АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. Предмет, основные законы и категории общей риторики

Читайте также:
  1. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  2. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  3. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  4. II. Основные задачи и функции
  5. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  6. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  7. III. Предмет, метод и функции философии.
  8. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  9. V.2. Правовые категории лиц в зависимости от status libertatis
  10. V.3. Правовые категории лиц в зависимости от status civitatis
  11. V.4. Правовые категории лиц в зависимости от status familiae
  12. VI.3. Наследственное право: основные институты

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть I, II.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (вступил в силу с 01.01.2005г.).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть I, II.

4. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 29.06.2004г. №58-ФЗ.

5. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. №127-ФЗ (с изм. и доп.).

6. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. «129-ФЗ (с изм. и доп.).

7. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005год» от 23.12.2004г. №173-ФЗ.

8. «О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ». Утв. Приказом Минфина РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг №10Н и №03-6/ПЗ от 29.01.2003г.

9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №32Н (в ред. приказов Минфина РФ от 30.12.99г. и от 30.03.01г.).

10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утв. Приказом РФ от 06.05.1999г. №33Н (в ред. приказов Минфина РФ от 30.12.99г. и от 30.03.01г.).

11. План счетов бухгалтерского учета. Инструкция по применению. Утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94Н (в ред. приказа Минфина РФ от 07.05.03г. №38Н).

12. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2005.

13. Финансы и кредит: Учебное пособие / Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Кн. дом Мисанта, 2005.

14. Финансы и кредит: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2004.

15. Большаков С.В. Финансы предприятий: Теория и практика: Учебник. – М.: Книжный мир, 2005.

16. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. – М.:ИТК «Дашков и Ко», 2005.

17. Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий): Учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2005.

18. Деньги, кредит, банки / Под ред. Г.Н. Белоглазовой: Учебник. – М.: Юрайт – Издат., 2004.

19. Деньги. Кредит. Банки. / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Фианнсы и статистика, 2003.

20. Деньги, кредит, банки / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2003.

21. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Практикум. – М.: Дело и сервис, 2004.

22. Инвестиции: Учебник / Под ред. Ковалева В.В., Иванова В.В., Лялина В.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2003.

23. Качалин В.В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами GААР. – М.: ЭКСМО, 2004.

24. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2002.

25. Ковалев В.В., Ковалев Виталий В. Финансы предприятий: Учебник. – М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2004.

26. Мезенцева Т.М., Мезенцева Г.А., Горобец В.Ю. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебное пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2004.

27. Уланов В.А. Сборник задач по курсу финансовых вычислений / Под ред. Ковалева В.В. – М.: Финансы и статистика, 2002.

28. Финансы: Учебник / Под ред. Лушина С.И., Слепова В.А. – М.: Экономистъ, 2005.

29. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Поляка Г.Б. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

30. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие / Под ред. А.Ю. Казака. – Екатеринбург: РИФ «Солярис», 2001.

31. Финансы в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. В.В. Иванова, В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2004.

32. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебное пособие / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2004.

33. Финансы, деньги, кредит: Учебное пособие / Под ред. Е.Г. Черновой. – М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2005.

34. Шелопаев Ф.М. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Юрайт–Издат, 2005.

35. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2002.

36. Игудин А.Г. К межбюджетным отношениям в субъектах Федерации // Финансы, №7, 2004.

37. Шуба В.Б. Бюджетный федерализм: взгляды зарубежных исследователей // Финансы, №8, 2004.

38. www.nasledie.ru/schetpal – сайт «Современная Россия. Информационно-аналитический портал».

39. www.minfin.ru – официальный сайт министерства финансов РФ.

40. www.budgetrf.ru – сайт «Бюджетная система Российской Федерации».

41. www.gsk.ru – официальный сайт Госкомстата РФ.


[1] Вопросы, цели, методы, приемы и особенности управления финансами и изучаются в дисциплине «Финансовый менеджмет»

[2] Виды, задачи, организация и проведение аудита, в соответствии с учебными планом и программой, изучается в курсе «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

[3] Страховая деятельность, в соответствии с учебными планом и программой подробно изучаются в курсе «Страховое дело».

[4] Организация и функции казначейской системы в соответствии с учебными планом и программой подробно изучаются в курсе «Казначейское дело».

[5] Системы налогообложения и налогового учета в РФ, в соответствии с учебными планом и программой подробно изучаются в курсах «Налоговая система» и «Налоговый учет».

[6] Федеральный закон №61-ФЗ (с изм. и доп.).

[7] Цели, задачи, организация, содержание банковского дела и банковского менеджмента изучаются в одноименных курсах.

[8] Кодекс выпущен как приложение к коммюнике Временного комитета, который можно найти на web-странице МВФ: www.inf.orq.

[9] Толковый словарь современных бюджетных терминов. М.: НФПК; Баренц Групп, Лтд; Дмитрэйд График Груп, 1999. С. 187.

[10] Проект Кодекса представлен на официальном сайте Минэкономики: www.economy.gov.ru.

[11] Парижский клуб кредиторов был образован в 1956 г., когда представители ряда европейских стран-кредиторов собрались для обсуждения вопроса об урегулировании балансов платежей по их расчетам с Аргентиной. После того как в начале 80-х годов разразился кризис задолженности развивающихся стран, регулярные заседания Парижского клуба стали основной формой согласования кредиторами всех финансовых вопросов, связанных с пересмотром условий погашения: официальной задолженности развивающихся стран [28].

[12] Кроме того, израсходовано 12 млн долл. «на информирование общественности».

[13] МБРР – международный банк реконструкции и развития; структура и функционирование мировой валютной системы, международных финансовых рынков изучаются в дисциплине «Международные валютно-кредитные отношения».

[14] См. учебно-методическое пособие (электронный кейс) «Экономика предприятия», глава I,II,IV.

[15] Например, федеральные законы от 11 июля 1997 г. № 97–ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации» «О потребительской кооперации в Российской Федерации», от 19 мая 1995 г. № 82–ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. От 25 июля 2002 г.) и др.

[16] Финансовый менеджмент изучает в одноименном курсе.

[17] См. учебно-методическое пособие «Экономика предприятия» (электронный кейс), глава IV, п.п. 4.2.2, 4.3, 4.4.5.

[18] Туган-Барановский М.И. Основы политической экономики. М.: Слово, 1909.

[19] Трапеза (греч.) – стол, за которым менялы производили обменные операции.

[20] Менза (лат.) – стол, за которым менялы производили операции.

[21] Вексель (от нем. Wechsel), букв. – обмен.

[22] Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал / Пер. с анг. М.: Прогресс, 1993. С 250.

Тема 1. Предмет, основные законы и категории общей риторики

1.1. Предмет, основные законы и категории общей риторики

Данный курс посвящен изложению основ общей риторики. Предметом современной общей риторики являются общие закономерности речевого поведения в различных ситуациях общения и сферах деятельности, а целью – выработка практических рекомендаций для повышения эффективности речевого общения.

Существуют специальные, или частные риторики, выделенные по профессиональному признаку: политическая, дипломатическая, юридическая, медицинская, военная, педагогическая, академическая, административная, деловая, журналистская, церковная и др. Изучение этих риторик является предметом самостоятельных курсов и потому не входит в задачу настоящего пособия. См. схему 1.

Ядром предмета современной общей риторики является превращение мысли в речь и речи в мысль. Мысль, или идея – это образ, картина, отражающая в сознании какое-либо явление материального или духовного мира или связь явлений. Мышление – это вереница образов, проносящихся в нашем мозгу. Человек мыслит образами и лишь «задним числом» воплощает их в слова – вербализует, причем вербализация может быть как внутренней, так и внешней. Слово –лишь оболочка, форма идеи, а идея – смысловое содержание слова. Бывают, и нередко, идеи без слов; именно так мыслят летчики, шоферы, шахматисты, футболисты, - все, кому просто некогда (или, как художникам, просто незачем) облекать свои мысли в слова.

Можно представить человеческое сознание в виде куба, в котором роятся разноцветные искры – образы, картины явлений внутреннего и внешнего мира, а речь уподобить лучу проекционного фонаря, послойно проецирующего этот куб с его содержимым на плоский экран. При восприятии чужой речи – устной или письменной – происходит обратный процесс перевода кодовых знаков – слов с плоского экрана в мир образов в кубе сознания слушателя или читателя. Главное при этом – сформировать в сознании адресата образ, идентичный авторскому. Это и значит – понять собеседника. Слово понять в старом русском языке означало поймать, уловить. Аналоги этому есть и в других индоевропейских языках.

Мы рассматриваем речь как процесс информационного взаимодействия в виде серии последовательных трансформаций идей– образов в словесную форму и обратно. Словесная оболочка заметно упрощает и обедняет мысленный образ (по Ф.И.Тютчеву, мысль изреченная есть ложь), а процесс воссоздания образа из слов вновь обогащает его, но уже, естественно, иначе. Люди зачастую говорят одно, а мыслят по-разному. Одна из задач общей риторики – добиться максимально точного и в то же время доходчивого выражения мыслей.

Любая передача идей при помощи слов как законченный факт есть речевое событие. Это может быть монолог, диалог, диспут, отдельная фраза или даже междометие. Единичный акт речевого события есть речевой акт (действие).

Речевое событие состоит из двух основных компонентов:

1) Речевое поведение, в которое входят:

собственно слова(содержание речи);

звучание слов(форма речи);

жесты и мимика;

пространственное поведение (взаимное расположение собеседников).

Речевая ситуация, которую составляют:

социальный фактор – отношения между участниками речевого события – оратором и речевой средой (аудиторией);

физический фактор – материальная обстановка (дом, сад, улица, самолет и т.п.).

Каждый участник речевого события имеет свою речевую роль, т.е. функцию в процессе общения. Эта роль зависит от статуса участников общения, от их личных взаимоотношений, от настроения в данный момент и от поворота событий в процессе общения. Речевая роль есть проекция социальной роли на речевую ситуацию плюс влияние речевой ситуации как таковой (подробнее см. раздел 1.7.).

Любое сознательное действие имеет цель. Речь – не исключение: мы всегда говорим зачем-то. Цель выражает интерес – осознанный или неосознанный, но оттого не менее важный. Речевая цель – это результат, который мы хотим получить от нашей речи. Общий смысл всех речевых (как и вообще всех жизненных) целей – чтобы после совершения данного действия нам стало лучше, чем было до него. Если мы справились с нашей речевой целью, наш язык – наш друг, не справились – враг.

Каждый участник речевого события должен четко представлять себе свою речевую роль и речевую цель, а также речевые роли и речевые цели своих собеседников.

Знайте, что, кому и зачем вы говорите.

Понимайте, кто, что и зачем говорит вам.

Основные речевые цели: проинформировать; доказать свою правоту (убедить); побудить к действию (сагитировать); обсудить проблему с целью найти истину; выразить свое понимание добра и зла, истины и заблуждения, прекрасного и безобразного, достойного и постыдного (оценка); доставить себе и собеседнику удовольствие самим процессом общения; дать выход собственным эмоциям; создать определенную психологическую атмосферу. Речевые цели словесных действий, взятые без учета содержания последних, называются общими речевыми целями.

В речевом акте может быть несколько общих целей, но второстепенные цели необходимо подчинять главной, уметь выстраивать иерархию целей. См. схему 2.

Речевая цель есть не только у оратора, но и у слушателя, у него она называется речевым ожиданием; это то, что слушатель желает узнать от оратора, то, зачем он, например, пришел на лекцию, на митинг, включил телевизор и т.п. Совершать любое речевое действие следует только, если у оратора и у слушателя в достаточной мере пересекаются их смысловые поля. Смысловое поле речевого события, называемое также конкретной целью - это его содержание, рассматриваемое с учетом его общей речевой цели: что и зачем я хочу рассказать (как оратор) или услышать (как слушатель). Зона пересечения смысловых полей оратора и слушателя определяет собою смысловое поле речи. См. схему 3.

По общим целям речи делятся на три основных функциональных вида:

а ) информирующие – сообщают знания;

б ) аргументирующие – прививают убеждения;

в ) эмоциональные – создают настроение.

Если совпадают только общие цели оратора и слушателей, а предлагаемое и ожидаемое содержания принципиально расходятся, то речь успеха иметь не будет. Допустим, слушатель пришел посмеяться, и конферансье тоже хочет его повеселить, но говорит не то, что угодно слушателю, и терпит фиаско. Хотя общая цель одна – смех, но конкретное обеспечение ее (содержание) оказалось негодным. Или наоборот: слушатель остался вполне доволен содержанием речи, но сделал из нее совсем не те выводы, на которые рассчитывал оратор (вы меня убедили в обратном, чего я и хотел). Здесь предложенное и ожидаемое содержания совпали, а общие цели – нет, и последствия речи оказались иными, нежели предполагал оратор. Допустим, оратор стремился возмутить (общая цель) слушателей зверствами террористов, а сторонники радикальных течений могут прийти на его лекцию с целью воодушевиться. Вас могут слушать, внимательно впитывая содержание вашей речи, с самыми разными целями, например, чтобы похвалить вас или чтобы раскритиковать.

Все это следует учитывать, прогнозируя ту или иную степень совпадения смысловых полей в грядущей речевой ситуации, в частности, изучая будущую аудиторию (подробнее см. раздел 1.7.), отслеживая ее реакцию в ходе выступления (см. раздел 1.1. ниже) и пытаясь повлиять на объем и характер ее речевых ожиданий теми или иными ораторскими приемами (например, фокусируя внимание на выгодной для вас теме и уводя в строну от невыгодной).

Смысловое поле речи необходимо разделить на активный тематический фонд – набор тем, с которыми оратор обращается к аудитории, и пассивный тематический фонд – то, что оратор не излагает слушателям, но готов обсудить, если они того пожелают.

Речь достигает цели лишь тогда, когда слушатель доверяет оратору. Для этого последний должен обладать следующими качествами:

Обаяние, т.е. умение нравиться другим. Здесь, помимо того, принято называть хорошими манерами, важна естественность, умение быть самим собой, не брать на себя не присущих вам органически и не требуемых ситуацией речевых ролей. Не следует становиться в позу оракула, грозного судии или носителя абсолютной истины. Не следует также, если вы новичок, подражать кому-либо из понравившихся вам ораторов. Надлежит найти нечто достойное и подходящее в себе и развивать его, не впадая, естественно, в самолюбование. Не выращивайте из сливы яблоню!

Артистизм, т.е. умение играть по правилам, принятым в данной среде. Жизнь – театр, люди – актеры (В.Шекспир). Речевую роль, как и социальную, надо уметь играть, зная правила игры применительно к любой речевой роли и речевой ситуации.

Уверенность. Слушатели не станут доверять оратору, который не уверен сам в себе. Чем более четко и однозначно сформулирована речь и чем тверже она звучит, тем больше эффект внушения. Вместе с тем, любая речь – своего рода экзамен, а на экзамене главное – знать предмет. Чем больше знаний, тем меньше волнения. Кроме того, не следует настраиваться ни на чересчур благоприятный, ни на заведомо неудачный результат вашей речи. Научитесь воспринимать плюс как плюс, а минус – как нуль (не в аналитическом, а в чисто психологическом плане).

Дружелюбие. Каков оратор в своем отношении к слушателям, таковы и они к нему. Хотите нажить врагов – атакуйте слушателей, хотите обрести друзей – уважайте их. Ищите общее между собой и потенциальными союзниками, а розное старайтесь пригасить.

Искренность. Это качество или его отсутствие в ораторе выявляются любой аудиторией мгновенно и, как правило, безошибочно. Лживую речь любые словесные ухищрения сделают лишь еще более искусственной и отталкивающей. Искреннему же оратору слушатель прощает многие недостатки не только формы, но и содержания речи.

Объективность,т.е. честность в изложении чужой позиции, недопущение вольных или невольных подтасовок, утрирований, окарикатуриваний, приписывания мнимых действий или намерений, подмены фактов и логики эмоциями, бранными или хвалебными ярлыками.

Заинтересованность предметом речи. Только магнит притянет железо. Скучает оратор – скучает и публика, и актуальность обсуждаемой темы лишь отчасти компенсирует его вялость. Заинтересованность, как и искренность, дружелюбие, объективность оратора, заразительны – они передаются слушателям.

Эти семь качеств оратора называют проксемическими (проксемика – лат. сближение, т.е. установление психологического контакта оратора с аудиторией).

Все риторические параметры речи должны соответствовать ее цели, обеспечивая необходимую оратору реакцию адресата. Решению этой задачи служат четыре закона общей риторики:

Закон гармонического диалога оратора и слушателей. Для надлежащего совпадения речевых целей оратора и слушателей необходимы:

достаточная исходная осведомленность слушателей в данной теме;

заинтересованность слушателей;

общая ценностная ориентация оратора и слушателей;

доходчивость, конкретность и наглядность изложения.

Сверх того, необходимо, чтобы любая речь, даже если это пространный монолог, была диалогизирована (не по форме, а по сути). Диалог (здесь – не как обмен высказываниями, а как обмен чувствами, духовный резонанс) – это исходные условия достижения должной степени гармонии (согласия) между оратором и аудиторией. Есть несколько испытанных приемов диалогизации речевых действий оратора:

а ) Внимание к адресату. Слушателя надо изучать, знать его интересы, проблемы, пристрастия, больные места, психологический склад, - все, что может повлиять на результат вашей речи (подробнее об изучении аудитории см. раздел 1.7.).

б) Близость темы к слушателю. Близкой адресату должна быть не только тема в целом, но и подход к ней, угол зрения, а также ее частные аспекты; важнее же всего – общность оценочной позиции (если только вы не ставите своей целью переубеждение слушателей), бесспорность примеров и авторитетов. Иначе вы рискуете быть отторгнутым духовной средой аудитории.

Надо знать параметры, по которым тема может оказаться близкой данному адресату. Аристотель замечал, что слушатели внимательно относятся ко всему великому и к тому, что лично их касается, ко всему удивительному и приятному, поэтому следует внушатьслушателям, что речь идет о подобных предметах. Стоит добавить, что если умело подать интересный материал, то вместе с ним слушатель охотно воспримет и некоторую порцию неинтересного, даже если он не связан непосредственно с интересным: сказывается эмоциональная инерция. Как шутят повара, с хорошим соусом можно съесть и ботинок. Аналогичной приправой для скучного, трудно усваиваемого материала служат всевозможные шутки, анекдоты, пословицы и поговорки, вроде вышеприведенной о ботинке.

в ) Конкретность и наглядность. Образ, пример, иллюстрация, колоритные сравнения, модели и аналогии – без них не обойдется даже самая строгая научная лекция. Более того, чем абстрактнее материал по своей природе, тем в большей конкретизации он нуждается, чтобы быть усвоенным.

Образность речи превращает ее во внутренний фильм и слуховое восприятие по своей эффективности приближается к зрительному. При помощи делаемых ораторами обобщений слушатели достаточно легко переходят с конкретного уровня восприятия на абстрактный.

Закон ориентации адресата в структуре речи. Важно не только дать слушателям тему речи и ее план (последнее соблюдается далеко не во всех речевых жанрах), но и периодически давать им понять, в каком месте речевого маршрута находятся в данный момент оратор и слушатели. Важно выделить структурные части выступления особыми фразами, интонацией и жестами, дабы адресат мог точно рассчитать расход своих сил на оставшуюся часть речи.

Лучше кончить чуть раньше, чем этого ожидает слушатель. Краткость – одно из несомненных достоинств оратора.

Закон эмоциональности речи. Эмоциональная окраска во многих (хотя и не во всех) видах устных выступлений весьма желательна, а в некоторых – просто необходима. Эмоции часто являются кратчайшим путем к сердцу слушателей (подробнее см. раздел 1.5.).

Закон положительной психологической настройки слушателей. Приятному оратору верят больше, чем неприятному; то же относится и к его речи. Это кажется аксиомой, но здесь есть одна существенная оговорка: нельзя понравиться абсолютно всем, особенно в ценностно поляризованной аудитории (группа спорщиков, парламент, митинг, судебная коллегия и т.п.) – угодить одним сплошь и рядом значит настроить против себя других. Это уже вопрос принципиальности оратора, его нравственной и гражданской позиции.

Из четырех основных законов общей риторики первый – закон гармонического диалога оратора и слушателей, является главным, а три остальных раскрывают его и служат средствами его реализации. С м. схему 1.

Нередко адресат устного выступления бывает представлен на нескольких уровнях. Например, на публичном диспуте на микроуровне это оппонент или единомышленник, на мезоуровне это вся группа дискутирующих, включая противников и союзников (вторичная аудитория), на макроуровне это – друзья и знакомые спорящих (третичная аудитория), получающие сведения из зала либо от ораторов по завершении действа, либо от слушателей (пересказ); если же выступление транслируется по радио или по телевидению, то возникает аудитория уже четвертого порядка, предъявляющая к оратору весьма специфические требования (см. раздел 1.4.). Отсюда следует, что речевая цель оратора должна включать в себя речевые ожидания как непосредственных слушателей, так и аудитории более высоких порядков с учетом их предполагаемой реакции. См. схему 3.

Любому оратору приходится сталкиваться с утомлением аудитории и, как следствие, со снижением внимания. Большинство выступлений, например, на деловых совещаниях кратки: в прениях председатель дает всего по 4-5 минут, однако здесь начинает сказываться совокупный эффект утомления (от речей предыдущих ораторов), и если вы выступаете ближе к концу прений, то ваши семена будут падать на весьма истощенную почву. Зато вы сможете обобщить в своем слове все сказанное до вас единомышленниками и оппонентами, а если вы еще несколько усилите голос и добавите уместную толику пафоса, изложив вместо деталей темы назревшие конкретные предложения (у ораторов это называется проехаться на чужой спине), то можете вполне рассчитывать на успех, особенно если вместо 4-5 минут уложитесь в 3. Умение произносить речи – трехминутки особенно помогает на митингах, где краткость в особой цене (подробнее см. раздел 1.5.). Заметим, что максимум внимания при настройке аудитории на короткую речь приходится как раз на третью минуту; именно здесь следует подать основной тезис выступления в виде 10 – 15 – секундной фразы и на этом кончить.

Если же вам выпало прочитать речь минут на 30 (например, отчетный доклад или пространное сообщение), то здесь придется оперативно отслеживать реакцию аудитории на ваше выступление и управлять вниманием зала при помощи следующих испытанных ораторских приемов:

Сочетание известного адресату с неизвестным, трудного – с легким, спорного – с несомненным, абстрактного – с конкретным, серьезного – со смешным, пафоса – со спокойным изложением, цитат и цифр – с комментариями к ним, критики – с похвалой (если объект того и другого заслуживает), скорби – с надеждой, формул – с пословицами и поговорками, прозы – со стихами и т.п., т.е. периодическая смена содержания и характера изложения информации – контрастная подача материала.

Изменение темпа речи,силы и тембра голоса в соответствии с содержанием произносимого. Формулы, термины, определения надо выговаривать неторопливо, внушительно, пословицы и поговорки – весело, шутливо, подчас даже задорно. Многие ораторы выделяют особой интонацией цифры, примеры и цитаты.

Обратная связь с аудиторией: если она начинает отвлекаться, засыпать или заниматься посторонними делами, надо срочно применить один из упомянутых приемов содержательного, стилевого или вокального перебоя. Иногда бывает полезно выдержать привлекающую внимание паузу или демонстративно откашляться.

В пространных речах имеет смысл выделить 5-7 минутные отрезки – смысловые кванты для каждого частного сюжета или тезиса с его доказательствами, ибо внимание среднего слушателя способно непрерывно удерживаться на одной теме как раз такое время.

Соблюдение закона края (лучше запоминаются начало и особенно конец любого информационного блока) на микро – мезо – и макроуровне, т.е. в каждом тезисе – кванте, в каждой части выступления (начало, середина, конец) и во всей речи. Как отмечал М.В. Ломоносов: Из доводов сильные и важные должно положить наперед, и те, которые других слабее, в середине, а самые сильные – на конце утверждения, ибо слушатели и читатели больше началу и концу внимают и оных больше помнят. Конец важнее начала, поскольку он подводит естественный, психологически ожидаемый итог всей речи.

Это же правило распространяется и на серию выступлений разных ораторов, особенно на дебаты, в которых ораторы опровергают друг друга. Это утомляет нейтрального слушателя, он внутренне молит спорщиков о конце и ощущает невольную благодарность тому, кто поставил точку в затянувшихся прениях. В итоге шанс на согласие с ним слушателя слегка повышается. Сколь ни мал этот шанс, им не следует пренебрегать. Воистину, конец – делу венец. Во многих европейских языках понятие конец и цель обозначаются одним словом.

Чем острее идет полемика и чем принципиальнее для оратора отстаиваемый им тезис, тем прицельнее следует сосредоточиться на нем, развивая аргументацию не вширь, а вглубь, и решительно отбрасывая массу мелких, слабых, хотя и по-своему интересных доводов, лишь распыляющих внимание адресата при дефиците отпущенного времени. Толовая шашка, взорванная на танке, лишь сбивает с него краску, но то же количество взрывчатки, собранное в кумулятивный заряд, прожигает броню насквозь. (Подробнее о стратегии и тактике спора см. раздел 1.8.). Чем младше, многочисленнее и ниже по образовательному уровню аудитория, тем проще должна быть речь по содержанию, форме и структуре. См. схему 4.

Готовясь к выступлению, следует с вниманием отнестись к своду ораторских правил, который Аристотель назвал риторическим каноном. Этот общий порядок работы над устным выступлением включает:

1)Изобретение содержания речи.

2)Расположение изобретенного речевого материала.

3)Словесное оформление (выражение, подбор речевых средств).

4)Запоминание (репетиция).

5)Произнесение.

См. схему 1.

Большинство ответственных речей готовится заранее и, как правило, лишь реплики, часть вопросов и ответов можно доверить экспромту. Не пишут конспектов и не репетируют выступлений ораторы – виртуозы, глубоко знающие предмет речи и выступающие в хорошо знакомой речевой среде. Известный отечественный историк Е.В.Тарле на вопрос, почему он никогда не пользуется записями, отвечал: очень просто – я знаю раз в 10-12 больше, чем собираюсь рассказать.

Разумеется, далеко не все могут блеснуть подобным талантом, да и цена речевой ошибки у крупного руководителя, военачальника или парламентария может быть значительно больше, чем у преподавателя истории: не только смысловые, но даже чисто стилевые шероховатости в речах отечественных руководителей не раз служили причиной откровенных насмешек и даже скандалов. Поэтому следует взять за аксиому: в политической, юридической, деловой и всякой иной риторике, имеющей отношение к людским судьбам, нет мелочей, и никакое усердие в подготовке выступления не будет излишним.

 


Агитация — побуждение слушателей к совершению каких-либо действий, например, к вступлению в ряды какого-либо движения или голосованию за определенного кандидата.
Адресная группа — часть аудитории, требующая от оратора особого подхода.
Активный тема-тический фонд — набор тем (тезисов), с которыми оратор обращается к слушателям.
Аргументирующая речь — устное выступление, имеющее целью привить слушателям определенные убеждения (пропаганда) или склонить их к каким-либо действиям (агитация).
Афоризм — крылатое авторское изречение.
Беседа — диалог, словесное общение двух и более лиц.
Блеф — создание у слушателей ложного впечатления о силе и/или намерениях говорящего.
Внутренний конспект — запись речи с выделением в тексте опорных слов и выражений.
Дебаты — обсуждение докладов, сообщений на ответственном собрании.
Дедукция — способ изложения, при котором сначала выдвигается тезис, а затем из него делаются выводы (развитие тезиса).
Демагогия — заигрывание с массами, спекуляция на народных чаяниях.
Джей-метод — способ постепенного перехода от одной идеи к другой, подчас противоположной, путем мнимой поддержки и усиления исходной идеи с последующим плавным поворотом и развитием идеи в обратном направлении; график этой операции напоминает букву J (англ. – джей). Весьма частый прием в политической пропаганде.
Дискуссия — публичный спор ради обретения истины.
Диспут — публичный спор с акцентом на ценностное начало ради обращения в свою веру.
Дисфемизм — замена нейтрального слова или выражения более грубым.
Догма — стереотип, внедренный в сознание извне, вид внушения.
Закон края — правило, требующее располагать наиболее важную информацию в начале и/или в конце смыслового блока.
Законы общей риторики — закон гармонического диалога оратора и слушателей; закон ориентации адресата в структуре речи; закон эмоциональности речи и закон положительной психологической настройки слушателей.
Идеология — набор стереотипов социокультурной среды и методов их использования с целью манипуляции сознанием масс и оправдания действий и намерений субъекта власти и/или оппозиции.
Индукция — способ изложения, при котором сначала выдвигаются доводы, а затем из них выводится тезис (доказательство тезиса).
Интент-анализ — анализ намерений (речевых целей) оратора.
Информирующая речь — устное выступление, имеющее целью сообщить слушателям знания.
Ключевая группа — адресная группа, которой оратор уделяет первоочередное внимание.
Композиционный анализ — анализ структуры речи.
Контент-анализ — анализ содержания речи.
Кулуарный ми-тинговый оратор — пропагандист и/или агитатор небольшой группы слушателей, выделившейся из массы митингующих по окончании главных речей.
Манипуляция сознанием индиви-дуума или массы — воздействие на сознание объекта при помощи приемов, сущность которых ему неизвестна.
Метасообщение — слово или словесная конструкция, несущие скрытый смысл: намек, ирония, парадокс, шутка, притча.
Миф — стереотип, порожденный сознанием индивидуума или массы с целью психологической компенсации несовершенств окружающего мира, вид самовнушения.
Образ — картина явлений материального или духовного мира в сознании человека.
Опорные слова и выражения — носители ключевой информации смыслового блока, позволяющие легко вспомнить все содержание этого блока. Выделяются во внутреннем конспекте подчеркиванием или знаками на полях.
Оратор (лат. говорун) — в узком смысле слова – произноситель монологической речи; в широком – активный участник любого речевого действия.
Пассивный тема-тический фонд — набор тем, которые оратор не излагает слушателям, но готов обсудить, если потребуется.
Пасьянс — форма эскиза речи в виде карточек, содержащих смысловые кванты речевого материала и разложенных в соответствии с логико-тематической структурой выступления.
Поговорка — краткое образное изречение, не имеющее завершенной идеи (сюжета, вывода, морали), а дающее лишь образно-эмоциональную оценку какого-либо явления или идеи.
Полемика (греч. многокровная) — острый, непримиримый спор.
Пословица — краткое образное изречение, имеющее сюжет – завершенную идею морально-оценочного характера, часто в виде вывода.
Прения — то же, что дебаты (см.).
Проксемика (лат. сближение — установление и поддержание психологического контакта оратора со слушателями.
Пропаганда — распространение идей, убеждений.
Психологическая ромашка — схема, изображающая частичное совпадение личных интересов членов любого сообщества слушателей (митинга, парламента, лектория и т.п.) – сердцевина ромашки и расхождение чисто личных аспектов этих же интересов – лепестки. 155
Психологические диверсии — приемы злонамеренного воздействия на психоэмоциональную сферу оппонента с целью вывести его из равновесия, запугать или подвергнуть внушению и тем лишить его шансов на успех в выступлении или на победу в споре.
Психологический еж — схема, изображающая расхождение интересов, мнений и воль членов сообщества, приводящее к значительной (в пределе – полной) взаимной нейтрализации общего разума и общей воли данной массы.
Публика — аудитория митинга; шире – синоним аудитории (собрания слушателей) вообще.
Ранжирование — определение функционального ранга элементов речевого материала и средств их выражения, т.е. степени их важности для достижения речевой цели.
Речевая роль — функция участника речевого события: кто я в этом разговоре?
Речевая среда — типичный для ряда сходных речевых ситуаций состав аудитории (р.с. митинга, парламента, лектория и т.п.).
Речевая ситуация — обстановка общения; включает социальный и физический факторы.
Речевая цель -результат, которого желает добиться участник речевого события – оратор или слушатель: зачем я участвую в этом разговоре?
Речевое действие — единичный акт речевого события: отдельная фраза, слово, междометие, или целая речь.
Речевое ожидание — речевая цель слушателя: что я хочу услышать в этом разговоре?
Речевое поведение — совокупность речевых и телесных действий субъекта в процессе общения. Включает словесное содержание речевого действия, звучание слов, мимику и жесты, а также пространственное поведение собеседников.
Речевое событие — словесное общение как законченный факт: монолог, беседа, диспут, реплика. Может состоять из одного или многих речевых действий.
Речевой дискур-сивный граф — форма эскиза речи, линейная диаграмма, изображающая смысловые блоки речи в виде отрезков прямой линии и точек перехода к новым темам (точек выбора) с веерами возможных тем, из которых каждый раз надлежит выбрать одну, наилучшим образом приводящую к цели данной речи – конечной точке графа.
Речевой материал — совокупность слов, произносимых оратором в устном выступлении, с содержащейся в них информацией.
Речь — в узком смысле слова – монологическое устное выступление; в широком – любое словесное действие.
Риторика — ораторское искусство, оформившееся в самостоятельную прикладную дисциплину в Древней Греции в V в. до н.э. Различают риторику общую и частные (специальные, профессионально-отраслевые).
Риторическая фигура — синтаксическая конструкция, усиливающая выразительность речи. Не создавая новых образов, способствует лучшему восприятию тех, которые созданы иными средствами речевой выразительности – тропами и эпитетами.
Риторический анализ — исследование содержательных структурных и форменных параметров речи с целью получения дополнительной (сверх излагаемой оратором по его воле) информации.
Риторический канон — свод правил работы над речью. Включает изобретение содержания речи, расположение изобретенного, словесное оформление (выражение), запоминание (репетицию) и произнесение (ораторию).
Слово — элементарная структурная единица языка, звуковой или графический код образа какого-либо предмета или явления.
Смысловое поле речи — набор фактов, тем и идей, необходимых для достижения цели выступления. В конкретном речевом материале составляет его информационный аспект (содержание).
Смысловой блок — группа смысловых квантов, связанных между собой в трудно расчленимое целое. Возможно цепное и веерное сочленение смысловых квантов.
Смысловой кван — элементарная единица мысли, простая идея.
Сопряженная идея — идея, соединенная в чьем-либо сознании с другими идеями логической связью или убеждением.
Софизм — намеренное нарушение законов логики, недобросовестный прием в споре.
Спор — борьба мнений. Цели: поиск истины, убеждение оппонента, победа над ним и спор ради развлечения.
Стереотип — устойчивая идея в сознании человека, социальной или политической группы или всего общества, традиционное мнение или поведенческая установка. Формируется путем внушения или самовнушения без участия критических механизмов мышления. К мировоззренческим стереотипам относятся мифы, догмы и утопии.
Топ — алгоритм анализа и синтеза речевой информации, способ развития, отбора и структурирования идей.
Троп — употребление слова или выражения в переносном значении для создания яркого, эмоционально окрашенного и хорошо запоминающегося образа.
Убеждение — а) твердое мнение, соединенное с верой;
б) воздействие на чье-либо мировоззрение в целом или на какой-либо его элемент.
Утопия — идеальная модель будущего общества, развернутая псевдофутурологическая конструкция, сложный стереотип, составленный из множества простых стереотипов – мифов и догм.
Утрирование — преувеличение, вплоть до абсолютизации, значения отдельных аспектов тезиса оппонента или тезиса в целом, что доводит утверждение до абсурда. Бывает невольное (логическая ошибка) или нарочитое (софизм).
Фильтр сознания — критический механизм человеческой психики, контролирующий допуск новых идей в духовный мир личности и охраняющий единство ее внутреннего Я.
Фразеологизм — общее название пословиц, поговорок и афоризмов.
Функциональный вид речи — подразделение устных выступлений по признаку общих речевых целей – характеру воздействия на сознание слушателя: речи информирующие, аргументирующие и эмоциональные.
Функциональный стиль речи (устной и письменной) — разновидность литературного языка, обслуживающая определенную сферу жизнедеятельности общества с ее специфическим отношением к миру, набором словесных форм и выражений.
Цветы красноречия
— общее название средств речевой выразительности – тропов, эпитетов и риторических фигур.
Эвфемизм — замена грубого слова или выражения более деликатным.
Экскурс — временное отвлечение от основной темы с целью иллюстрации какого-либо положения или отдыха слушателей.
Эмоциональная речь — устное выступление, имеющее целью создать определенную психологическую атмосферу.
Эпитет — образное определение предмета или действия, имеющее, как правило, эмоциональную окраску.
Эскиз речи — предварительный план, создаваемый на начальном этапе сбора и обработки речевого материала. Способствует уяснению смысловой структуры речи и функций ее частей.
Ярлык — бранная кличка оппонента, призванная создать в сознании слушателей устойчивый и легко узнаваемый образ врага. Ярлыки образуют систему идеологических оценочных координат по признаку свой-чужой.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.022 сек.)