|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОСОБЕННОСТИ ФЕМИНИСТСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИФеминистки-благотворительницы относились к женщинам как к самостоятельным труженицам, которые должны были рассчитывать на собственные силы, чтобы поддерживать себя и детей, а не только как к матерям и хозяйкам дома. Основные направления благотворительности - трудовая помощь, взаимная поддержка, профессиональное обучение, просветительство, поддержка высшего образования и учащихся девушек, борьба с алкоголизмом и проституцией, опека и защита детей. Во Франции и Германии благотворительные организации не были так тесно связаны с женским освободительным движением и в основном занимались обучением бедных женщин тому, как стать лучшими матерями, женами, домохозяйками, как содержать в чистоте жилище. К началу XX века благотворительные организации России активно включились в движение за политические права для женщин. Пионером было Русское женское взаимноблаготворительное общество, направившее в 1905 г. требование в кабинет министров о привлечении женщин к участию в представительной власти. По инициативе и усилиями этого общества в 1908 г. проведен Первый Всероссийский женский съезд. Несмотря на ограниченность правового статуса в целом (особенно в области семейного права), женщины в XIX веке сохраняли расширенные права в области собственности. В России, в отличие от Западной Европы и Америки, не действовала правовая доктрина femme couverte, согласно которой замужняя женщина не могла владеть и распоряжаться собственностью (включая приданое) в браке. Хотя дочери были неравны в правах наследования с сыновьями, вдовы могли распоряжаться собственностью независимо от мнения мужчин в семье. Блаженная Ксения, которая раздала все свое имущество бедным (XVIII), действовала в рамках правовых норм. Относительно широкие права женщин в области собственности определили разнообразие ресурсов, которые привлекались для благотворительной работы. Это были не только время, энергия и безвозмездный труд, но и частные пожертвования женщин (деньги, земли, другое имущество); членские взносы; пожертвования в натуральном виде (например, бумагой Женскую издательскую артель снабжали жены фабрикантов); доход от "благотворительного предпринимательства" (артели, магазины, мастерские); доход от лотерей (так Общество дешевых квартир получило разрешение провести лотерею в 50 тысяч рублей, на доходы от которой был выстроен четырехэтажный дом). Благотворительницы привлекали средства земств и пожертвования других благотворительных организаций, прежде всего городских. Особую статью в бюджете составляла плата за предоставление образовательных услуг. Успехи женской благотворительности в России завоевали международное признание. За свою благотворительную деятельность Русское женское взаимноблаготворительное общество получило золотую медаль в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже. Международный Женский Совет (International Council of Women), единственная международная женская организация того времени, избрал Анну Философову Почетным вице-президентом и предложил ей организовать национальное отделение Совета в России. Однако царское правительство запретило Российскому женскому взаимоблаготворительному обществу это сделать. Благотворительность не только стала "невидимой карьерой" для многих (Надежда Стасова, например, была распорядительницей финансов Петербургского Общества для доставления средств Высшим женским Бестужевским курсам в течение 10 лет), но и открыла тысячам женщин дорогу к образованию и профессиональной занятости - дорогу, которую уже не могли перекрыть различные политические обстоятельства. Известная благотворительница графиня Панина, создавшая в Петербурге Лиговский Народный Дом (новаторскую по типу деятельности форму социальной и культурной поддержки) стала заместителем Министра образования во Временном правительстве. Инесса Арманд, начавшая свою карьеру как руководительница комиссии Московского общества по улучшению участи женщин, после революции стала основательницей и директором Женотдела - структуры, которой мы обязаны многими достижениями эмансипации при социализме.
Заключение
На долю XVII века выпало печальное преимущество тяжелым опытом понять и оценить всю важность поставленного еще на Стоглавом соборе вопроса об общественной благотворительности, как вопроса законодательства и управления, и перенести его из круга действия личного нравственного чувства в область общественного благоустройства... В эти тяжелые годы стоял близко к царю человек, который добрым примером показал, как можно соединить частную благотворительность с общественной и на чувстве личного сострадания построить устойчивую систему благотворительных учреждений. Это был Ф.М.Ртищев, ближний постельничий при дворе царя Алексея Михайловича, а потом его дворецкий, т. е. министр двора. Этот человек - одно из лучших воспоминаний, завещанных нам древнерусской стариной. Один из первых насадителей научного образования в Москве XVII века, он принадлежал к числу крупных государственных умов Алексеева времени, столь обильного крупными умами... Много занятый по службе, пользуясь полным доверием царя и царицы и большим уважением придворного общества, воспитатель царевича Алексея, Ртищев поставил задачей своей частной жизни служение страждущему и нуждающемуся человечеству... Высокое положение только расширило, как бы сказать, пространство его человеколюбия, дав ему возможность видеть, сколько живет на свете людей, которым надо помочь, и его сострадательное чувство не довольствовалось помощью первому встречному страданию. С высоты древнерусского сострадания личному, конкретному горю, вот тому или этому несчастному человеку, Ртищев умел подняться до способности соболезновать людскому несчастью, как общему злу, и бороться с ним, как со своим личным бедствием... План общественной благотворительности, составившийся в уме Ртищева, рассчитан был на самые больные язвы тогдашней русской жизни. Прежде всего, крымские татары в XVI и XVII в. сделали себе прибыльный промысел из разбойничьих нападений на Русскую землю, где они тысячами и десятками тысяч забирали пленных, которых продавали в Турцию и другие страны. Чтобы спасти и воротить домой этих пленных, московское правительство устроило их выкуп на казенный счет, для чего ввело особый общий налог, полоняничные деньги... Но государственное воспособление было недостаточно. Насмотревшись во время походов на страдания пленных, Ртищев вошел в соглашение с жившим России купцом греком, который, ведя дела с магометанским востоком, на свой счет выкупал много пленных христиан. Этому доброму человеку Ртищев передал капитал в 17 тыс. рублей на наши деньги, к которому грек, принявший на себя операцию выкупа, присоединил свой вклад, и таким образом составилась своего рода благотворительная компания для выкупа пленных русских у Татар... Ртищев не забывал и иноземцев, которых плен забрасывал в Россию, облегчал их тяжелое положение своим ходатайством и милостью. Московская немощеная улица XVII в. была очень неопрятна: среди грязи несчастие, праздность и порок сидели, ползали и лежали рядом; нищие и калеки вопили к прохожим о подаянии, пьяные валялись на земле. Ртищев составил команду рассыльных, которые подбирали этот люд с улиц в особый дом, устроенный им на свой счет, где больных лечили, а пьяных вытрезвляли и потом, снабдив необходимым, отпускали, заменяя их новыми пациентами. Для престарелых, слепых и других калек, страдавших неизлечимыми недугами, Ртищев купил другой дом, тратя на их содержание свои последние доходы. Этот дом под именем Больницы Федора Ртищева существовал и после его смерти, поддерживаемый доброхотными даяниями. Так Ртищев образовал два типа благотворительных заведений: амбулаторный приют для нуждающихся во временной помощи и постоянное убежище-богадельню для людей, которых человеколюбие должно было взять на свои руки до их смерти... С осторожным и глубоко сострадательным вниманием останавливался Ртищев перед новым родом людей, нуждавшимся в сострадательном внимании, который во времена Иулиании только зарождался: в XVII в. сложилось крепостное состояние крестьян... Будучи крупным землевладельцем, он однажды должен был, нуждаясь в деньгах, продать свое село Ильинское. Сторговавшись с покупщиком, он сам добровольно уменьшил условленную цену, но при этом подвел нового владельца к образу и заставил его побожиться, что он не увеличит человеколюбиво рассчитанных повинностей, какие отбывали крестьяне села в пользу прежнего барина - необычная и немного странная форма словесного векселя, взятого на совесть векселедателя. Поддерживая щедрыми ссудами инвентарь своих крестьян, он больше всего боялся расстроить их хозяйство непосильными оброками и барщинными работами и недовольно хмурил брови всякий раз, когда в отчетах управляющих замечал приращение барского дохода... Не осталось известий о том, нашло ли отголосок в землевладельческом обществе отношение Ртищева к крепостным крестьянам; но его благотворительная деятельность по-видимому не осталась без влияния на законодательство. Добрые идеи, поддержанные добрыми проводниками и примерами, легко облекаются в плоть и кровь своего рода, в обычаи, законы, учреждения. Нерасчетливая частная благотворительность древней Руси вскормила ремесло нищенства, стала средством питания праздности и сама нередко превращалась в холодное исполнение церковного приличия, в раздачу копеечек просящим вместо помощи нуждающимся. Милостивцы, подобные Иулиании и Ртищеву, восстановляли истинное христианское значение милостыни, источник которой - теплое сострадательное чувство, а цель - уничтожение нужды, нищеты, страдания. В этом же направлении после Ртищева начинает действовать и законодательство. Со времени Алексеева преемника идет длинный ряд указов против праздного ремесленного нищенства и частной ручной милостыни. С другой стороны, государственная власть подает руку церковной для дружной работы над устройством благотворительных заведений. При царе Федоре Алексеевиче произвели разборку московских нищих: действительно беспомощных велено содержать на казенный счет в особом приюте, а здоровым лентяям дать работу, может быть, в задуманных тогда же рабочих домах. Предположено было построить в Москве два 6лаготворительных заведения, больницу и богадельню для болящих, бродящих и лежащих по улицам нищих, чтобы они там не бродили и не валялись: по-видимому предполагались заведения, подобные тем, какие устроены были Ртищевым. На церковном соборе 1681 г. царь предложил патриарху и архиереям устроить такие же убежища для нищих и в провинциальных городах, и собор принял предложение. Так частный почин доброго и влиятельного человека дал прямой или косвенный толчок мысли об устройстве целой системы церковно- государственных благотворительных заведений и не только оживил, без сомнения, усердие доброхотных дателей к доброму делу, но и подсказал самую его организацию, желательные и возможные формы, в которые оно должно было облечься. Тем ведь и дорога память этих добрых людей, что их пример в трудные минуты не только ободряет к действию, но и учит, как действовать. Иулиания и Ртищев - это образцы русской благотворительности. Одинаковое чувство подсказывало им различные способы действия, сообразные с положением каждого. Одна благотворила больше дома, в своем тесном сельском кругу; другой действовал преимущественно на широкой столичной площади и улице. Для одной благодеяние было выражением личного сострадания; другой хотел превратить его в организованное общественное человеколюбие. Но, идя различными путями, оба шли к одной цели: не теряя из вида нравственно-воспитательного значения благотворительности, они смотрели на нее, как на непрерывную борьбу с людской нуждой, с горем беспомощного ближнего. Они и им подобные воспитали и пронесли этот взгляд через ряд веков, и он доселе живет в нашем обществе, деятельно обнаруживаясь всякий раз, когда это нужно. Сколько Ульян незаметно и без шума ведет теперь эту борьбу по захолустьям пораженных нуждой местностей! Есть, без сомнения, и Ртищевы, и они не переведутся. По завету их жизни будут действовать даже тогда, когда их самих забудут. Из своей исторической дали они не перестанут светить подобно маякам среди ночной мглы, освещая нам путь и не нуждаясь в собственном свете. А завет их жизни таков: жить значить любить ближнего, т. е. помогать ему жить; больше ничего не значит жить и больше не для чего жить.
Список литературы
1. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М.,1987. 2. Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. М.,1986 3. Бадя Л.В. Подвиг сострадания (Из истории российского благотворения)// Российский журнал социальной работы. 1995. N 1 4. Теория и методика социальной работы. ТТ.1-2. М. Союз. 1994. 5. Теория и практика социальной работы. Саратов. ПФ РУЦ. 1995. 6. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М. Институт социальной работы. 1995. 7. Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма//М.Вебер. Избранные произведения. М. 1990. 8. Антология социальной работы. ТТ.1-3. М. Сварогъ. 1994-95. 9. Ярская В.Н. Благотворительность и милосердие как социокультурные ценности// Российский журнал социальной работы. N 2. 1995 10. Сорвина А.С., Фирсов М.В. Учебно-методические материалы по курсу "История социальной работы в России". М. МГСУ. 1995.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.) |