|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДРЕВНЯЯ РУСЬ
Анализ фольклора, былин и сказок показывает, какой вольной была стихия женского начала в мироощущении древних русичей (чего стоят одни образы "поляниц" и богатырш),- резкий контраст с последующим, пришедшим вместе с христианством табуированием женственности. Славяне-язычники поклонялись божествам как мужского, так и женского рода, "клали требы упырям и берегиням", а затем "Роду и рожаницам". Доминирование мужского начала никак нельзя назвать коренной чертой русской культуры, оно возникло при переходе к государственному культу княжеско-дружинного бога войны Перуна. Однако почитание богини Мокоши - покровительницы плодородия, домашнего очага и хозяйства было столь глубоким, что сохранилось вплоть до XVI века. Священникам было предписано бороться с этим культом и спрашивать на исповеди: "Не ходила ли еси к Мокоше?" Галерея женщин - политиков Киевской, Новгородской, Полоцкой Руси могла бы включить около 50 княгинь, княжон и боярынь. Среди них великая княгиня Ольга; Анна Ярославна, дочь Ярослава Мудрого - королева Франции, ставшая регентшей после смерти Генриха I; Анна, внучка Ярослава Мудрого, самостоятельно "правившая посольство" в Византию и основавшая первую на Руси школу для девочек; полоцкие княгини, самостоятельно правившие в течении 20 лет (XII век) и многие другие. Политической деятельности способствовали широкие экономические права женщин. Так знаменитая Марфа Посадница, одна из лидеров восстания новгородской "вольницы" (средневековой республики) против московского царя Ивана III (XV век) была третьей в Новгороде по величине собственности. В первые шесть столетий развития русской государственности славянки пользовались значительной экономической свободой. Древнейшие нормативные документы Русская Правда и позже первый общерусский Судебник именуют женское имущественное владение "женской частью", выделом, отдельным от имущества семьи и мужа. "Женская часть" включала приданое и некоторое не входящее в его состав парафернальное имущество - часть семейной собственности, которой женщина могла пользоваться по своему усмотрению. Возможность споров о собственности, "при между мужем и женою о животе", предусматривалась Уставом князя Владимира. Материальную ответственность за дела мужа жена несла только в случае его смерти, когда она становилась наследницей. Начиная с XIII века, в нормативных документах женщины выступают как наследницы, владелицы и распорядительницы не только движимого, но и недвижимого имущества. В новгородских берестяных грамотах XII-XIII веков - письмах и контрактах - женщины демонстрируют значительную самостоятельность в предпринимательских делах. Эти грамоты, наряду с Ипатьевской и Лаврентьевской летописями, свидетельствуют о первых примерах женской благотворительности, которая в своих истоках была связана с церковными делами. Много раз упоминаются строительницы церквей (примечательно, что это были женщины, имевшие различный социальный статус: от княгини Марии, жены великого князя Всеволода, до Полюжая Городщиницы, "Жирошкина дъчи"); податчицы милостыни: "...много раздала богитьство монастырем и попом, и убогим". Только с утверждением норм византийской церкви и укреплением царской автократии женщины начали терять права. Во многом это объясняется экономическими причинами: женщины утрачивали владения - основной формой собственности стало "условное держание" поместья, даруемого царем служилому дворянину в пользование. Женщины службы не несли, а значит не имели права на поместье. "Теремное затворничество" XV - XVII веков служило также целям укрепления боярской элиты: замужество по указанию главы семьи и рождение детей стали средствами сохранения "чистоты рода" и накопления имущества в семье. Формально оно прекратилось только с Петровскими реформами. Однако лишь во второй половине XIX века стало возможным говорить о реальных переменах в положении женщин России. До этого времени основной сферой общественной активности женщин была религиозная благотворительность. МИЛОСЕРДИЕ "ПОД ПОКРОВОМ ЦЕРКВИ"
Исторически женская благотворительность в России возникла под влиянием христианской этики и была направлена на дела церкви. Православие, в отличие от других концессий, особо поощряло индивидуальную подачу милостыни, предоставление крова убогим и странникам по святым местам. Столетиями женщины занимались делами милосердия "под покровом церкви". Женские религиозные общины, начиная с XVIII века, были особой формой благотворительных объединений. Не монахини, а вдовы и женщины средних лет, вырастившие детей, вступали в эти общины, чтобы посвятить жизнь молитве, заботе о бедных и больных и труду на земле. Обычно основательницами таких общин были богатые вдовы, жертвовавшие земли, постройки и другую собственность. Так Троицкая община, содержавшая приют для старух, была создана в 1874 г. на средства вдовы Варенцовой, пожертвовавшей на эти цели дом, 430 десятин земли и 4000 рублей. Некоторые общины были созданы женщинами со скромным достатком, такими, как солдатка Ирина Лазарева, собравшая пожертвования для основания Спасской Зеленогорской общины - приюта для сирот. Маргарита Михайловна Тушкова, вдова героя Бородинской битвы, продала свои драгоценности и другую собственность, чтобы построить церковь в память павших. Однажды, на обочине дороги в окрестностях Бородино, она встретила избитую, дрожащую крестьянку. Ее муж, пьяница, регулярно избивал жену и двух дочерей. Маргарита Тушкова добилась разрешения основать приют для избиваемых женщин (это было очень сложно, согласно семейному праву того времени, жена имела право жить отдельно только с разрешения мужа, получив специальный вид на жительство). Так была создана Спасо-Бородинская женская община. Женские религиозные общины создавали приюты, а с середины XIX века - школы для девочек, прежде всего для дочерей священников, но также и для крестьянских детей. Такие школы всемерно поддерживались крестьянскими общинами. Социальное попечение, поддержка начального образования - эти функции женских религиозных общин выходили далеко за рамки жизни православных монастырей. Женские религиозные общины вносили вклад в реформирование благотворительной работы православной церкви, которая в то время подвергалась резкой критике за невнимание к социальным нуждам в лучшем случае, коррупцию - в худшем. Церковь как социальный институт действовала рука об руку с самодержавием и не поощряла благотворительности в форме организованных ассоциаций, с подозрением относясь ко всему, что напоминало католические ордены. Так, например, даже Великой Княгине Елизавете Федоровне понадобилось личное разрешение Николая II для образования общества сестер Марфы и Марии, не поддерживаемого вначале Священным Синодом. Одной из самых известных общин была Крестовоздвиженская община сестер милосердия, основанная Великой Княгиней Еленой Павловной в 1854 г., чтобы ухаживать за больными и "для других дел христианского милосердия". В начале Крымской войны княгиня, известная как дворцовая "либералка", обратилась к главному хирургу армии Николаю Пирогову с вопросом о возможности участия сестер милосердия в кампании. Ее заветной идеей было развитие профессионального образования для женщин и расширение возможностей участия женщин в общественной жизни. Николай Пирогов горячо поддерживал идею женской эмансипации и вложил много сил в организацию обучения сестер милосердия. Несмотря на первоначальное сопротивление армейского начальства, сто шестьдесят три сестры милосердия из Крестовоздвиженской общины начали работать в полевых гоститалях и даже на самих полях сражений (эти описания можно найти, например, в Севастопольских рассказах Льва Толстого). Крестовоздвиженская община сестер милосердия была первой ласточкой, первым успехом в долгой борьбе за медицинское образование для женщин, первой вехой на пути от добровольного труда в благотворительности к профессиональной карьере медичек.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |