|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Отличительные признаки: шаман, камлание, атрибутыШаманство отличают несколько основных признаков: это, конечно, наличие самого важного действующего лица – посредника между людьми и духами, представление о трехчастной модели мира и способности шамана к путешествию по этим сферам, а также сами обрядовые действия кама, т.е. камлание. Ритуал действия шамана – это так называемое камлание – искупленная пляска с пением, ударами в бубен, громом железных подвесок и т.д. Камлание рассматривается как способ общения с духами, что достигается двумя путями: или духи вселяются в тело шамана (или бубен), или, напротив, душа шамана отправляется в путешествие в царство духов. В действительности смысл камлания состоит в гипнозе окружающих и в самогипнозе, благодаря которому шаман не только заставляет зрителей верить в свои сверхъестественные способности, но обычно верит в них и сам и в момент камлания переживает галлюцинации. По мнению целого ряда наблюдателей, шаманское камлание очень напоминает истерический припадок, да и вообще шаманы обычно нервные, склонные к истерии люди. Обычно шаманами становится тот, чьи предки имели отношение к обрядам общения с духами, т.е. были шаманами, гадателями, жрецами, врачевателями. При этом носители самой традиции считают, что духи должны выбрать человека для будущего шаманского служения. Такой неофит проходил длительную и сложную стадию посвящения в шаманы, т.е. период шаманской инициации, получившей также наименование шаманской болезни; часто эта инициация включала длительный сон – забытье. Впоследствии шаман рассказывал о том, что происходило в это время: духи избирали того человека, который в дальнейшем будет с ними контактировать. Шаманские мифы описывают это избранничество как развитие семейно-брачных отношений шамана и духа и, следовательно, приобщение человека к его дальнейшему предназначению. Однако во время сна чаще всего шаман символически умирал, вернее его убивали: тело расчленяли, разрезали на куски, вываривали, но затем лепили или составляли новое существо. Примечательно, что количество этих частей кратно трем, например 33 или 99, так как предназначены они духам верхней, средней и нижней мировой сферы. Таким образом, духам была принесена жертва, а новоявленный шаман проходил все испытания. Основной смысл этого мифологического сюжета заключается в том, что прежний человек умирает, а из его останков заново создается другой, наделенный особыми качествами общения с духами, способный лечить, противодействия духам болезни, предсказывать, отправлять душу умершего в предназначенное для нее место, а, следовательно, путешествовать с нею по вертикальным и горизонтальным сферам мира. Для такого путешествия необходимо связующее звено между мирами, мировая ось – лестница, река, дерево. Так, шаман во время обряда босиком пробегал по остриям сабель, воткнутых в дерево. Для него самого и для других участников ритуала это было не только показателем шаманской силы, но означало, что действительно по мировому древу совершено путешествие в верхний мир. Шаману были необходимы как внутренняя сила, так и особые эзотерические знания, которые он часто получал от своего предшественника, так и внешние атрибуты, прежде всего бубен и костюм. Бубен – не просто музыкальный инструмент, который шаман использовал во время камлания, хотя собственно музыкальные элементы обряда имели немаловажное значение, например различные мелодии, использовались для призвания разных категорий духов. В особых сакральных местах, связанных с шаманскими традициями, выбирались деревья для обечайки (обода) и колотушки. Затем следовало найти оленя и обтянуть его шкурой бубен. Убитого оленя необходимо было оживить, там самым оживляя бубен, который осмыслялся как двойник человека, а олень рассматривался как дух-покровитель. Бубен символизировал женское начало, колотушка, которой по нему ударяют, – мужское, иногда бубен осмыслялся как космическая модель или как жилище духов – помощников шамана. Одновременно это транспортное средство: конь, олень, собачья упряжка или мифическое животное, на котором шаман путешествовал по небесным, земным и подземным сферам. В этих путешествиях шамана подстерегают разнообразные злые силы, и тогда бубен и колотушка использовались в качестве оружия. У одних народов шаман участвовал в обряде в обычной бытовой одежде, у других имел некоторые специфические детали костюма – повязку либо маску, в ряде регионов шаманские действия производились только в специальном одеянии. Такой костюм нередко должен был способствовать перевоплощению шамана в образ зверя или птицы, так как в этом образе представлялся основной дух – покровитель шамана. На кафтан нашивались пластины, символизирующие кости животного, ведь с позиции носителя архаической культуры скелет – самая важная составляющая живого существа, а плоть смертна, преходяща, заменяема. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |