый год в неё было зачислено тридцать стрельцов и стрелецких детей. Впоследствии принимались дети духовенства и служилых людей. Срок обучения - 5 лет. За этот период изучали анатомию (по рисункам и скелетам), хирургию, медицину, ботанику, диагностику болезней, фармакологию, фармацию, латинский язык и др. предметы, проходили практику в аптеках и в полках. По окончании лекар­ской школы выпускники в основном отправлялись на работу в армию. Первый выпуск был сделан в 1660 году. В нем особенно выделялся Иван Венедиктов - один из первых русских фармацевтов и основатель целой династии врачей. На протяжение всего XYIII века Венедиктовы были лучшими московскими уро­логами. В 1653г. была открыта школа костоправного дела. Срок обучения один год. В 1682г.- открыта славяно-греко-латинская Академия.

Важную роль в развитии медицинского образования имело книгопеча­тание. Епифаний Славицкий перевёл на русский язык книгу Андрея Везалия «О строении человеческого тела».

Первую аптеку в России основал Джемс Френчем в 1581 году (до этого встречались лишь упоминания о нескольких аптекарях, об аптеках сведений не сохранилось). Аптека Френчема была царской, придворной. Снабжалась лекарствами из-за границы и из различных регионов России. Для сбора лекарственных растений были заведены аптекарские сады и огороды в Москве. Уже в конце XY1 – начале XYП вв. врачи в России употребляли привозные лекарства (опий, камфара, александрийский лист) и чисто русские лекарственные растения – солодковый корень, можжевельник и др. Ромашку, например, применяли при лечении 25 заболеваний. Начиная с 30-х годов XYП в. лекарства из аптеки по указанию царя начинают отпускаться для «всех чинов людей».

В 1672 г. по велению царя построена вторая аптека – для всех людей. Она стала называться «новой» в отличие от первой «старой». В 1682 г. – при гражданском госпитале у Никитских ворот – открыта 3-я аптека. Видимо, большого дохода казне аптеки не приносили. Только этим можно объяснить тот факт, что при второй аптеке существовал «большой кабак, который вместе с аптекою приносил казне в год чистого дохода до 28 тысяч рублей» - сумма по тем временам астрономическая. По свидетельству шведского дипломата, московская аптека была снабжена хорошими лекарствами. Они отпускались за печатью и стоили чрезвычайно дорого. В это же время были устроены аптеки в других городах России: в Вологде (1673), в Казани (1679). Существовала строгая иерархия: доктора, лекари, костоправы, аптекари, лекарские, алхимистские, аптекарские ученики.

В 1652 г. боярин Ртищев Ф.М. основал в своих домах первую больницу-богадельню. Он предложил воюющим государствам заключать соглашения о сохранении жизни раненым и уходе за ними. В 1682 г. - в Москве опубликован Указ об открытии двух больниц.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)