АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Постройки Москвы. Казаков

Читайте также:
  1. Витовт вёл двойную игру- с одной стороны он хотел использовать союз с Москвой против татар, а с другой стороны – использовать татар против Москвы.
  2. Возвышение Москвы. Иван Калита.
  3. Возвышение Москвы. Начало объединения русских земель вокруг Москвы
  4. Возвышение Москвы. Формирование Московского государства в 14 – 15 в.в. Государственная деятельность Ивана III.
  5. ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ. ИВАН III И ВАСИЛИЙ III – СОБИРАТЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ (1462–1530)
  6. К теме «Возвышение Москвы. Политика первых московских князей».
  7. ПОВЕСТЬ ОБ АЗОВСКОМ ОСАДНОМ СИДЕНИИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ.
  8. Постройки Москвы. Баженов.
  9. Постройки Москвы. Бове.
  10. Постройки Петербурга. Воронихин.
  11. Постройки Петербурга. Камерон.

Казаков – первый крупный русский архитектор, не получивший зарубежного образования; его творчество свидетельствует о том, что в конце XVIII века русская архитектура достаточно окрепла для того, чтобы внести собственную лепту в мировое искусство. Вклад Казакова в строительство Москвы огромен: «сбор городов», собрание разношерстных построек, он связал зданиями, задавшими впоследствии стиль городской застройки. Даже архитектура 30-50гг ХХ века включала в себя много отсылок к казаковским городским постройкам. Казаков сочетал в себе огромную трудоспособность и увлечённость всеми деталями строительного дела. В частности, он ввёл ряд улучшений даже в выработку и применение новых строительных материалов. Кирпич, основной материал кладки стен, получил у него более стандартные размеры, по его инициативе были построены новые заводы с усовершенствованными печами (Калитниковский и в селе Воронове). Казаков обследовал в окрестностях Москвы залежи камня и стал применять его в своих работах, в том числе для декоративных элементов. Таким образом, он внёс существенный и разносторонний вклад в строительство Москвы.

Матвей Фёдорович Казаков родился в 1738 году в Москве, в семье мелкого чиновника. В отличие от других известных русских архитекторов этой эпохи, таких, как В. Баженов и И. Старов, Матвей Казаков не получал образование за границей. Учился он только в Москве, под руководством Р.Никитина. В год вступления Казакова на самостоятельную работу сгорела Тверь, которая играла большую роль в экономике Поволжья и являлась крупным промежуточным пунктом по тракту Петербург - Москва. На работы по восстановлению Твери был направлен Никитин. Он организовал особую команду, поставив во главе ее Казакова. Перед Казаковым открылась возможность проявить свои дарования во всей полноте.

Был составлен план города с центром и рядом лучеобразных улиц, сходящихся к Волге. Центр города - круглая площадь с окружающими ее зданиями - сохранился до сих пор. В масштабе той эпохи это были большие здания, со строгими фасадами, плоскости которых разбиваются пилястрами и четкими рустами. Перестройка Твери в короткий срок (два с половиной года) сразу выдвинула Казакова в ряды первых архитекторов, причем на него было обращено внимание, как на талантливого мастера, умевшего строить в «новом вкусе».

В 1768 г. была образована «Экспедиция по строению Кремлевского дворца» по гениальному проекту школьного товарища Казакова - Баженова, который задумал создать дворец, «достойный к прославлению Российской державы». Баженов сразу оценил всю величину дарования своего товарища, большую опытность и трудолюбие которого он считал верным залогом успешности архитектурного предприятия. После русско-турецкой войны Екатерина прекратила работы по строительству Кремлёвского дворца. Между тем, работа с Баженовым существенно повлияла на Казакова, и вслед за известным архитектором Казаков начинает увлекаться одновременно псевдорусским стилем (который он называл "готическим"), палладианством и барокко, и увязывать эти стили в разрабатываемых зданиях.

В честь победы в той же русско-турецкой войне Екатерина поручила Казакову построить Петровский путевой дворец (1776-1780). Самый южный путевой дворец на дороге, соединяющей две столицы, изначально задумывался в качестве резиденции для важнейших особ, которые могли бы передохнуть в нём после долгого пути из Петербурга и проследовать в Московский кремль с особой пышностью. Екатерина II остановилась во дворце в первый раз только в 1787 г. По сохранившемуся преданию, императрица отослала личную свиту и караул и осталась во дворце «под охраной своего народа», что привело к массовому стечению народа и чуть было не послужило причиной давки.

