АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Культура России в 19 в
Образование было сословно → нужно больше грамотных людей→политика просвященного абсолютизма. Открыто 5 университетов. Достижения: математ- Лабочевский, химия – Зинин, физика- Якоби, хирург- Пирогов, путишественники-Крузенштерн, Беллинскаузен, Невельский, история - карамзин (истор гос рсийского), литература – золотой век Пушкин, Лермонтов, Гоголь, архитектура – Воронихин(казанский собор), Моннферан(исаковский собор), Мартос(памятник Минину и Пожарскому), живопись- Брюллов(последний день помпеи), Иванов (явление христа народу), Музыка-Глинка(Иван Сусанин, Руслан иЛюдмила), театр - Щепкин. Во второй половине возникла потребность в увеличении спецов с средним и высшим образованием→рост чила гимназий, математика-Чебышев(теор Вероятности),Ковалевская, физика – Сталетов, Химия – Бутлеров, Менделеев, История – Соловьев (29 томов история росс) географ-проживальский, Миклуха-моклай, семенов – тянь-шанский. Лит-никрасов,достоевский,толстой, тургенев,Чехов- венец национал. Культуры. Музыка – могучая кучка Мусоргский, Римский-Корсаков, чайковский(Евгений онегин, лебединое озеро) Художники-передвижники- Репин шишкин суриков серов крамской, театр –1898- возник МХАТ – станиславский, неймирович- данчинко. Конец XIX — начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру. Отношение к Западу для русского общества всегда было показателем ориентиров в его поступательном историческом движении. На протяжении столетий Запад представлялся не как определенное политическое, а тем более географическое пространство, а, скорее, как система ценностей — религиозных, научных, этических, эстетических, которые можно либо принять, либо отвергнуть. Возможность выбора рождала в истории России сложныеколлизии. Конец XIX — начало XX в. был именно такой эпохой, и проблема "русской вропейскости" приобрела в это время особый смысл. Идеалы "русской европейскости", ориентирующие развитие русского общества по пути европейских культур, получают достойное воплощение впросвещении, науке, искусстве. Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Возросли ее связи с другими странами. Это отразилось на широком применении новейших достижений научно-технического прогресса — телефона и граммофона, автомобиля и кинематографа. Многие русские ученые вели научную и педагогическую работу за рубежом. Самое же важное заключается в том, что Россия обогатила мировую культуру достижениями в самых разнообразных областях. Важной чертой развития культуры рубежа веков является мощный подъем гуманитарных наук. Русский культурный Ренессанс создавался целым созвездием блестящих гуманитариев — Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Д.С. Мережковским, С.Н. Трубецким, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским и др. Ум, образованность, романтическая страстность были спутниками их трудов. В 1909 г. С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и другие философы выпустили сборник"Вехи", где призвали интеллигенцию к покаянию и отречению от разрушительных и кровожадных революционных планов. Русский "ренессанс" отразил мироощущение людей, живших и творивших на грани веков. Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на "больные вопросы" российской действительности, пытаясь соединить несоединимое — материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику. Конец XIX — начало XX столетия сегодня часто называют "серебряным веком". Это название также принадлежит Н.А. Бердяеву, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих "золотых" эпох. Поэты, зодчие, музыканты, художники той поры были творцами искусства, поражающего напряженностью предчувствий надвигающихся социальных катаклизмов. Они жили ощущениемнеудовлетворенности "обыденной серостью" и жаждали открытий новых миров. Образование. При Александре II созданы женские гимназии и женские курсы с университетской программой. Университеты вновь получили автономию. Созданы земские училища. При Александре III большинство женских курсов закрыто, автономия университетов ограничена. Зато выросло число церковноприходских школ. Наука. И. П. Павлов разработал учение об условных рефлексах, И. М. Сеченов — о рефлексах головного мозга. И. И. Мечников создал основы российской микробиологии, К. А. Тимирязев — физиологии растений. Менделеев открыл периодический закон химических элементов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | Поиск по сайту:
|