АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Категория содержания и формы,их связь и взаимодополнительность

Читайте также:
  1. II.3. Закон как категория публичного права
  2. III. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
  3. III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
  4. IV. Двойная связь и конверсия
  5. V. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНСПЕКТИРОВАНИЯ МЕСТ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ
  6. Автогенератор с емкостной обратной связью
  7. Биологическая обратная связь
  8. Биологическая обратная связь.
  9. Бытие как наиболее общая категория философии.Материальное и духовное бытие.
  10. Бытие как философская категория.
  11. В местах принудительного содержания
  12. В разных категориях тяжести и напряженности, дБА

Под содержанием понимается все находящееся в предмете (процессе): его существенные связи, компоненты и его несущественныесвязи, компоненты.

Под формой понимается как внешнее выражение содержания, так и внутренний способ взаимосвязи компонентов содержания (в последнем случае форма близка по сути структуре).

Диалектику формы и содержания раскрывают следующие положения.

1. Единствоформы и содержания. Любой материальный предмет, процесс есть единство формы и содержания. Следовательно, нет бесформенного содержания, как нет и бессодержательной формы.

2. Противоречивость формы и содержания. Форма и содержание – диалектические противоположности. Отношения между ними могут быть охарактеризованы:

а) как гармониясоответствие формы содержанию, а содержания форме и как следствие этого - оптимальность развития предмета;

б) как дисгармониянесоответствие формы содержанию и наоборот, при котором возникают деформации в функционировании и развитии предмета;

в) как конфликтнесовместимость формы с содержанием, а содержания с формой, при которой предмет не может больше развиваться в прежнем качестве.

Таким образом, развитие предмета есть единство и борьба его противоположных сторон – формы и содержания.

Содержанию присуща тенденция к постоянному изменению, форме – тенденция не меняться, оставаться прежней. Противодействие данных тенденций обнаруживается в противоречии между новым содержанием и старой формой. Данное противоречие в природе разрешается как бы автоматически, а в обществе человек должен быть готов к самостоятельному его решению, искать форму, соответствующую содержанию.

3. Разнородность взаимовлияния формы и содержания. Содержание в процессе своих изменений может изменять форму. Форма же может сдерживать или способствовать развитию содержания (если речь идёт о внешней форме) и изменять содержание, если происходят изменения во внутренней форме предмета (его структуре).

4. Вариативность выражения содержания формой. Одно и то же содержание может быть выражено в различных формах. Здесь важно выделять: формы, соответствующие содержанию; не соответствующие содержанию и несовместимые с содержанием. В одной и той же форме может выражаться разное содержание.

Соотнося категории «содержание» и «форма» в гносеологическом плане следует исходить из того, что поскольку содержание относится к внутренней стороне предмета, постольку познаётся оно через своё проявление во вне, через форму.

Изучение форм становится важной познавательной задачей, так как позволяет представить развитие любого процесса как последовательную смену его форм. Здесь важно иметь представление о разнообразии тех форм, в которых может протекать процесс, о том, какие формы соответствуют конкретному этапу развития, какие оптимальны, а какие будут сдерживать развитие; о том, каковы перспективы развития процесса в той или иной форме. Но как бы не было важно изучение форм, не следует забывать, что изучается форма в связи с решением задачи оптимизации развития содержания.

Выход человека на уровень познания необходимых свойств и связей, а также возможных последующих изменений является более глубокой (высокой) ступенью, чем познание причинных связей. Здесь уже определяется сущность, тогда как далеко не все причинные связи относятся к сущности. Однако для раскрытия сущности одного причинного блока категорий недостаточно. Параллельно движению познания от причинности к необходимости и возможности происходит выявление внутренней структуры, организации сложного целого. В данном случае используются категории „содержание" и „форма", а также понятия „часть", „целое", „элемент", „структура" и др.

Познавая взаимодействия и обусловленные ими изменения, мы улавливаем и воспроизводим в сознании сначала внешние, а затем и внутренние способы связи элементов содержания, относительно устойчивый способ, в рамках которого осуществляются все свойственные материальному образованию взаимодействия, все протекающие в нем процессы. Этот способ организации процессов и взаимодействий, относительно устойчивая система взаимосвязей выражаются и фиксируются в категории „структура" (внутренней форме системного образования, которое обладает еще и внешней формой).

Соотносительной с понятием „форма" является категория „содержание". В содержание того или иного образования входят как элементы, так и процессы. Содержанием организма, например, будут не только его органы, но и все процессы, происходящие внутри этого организма.

Содержание как совокупность всех элементов, процессов и взаимодействий является ведущей стороной по отношению к его форме. По сравнению с формой она представляет более мобильную сторону, ибо форма как способ, тип, характер взаимосвязей элементов и процессов содержания более устойчива, консервативна. Форма представляет собой нечто существенное и значимое для содержания: она не была бы таковой, если бы изменялась при каждом локальном изменении содержания. В определенных пределах форма „безразлична" к содержанию, может „выдержать" частичные, локальные подвижки в содержании. И лишь когда изменения в содержании выходят за рамки локальных, тогда они в совокупности приводят к изменению формы, т. е. способа организации содержания. В этом проявляются как ведущая роль содержания, так и значимость и активность формы.

До сих пор речь шла о внутренней форме. Внешняя же форма гораздо мобильнее и менее существенна для содержания. Ее изменения обычно не затрагивают внутренней формы. Например, из одного и того же куска стали можно сделать предметы различной внешней формы (топор, меч, плуг и т. п.). Но внутренняя форма (кристаллическая структура, в которой организованы атомы железа) остается неизменной. Под воздействием глубоких изменений содержания происходит изменение этой формы, разрушение кристаллической решетки, что очень существенно и для самого содержания. Обладая относительной самостоятельностью по отношению к содержанию, форма может не только отставать в своем развитии от содержания, но и опережать его.

Когда вещь рассматривается с точки зрения содержания, она выступает как целое, как совокупность всех элементов, сторон, ее составляющих, взаимодействий между ними. Именно в этом суммарном виде содержание соотносится с формой. Но суммарная характеристика содержания по мере дальнейшего познания объекта становится недостаточной. Возникает необходимость в более тщательном изучении отдельных компонентов содержания. Взаимосвязь отдельных частей с целым, в которое они входят, отражается в категориях „целое" и „часть". В случае системного образования часть и целое выступают в качестве элемента и системы.

14.Категории сущности и явления,видимости и их значение в познании. Сущность и явление

Явление в онтологическом плане – это предмет в его целостности, а сущность – это внутренняя основа существования и развития предмета.

Любое явление существенно, то есть в мире нет предметов, не имеющих внутренней основы своего существования. Сущностью определяется характер развития предмета, обусловливается содержание и другие важные параметры его бытия.

Сущность обнаруживает свою реальность в совокупности внешних характеристик предмета, которые также принято называть явлением. В данном случае понятие "явление" употребляется уже в ином онтологическом смысле, а именно для обозначения внешней стороны предмета в отличие от внутренней стороны, его основы – сущности.

Таким образом, в онтологии понятие " явление" используется в двух значениях:

1 ) для обозначения предмета в его целостности;

2) для характеристики внешней стороны предмета.

Когда явление определяется как диалектическая категория, то следует исходить из второго значения этого понятия.

Сущность – категория диалектики, отражающая основу существования и развития предмета, которую можно представить в виде системы свойств и отношений предмета, обусловливающих другие его свойства и отношения.

Явление – категория диалектики, обозначающая внешнюю, «являющуюся» сторону предмета, в которой обнаруживает себя сущность.

Диалектика сущности и явления наиболее полно передается в выражении: сущность является, а явление существенно. Сущность является, то есть посредством явления обнаруживает себя во внешней среде. Явление существенно в том смысле, что содержит в себе сущностные характеристики предмета.

В явлении есть то, что из сущности не вытекает, а обусловливается, к примеру, внешними обстоятельствами, межпредметным взаимодействием. Поэтому сущность и явление никогда полностью не совпадают: в явлении всегда есть содержание адекватное и содержание, неадекватное сущности.

Содержание явления, неадекватное сущности предмета, выступает объективной основой кажимости (видимости) – искаженног о выражения сущности предмета. Простейшим примером кажимости может служить видимое слияние рельсов железнодорожного пути в одной точке, наблюдаемое в перспективе линии движения.

Онтологическое представление о взаимосвязи сущности и явления служит основой для уяснения данных категорий в гносеологическом плане.

Сущность в гносеологическом плане – это познанное в той или иной степени и выраженное в терминах определенной науки основание предмета.

Путь к познанию сущности начинается с изучения явления.

Явление в данном отношении – это сторона предмета, непосредственно данная человеку в его ощущениях.

Обращаясь к явлению, человек стремится обнаружить сущность через свойства и отношения предмета, доступные органам чувств. Однако без известных интеллектуальных усилий сущность предмета не обнаружить, ибо сущность мыслится.

Мышление есть не что иное, «как деятельность различения сущности от явления» (Л.Фейербах).

Мышление познает сущность, используя различные методы познания (анализ, синтез и т. п.), позволяющие проникнуть в глубь предмета и представить его в виде системы разнообразных связей, а затем выделить существенные среди них.

Формой и ступенью познания сущности является закон.

Закон – это существенная связь, раскрытая и описанная наукой на определённом уровне познания сущности.

Таким образом, познание сущности конкретных предметов идёт от явления к сущности, от сущности одного порядка к сущности другого порядка, то есть от познания менее глубокой к познанию более глубокой сущности. В этом закономерном движении познания обнаруживается многопорядковый характер сущности.

Отдельные материальные системы, как и объекты, состоящие из таких систем, имеют
еще один структурный параметр - отношение между явлением и сущностью, или, иначе
говоря, отношение между феноменалистской и эссенциалистской сторонами. Этот
аспект систем является наиболее важным среди атрибутов материального объекта; с
ним тесно связана структура процесса познания. Все другие аспекты, выраженные в
соотношениях категорий "система - элемент", "целое - часть", "содержание -
форма", в своем конкретном превращении из "вещи в себе" в "вещь в нас" имеют
исходным своим звеном явление. В разрабатываемой В. П. Бранским атрибутивной
модели материального объекта явление и сущность занимают место фундаментальных,
наиболее сложных атрибутов; все другие атрибуты (качество, изменение, закон,
возможность, причинность и т.д.) характеризуют различные стороны этих атрибутов
или различные аспекты взаимоотношения между ними.

Понятие явления определяется как форма проявления сущности, как внешнее
обнаружение сущности, т.е. как внешние свойства и их системная
структурированность. Такое определение малоинформативно, если не раскрыть
понятия "сущность" (ситуация, аналогичная сложившейся при определении понятия
"система"). Под сущностью обычно понимают главное, основное, определяющее в
содержании системы, заключенное в предмете основание всех происходящих с ним
изменений при взаимодействии с другими предметами. Это определение недостаточно
корректно в том плане, что в нем сущность, а с ней и явление лишены подвижности;
а между тем они динамичны в своем соотношении, что и должно быть отражено, на
наш взгляд, в исходном определении сущности.

Таковым может быть понимание сущности как отношений или свойств системы, от
которых зависят другие ее отношения или свойства. Категория сущности служит для
выделения в системе таких ее свойств и отношений, которые обусловливают другие
ее свойства и отношения. Явление же - это свойства и отношения системы,
обусловленные ее сущностью.

Все материальные системы, заключая в своем содержании причинно-следственные
связи, имеют обусловленное и обусловливающее. Нет ни одной системы, которая
имела бы одно и не имела бы другого; нет сущности без ее проявления, нет явления
без сущности. Сущность и явление неразрывно связаны друг с другом.

Они связаны и тогда, когда сущность проявляет себя неадекватно, в форме
видимости. Видимость проистекает из-за обмана органов чувств (галлюцинации,
аггравации и т.п.), из-за недостаточной осведомленности, искажающей картину
реальности, из-за социально-групповой позиции субъекта познания и т.п. В отличие
от этих субъективных заблуждений (имеющих, кстати, некоторую реальную основу)
объективнаякажимость имеет непосредственное полное основание внутри структуры
действительной сущности или во взаимодействии таких сущностей. Например,
заработная плата выступает как оплата всей произведенной работы; на самом же
деле она представляет собой денежное выражение стоимости рабочей силы и
детерминирована структурой производственных отношений. Приведенный пример
относится к внутрисущностнойкажимости. Е. П. Никитин предлагает выделять и
другой вид кажимости - кондициональную, или межсущностную, кажимость. К
последней можно отнести кажущийся излом линий предметов, частично погруженных в
воду. Здесь нет обмана органов чувств: они верно передают преломление лучей
света от разных поверхностей. Эта кажимость вызвана взаимодействием двух
сущностей, двух структур и является следствием соответствующих условий. Отсюда и
название - "межсущностная", или "кондициональная" (соп-ditio - условие),
кажимость. Вне данных условий ее нет. В обоих случаях кажимостьпротивоположна
сущности. Кажимость искаженно выражает сущность. Но и будучи противоположной
сущности, ее искаженным выражением, она остается объективной, находится в
единстве с явлением.

Явления, как мы видим, бывают двух типов: 1) адекватные и 2) неадекватные.
Кажимости, как подтип неадекватных явлений (видимо-стей), тоже подразделяются на
два вида: а) внутрисушностные и б) кондициональные (межсушностные). При
рассмотрении категорий "явление" и "сущность" имеются в виду оба типа явлений
(заметим, что термин "явление" даже в философской литературе часто употребляется
в значениях, тождественных понятиям "материальный объект", "событие", "процесс",
"существование", "реальность", а не только как проявление сущности).

Диалектика соотношения явления и сущности раскрывается в нескольких планах,
наиболее значимыми из которых будут взаимодействие (движение) систем, развитие
систем, познание систем.

Вне взаимодействий системы остаются "вещами в себе", не "являются",
следовательно, и об их сущностях ничего узнать не удается. Только взаимодействие
раскрывает их природу, их характер, внутреннюю структуру. Будучи неразрывно
связанным со своей сущностью, явление в результате взаимодействия данной системы
с другой не только проявляет эту сущность, но и несет на себе печать другой
сущности, отражение специфики явления и сущности другой системы. Явление в
известной мере - и "для-других-бытие".

Взаимодействуя с множеством других материальных систем, данная система обретает
множество проявлений своего бытия ("в-себе-бытия"). В каждом из них проявляется
одна из сторон сущности системы, одна из ее граней, один из ее моментов. В своей
же внутренней структурной взаимосвязи эти моменты, грани, стороны образуют
единство (как единое), раскрываясь во множестве связей с другими системами.
Сущность одна, явлений множество. На этом же основании явления, поскольку они
также "для-других-бытие", в своей совокупности богаче сущности (хотя несомненно,
что сущность глубже любого из своих проявлений, глубже всего комплекса своих
явлений). "В явлении, кроме необходимого, общего и существенного, есть ряд
случайных", индивидуальных, временных моментов... В смысле обширности, объема
свойств явление богаче сущности, но в смысле глубины сущность богаче явления"
(Никитин Е. П. "Сущность и явление. Категории "сущность" и "явление" и
методология научного исследования". М., 1961. С. 11 - 12). Явление выражает лишь
одну из сторон сущности, никогда полностью не совпадая со всей сущностью. В свою
очередь сущность никогда полностью не совпадает со своими явлениями, ни взятыми
порознь, ни в совокупности.

В диалектике сущности и явления в развивающихся системах основная роль
принадлежит сущности; проявления же последней, сами по себе многообразные,
оказывают влияние на развитие своей основы, своей сущности.