В 1797 г. перед своей коронацией в Путевом дворце гостил император Павел I — сын Екатерины II. С той поры дворец стал постоянным свидетелем официальных церемоний коронования: по дороге из Петербурга здесь останавливались русские государи перед венчанием на царство.

Сенатский дворец Кремля стал крупнейшим воплощённым проектом Казакова. Согласно задумке архитектора, здание должно было символизировать гражданские идеалы, законность и правосудие, а воплощение этих идеалов архитекторы находили в классических формах античности. Этим объясняется строгая и сдержанная лаконичность здания, увенчанного куполом, классической формой которого Казаков хотел усилить архитектурную выразительность Красной площади как главной площади первопрестольной столицы.

Дворец имеет треугольную форму, вписываясь таким образом в пространство, ограниченное кремлёвской стеной, Арсеналом и бывшим Чудовым монастырём. Заключённая внутри сооружения полость разделена на три части двумя поперечными корпусами. Во внутренний двор здания со стороны Сенатской площади ведёт триумфальная въездная арка с ионическим четырёхколонным портиком и фронтоном, над которой располагается купол овального зала. В углублении внутреннего двора находится главный композиционный центр сооружения — купольный зал сената (Екатерининский или Белый зал).

Здания Московского Университета на Моховой также изначально были построены Казаковым, но после пожара 1812 года перестроены Доменико Жилярди. Сейчас в этих зданиях располагаются факультет журналистики и Институт стран Азии и Африки.

Дом главнокомандующего (теперь здание мэрии Москвы), для которого уже имелся проект и был выложен цокольный этаж, Казаков красиво обстроил корпусами (1782). В объяснении к плану Казаков пишет: «Оное строение главного корпуса строено мною, а кем прожектировано - неизвестно». Это единственный случай, когда он строил по чужому проекту, что и сказалось в несвойственной Казакову утяжеленности всего фасада. Но интерьеры и главная лестница - работы Казакова, как и подъезд с улицы, украшенный ранее четырьмя большими фигурами римских воинов.

Следующим крупным проектом Казакова стала Голицинская больница (теперь – Первая Градская). Строительство Голицынской больницы выходило за пределы обычной больничной постройки. Огромный курдонер замыкается главным больничным зданием с боковыми крыльями. Здание расположено с учетом уличной застройки и партерного схода к Москва-реке. Этот спуск был обработан художественно скомпонованным озеленением в виде древесных и цветочных насаждений, садовых оранжерей и беседок, из которых две круглые заканчивали обработку набережной Москва-реки, замыкая пространство сада. Архитектура здания - изысканно проста: плоскости гладких стен, горизонтальное членение их подчеркнуто тягами, нарастание идет с двухэтажных боковых частей к трехэтажному центральному зданию, с богатым по формам портиком и венчающим куполом, уравновешенным двумя трибунами, играющими чисто декоративную роль.

Особое внимание архитектора было заострено на центральной части, где устроен большой круглый зал для церкви. Форма зала решена колоннадой ионического ордера, поддерживающей богато кессонированный сферический купол, освещенный люкарнами. Очень эффектна повторная гамма колоннады в виде второго ряда меньших колонн коринфского ордера. Арочное решение окружающих плоскостей прекрасно завершает архитектуру ротонды.

Необычным для Москвы являлось здание «Публичного зала», выстроенное в парке больницы. Князь Голицын, по заданию которого строилась больница, имел у себя значительное собрание картин и скульптуры, для которого и была в парке больницы выстроена двухэтажная галерея. Этот первый в Москве частный музей существовал только при жизни Голицына, после его смерти больничное начальство распродало всю коллекцию и перестроило галерею под больничное помещение.

После постройки Петровского дворца Казаков не один раз возвращался к интересующей его идее создания «живописной архитектуры», которую он называл «готической», но в которой была масса заимствований и переработок древнерусской архитектуры. Пиком этого стиля в творчестве Казакова стала усадьба Царицыно.

Известна печальная участь дворца в Царицыне, почти доведенного до конца Баженовым. По капризу Екатерины эта постройка была сломана. Баженов, великий русский зодчий, попал в опалу. После слома дворца Екатерине было не нового строительства: назревала война со Швецией. Но князь Потемкин добивается продолжения царицынского строительства. Казакову поручают произвести заново постройку дворца, - задача затруднительная, создающая неловкость по отношению к обиженному другу и грозящая перспективой подпасть под новый царственный каприз.

Казаков понимал всю гнусность вандализма, выразившегося в приказе сломать до цоколя здание, строенное с увлечением и любовью великим художником. Стены были разобраны до основания, но не сломана основная баженовская идея. Целы остались окружающие дворец живописные сооружения, среди которых нужно было создать здание, не нарушающее гармонии окружающего. В западно-европейском зодчестве трудно найти подобие Царицынскому дворцу, обогащенному свежими формами казаковского «готицизма». При всей кажущейся экзотичности дворца его архитектура строга, выполнение всех деталей строения отличное.

Планировка города, как основы городского строительства, в XVIII в. только намечалась. Екатеринина создала «Комиссию строительства столичных городов Санкт-Петербурга и Москвы». Казаков мало интересовался работой этой комиссии, знал ее бюрократическую сущность и беспомощность ее представителей. Но, наблюдая плановое строительство в Петербурге, великий зодчий мечтал создать и в Москве хорошие улицы с красивыми зданиями, украшающими окружающий неприглядный фон. Общий ландшафт Москвы второй половины XVIII в. был чрезвычайно разнообразен и оригинален своими противоречиями.

В записках иностранных путешественников и мемуарах отечественных писателей, где даны картины внешнего облика «первопрестольной», отмечалась живописность города, но в то же время чрезмерная некультурность и грязь.

«Москва, - пишет В. Волконский в своих записках, - скорее сбор городов, нежели один город; она представляет громадное множество зданий самого разнообразного стиля, великолепные дворцы, деревянные дома, окруженные садами, очень обширными, множество лавок, сараев, лабазов... Высятся иногда большие нарядные дома, а рядом избушки нищеты с их бедностью и грязью».

На фоне живописной хаотичности города, с его средневековой сетью неблагоустроенных улиц, Казаков на протяжении пятнадцати лет создает ряд прекрасных домов-особняков, придав тем самым иной характер городской застройке, получившей законченные архитектурные ансамбли. До Казакова московская улица представляла собой почти сельский пейзаж, где каменные строения были редки, а архитектурно обработанные дома являлись исключениями.

После крайне напряженной пятидесятилетней деятельности Казаков в 1801 г. подает прошение об освобождении его от служебных обязанностей. В этом прошении он пишет: «Выучась здесь в Москве строительному художеству по силам моим во время моей жизни, которая к концу приближается, сделал одних только казенных строений следующее число»; далее, перечислив строения и упомянув, что чертежи их собраны в представленных книгах («Альбомах»), он заканчивает: «по угнетающей жизнь мою старости, находя себя не в силах продолжать священного для меня служения, дерзаю просить увольнения от службы и милосердного воззрения на оную и на неимущее мое состояние, окруженное большим семейством, а особливо тремя дочерьми девками». Уйдя в отставку с пенсией, Казаков отдается исключительно педагогической деятельности. Во время войны 1812 года родственники перевозят его в Рязань; известие о московском пожаре ухудшило его состояние, в результате чего он не дожил до конца войны.

На данный момент установлено около 100 зданий авторства Казакова; значительное количество московских городских особняков не сохранилось к настоящему времени; также, Казаков довольно много строил в Подмосковье (сам, либо разрабатывал планы для местных архитекторов) и авторство таких зданий не всегда возможно установить.

Элементы готики применял в своих зданиях и один из последних учеников Казакова, архитектор И. И. Бове, когда он восстанавливал верхнюю башню Никольских ворот Кремля (см. две последние фотографии галереи). Этот ученик был талантливым последователем классики Казакова и отлично усвоил его приемы в обработке фасада домов-особняков, которые он обильно строил после 1812 г.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)