АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Диалектическое и метафизиическое понимание отрицания.Отрицание отрицания-спиравелидность развития
Маркс писал «не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования». В самом деле, скажем, эмбриональное формирование человеческого детеныша сменяется младенчеством, которое в свою очередь уступит место детству, оно затем будет вытеснено подростковым возрастом, перейдет в юность и т. д. Орудия из железа некогда вытеснили в процессах производства каменные орудия. Повсеместный ручной труд уступил место все шире применяемому труду механизированному труду и т. д. Каждая новая фаза «отрицает» предыдущую. Реальным аналогом «отрицания отрицания» и в природе, и в обществе служат, в частности, спиралевидные процессы, сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность. Циклических процессов существует в мире великое множество. Цикличность формирования и гибели, рождения и смерти, обновления и старения проявляется во всех процессах природных и общественных изменений. Закон отрицания отрицаний органически связан с двумя другими. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Различают три вида отрицания: формально-логическое, метафизическое, диалектическое. В обыденной жизни и в своей деятельности мы употребляем предложения утверждающего или отрицающего характера. Материалистическую диалектику интересуют прежде всего и главным образом такие отрицания, которые служат условием и моментом развития. В этой связи несостоятельным является метафизическое понимание отрицания. В рамках метафизики отрицание представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало (смена эпох, теорий). Гносеологические корни такого понимания отрицания кроются в непризнании наличия противоречий у предметов. Причины их развития или не рассматриваются или сводятся к действию внешних сил. Основным содержанием диалектического отрицания являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию зарождающегося нового. Главной причиной отрицания служит возникновение, развитие и разрешение противоречия. Ни в одной области не может происходить развития не отрицающего своих прежних форм существования. Возникновение философских школ, смена формаций, создание новых научных теорий – все это свидетельства диалектического отрицания. Характерные его признаки – объективность, имманентность(самоотрицание), абсолютность, конкретность (в смысле определения способа отрицания и в смысле единства противоположностей – уничтожения и сохранения), результативность – должно возникнуть что-то новое. Таким образом диалектическое отрицание выступает как выражение связи нового со старым, преемственности в развитии. Во всяком диалектическом отрицании объединены такие действия, как уничтожение старой формы, переделка содержания с сохранением и развитием всего жизнеспособного. З.о.о. предполагает: 1.повторяемость в процессе развития. 2.возврат к исходному положению, но на более высокой ступени. 3.относительную завершенность конкретных циклов развития. 4.несводимость развития к движению по кругу. В этом сущность рассматриваемого закона. Если первое качество отрицается вторым, а второе-третьим, то, следовательно, у первого и третьего должно быть нечто общее, что существенно отличало бы его от среднего. Этот процесс Гегель назвал о.о. Внутренний механизм процесса диалектического отрицания включает следующие компонен-ты: две стороны антагонизма – положительную и отрицательную; нарастание отрицательной противоположности; преобладание отрицательной тенденции над положительной, отрицание старого новым, возникновение нового качества. Когда новое только что родилось, старое в течение некоторого времени еще остается, ибо последнее сильнее его. Это всегда бывает и в природе и в общественной жизни и в науке и в общественной жизни. Крупнейшим отрицанием 20-го века стала теория относительности Энштейна, которая отрицает старые представления о мире. Спиралевидность развития предполагает цикличность. Развитие как-бы повторяет пройденные уже ступени, но повторяет их иначе, на более высокой ступени в иных условиях, среде. Поступательное движение не тождественно движению по прямой. З.о.о. имеет всеобщий характер. Он действует в природе, обществе и мышлении. Правда его проявление весьма своеобразно. Из интегрального характера этого закона вытекает важное методологическое требование: необходимо осуществлять комплексный подход к явлениям развивающейся действительности, рассматривать системы и структуры в их генетическом развитии.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | Поиск по сайту:
|