Познание идет от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой
сущности. Но бесконечность познания сущности не есть релятивность, ведущая к
скепсису как пессимистической жизненной установке. Признание многопорядковой
сущности не исключает, а предполагает возможность ее объективного отражения и
достижения первого ее "абсолютного" рубежа - основного закона, позволяющего
объяснить главные направления развития этой сущности. Сумму всех изменений "во
всех их разветвлениях не могли бы охватить в капиталистическом мировом хозяйстве
и 70 Марксов. Самое большее, - отмечал В. И. Ленин, - что открыты законы этих
изменений, показана в главном и в основном объективная логика этих изменений и
их исторического развития... Самая высшая задача человечества - охватить эту
объективную логику хозяйственной эволюции (эволюции общественного бытия) в общих
и основных чертах с тем, чтобы возможно более отчетливо, ясно, критически
приспособить к ней свое общественное сознание" (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т.


В процессе познания важно в главном, в основном схватить сущность, выявить ее
общую, ведущую структуру, выражаемую основным законом системы. Этим вносится
конкретность в диалектику уровней сущности, указывается основной ее структурный
узел, но вместе с тем и не перекрывается дальнейшее движение по уровням
сущности, тем более по уровням развивающейся, постоянно модифицирующейся
сущности.

Процесс познания сложных систем в природе многоступенчат, труден и связан с
поиском главных, определяющих сущностных структур. Если, к примеру, на пути
познания злокачественных опухолей уже обозначены этапы, связанные с
канцерогенной теорией (которую условно можно соотнести с первым уровнем сущности
данного процесса), а также с вирусо-генетической теорией (сущностью, так
сказать, второго порядка), и на этих этапах несколько расширяются возможности
лечения рака, то не может быть сомнений в достижении уровня, который будет
связан с открытием структур, управляющих вцелом механизмами патологических
новообразований. Познание сущности (как и познание формы и содержания, элементов
и системы) важно не само по себе, а для овладения ею, для управления системами.

По мере развития знания о материальных системах обнаруживается, что сфера
явления в ходе этого процесса расширяется. То, что было сущностью первого
порядка вчера, сегодня, при сопоставлении с сущностью второго порядка, т.е. с
тем, что обусловливает первичную сущность, может оказаться явлением. В нашем
примере со злокачественным заболеванием в сферу явления попадают, таким образом,
не только внешние симптомы болезни, устанавливаемые при терапевтической
диагностике, но и те процессы, признаки, которые на начально-сущностном уровне
фиксируются канцерогенной теорией, однако сколько-нибудь полно ею не объясняются
и на этой основе эффективно не "управляются". В литературе приводится и такой
факт: атомный вес в одном отношении (к химическим свойствам элементов) выступает
как сущность, а в другом (к более глубокой сущности - заряду ядра атома) - как
явление. В общем наблюдается такая картина: свойство "D" какой-либо материальной
системы, будучи сущностью по отношению к свойству "С", в то же время выступает
как явление по отношению к более глубокой сущности "Е"; в свою очередь "Е" будет
явлением (или его частью) по отношению к еще более глубокой сущности "F", и т.д.
Иначе говоря, одна и та же структура может быть одновременно и явлением, и
сущностью: явлением в одном отношении, сущностью - в другом.

Отсюда верность того понимания сущности, которое связывает ее с обусловливанием.
Сущность определяется лишь по отношению к некоторой системе. Нельзя спрашивать,
существенен или нет некоторый признак безотносительно к какой-либо системе или
безотносительно к специфике отношения обусловливания признаков в этой системе.
Конкретный предмет объективно представляет собой множество различных систем (или
подсистем). Относительно каждой из них можно выявить ее сущность. Но выявление
сущности предмета и определение сущности - вещи разные. Мы определяем понятие
сущности не относительно всех систем, а относительно каждой из систем (см.:
Петров Ю.А. "Логическая функция категорий диалектики". М., 1972. С. 136 - 137).

Таковы основные характеристики системности как атрибута материи, выражаемые
понятиями "структура - элемент - система", "целое - часть", "содержание -
форма", "сущность - явление".К этой группе категорий, характеризующих
системность материи, относятся также "вещь - свойство - отношение"; "единичное -
особенное - общее" и некоторые другие категории. Дальнейшую свою конкретизацию
системность получает при анализе развития и детерминации (самодетерминации)
материальных систем, на чем мы и остановимся.


15.Сущность и значение категорий возможности и действительности.

В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно
существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся
совокупность налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью. На
последний момент в характеристике категории действительности обращал особое
внимание Гегель, отмечая, что "действительность есть ставшее непосредственным
единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего" (Соч. М. - Л.,

действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное
время, в определенных условиях; действительность отдельного конкретного
материального объекта - это его актуальное бытие. В этом значении категория
действительности и сопоставляется с категорией возможности.

Возможность - это такое состояние (или такая ситуация), когда имеется одна часть
детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда
детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление.

Каждая материальная система, природная или социальная, сначала существует
потенциально, а затем может стать действительностью. С этой точки зрения
развитие представляет собой бесконечный процесс реализации одних возможностей и
возникновения новых возможностей.

Под возможностью понимается также то, тенденции возникновения и развития чего
уже имеются в действительности, но что еще не стало наличным бытием.

Если действительность есть актуальное бытие, то возможность - потенциальное
бытие, это будущее, содержащееся в настоящем. В категории возможности отражаются
предпосылки возникновения новой действительности, которые уже имеются в наличном
бытии. Антонимом понятия возможности является понятие невозможного, т.е. таких
событий и явлений, возникновение которых исключается закономерностями, присущими
действительности.

Диалектическая взаимосвязь возможности и действительности проявляется в ряде
отношений. Прежде всего они предполагают друг друга. Всякая конкретная
действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и
развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации
ранее существовавших возможностей. В категориях возможности и действительности
мир характеризуется прежде всего с точки зрения его становления, изменения,
развития. На этот момент обращал внимание еще Аристотель, когда характеризовал
изменение как непрерывный переход возможности в действительность Признавая
диалектическую взаимосвязь этих категорий, научная философия в то же время
подчеркивает примат в этой паре категории действительности. Действительность
включает в себя все возможности своего дальнейшего развития, но ни одна
возможность не охватывает всей действительности. Именно поэтому Гегель
характеризовал возможность как "абстрактный момент действительности" (Соч. Т. 1.
С. 240).

Эти две категории, с одной стороны, выступают как категории диалектической
концепции развития, с другой - как категории детерминизма. Весь процесс развития
в самом общем виде может быть охарактеризован как процесс зарождения и
действительного определения спектра возможностей, дальнейшего сужения этого
спектра до одной реальной возможности и дальнейшего ее превращения в новую
действительность. Диалектика возможности и действительности придает связность
процессу развития, ведет к пониманию развития прежде всего как саморазвития:
действительность через порождение возможностей и их последующую реализацию как
бы разворачивает процесс своего становления во времени (разумеется, механизм
этого становления может быть понят только на основе действия законов
диалектики).

Вместе с тем в категориях возможности и действительности раскрывается сущность
объективного процесса обусловливания, в них выражается закономерный характер
процесса становления, конкретизируется диалектика взаимосвязи сущности (закона)
и явления, необходимости и случайности, причины и следствия.

Связь категорий возможности и действительности с категориями детерминизма
проявляется в ряде отношений.

Прежде всего, само определение понятия возможности содержит явное обращение к
понятию закона, закономерности, регулярной обусловленности: возможно то, что не
противоречит законам функционирования и развития объекта, что предполагается
действующими законами. Отрицание регулярной обусловленности процесса развития и
становления делает бессмысленным само понятие возможности.

Имеются разные виды возможностей (существенная и несущественная, обратимая и
необратимая, формальная и реальная и др.).

Обратимой возможностью называется такая возможность, с превращение которой в
действительность первоначальная действительность становится возможностью. Пример
- превращение жидкого состояния воды в газообразное. Необратимой называется
такая возможность, с превращением которой в действительность первоначальная
действительность становится невозможностью. Пример - смерть человека.

Для понимания существа формальной и реальной, абстрактной и конкретной
возможностей важное значение имеют следующие их связи (разграничение предложено
А. П. Шептулиным). Первые две соотносятся с необходимостью и случайностью,
вторые две - с стадиями развития материальной системы. Возможности, которые
обусловлены случайными свойствами и связями, считаются формальными (таковой, к
примеру, является выигрыш автомашины в лотерее). Для превращения их в
действительность нужно, чтобы "пересеклись" в одной точке не две необходимые
линии, что само по себе уже есть, как мы знаем, случайность, но чтобы
"пересеклось" в одной точке множество необходимых линий. Приведенный в примере
"случай" возможен, но вероятность его близка к нулю; это скорее даже
невозможность, чем возможность. Реальные возможности - это такие возможности,
которые обусловлены необходимыми сторонами и связями объекта (пример -
возможность созревания овощей на огороде, когда имеются определенная температура
воздуха, своевременное выпадение осадков и т.п.).

Абстрактные возможности - это возможности, для осуществления которых на данной
стадии не могут сложиться соответствующие условия; эти возможности могут
появиться лишь при достижении материальным образованием более высокой стадии
развития. Так, в Западной Европе при простом товарном производстве разрыв цепи Д
- Т - Д' в течение ряда столетий являлся лишь абстрактной возможностью кризиса
этого производства. Лишь после 1825 года, как известно, такое нарушение
естественного процесса более чем на столетие определило уже конкретную
возможность экономических кризисов. Конкретная возможность - это возможность,
для осуществления которой на данной стадии развития материальной системы могут
сложиться соответствующие условия.

Для превращения возможности в действительность необходимо действие объективных
законов, которые задают спектр возможных тенденций развития предмета, и
формирование определенных условий для реализации одной из возможностей.

Принадлежность категорий возможности и действительности к группе категорий
детерминизма проявляется также через их связь с категориями необходимости и
случайности. В той мере, в какой возможность может превратиться в
действительность (а она может и не превратиться), она является случайностью. Но
в той мере, в какой возможность имеет объективные предпосылки своего
существования в наличной действительности, в объективных тенденциях ее развития,
она обладает и необходимостью. На стадии превращения реальной возможности в
действительность возможность из случайности превращается в необходимость, она
как бы теряет случайную компоненту в своей природе. Более того, диалектика
возможности и действительности, да и случайности и необходимости в определенных
контекстах рассмотрения оказывается пересекающейся. В той мере, в какой
случайность является формой выражения и дополнения необходимости, возможность
является формой проявления и дополнения действительности. Эти две пары категорий
органически связаны друг с другом. Особенно тесная связь категории возможности с
категориями необходимости и случайности обнаружилась в дискуссиях по проблемам
детерминизма и причинности в квантовой механике.

Для количественной оценки возможности в науке разработано понятие вероятности. В
конкретных науках было развито несколько понятий вероятности: классическое,
частотное, дисгтозиционное, логические, математическое и т.д. На базе
частнонаучных представлений о вероятности в настоящее время формируется
философское понятие вероятности.

Вероятность - это количественная мера возможности. Вероятность характеризует те
пределы, в которых существует возможность; она определяет степень близости
возможности к осуществлению, к действительности. Вероятность указывает на
величину основания возможности в реальной действительности.

Для определения степени близости возможности к действительности используется
шкала вероятности от 0 до 1 (или, в процентах - до 100%). Вероятность выживания
отдельной особи для млекопитающих и птиц - примерно 0,33 (или 33%). Известно
также, что взаимодействие "канцероген - вирус - клетка" способно порождать
злокачественную опухоль с вероятностью, равной 0,9 (т.е. 90%). Следует отметить,
что возможность или вероятность не всегда можно выразить численно с абсолютной
точностью. В приведенных и аналогичных фактах нередко применяют слово
"примерно". Во многих случаях для практики вообще не требуется это иметь, и
тогда применяются выражения типа: "малая вероятность", "большая вероятность"
("менее...", "более вероятно"), "равновероятно". Границы шкалы вероятности, т.е.
точки 0 и 1, являются моментами, с достижением которых возможность перестает
быть таковой, превращаясь в одном случае в невозможность, в другом - в
действительность. Не всякая возможность обязательно осуществляется, но любая
возможность содержит в себе определенную степень необходимости и, вследствие
этого, определенный шанс стать действительностью. Вероятность есть степень
необходимого в возможном. Возможность с большим основанием имеет соответственно
и большую вероятность осуществления. Опора на понятие вероятности придает
понятию возможности более конкретный операциональный характер и повышает его
познавательное и практическое значение.

Для механистического детерминизма процесс изменения и развития выступает как
реализации одной единственной возможности, определяемой к существованию
закономерностями механического движения. В этой концепции все будущие состояния
однозначно предопределены. Все возможное одновременно является и необходимым,
подлежащим реализации в действительности. Места альтернативным или нереализуемым
возможностям в этой концепции не остается. Процессы изменения и развития имеют
однозначно предопределенный, фатальный характер. Возможность и действительность
в механистическом детерминизме оказываются как бы тождественными.

В диалектическом детерминизме развитие понимается прежде всего как
последовательность определенным образом упорядоченных необратимых качественных
изменений. Каждая качественно новая стадия в развитии характеризуется действием
новых, качественно специфических закономерностей. А если это так, то на каждом
ключевом этапе развития и эволюции материальных систем возникают и новые
возможности, определяемые к существованию возникновением новых закономерностей,
и дальнейшее развитие идет по пути реализации новых возможностей, возникающих в
ходе превращения старых возможностей в новую действительность.

Поскольку развитие осуществляется через столкновение противоположных тенденций,
на каждом конкретном этапе развития существует целый спектр возможностей, из
которых не все превращаются в действительность. Реализуются только те
возможности, для осуществления которых складываются необходимые и достаточные
внутренние и внешние условия, а последнее всегда включает в себя элемент
случайности. Поэтому развитие не имеет однозначно определенного, фатального
характера. Иллюзия однозначной предопределенности и фатальности возникает только
при рассмотрении прошлого, где порядок событий остается неизменным. Будущее же в
силу многообразия возможностей и условий их реализации всегда имеет вероятный
характер.

Диалектическое понимание взаимосвязи возможности и действительности имеет
большое значение для познавательной и практической деятельности человека. В
познании отражается не только действительность, но и те возможности, которые в
ней коренятся. Именно знание возможностей и условий их реализации придает
человеческому познанию предсказательный, прогностический характер, что в свою
очередь позволяет науке опережать практику и объяснять целеполагающий характер
человеческой деятельности. Мера познания объективных возможностей и условий их
реализации прямо пропорциональна мере познания объективных законов
действительности, ибо только в отношении к законам можно выявлять объективные
тенденции развития материальных систем.

Сама практическая деятельность человека, направленная на преобразование
действительности, может базироваться лишь на знании и правильной оценке
возможностей, тенденций развития и изменения материальных систем. Ведь человек
может достигать поставленных перед собой целей только соразмеряя их с
объективными возможностями и создавая в ходе практической деятельности такую
совокупность условий, при которой реализуются желательные возможности.

Известный афоризм гласит: "Политика есть искусство возможного". Секрет этого
"искусства" и заключается в умении путем целенаправленной деятельности создать
такие условия, в которых нежелательные возможности теряли бы свой реальный
характер и не могли превращаться в действительность, а желательные возможности
приобретали бы реальный характер и превращались в действительность.

16.Категории причины и следствия.Условия и повод в структуре причинной связи. Одним из важных типов всеобщей связи является причинно-следственная связь. В ней причина то, что вызывает следствие, следствие результат действия причины. Причина часто определяется так, что оказывается внешним явлением, которое вызывает другое явление. В некоторых простых случаях это имеет место, и в обыденной жизни такое понимание причины может удовлетворять. Однако в решении сложных проблем современной науки, оно неприемлемо, т.к. не учитывает реакции того явления, на которое воздействует другое явление, называемое причиной. Но от этой реакции сильно зависит следствие. К тому же следствие всегда оказывается причиной другого явления => сложные причинно-следственные цепи.

Следовательно, причиной явлений правильно считать не какой-либо отдельный фактор, а, в конечном счете, взаимодействие сил, тел, процессов или внутренних элементов, сторон систем. Взаимодействие оказывается главным источником возникновения, изменения, т.е. рождение следствия, а следствие есть результат указанного взаимодействия.

Трудность в понимании причинности связана с тем, что традиционно-механическую причинность, действующую в механике, продолжают отождествлять с причинностью вообще. (механическая причинность не универсальна; в других условиях могут существовать др. виды причинности).

Причинно-следственная связь характеризуется некоторыми чертами.

- Она объективна существует в самой действительности независимо от сознания.

- Она всеобща любое событие, или явление, всегда имеет свою причину.

- Она носит необходимый характер, определенная причина всегда при наличии соответствующих условий вызывает одно и то же следствие.

Причина отличается от условий, т.е. совокупности внешних причин. Она активный, действующий фактор, вызывающий событие. Условия сами следствия вызвать не могут, хотя нужны для наступления события, способствуют ему. Среди внешних причин может существовать такая причина, которая непосредственно влияет на главную причину и ускоряет процесс появления следствия. Эту внешнюю причину называют поводом (ссора людей в трамвае). Наиболее сложный характер имеет причинная детерминация в обществе, где связь явлений и процессов усиливается деятельностью людей, их интересами, мотивами, целями, идеалами, волей, эмоциями. Но связи между причинами и следствиями могут носить не только необходимый, жестко обусловленный, но случайный характер.

- Материалисты отстаивают принцип детерминизма (от лат determino – определяю, филос. учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира). Детерминизм – (т.к. все в мревзамосвязано, можно предсказать к-то явления). Выделяют статистическую детерминированность, лапласовскийдетерменизм.

- Субъективные идеалисты стоят на противоположной точке зрения, на позициях индетерминизма (Индетерминизм – отрицается как объективность прич связей, так и ценность причинных объяснений в науке), отрицающего всеобщность и объективность причинности (Юм, Кант, Мах).

- Объективные идеалисты (Гегель) как будто бы не отрицают причинность, но причины у них идеальные, сверхъестественные, божественные явления.

Сущ несколько типов классиф пр-сл отношений, построенных по разным основаниям.

1. Клас-я по внутреннему содержанию процессов причинения (перенос материи, энергии и информации, выделяют матер и идеальные, информац и энергетические причины).

2. по способам проявления причинной связи (динамические и статистические).

3. Выделяются также причины общие, специфические и главные; объект и субъективные, непосредственные и опосредованные; всеобщие, особенные и единичные.

Категории причина и следствие характеризуют развитие со стороны его определенной упорядоченности: одно явление (событие) вызывает к жизни другое, являясь его причиной. Данные категории конкретизируют причинную связь между явлениями.

Явление может быть названо причиной другого явления при наличии следующих признаков: 1) если оно порождает, вызывает другое явление, предшествуя ему по времени; 2) если акт порождения «нечто» не случаен, а происходит с необходимостью. С учетом этих признаков причина - это явление, с необходимостью порождающее другое явление (или с необходимостью вызывающее изменения в существующем явлении). Следствие – это то, что возникает под воздействием причины.

В диалектике причины и следствия следует учитывать, что одна и та же причина при одинаковых условиях вызывает одно и то же следствие. При изменении условий, в которых осуществляется причинно-следственная связь, одна и та же причина может вызвать разные следствия.

17.Категория необходимости и случайности.Необходимость и свобода. Другой категориальной парой, тесно связанной с катего­риями „причина", „следствие" и вместе с ними образующей один категориальный блок, условно названный „причинным", являются категории „необходимость" и „случайность".

Необходимость была первоначально замечена людьми применительно к причинно-следственной связи. Человек обратил внимание на то, что за извест­ной причиной следует не любое, а лишь определенное следствие. На основе опы­та у него сформировалось понятие „необходимость" как характеристика причин­но-следственной связи. Содержание категории „необходимость" постепенно уточнялось, расширялось. Приобретя самостоятельность, категория „необходи­мость" стала соотноситься не с категорией „причина", а с категорией „случай­ность", а позднее и с понятием „вероятность" как долей необходимого в случай­ном.

Необходимым называется то, что причину своего сущест­вования имеет в себе, обусловливается внутренней природой материального образования; случайным — то, что причину своего существования имеет в другом явлении, в стечении внешних обстоятельств. Поскольку возникновение необходи­мых явлений обусловлено внутренней, коренной причиной, необходимость нельзя раскрыть без охвата многих причинных связей, которые могут быть внутренними и внешними, су­щественными и несущественными, главными и неглавными.

Не существует чистой необходимости и чистой случайности. Эти категории взаимосвязаны. К тому же зарождающаяся необходимость может вначале выражаться в форме случайных явлений, т. е. случайность со временем может стать необходимостью (изменчивость, например, наследственностью) и, наоборот, необходимость в процессе развития может утратить свои черты и стать случайностью.

И в историческом, и в процессуальном аспектах необходимость прокладывает себе дорогу через массу случайностей как закономерность, как тенденция. Случайность является формой проявления и дополнения необходимости: любое необходимое явление, событие в каком-то отношении оказывается случайным, ибо процессы в природе имеют вероятностный характер.

Неправомерно отрицать наличие случайных явлении на том основании, что они органически связаны с причиной. Но причины могут быть как необходимыми, так и случайными. Например, гибель урожая вследствие выпадения града является необходимым результатом взаимодействия кусочков льда с растением. А само выпадение града летом на данной территории является не необходимым, а случайным явлением, хотя оно тоже причинно обусловлено атмосферными условиями в то роковой день.

Если такие факты, отмечал Энгельс, что в данном стручке гороха пять горошин, а не шесть, что хвост этой собаки длиной пять дюймов, что этот цветок клевера оплодотворен определенной пчелой, относятся к тому же уровню, что и закон движения солнечной системы, то на деле не случайность поднимается до уровня необходимости (как рассчитывали метафизики), а необходимость девальвируется, опускается до уровня случайности, что исключает всякую возможность познания закономерных связей. И наоборот, абсолютизация необходимости ведет к противоположной метафизической крайности — к фатализму (и потому пословица „Кому суждено быть повешенным, тот не утонет" не выдерживает критики).

Упрощенчески-материалистическое понимание свободы воли человека, связывающее его только с необходимостью, даже познанной, фактически лишает человека этой свободы. Французский философ П. Гольбах отмечал: "во всех своих поступках человек подчиняется необходимости... его свобода воли есть химера". По Бюхнеру свобода - это свобода человека со связанными руками, свобода птицы в клетке. Действительно, если все однозначно необходимо, если нет случайностей, возможностей, если человек действует как автомат, то не останется места для свободы. Даже если человек познает необходимость чего-либо, то это познание тоже не меняет положения. Преступник, находящийся в тюрьме и "познавший" эту необходимость, не становится от этого свободным.
Имеется и другая трактовка свободы, противоположная первой. Свобода - это "возможность поступать так, как хочется. Свобода - это свобода воли. Воля - по своей сущности всегда свободная воля".
В одной французской легенде рассказывается о суде над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: обвиняемый виновен, так как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.
Свобода, как видим, может и не знать грани, отделяющей ее от ошибочных, а то и явно преступных действий человека. Свобода нередко вступает в конфликт с элементарными нормами жизни.
Только что приведенная французская легенда демонстрирует элементарное явление: нет абсолютной свободы, свобода всегда относительна (и не только ввиду имеющихся тех или иных рамок для своего осуществления; она имеет одну оценку в одной "системе отсчета" и другую оценку - в другой "системе отсчета").
Одной из наиболее разработанных концепций свободы является экзистенциальная концепция Н. А. Бердяева. Он считает, что связь свободы с природной или социальной необходимостью лишает подлинную свободу всякого смысла. Материальный мир причинен, принудителен, а подлинная свобода безосновна. Свобода не есть только выбор возможности (такой выбор тоже принудителен), свобода есть творчество, созидание ранее не бывшего. "Определение свободы как выбора есть еще формальное определение свободы. Это лишь один из моментов свободы. Настоящая свобода обнаруживается не тогда, когда человек должен выбирать, а тогда, когда он сделал выбор. Тут приходим к новому определению свободы, свободы реальной. Свобода есть внутренняя творческая энергия человека. Через свободу человек может творить совершенно новую жизнь, новую жизнь общества и мира. Но было бы ошибкой при этом понимать свободу как внутреннюю причинность. Свобода находится вне причинных отношений. Причинные отношения находятся в объективированном мире феноменов. Свобода же есть прорыв в этом мире"
В истории философии проблемы взаимосвязи свободы и необходимости существует три наиболее общих подхода:
- детерминизм (абсолютизирующий всевластье необходимости и, по сути, отрицающий свободу воли);
- индетерминизм (гипертрофирующий, напротив, автономию воли, противопоставленной необходимости);
- принцип единства, взаимообусловленности свободы и необходимости.
Конструктивным основанием для решения проблемы является третий подход, в рамках которого свобода и необходимость рассматриваются диалектически.
На основе результатов диалектического подхода свобода может быть представлена как осуществление субъектом власти над объектом в соответствии со своими потребностями (прежде всего — потребности самореализации). Осуществление этой независимости по отношению к необходимости предполагает:
1) познание необходимости;
2) выработку программы деятельности (на основании познанного);
3) реализацию этой программы на практике.
Проблема свободы исключительно сложна и многоаспектна, например, можно вести речь об абсолютной и относительной свободе, употребляя первое понятие как обозначение некоторого идеального, существующего всегда в перспективе, состояния, связанного с предельной самореализацией субъекта. Абсолютная свобода не является абсолютной фикцией, поскольку в качестве регулятивной идеи может оказывать вполне ощутимое влияние на реальность, в которой, однако наиболее явно представлена свобода относительная. Субъект всегда так или иначе ограничен объективно, многие обстоятельства его бытия — за пределами его власти, поэтому свобода как полная автономия и независимость от необходимости — это феномен иллюзорного сознания. Следовательно, уместно поставить вопрос о свободе "от" и о свободе "для", их взаимосвязи значимости в бытии обыденного и философского восприятия мира.
Существуют следующие модели свободы исходя из понятий потенцианальной (готовность субьекта к самоосуществлению, наличие благоприятных обстоятельств) и актуальной свободы. "Модели" свободы:
- органическая (цели субъекта — в данном случае в этом качестве выступает личность — не противоречат социальным, поэтому самореализация происходит более-менее благополучно);
- страглистская (субъект для реализации своих целей активно борется со всеми социальными препятствиями);
- эскапистская (субъект бежит от мира, реализуя себя в каких-то внутренних формах);
- адаптивная (субъект, приспосабливаясь к обстоятельствам, модифицирует свое "я").
Такие модели поведения имеют, конечно, и свою нравственную окраску, поэтому не случайно в истории этики можно найти концепции, ориентированные на предпочтительность какой-то из них.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.021 сек.)