|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Русская живопись 1 пол. 18 в. (Никитин, Матвеев, Антропов)О жизни Ивана Никитина известно очень мало. Он родился около 1690 года в Москве в семье священника, получил хорошее для того времени образование: умел читать и писать по-латыни, знал грамматику, обучался "счетной премудрости", одно время даже был учителем арифметики и рисования в артиллерийской школе в Москве. Первоначальную художественную подготовку получил в типографской школе при Оружейной палате. Имеется всего три подписанных работы Никитина, вместе с теми, что ему предписываются, всего около 10. Приписывается Никитину портрет Петра I в круге (ГРМ), лучшее прижизненное изображение Петра. Возможно, это тот самый портрет, о котором написано в "походном журнале" Петра 1721 года: "на Котлине острову пред литургиею писал его величества персону живописец Иван". Несмотря на внешне камерное решение, Петр показан человеком громадной внутренней силы и большого государственного ума. Такое понимание личности царя проявилось и тогда, когда траурная комиссия поручила Никитину написать портрет Петра на смертном одре. Времени было мало; портрет написан эскизно, беглыми крупными мазками. В нем чувствуется большое живописное и композиционное мастерство художника. Лежащий царь, прикрытый горностаевой мантией, увиден с необычной точки зрения — сверху, в непривычном сложном освещении от трепещущих свечей, дрожью пламени вносящих жизнь в мертвое тело. Благодаря своему таланту (а может быть, и родственникам, служившим в придворных церквях), Никитин быстро занял прочное положение при дворе. Петр Великий заметил его способности и отдал в учение к И.Г. Дангауеру, который приехал в Россию в 1711 году и, как и все иностранцы, дал обязательство обучать "русских людей всему, что сам умеет" - у него он начал изучать законы перспективы и живописное мастерство. При новозаведенной Санкт-Петербургской типографии, вскоре была основана рисовальная школа, в которой «грыдоровальных дел мастера и живописцы... в рисовании наилучшую получали науку». Среди преподавателей — Иван Никитин. К тому же времени относятся и первые известные его работы — портреты царевен Прасковьи Иоанновны (1714) и Натальи Алексеевны (до 1716). Эти портреты близки по манере к «парсунам» — русскими портретами конца XVII столетия, с их глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины, но лица живы и реалистичны, а цвета ярки и насыщенны. По-видимому, Петр высоко оценил эти работы: вскоре Никитин приступил к первому царскому заказу, о котором мы знаем только из записи петровского «Юрнала»: «Его величества половинную персону писал Иван Никитин». Еще одна работа первого периода творчества Никитина — портрет цесаревны Анны Петровны (до 1716), восьмилетней дочери Петра.
45. Русская живопись 1 пол. 18 в. (Аргунов, Вишняков) 46. Русская живопись 1 пол. 18 в. (Лосенко, Щедрин, Матвеев) 47. Творчество Рокотова 48. Творчество Левицкого 49. Творчество Боровиковского 50. Русская скульптура 18 в. (Шубин, Козловский, Мартос)
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |