|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Становление древнерусского государства. Киевская Русь в 10 - начале 12 вв: социально-политический строй и раннее законодательствоСуществует несколько мнений, в какой период происходит зарождение древнерусское государство и складывается древнерусская народность. Но есть наиболее устоявшееся мнение, согласно которому древнерусское государство сложилось в 9 веке. Именно к этому времени наиболее отчетливо проявились такие признаки государственной политической организации, как подчинение власти центра земель союзов славянских племен (окняжение территории), выработалась система централизованного сбора дани (полюдье), оформились органы управления, судопроизводства и подчинения (дружина). Территориально Русь как государство складывалось постепенно. Его образование завершилось слиянием Приднепровья с Приильменьем, Киева с Новгородом. Летописная традиция приписывает заслугу в этом князю Олегу и относит данное событие к 882 г. Новое государство в 9 веке включало в себя земли таких славянских племен, как древляне, северяне, радимичи, уличи, тиверцы, вятичи. В центре политического объединения оказалось племя полян, а киевское княжество Дира и Аскольда стало тем ядром, вокруг которого сплачивалась своеобразная федерация славянских племен. Присоединение новых племен под власть Киева продолжалась на протяжении 10 века. Составными частями древнерусского государства стали территории, управлявшиеся династией Рюриковичей. Существует несколько теорий возникновений Киевской Руси: 1). торгово-городская теория. Ее автор—Ключевский считал, что вся совокупность социальных экономических политических духовно-нравственных отношений в древней Руси были «прямыми и отдаленными последствиями, действиями двух факторов, волостного и торгового города и внешней торговли». Бурное развития славянских городов как центров ремесла и торговли, по мысли Ключевского, и вызывало появление государства с его внешнеполитическими и оборонительными функциями. Действительно, древнерусская цивилизация возникла как культура городского типа, а киевская Русь была известна как страна городов. Крупный город объединял соплеменное окрестное население, становился торговым, административным и политическим центром—резиденцией князя. 2). в советской историографии проблема становления киевского государства рассматривалась в русле марксистской концепции. В соответствии с ней, государство, как аппарат господства, появляется с развитием средств производства, разделением труда, становлением частной собственности возникновением классов. Возникновение киевского государства, поэтому, считалось результатом разложения родоплеменных отношений у славян, формирования феодальных классовых отношений. По социально-экономическим основаниям киевскую Русь относили к раннефеодальным обществам, где земельная собственность становится основой богатства и особого социального статуса. 3). необходимо и сказать о «норманской теории», суть которой сводится к тому, что ее сторонники определяющим фактором в появлении первого государства восточных славян называют влияние их северных соседей–варягов, выходцев из Скандинавии. Последователи «норманизма» общеизвестный факт приглашения в 862 г на княжение в Новгород варяжского военоначальника Рюрика трактуют как важнейшее решающее условие возникновения древнерусской государственности. Данная теория в течение длительного времени служила для определенных идеологических целей, в том числе и для доказательства неспособности славян к самостоятельному социально-политическому развитию. Древнерусское государство возникло в результате длительной, в первую очередь, внутренней социально-экономической и политической эволюции восточнославянских племен и по большинству своих параметров не отличалось от европейских государств на тех ступенях своего развития. Киевская Русь по типу организации власти относилась к числу раннефеодальных монархий. Во главе государства стоял великий князь, но в чистом виде единодержавия не было. Верховная власть была династически-родовая. Великокняжеский престол занимался поочередно старшим из рода Рюриковичей. Главными функциями князя кроме идеологической были организация обороны, внешнеполитическое представительство, присоединение новых земель. В число органов власти входила Боярская Дума – совет при князе из числа старших дружинников и знатных бояр. Существовал административный аппарат, занимавшийся сбором дани, судебными и управленческими делами. В землях и городах, входивших в состав государства, управляли княжеские наместники. В некоторой степени можно говорить и о дуализме политической системе, так как наряду с княжеской властью определенное влияние в киевский период имел и вечевой строй. В каждом крупном городе действовало вече—высший законодательный и судебный орган. Киевское государство имело значительные военные силы, которые выполняли внешнеполитические и оборонительные функции, защищая страну от многочисленных противников, наиболее опасными из которых были южные кочевые народы—печенеги и половцы.Велика была и внешнеполитическая активность восточнославянского государства. Частые военные, дипломатические, торговые контакты осуществляла Русь с Византией Хазарией Скандинавией, западными народами. Одновременно с другими элементами государственности происходило и становление древнерусского права. Выдающимся памятником права и историческим источником является «русская правда», определявшая различное правовое положение различных групп населения древнерусского общества. История древнерусского периода богата великими именами. Основатель правящей династии Рюрик (862), «вещий» Олег(882-912) —объединитель русских земель вокруг Киева, известный своими успешными походами на Константинополь в 907 и 911 г, князь Игорь, его супруга княгиня Ольга, по преданию одна из первых христианок на Руси. Сын Игоря и Ольги Святослав прославился как выдающийся полководец, совершивший многочисленные походы, освободил Русь от уплаты дани хазарам (965), не раз громил печенегов. Особое место в отечественной истории занимает Владимир «красное солнышко», великий князь (980-1015), принесший христианство на Русь. Ярослав мудрый (1019-1054) —активная внешняя политика, огромная работа по внутреннему обустройству страны. Время его правления считается временем возвышения Руси. Изначально в киевской Руси не существовало единой религии. Языческий период в истории славян - это время самобытной культуры. Приобщение к цивилизованному миру двигало Русь к принятию одной из монотеистических религий, так как язычество выступало на том фоне как показатель дикости, варварства, отсталости. Русь впервые оказалась перед ситуацией выбора дальнейшего пути своего развития. Задачу эту удалось решить великому князю Владимиру. Ему пришлось искать правильное решение и он выбрал христианство. По версии «повести временных лет» выбор восточного христианства определялся в первую очередь эстетическим моментом. Византийская церковь объявляла о сакральном характере императорской власти, ее божественном происхождении. Кроме того Византия существовала как многонациональное и жесткоцентральное государство, что также привлекло внимание Руси, где решался вопрос о централизации. После 988 года когда в водах Днепра крестили киевлян, христианство стало распространяться по Руси. Но этот процесс был медленным. И только к 12 веку можно говорить о победе христианства. Принятие Русью христианства имело огромное значение: распространение грамотности, литературы, архитектуры, (развитие культуры). Приняв христианство Русь вошла в строй цивилизованных европейских государств. Вся последующая отечественная история немыслима без истории православной церкви. Ее влияние на особенности политического социального духовного быта русского народа и его ментальность трудно переоценить. Т.о. в 988 году был сделан выбор действительно с глобальными последствиями. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |