|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЭМАНСИПАЦИЯ. ФЕМИНИСТСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
В новых условиях политика правительства, обрекшая женщин на нужду, и консерватизм законодательства и церкви вызвали протест против несправедливости. Возник "женский вопрос", и требование равноправия полов стало требованием демократически настроенной интеллигенции. "Выступив на арену общественной жизни, убедившись фактически в своем бесправии, в пониженной оценке своего труда, выросшая за последние годы, русская женщина не могла не направить своих сил на борьбу с этими условиями и на отстаивание человеческих прав". Появились первые женские союзы и общества, основным направлением деятельности которых - благотворительность, взаимная поддержка, трудовая помощь, просвещение. Это поприще было "и потребностью, и возможностью отдать свои незанятые силы и взамен получить известное нравственное удовлетворение". Поиск путей самореализации привел к благотворительности благодаря совокупности уникальных политических, культурных и экономических факторов. Для женщин благотворительность стала своеобразной школой феминизма, школой лидерства и социальной ответственности на рубеже XIX-XX веков: практически все русские феминистки так или иначе участвовали в различных инициативах, связанных с женской взаимопомощью. "Феминистки начали с благотворительности, реализуя таланты немногих женщин в пользу многих бедняков обоих полов...это обеспечило рост самоуважения и лидерских качеств, признание способности женщин участвовать в общественной жизни... Женщины оставили в прошлом "салоны" и другие формы социальных связей, доступные дамам хорошего общества. Благотворительность легко трансформировалась в феминизм, за короткое время собраны вместе усилия, направленные на то, чтобы помочь женщинам жить, учиться и работать". Впоследствии пореформенный период получил название первого этапа женского освободительного движения - этапа женской благотворительной деятельности. Феминистский "триумвират" - Мария Трубникова, Надежда Стасова и Анна Философова - учредил в 1859 г. Общество дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга. Его цель - обеспечить дешевым и чистым жильем нуждающиеся семьи, особенно семьи, где не было отцов. При обществе открылись мастерские, магазин, школа для взрослых женщин. В доме, построенном Обществом, имелись паровое отопление, общественные кухни, прачечные - то, что могло облегчить жизнь работающим матерям; а три этажа занимало общежитие для неимущих женщин. Эта же группа основала в 1863 г. Женскую издательскую артель, которая должна была обеспечить женщин интересной квалифицированной работой (перевод, редактирование, издание и т.п.) и в то же время выпускать "хорошее чтение для подрастающих поколений" (включавшее "Происхождение видов" Дарвина). Эта артель пользовалась очень хорошей репутацией. В 60-е годы возникло множество подобных профессиональных артелей. Знаменитая "швейная" Веры Павловны из романа "Что делать" Н.Г. Чернышевского - не только литературное изображение движения трудовой помощи. Этот образ вдохновил демократическую молодежь на устройство трудовых коммун, самые известные из которых были артель-прачечная госпожи Гаршиной и Знаменская коммуна (Василий Слепцов, Александра Маркелова, Екатерина Макулова, Мария Коптева и другие). Производственные артели позволяли женщинам, с одной стороны, найти самостоятельный заработок, а с другой - получить моральную и интеллектуальную поддержку, общение. "Почему создавались артели? Потому что все всеобщие начинания русских людей того времени считали ее [эту форму деятельности] самой справедливой, настоящей, естественной и простой". По типу организации к артелям примыкали Дома трудолюбия, где женщины могли получить жилье и рабочее место переписчиц, корректоров, швей т.п. В Петербурге на средства госпожи Мининой был открыли женский рабочий зал, где за небольшую плату можно было пользоваться различным оборудованием. Еще одна модель трудовой поддержки - общества взаимопомощи по профессиональному принципу: Санкт-Петербургская артель кассирш, продавщиц и бухгалтеров; Петербургское общество взаимопомощи акушерок, выдававшее ссуды временно безработным; Петербургская артельная мастерская женских рукоделий, при которой действовали благотворительная школа по обучению рукоделий и ссудная касса; и даже касса взаимопомощи невест в Москве. Такие благотворительные организации действовали на кооперативных началах, реализуя принципы саморазвития и самопомощи. Благотворительницы не относились к бедным как объектам филантропии, а развивали идеи трудовой помощи, самоутверждения через профессиональную деятельность. В отчете Санкт- Петербургского дома трудолюбия для образованных женщин отмечено: "Целесообразнейшая, единственно рациональная форма благотворительности должна состоять в предоставлении нуждающимся оплачиваемого труда, а не милости, не даровой помощи". Более традиционный характер носили общества защиты женщин, ставившие своей целью нравственную поддержку, "препятствие торговле белыми рабынями" - проституции. Эти общества создавали приюты, мастерские, общежития, где могли найти помощь безработные и одинокие матери.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |