|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие шаманства, ареал распространенияПонятие шаманизма (шаманства, «шаманского закона») вошло в литературу очень давно – еще в XVIII в., а о шаманах народов Сибири имеются упоминания в письменных источниках еще более раннего времени: в «отписках» и «доездах» русских служилых людей, в ясачных книгах и других документах XIIв., а немного позднее ив сочинениях иностранцев. Шаманство в целом как бы аккумулирует различные архаические системы представлений и ритуалов: верования, связанные с наличием многочисленных духов, в том числе и духов-предков; сложившуюся горизонтальную и вертикальную картину мира; отождествление макро-и микрокосма, природы и человека; шаманы использовали многочисленные магические приемы. Само слово «шаман» заимствовано из языка тунгтусо-маньчжурских народов, его включению в научную и художественную литературу во многом способствовала Екатерина II, написавшая популярную пьесу «Шаман сибирский». Комплекс шаманских действий принято называть камланием, термином, производным от «кам» - синонима слова «шаман», попавшего в русский язык от тюргских народов. Если жестко ограничить ареал распространения шаманизма, принимая во внимание в основном специфические материальные атрибуты, то шаманство в таком классическом варианте представляется исключительно сибирским явлением. Но надо сказать, что все попытки доказать узколокальное распространение шаманства находятся в явном противоречии с фактами, свидетельствующими о наличии шаманских верований и обрядов у народов разных частей света. Но у наиболее отсталых народов шаманизм далеко не составляет господствующей формы религии, выступая как бы в зародышевом состоянии. У австралийцев можно обнаружить только зачаточные проявления этой религии. У некоторых из австралийских племен, помимо обычных знахарей, была особая категория профессионалов, которая специализировалась на сношениях с духами. У куриаев, по словам Хауитта, функции бирраарка (так называется здесь такой профессионал) отделены от функции знахаря (мулламулунг). Действия бирраарка Хауитт сравнивает со спиритическим сеансом. Считалось, что его посвящают в его профессию духи (мрарты), которые возносят его на небо, где обучают его песням, пляскам и налагают на него некоторые табу. В дальнейшем бирраарк получает способность летать в страну духов и сноситься с ними. Какие способы при этом применялись, Хауитт не сообщает, но из отдельных случайных упоминаний видно, что бирраарк устраивал нечто вроде камлания: выкрикивал призывания духов и пр. Подобно этому у аранда тоже есть особая категория колдунов, которые отличаются от обычных знахарей тем, что их будто бы посвящают в их профессию духи, и в которых мы тоже можем видеть нечто вроде шаманов; во всяком случае, здесь налицо такие характерных для шаманства черты, как вера в умерщвление духами кандидата в шамана и его воскрешения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |