|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854)Отец Шеллинга получил место преподавателя в монастырском училище, которое готовило к поступлению на Богословский факультет в Тюбингене. В шесть лет Фридрих пошел в начальную школу, в восемь приступил к изучению древних языков. Еще через два года его отдали в латинскую школу в Нюртенгене. Там он пробыл недолго. Осенью 1786 года учитель заявил, что мальчик знает всю школьную программу. Фридриха вернули домой и отдали в монастырское училище. Все удивлялись его способностям. Мальчик свободно сочинял стихи на латыни, а также на греческом, древнееврейском, арабском. В пятнадцать лет, то есть на три года раньше, чем допускалось законом, Шеллинг благодаря ходатайству отца был принят в Тюбингенский теологический университет. Учеба ему давалась легко. Он получал высшие отметки, поражая своей одаренностью и усидчивостью. В 1798 Шеллинг знакомится с Гёте и заинтересовывает его своей натурфилософией. Благодаря стараниям Фихте и поддержке Гёте, Шеллинг получает в том же году должность экстраординарного профессора в Йене. Здесь 23-летний профессор с чрезвычайной смелостью и энергией принимается за развитие своего собственного мировоззрения, все более и более освобождающегося от влияния непосредственных предшественников. Шеллинг познакомился с женой поэта-романтика Фридриха Шлегеля и вскоре сблизился с ней. Каролина чувствовала себя свободно среди интеллектуалов. По замечанию одного из историков, «она завтракала с Гёте, обедала у Фихте и не в меру была неразлучна с Шеллингом». Умная, веселая, талантливая, Каролина принимала активное участие в поисках романтиков, писала, редактировала. В марте 1802 года Каролина отправилась к мужу в Берлин выяснять отношения. Они решили окончательно разойтись. Шеллинг и Каролина уехали в маленький швабский городок Мурхардт к его родителям. Лекции Шеллинга стали сенсацией. Слава и успех сопутствовали ему, число слушателей на его лекциях заметно увеличивалось. Гегель, исчезнувший из поля зрения Шеллинга однокашник, вновь дал о себе знать осенью 1800 года. Шеллинг принял живое участие в судьбе университетского друга. Помог переехать в Йену, поселил у себя. Гегель прошел габилитацию (первым оппонентом на диспуте был Шеллинг) и в качестве приват-доцента начал читать курс. Для Шеллинга Гегель оказался находкой. К тридцати годам ничем себя в науке не проявивший, усердный, без амбиций, противник Фихте, вроде бы единомышленник ‒ лучшего соратника трудно себе представить. Способности у них были различны (Шеллинг продуцирует идеи, Гегель углубляет их, доводит до конца, систематизирует), характеры несхожи (Шеллинг импульсивен, Гегель рассудителен), но это не мешает им сотрудничать. Стремление сделать свое учение доступным и понятным многим, притом без снижения теоретического уровня, сочеталось у защитника философии тождества, точнее, постоянно боролось в нем с непомерным самомнением и аристократизмом. Излюбленной поговоркой его была строка из Горация «Ненавижу толпу невежд и держусь от нее вдалеке». Интерес Каролины к философским вопросам, и главное ‒ безграничная вера в философский гений Шеллинга, обусловливали тот душевный подъем, которым характеризуется наиболее продуктивный период его жизни. Осенью 1807 года умирает его жена ‒ Каролина. Это был тяжелейший удар для Фридриха. Каролина была не просто любимой женщиной, другом, она была частью его самого, сокровенным возбудителем творчества. Он проживет еще много лет, больше, чем прожил. Его будут посещать оригинальные мысли, но все останется незавершенным. После смерти Каролины литературная деятельность Шеллинга почти совершенно прекратилась, и только речь его с кафедры напоминала Германии о бывшем властителе умов. В истории культуры трудно найти другой пример того, чтобы женщина значила так много в творческой жизни философа. Именно после ее смерти он становится глубоко верующим человеком и пытается разрабатывать позитивную философию, или философию откровения, в которой откровение ставит выше разума. Избавленный от необходимости преподавать, он посвящает свободное время упражнениям в магии и размышлениям над ее тайнами. После ухода из жизни Каролины Шеллинг уверовал в бессмертие и при этом сохранил свою оппозицию идеализму. Как совместить противоположные позиции? В Германии в XVIII веке существовало целое философское направление, сочетавшее естественнонаучный материализм с учением о личном бессмертии. Душа состоит из материальных атомов и именно поэтому вечна и нетленна. Шеллинг был убежден в нерасторжимости духа и материи. Помимо литературной работы, помимо чтений, он находит успокоение в переписке с Паулиной Готтер, дочерью близкой подруги Каролины. Довольно долго они переписывались, прежде чем Шеллинг назначает ей свидание. Девушка производит на него приятное впечатление. 11 июня 1812 года она выходит за него замуж. Что касается Паулины, то она была без ума от своего мужа. «Я счастлива без меры, ‒ признается она своей доверенной подруге. ‒ Шеллинг ‒ самый дорогой, самый лучший человек на свете, у нас взаимная сердечная склонность, наши желания и стремления едины, мы живем каждый в другом и только для другого». Паулина подарила ему шестерых детей ‒ троих сыновей и троих дочерей. В мае 1827 года Шеллинга назначают генеральным хранителем научных коллекций государства, в августе ‒ президентом Академии наук. Однако он оказался в стороне от главного направления философского развития, инициативой в котором решительно завладел Гегель. Шеллинг обрел вечный покой 20 августа 1854 года в швейцарском курортном городке Рагац. Там его похоронили. Там стоит ему памятник с надписью: «Первому мыслителю Германии». Как философ он пережил свою славу и не оставил наследников. Гордый и самолюбивый Шеллинг не терпел около себя людей, ему равных и не подчиняющихся его влиянию, особенно в сфере его специальности. Этим, главным образом, объясняется разрыв Шеллинга с Фихте, его духовным отцом в философии, и Гегелем, его университетским товарищем и другом. Последние годы глубокой старости Шеллинг провел окруженный оставшимися ему верными друзьями и многочисленной семьей. Шеллинг не согласен с тем, что из «Я» можно вывести «не-Я», а природный мир можно объяснить, исходя из деятельности нашего воображения. Он ищет иное динамическое начало в основании мира. Материи нет в учении Фихте, поскольку «вещь в себе» отброшена Фихте с самого начала. Таким образом, Шеллинг обнаруживает слабость не только субъективизма, но и идеализма, заключенного в наукоучении Фихте. Природа в своем развитии проходит ряд качественно отличных ступеней, которые Шеллинг называет потенциями. Но природа интересовала Шеллинга не сама по себе. В конечном счете, натурфилософия призвана решать ту же самую задачу, которую решал Фихте, а именно, объяснить, как соотносятся между собой субъективное и объективное, мышление и бытие. Ведь то и другое представляет собой крайние полюса, между которыми нет никакого плавного перехода. Познание возможно только при совпадении субъективного и объективного. Собственно познание и есть процесс совпадения того и другого. Но как возможно такое совпадение? Вот тут-то Шеллинг и пытается использовать свое динамическое воззрение на природу. Шеллинг обнаруживает своеобразный параллелизм между развитием («потенцированием») природы и развитием познания (сознания). Он стоит на общей с Фихте и всей немецкой классической точке зрения: человек познает природу в ее же собственных формах ‒ в категориях, которые являются одновременно и формами объективного бытия, и логическими формами. Из желудя вырастает дуб только потому, что сам желудь есть продукт живого дуба. Таким образом, считает Шеллинг, природа может породить из себя дух только в том случае, если она чревата духом, если в основе своей обладает свойством духовности. Шеллинг ставит искусство выше науки и философии, а познание высших истин считает возможным только для гениальных одиночек. Гений, согласно Шеллингу, это и есть, прежде всего, развитая интуиция. Задачей Шеллинга было проследить развитие природы от ее низших ступеней до высших проявлений сознательной жизни. Человек есть высшая цель природы. Вся природа представляет как бы один бесконечно разветвляющийся организм. Между неорганической и органической природой нет резких границ. Шеллинг решительно отвергает точку зрения витализма, предполагающую для объяснения жизненных процессов особые жизненные силы. Неорганическая природа сама производит из себя органическую. В основе как той, так и другой, лежит единый жизненный процесс. Источником этого процесса является мировая душа, оживляющая всю природу. Сущность жизни состоит во взаимодействии сил. Но взаимодействие существует лишь там, где встречаются противоположные силы. Поэтому эту противоположность, или двойственность, следует признать и в том, что составляет основу жизни, то есть в мировой душе. Двойственность и полярность являются универсальными принципами природы и всякого развития. Всякое действие возникает от столкновения противоположностей. Материя есть результат отталкивательных и притягательных сил: магнетизм выражается в противоположности полюсов, такую же противоположность положительного и отрицательного обнаруживает электричество, химическое сродство наиболее резко обнаруживается в противоположности кислот и щелочей, вся органическая жизнь состоит в соотношении противоположных сил раздражимости и раздражения, наконец, само сознание обусловлено противоположностью объективного и субъективного. Шеллинг категорически отрицает атомистическую или корпускулярную теорию. В основу динамического процесса он полагает две самые общие и первоначальные силы: притяжение и отталкивание. Третья общая сила синтезирует в каждой точке тела две противоположные силы. Эту третью силу Шеллинг называет тяжестью. В основе мира лежит некоторое абсолютное тождество, которое и есть Бог. Мир понимается как продукт художественного творчества Бога, и, наоборот, всякое произведение искусства ‒ как своего рода микрокосм. Таким образом, точка зрения Шеллинга противополагается субъективному идеализму Фихте как объективный идеализм. Если природа не имеет никакой внешней реальности, а всецело создана познающим «Я», то она и не может быть объектом деятельности. «На такую природу, ‒ остроумно замечает Шеллинг, ‒ также нельзя воздействовать, как нельзя ушибиться об угол геометрической фигуры». По Шеллингу, понятие живого Бога невозможно без понимания Бога развивающимся. Шеллинг оспаривает мнение Блаженного Августина и Лейбница, что зло есть чисто отрицательное понятие недостатка или отсутствия добра. В противоположность этому взгляду, он видит в зле положительную силу, направленную против силы добра. Шеллинг подтверждает это тем, что если бы зло состояло только в недостатке добра, то оно могло бы обнаруживаться лишь в ничтожнейших существах. Между тем, в действительности зло становится возможным лишь для совершеннейших существ и часто идет рука об руку с обнаружением великих сил, как, например, у дьявола. Источником зла является темная природа в Боге. Ей противостоит идеальное начало в Боге, или разум. В объединении этих двух начал и состоит личность Бога. В силу этого соединения темная природа, поскольку она в Боге, не есть еще зло. Она становится злом лишь в природе конечных вещей, где она не подчиняется светлому началу и высшему единству. Философия Шеллинга не представляет собой вполне объединенного и законченного целого, а скорее несколько систем, последовательно развитых им в течение жизни. Его система, представлявшая интеграцию трех сравнительно чуждых друг другу воззрений: субъективного идеализма, объективного натурализма и религиозной мистики, ‒ могла сохранять свое несколько насильственное единство только в кругозоре его ума и в своеобразной форме его изложения. Не следует, однако, думать, чтобы эти системы вовсе не были связаны между собой. Напротив, мировоззрение Шеллинга развивалось органически, как бы порождая новые отпрыски из одного главного ствола. Шеллинг не оставил определенной школы, которая могла бы быть обозначена его именем. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |