АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Становление Русской культуры в 11-12 веке

Читайте также:
  1. III. Материалистическое направление в русской философии
  2. А. И. Герцен – основатель системы вольной русской прессы в эмиграции. Литературно-публицистическое мастерство
  3. Анализ случаев нарушения безопасности движения с установлением виновных и конкретных нарушений правил и порядка работы
  4. Антропологическая проблема в русской философии
  5. Архитектура Беларуси в ХХ столетии. Эклектика, модерн, конструктивизм, неоклассицизм. Достижения современной белорусской архитектуры и градостроительства Беларуси.
  6. Архитектурные стили, понятие, признаки, виды. Основные стили белорусской архитектуры.
  7. Белгородский государственный институт искусств и культуры
  8. Белгородский государственный институт искусств и культуры 1 страница
  9. Белгородский государственный институт искусств и культуры 2 страница
  10. Белгородский государственный институт искусств и культуры 3 страница
  11. Белгородский государственный институт искусств и культуры 4 страница
  12. Белгородский государственный институт искусств и культуры 5 страница

Эволюция государственности в 11-13веках. XI-XIIв. – расцвет киевской культуры. "Золотой век". Киев застраивают каменными храмами и зданиями, украш-ми живописью и мозаикой; построили Софийский собор. Принятие русскими христ-ва способствовало распространению просвещения. Письменность возникла у славян еще до принятия христианства. За 100 лет до крещения Руси славянские миссионеры Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку и перевели греч. церковные книги на славянский язык. Братьев Кирилла и Мефодия наз. "апостолами славян". Обе церкви - римско-католическая и правос-ная - считает их святыми. Главные источники просвещения – монастыри. Среди них Печерский монастырь в Киеве, как по величине, так и по значению, занимает I место. Высокий уровень грамотности (летописи, житие). При Ярославе Мудром (1019-1054 г.г.) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему удалось обезопасить Русь от печенежских набегов, утвердить русские позиции в Прибалтике и овладеть землями восточнее Днепра. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси. При Ярославе Мудром Русь достигла международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам он был женат на шведской принцессе, его дочери были замужем за французскими, венгерскими, норвежскими королями. Его сын Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда и прозвище Владимир Мономах (1125-1125)– сына Всеволода. Составленная при Ярославе Мудром “Русская правда” является юридическим памятником на нормы обычного права. “Правда Ярослава” ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников; разбирали споры между свободными людьми чаще в княжеской дружине. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские. Массовые народные выступления покатились по Киевской Руси в 1068-1072 гг. В Киеве вспыхнуло восстания в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава (Изяслав, Святослав, Всеволод) от половцев. В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Народ потребовал оружие, чтобы самим бороться с половцами. Им отказали, тогда народ разгромил богатые дворы. На это князья Ярославичи выпустили дополнение к “Правде Ярослава” - “Правду Ярославичей”, в которой отменили кровную месть. Повысили плату за убийство различных категорий населения, причем феодалы ценились дороже, эащитили имущество феодалов. Начались между усобицы между князьями по вопросам наследования власти. Наблюдался рост могущества каждого отдельного княжества. По инициативе Владимира Мономаха был созван Любечский съезд князей 1097 г., на котором было решено прекратить усобицы и провозглашен принцип “Каждо да держит отчину свою”. Владимиру удалось удержать власть над всей Русской землей. Укрепился международный авторитет России. Появилась шапка Мономаха, признак преемственности власти русских царей от константинопольского императора. При Владимире была составлена “Повесть временных лет”. Сын Владимира – Мстислав (1125-1132 г.г.)еще некоторое время удерживал единство русских земель. Но после смерти его Киевская Русь окончательно распалась, наступил период раздробленности, или удельный период.

11. Начало феодальной раздробленности на Руси.

1 усобица. После смерти князя Святослава (972 г.) на Руси начались усобицы. Борьба между его детьми за Киевский престол. Сначала власть взял юный Ярополк, его младший брат Олег правил в древлянской земле, самый младший Владимир - в Новгороде. Ярополк стремился сохранить и закрепить сделанное предшественниками. Однако через 3 года его правления положение изменилось. Угроза единству Руси пришла с древлянской стороны, правящий там Олег хотел независимости от Киева. Ярополк собрал поход против древлян в результате которого, противники были разбиты, а князь Олег убит, древлян вновь подчинили Киеву. Князь Владимир, узнав об убийстве брата бежал из Новгорода, Ярополк подчинил себе Новгород. Беглый князь Владимир собрав войско из варягов, двинулся на Киев. Ярополк поняв что его дни сочтены бежал из Киева, вскоре он был убит. Владимиру удалось собрать Русь воедино, но после его смерти в 1015 году началась

2 усобица.

Едва умер Владимир власть взял его приемный сын - Святополк. Княжеская дружина была в походе и не могла восприпятствовать ему. Воспользовавшись положением стал подкупать знатных киевлян и собирать войско. Сформировав небольшой отряд, он отправил его убить любимых сыновей Владимира - Бориса, Глеба и Святослава. Против Святополка выступил Новгородский князь Ярослав, заручившийся поддержкой варягов. Два войска сошлись на Днепре зимой 1016 года, близ г. Любича. Святополк потерпел поражение и бежал в Польшу, откуда вернулся с польскими войсками и взял Киев. Но после восстания горожан оставил его, бежал к печенегам, а затем двинулся с ними на Новгород, был разбит и ему пришлось вновь укрыться в Польше. Ярославу удалось восстановит прежнее положение в стране, но с его смертью Русь захлестнула волна новых усобиц.

3 волна усобиц.

На этот раз распря произошла между сыновьями Ярослава Мудрого. Причиной было появление на Киевском пристоле полоцкого князя и это нарушило государственную стабильность, которая существовала на Руси в последние годы жизни Ярослава и в течении 2-х десятков лет правления его сыновей. Войны продолжались несколько веков. Причинами было: постоянные разделы земель между Рюриковичами, появление большого числа городов, претендовавших на самостоятельность.

В 1097 году внук Ярослава, - Владимир Мономах созвал Любический съезд князей с целью объединения Руси, где князья договорились прекратить усобицы и жить в мире.

Но в некоторых частях страны усобицы, по прежнему то вспыхивали, то затихали еще долгое время.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)