АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политика опричнины, ее цели и последствия. Великому князю не было еще и полных 17 лет, когда 16 января 1547 года он был торжественно коронован как царь всея Руси

Читайте также:
  1. Аграрная политика
  2. Аграрная политика КПСС в середине 60-х - начале 80-х гг.
  3. Аграрная политика П.А. Столыпина
  4. Аграрная политика царизма в Казахстане в конце XIX-начале ХХ вв. Переселение русских, украинских крестьян. Начало формирования многонационального состава населения Казахстана.
  5. Аграрные отношения. Экономическая и социальная политика Комнинов.
  6. Амортизационная политика предприятия
  7. Амортизационная политика предприятия
  8. Амортизационная политика предприятия, как инструмент управления основным капиталом
  9. Антиинфляционная политика и политика занятости
  10. Антиинфляционная политика как методы борьбы с инфляцией
  11. Антиинфляционная политика правительства.
  12. Антиинфляционная политика.

 

Великому князю не было еще и полных 17 лет, когда 16 января 1547 года он был торжественно коронован как царь всея Руси. При участии Макария в окружении молодого царя оказались те лица, которым суждено было в глазах совре­менников символизировать новое правительство — «Избранную раду». «Избранная рада» была органом, который осу­ществлял непосредственную исполнительную власть, фор­мировал новый приказный аппарат и руководил им. Ей были проведены наиболее важные реформы. Наиболее авторитет­ными политиками нового правительства стали Адашев и Сильвестр.

При «Избранной раде» было завершено оформление цен­тральных органов государственного управления — прика­зов (до середины 60-х годов их называли «избами»). Одним из первых приказов была Челобитная изба, которую возгла­вил Адашев. Главной функцией этого учреждения был при­ем челобитных (жалоб) на имя государя и проведение по ним расследования. Таким образом, Челобитная изба фак­тически становилась высшим контрольным органом. Поместный приказ занимался распределением поместий и вотчин между слу­жилыми людьми. Разрядный приказ функционировал в ка­честве штаба Вооруженных Сил: то есть определял, сколько служилых людей и из каких уездов должно выйти в полки. Разбойный приказ вел борьбу против «разбоев» и «лихих людей». Земский приказ ведал порядком в Москве.

Реформы коснулись и организации верхнего эшелона управления. В частности, было несколько ограничено мест­ничество. Суть данного порядка заключалась в том; что при назначении служилых людей на те или иные должности учитывалась, прежде всего, их «порода» — происхождение, а не личные заслуги. Потомки должны были находиться друг с другом в тех же служебных отношениях — началь­ствования, равенства, подчинения — что и предки.

Уложение о службе. В 1555—1556 гг. было принято Уло­жение о службе. Определялось, с какого количества земли должен выходить вооруженный воин на коне; если вотчины или поместья феодалов были большими, то владелец обязы­вался выводить с собой вооруженных холопов.

Судебная реформа. В 1550 г. был принят новый судеб­ник. Судебник закреплял создание в Московском государ­стве «праведного» (справедливого) суда, контролируемого «лучшими людьми» из данного сословия на местах. Однако до создания постоянных верховных сословно-представительных учреждений дело не дошло.

Целям укрепления государственной власти должна была служить реформа церкви. Царь хотел получить санкцию церкви на государственные преобразования и в то же время принять меры к подчинению церкви, ограничению ее при­вилегий и земельных ресурсов.

Общерусская церковная реформа была проведена на Сто­главом соборе, названном так по сборнику его постановле­ний, состоявшему из ста глав («Стоглав»). На открывшемся 23 февраля 1551 года Соборе присутствовали помимо высших духовных чинов сам царь, князья, бояре и думные дья­ки.

Собору предстояло заняться самыми различными сторо­нами церковной жизни — обсудить меры по укреплению дисциплины среди духовенства, провести унификацию об­рядов, улучшить моральное состояние служителей церкви, решить проблему церковного землевладения и привилегий церкви.

Собор унифицировал церковные обряды. Так, он офици­ально узаконил под страхом анафемы двуперстное сложе­ние при совершении крестного знамения и «сугубую алли­луйю». Продажа церковных должностей, взяточничество, ложные доносы, вымогательства стали столь распространен­ными в церковных кругах, что Стоглавый собор вынужден был принять ряд постановлений, несколько ограничиваю­щих произвол как высших иерархов по отношению к рядо­вому духовенству, так и последнего по отношению к миря­нам. Пошлина с церквей отныне должна была собираться не десятниками, злоупотреблявшими своим положением, а земскими старостами и десятскими священниками, назна­чаемыми в сельских местностях.

Таким образом, система реформ, предпринятых факти­ческим правительством в конце 40—50-х гг. XVI века, по самой своей сути была изначально связана с идеей ограни­чения царской власти «мудрым советом», то есть той или иной формой представительства, выражающей, в отличие от кастовой Боярской думы, интересы служилой массы и верхов посада. Реформы «Избранной рады» привели к круп­ным военным и внешнеполитическим успехам русского го­сударства.

Центральным событием истории XVI века являлась опричнина. В течение семи лет, с 1565 по 1572 г., в Москов­ском государстве разгорелся и пылал, по образному выра­жению современника этих событий князя Андрея Курбско­го, «пожар лютости», унесший десятки тысяч человеческих жизней. В середине 60-х годов произошло резкое обостре­ние внутриполитических противоречий в стране: ситуация становилась тревожной.

Слово «Опричнина» употреблялось лет за сто до Ивана IV. Происходит оно от слова «опричь», являвшегося в древ­нерусском языке синонимом слова «кроме». После смерти или гибели воина на поле боя поместье, пожалованное ему за службу Великим князем, забиралось в казну, опричь (кро­ме) небольшого участка земли — своеобразного пенсионного фонда, который отдавали его вдове и детям. Этот остаток поместья и назывался «опричниной». Таким образом, Иван Грозный назвал опричниной небольшой «пенсионный» удел, в который он «удалялся от царствования». Вся страна — «земщина» — оставалась, согласно его уверениям, в управ­лении Боярской думы.

Фактически введение опричнины свелось к кровавой по­лосе бессмысленных убийств, совершавшихся по велению царя. Царский указ одинаково сгонял с земли и удельного князя, владельца наследственной территории, и мелкого служилого человека. Власть, по мнению царя, должна была внушать всем страх. Иван IV был убежден в христианском долге его подданных (включая родственников) — служить царю. Государь и считал-то их не подданными, а рабами, холопами, которых волен казнить или жаловать: «А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же». В этих словах Ивана IV выражена сама суть его правления.

Царь всячески старается обеспечить всенародную, все­сословную поддержку его политики. Видимо, с этой целью указ о введении опричнины был представлен на утвержде­ние Земского собора в феврале 1565 г.

Долгое время в литературе было распространено мнение: опричнина — дело исторически необходимое, поскольку Рос­сии, чтобы выжить, нужна была централизация, а бояре вроде бы были ее противниками, поэтому и приходилось их уничтожать. Ныне состав жертв опричного террора изучен. На каждого боярина или дворянина приходилось, по мень­шей мере, 3—4 рядовых служилых земледельца, а на каждо­го последнего — по десятку лиц из низших слоев населения.

Осенью 1572 г. государь опричнину «отставил», а все связанное с ней было предано забвению. Наказанию кнутом подлежал тот, кто только осмеливался произнести это сло­во. Отмена опричнины, однако, не прекратила террора. Он продолжался, но в меньших масштабах.

Последствия опричнины. После опричнины в стране разразился тяжелейший экономический кризис — деревни и села Центра и Северо-Запада (Новгородские земли) запус­тели. По прочтении писцовых книг конца XVI века возни­кает впечатление, будто страна пережила вражеское наше­ствие. Необработанными оказались до 90 % земли. К тому же в 1570-71 гг. в дополнение ко всем бедам на Россию обрушилась эпидемия чумы.

Крайнее истощение страны, как следствие опричнины, отразилось и на ее внешней политике.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)