АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОЗИТИВИЗМ

Читайте также:
  1. II.12.3.Неопозитивизм
  2. Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта
  3. Исторические формы позитивизма
  4. Итак, неопозитивизм (название, используемое как общее для всех этапов) исследует развитие науки и её взаимодействие с философией.
  5. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
  6. Неопозитивизм
  7. Неопозитивизм
  8. Неопозитивизм (Карнап)
  9. Неопозитивизм в истории методологической мысли
  10. Неопозитивизм в российской социологии
  11. Неопозитивизм, постпозитивизм.
  12. Общая характеристика позитивизма

В 30—40 гг. XIX в. возникает и широко распространяется философия французского мыслителя Огюста Конта. (1798— 11857). Она получила название философии позитивизма. Воз­никнув во Франции, позитивизм затем разрабатывается в Анг­лии, Германии и других странах Западной Европы. Проявляют к нему интерес и мыслители в России.

В первоначальном толковании Конта позитивизм означал требование к философам исследовать позитивное (положи­тельное) научное знание как философское. Конт считал необ­ходимым выработать такое философское знание, которое было бы ни материалистическим, ни идеалистическим. В этих целях, отмечал он, предстоит построить систему «положитель­ного» знания, которое должно быть бесспорным и точным, опи­рающимся исключительно на факты. Построение такой систе­мы возможно лишь, считал Конт, при создании научного метода познания, позволяющего находить и создавать систему этого положительного философского знания.

Возникновение позитивизма было теснейшим образом свя­зано с успехами различных наук — математики, физики, химии, биологии. Наука становилась все более популярной, оказывала огромное влияние на умы людей. К тому же в это время началось развитие науки как специфического нового со­циального института: она почти полностью освободилась из-=очти полностью освободилась из-под опеки церкви, ее идеи получали все большее общественное признание.

Наблюдение, сравнение и анализ экспериментальных дан­ных, сам эксперимент требовали не просто своей оценки, но и оценки тех философских систем, которые считали научной истину, не связанную с эмпирическим опытом. Например, фило­софия Гегеля все больше подвергалась критике с этих позиций. Классической немецкой философии с ее умозрительными сис­темами и доказательствами получения истинного знания по­зитивизм противопоставляет непосредственное, «полезное», «удобное» для применения знание. Не удовлетворяли новую по­зитивистскую философию и принципы, которые в свое время были предложены Ф. Бэконом, для которого индукция была наипервейшей среди них. Позитивизм и индуктивные умозак­лючения считал слишком «умозрительными».

Философы-позитивисты предприняли попытку осмысления пути постижения истины на основе точного, эксперименталь­ного знания. Такие усилия были обусловлены борьбой с философским и «научным» агностицизмом.

Таким образом, позитивисты объявили себя противниками агностицизма. Например, Конт выдвинул очень привлекатель­ную и для ученых, и для философов идею: «Знать — чтобы пред­видеть, предвидеть — чтобы обладать силой»[110]. Следует отме­тить, что анализ отношения позитивизма к агностицизму не прост. Позитивизм выступает с требованием «чистого опыта», т.е. исследования явлений без философии и какого-либо оце­ночного знания. В данном случае спутаны две вещи: роль фи­лософского мышления в познании и оценочный характер зна­ния. Философская методология — это важное условие миропознания. Что же касается оценочного характера Знания, то его важно учитывать при обобщении материала и не допускать в процессе исследований. Агностицизм же, отвергаемый позитивизмом в формах скептицизма, фактически овладел самим по­зитивизмом в другой форме — отрицания сущностного освое­ния мира. Дело в том, что ориентация на чувственное, факти­ческое, событийное познание оставляет в стороне познание сущности вещей, законов.

Иногда позитивизм воспринимался естествоиспытателями как такая философия, которая действительно отсекает от науки любые спекуляции, избавляет ее от агностицизма, поме­ряет творчеству, серьезной исследовательской работе. Одной из причин привлекательности позитивизма и его большой жизненной силы (ведь он в различных вариантах широко распространен и сегодня) является тот факт, что его последователями оказались многие известные ученые и великие мыслители. Кроме того, позитивизм выступает под флагом борьбы со схоластикой, за единство философии и науки, хотя на деле позитивизмом делаются попытки упразднения философии, растворения ее в отдельных конкретных науках. Вместе с тем естествознание не может существовать без ме­тодологического обоснования, поэтому борьба позитивизма против самостоятельного существования философий является беспочвенной.

Основоположник позитивизма и автор термина «позити­визм» французский философ Огюст Конт, выступивший с большим шеститомным трудом «Курс позитивной философии», одно время был секретарем великого утописта-социалиста А. Сен-Симона. Однако он позаимствовал не социалистичес­кие идеи Сен-Симона, а идеи об определяющей роли техники, науки и промышленности в общественном и научном прогрессе. Совершенно самостоятельно он разработал принципы по­зитивной философии и социологии.

Для обоснования идеи, что время метафизики (философии рак. самостоятельной науки) закончилось и наступило время положительного» знания, О. Конт формулирует три закона: 1) закон «трех стадий»; 2) закон постоянного подчинения воображения наблюдению; 3) энциклопедический закон, выражаю­щийся в классификации наук[111].

Конт полагал, что в обществе действует закон двойственной эволюции: интеллектуальной и технической. Он писал, что че­ловечество проходит три стадии своего интеллектуального раз­вития: теологическую, метафизическую и позитивную. Но че­ловечество проходит и три стадии своего технического разви­тия: традиционное общество, доиндустриальное и индустриальное, Первое определяется теологией, второе — метафизикой, а третье — наукой. Как видим, в законе «трех стадий», или двойственной эволюции», содержится очень ценная идея взаимосвязи знаний и социально-экономического развития общества. Конечно, Конту можно возразить: на доиндустриальной стадии существует не только метафизика, но и теология, это относится также и к третьей стадии, которая несет в себе и философское, и научное знание, этой стадии не чужда и теология Этот закон был подвергнут критике Г. Спенсером.

Конт полагал, что позитивная философия должна представлять Окончательное состояние человеческого ума, ибо наблюдение — это универсальный метод приобретения знаний. Развитие же науки Конт понимает как накопление полученных знаний и прежде всего законов. Знания, таким образом, предстают как описательные знания и противопоставляются тенденции объяснения. Познание у Конта не идет дальше эмпирического мира, т.е. мира феноменов, что сразу же заметил другой видный позитивист, английский философ Джон Стюарт Милль (1806—1873). Он продолжил основные идеи О. Конта был сторонником эмпиризма, отрицал возможность дедуктивного знания; рассматривал логику как «ветвь» психологии; утверждал, что любой вывод — это вывод «от частного к частному». Милль много внимания уделял разработке метода философии позитивизма: таковым он считал индукцию. В самой индукции он предлагал рассматривать четыре метода: метод со­гласия; метод различия; метод остатков; метод сопутствующих изменений.

Взгляды Милля оказали большое влияние на английского философа Герберта Спенсера (1820—1903). Он опубликовал проспект десятитомного издания «Система синтетической фи­лософии», включавшего его произведение — «Основные нача­ла». Спенсер соглашается с тем, что философия есть такое зна­ние, которое «переходит границы обычного знания», хотя фи­лософии досталась та же область, которой занимается и наука — природа, человек, мир. По Спенсеру, философия — это научное знание, а не сумма наук. Специфика этого знания в от­личие от знания положительных наук состоит в том, что фило­софское знание — это «знание вполне объединенное», в тс время как у наук знание «отчасти объединенное»[112].

Что же Спенсер понимает под «вполне объединенным» и «от­части объединенным» знанием? Оказывается, что философ­ское знание — это знание на уровне обобщения законов кон­кретных наук, дающее представление о наиболее общих принципах бытия и познания. А знание, ведущее к открытию от­дельных законов, есть собственно научное знание. Одним словом, Спенсер, как и. Конт, растворяет философское знание в конкретно-научном знании.

Требования, которые были выработаны позитивистами к философскому методу познания, заслуживают пристального исследования. Было бы неверным не видеть влияния позити­визма на развитие методологии наук. Позитивизм предложил совокупность познавательных средств, методов, приемов для Лингвистики и семантики, социологии и биологии, физики и информатики.

Конт, Милль и Спенсер дали свое заслуживающее внимания видение научного знания. Так, классификации наук, данные Контом и Спенсером, показывают, что познание мира науками. Осуществляется с разной степенью абстрактности. Первая ос­новная наука — математика. Это, с одной стороны, наука о самых простых объектах — количественных свойствах вещей, точно измеряемых, а с другой стороны, наиболее абстрактная из всех наук, так как она полностью отвлекается от качествен­ных свойств и признаков объекта, что нельзя сказать о других науках. Математике позитивизм отводит важное место в мето­дологии всех наук, придавая количественным методам иссле­дования первостепенное значение. В классификации Конта от­сутствует наука логика, значение которой он явно недооценил. Однако Спенсер этот пробел в позитивистской методологии ис­правил: к абстрактным наукам, изучающим формы явлений, он относит не только математику, но и логику.

Позитивизм предлагает анализировать конкретные и всеоб­щие характеристики познавательной деятельности. Спенсер, например, помимо абстрактных наук — логики и математи­ки — делил науки на абстрактно-конкретные (механика, физи­ка, химия и т.д.) и конкретные (астрономия, геология, биоло­гия, психология, социология и т.д.). Другое дело, что мы можем сегодня не согласиться со Спенсером. Например, биология не является только конкретной наукой: идет бурное развитие тео­ретической биологии; социология не может быть только эмпи­рической и т.д. Однако выяснение смысла научной деятель­ности — это, бесспорно, заслуга позитивистской методологии. Сегодня проблема смысла научной деятельности и ее взаимо­отношений с другими сферами деятельности означает рас­смотрение науки с точки зрения практики, общества, культу­ры, человека. И хотя позитивизм ориентируется преимущественно на естественные науки и их методы, он, тем не менее, поставил проблему рационализации научной деятельности и самой философии.

Среди проблем, которые рассматривает позитивизм, прежде всего, проблема собственно философской методологии и ее роль в научном познании. Позитивизм шел к решению данной проблемы в рамках логики развития самой науки, ее методов познания: описания и анализа этапов научного исследования, языка Науки, исследовательских принципов, подходов и
концепций, выявления сферы применимости отдельных процедур и методов.

Кроме того, позитивизм содействовал развитию философии науки, которая подчеркивает, что философия вовсе не обладает исключительным правом на истину и ее надо рассматривать на равных основаниях с наукой. Всякая наука представляет собой систему идей, время от времени испытывающих концептуальную перестройку. Философия отличается лишь тем, что
вырабатывает систему наиболее общих идей.

Обращение позитивистской философии к проблемам новейших логико-математических исследований делает ее притягательной для учёных и по сей день.

Методология позитивизма оказала сильное влияние на раз­витие не только естественно-научных, но и социальных исследований. Так, многие социальные философы и социологи использовали так называемое «кредо объективизма», основанное на позитивизме. Это кредо сводилось к ряду требований, которым должны следовать те, кто изучает общественные явления:1) пользоваться прежде всего теми же методами, что и естествоиспытатели (это относилось к количественным методам прежде всего); 2) изучать в первую очередь факты, а не их причины; 3) избегать какого-либо ценностного подхода при анализе исследуемого материала.

Подобные позитивистские требования играли двойствен­ную роль: с одной стороны, естественно, что ни философ, ни социолог не может не обращаться к причинно-следственным связям, так как без их знания невозможно выйти на сущностный уровень исследований, а с другой стороны, для ученого очень важным является подлинно объективный анализ, который не­совместим с какими-либо личностными и другими пристрас­тиями.

 

Глава VIII


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)