АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
ГЛАВА I. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ (С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVII В.)
Первый период в истории развития социальной педагогики начался еще в эпоху существования первобытных обществ и длился вплоть до XVII в., включив в себя время существования как рабовладельческих, так и феодальных государств. Объясняется это прежде всего наличием уже на самых ранних этапах человеческой истории проблем социализации, а следовательно и необходимости их решения. Но при характеристике социально-педагогических идей в первобытном обществе можно говорить лишь о практике воспитания. Воспитание как социальное явление появляется с выделением человека из животного мира, с систематическим занятием трудом и передачей опыта от поколения к поколению. В этом плане в рассматриваемый период происходит становление самого воспитания как вида деятельности. Сначала оно существовало как инстинктивное и стихийное действие (слово «воспитание» на разных языках имеет своими корнями слова «питать», «взращивать»), а в последующем - в виде осознанной и специфической деятельности; появляются люди, занимающиеся ею - воспитатели, наставники. Со временем процесс воспитания усложняется, становится разным по возрасту, полу, содержанию, обращается внимание на его нравственную сторону (воспитание таких нравственных качеств как послушание, смелость, выполнение обрядов, следование традициям, взаимная выручка, гостеприимство и т.д.). Наконец выделяется и становится массовым семейное воспитание. Следует отметить, что археологические данные позволяют судить о наличии в первобытном обществе помощи больным и раненым (раскопки захоронений, в которых погребенные, судя по особенностям скелета, имели травмы, последствия перенесенной болезни в детском возрасте или задолго до смерти). Подтверждается это и этнографическими данными. У различных народов Африки и Австралии, находящихся на стадии первобытного общества, существует половозрастное разделение труда. Старейшие обучают детей всем необходимым для выживания умениям и навыкам. Причем для нездоровых, слабых физически детей находятся более простые, но полезные для коллектива занятия. Это также позволяет судить о самых ранних проявлениях социально-педагогической практики в эпоху первобытного общества. Но, подчеркнем еще раз, что в этот период происходит лишь становление воспитательного процесса. Результаты и открытия были выстраданы за миллионы лет в борьбе за существование, в которой главным воспитателем выступала суровая действительность с ее жесткими уроками, а поощрением за успехи и наказанием за ошибки подчас становилась жизнь или смерть. Если период первобытности был временем становления социально-педагогической практики, то период появления первых цивилизаций древнего мира можно считать временем формирования социально-педагогической мысли. Связано это прежде всего с появлением письменности и закреплением за педагогическими идеями конкретного авторства в письменных источниках. Социально-педагогические мысли в рабовладельческих государствах Востока изначально формулировались и собирались неизвестными авторами и часто составляли тексты священных книг (в Китае - Шукинг, Индии - Веды, Египте - книги бога Тота и т.д.). Лишь с середины и второй половины I тыс. до н.э. можно назвать имена творцов социально-педагогических идей. Безусловно, неоценимый вклад в развитие социально-педагогической мысли внесли античные (греческие и римские) философы. В частности, Сократ (469-399 гг. до н.э.) выдвинул знаменитый тезис: «Познай самого себя», утверждая при этом, что познание может уничтожить в человеке все злое и вернуть человеческую природу в изначальное состояние добра. Демокрит (460-370 гг. до н.э.) в своем учении обосновывал тезис о необходимости соотнесения природы ребенка и воспитания. Таким образом, он одним из первых сформулировал принцип природосообразности. Кроме того, по его мнению, начинать воспитывать ребенка следовало с малых лет, учитывая при этом окружающую среду, опираясь на пример взрослых, авторитет семьи и родителей, приучая детей к труду. Конечно, этот список можно продолжить. Но мы здесь давали краткую характеристику лишь основным идеям мыслителей, фрагменты трудов которых не вошли в «Книгу». И далее будем делать также. Но, несмотря на все положительные достижения, педагогика древности была рабовладельческой, рассчитанной только на детей знатных, свободных и богатых граждан государства. Впрочем, и после уничтожения рабства, в феодальном обществе образование оставалось привилегированным. Кроме того, характерными чертами системы воспитания периода феодализма (VI-XIII вв.) были аскетизм, строгое следование канонам мировых религий. Среди нравственных ценностей, которые пытались привить подрастающему поколению творцы социально-педагогической мысли того времени, появились мотивы сострадания, помощи ближним, в особенности слабым: больным и нищим, что также проповедовалось христианством. В XIV-XV вв. сначала в Италии, а затем и в других странах Европы быстро развиваются капиталистические отношения. Нарождающейся буржуазии, передовым дворянам, многим образованным людям были чужды церковные принципы аскетизма, греховности, покорности человека судьбе. Складывается новая, раннебуржуазная культура, для характеристики которой обычно употребляют понятия «Возрождение» и «гуманизм». Первое из них подчеркивает связь новой культуры с античной, в которой легко просматривались «новые» желаемые идеалы: оптимизм и радостное восприятие мира, красота человека, состоящая в гармоническом сочетании его умственных и физических способностей. Понятие же «гуманизм» (лат. humanus - «человечный») свидетельствовало, что в центре новой культуры не божество, а человек, созданный для счастья, наслаждения природой, любовью, искусством, образованием, наукой. Он и сам должен быть красив телом, умом, душой. Только человек в силу своего разума, веры в успех, активности, воли является творцом всех ценностей и собственного счастья. И дело здесь не в его родовитости, знатности, а в личных качествах, индивидуальности. Это был настоящий гимн Человеку, создание его культа. Вместе с тем гуманисты открыто не выступали против церкви. Одни просто боялись ее, другие - по убеждениям. Бога они считали лишь творцом, однажды приведшим в движение мир и с тех пор не вмешивающегося в деятельность людей. Многие гуманисты в XIV-XVI вв. или сами были педагогами, или обращались к педагогической теории, в том числе и к ее социально-педагогическим аспектам. Заметим, что идеи гуманизма в педагогике прослеживаются с древнейших времен. Истинное воспитание по своей сущности всегда означает заботу о ребенке, его настоящем и будущем. Безусловно, интереснейшим примером в этом отношении является опыт итальянского педагога-гуманиста Витторино Да-Фельтре (1378-1446 гг.), создателя одной из первых в истории школ интернатного типа. В этой школе воспитывались дети как из богатых, так и из бедных семей, причем бедняки - на деньги самого Витторино. Она принципиально отличалась от средневековой аскетической школы, не случайно ее называли «Домом игр» или «Домом радости». Воспитание в школе В. было разумно строгое: воспитанники находились под постоянным надзором, беспрекословно подчинялись школьным порядкам. В. удалил лишнюю прислугу, упростил стол и платье, большое внимание уделял физическим упражнениям (при всякой погоде!), в том числе играм, плаванию, верховой езде, гимнастике, фехтованию, развивал гибкость и грацию, приучал к умеренности во всем, закалке. Среди учеников формировался дух дружбы, любви, заботы и взаимопомощи. В. считал, что важнее всего жить нравственно правильно, чем, скажем, хорошо писать и читать, и что дурной человек никогда не станет настоящим ученым. Заботясь о нравственном состоянии детей, он отбирал для чтения соответствующую литературу. Метод обучения был занимательный, сочетался с постоянными усилиями В. лучше постичь характер и склонности детей. В преподавании он был талантлив: стремился к простоте, широко применял практические занятия, наглядность. Наказания допускал только за непослушание, дерзость, лень. Здесь были равны все: и дети знатных, и простых родителей. В. полагал, что лучше предупреждать, чем поправлять проступки, и что разумная доброта в сочетании со справедливой твердостью является лучшей основой нравственной дисциплины. Следует отметить, что в описываемый период религия, педагогика и социальная педагогика развиваются параллельно, хотя и не без противоречий. Религия и церковь (имеются в виду мировые религии) издавна утверждали общечеловеческие ценности. В религиозных сказаниях, священных книгах и другой литературе, молитвах, проповедях значительное место отводилось нравственным заповедям, отношениям между людьми, заботе о ближнем, детях. На таких основах воспитывались многие поколения. Длительное время церковь в заботе об «обиженных» детях была лидером. К ней обращались не только за духовной помощью, но и за медицинской, материальной, у нее искали защиты от несправедливости, насилия. У религиозных организаций во всем мире есть богатые традиции. Например, в Европе с античных времен детей-подкидышей оставляли у дверей храмов, зная, что о них позаботятся. Судя по источникам, первые воспитательные дома для брошенных детей появились при церквах в IV в. в городе Кесария (Малая Азия) по инициативе епископа Василия Кесарийского. В, 78 7 г. подобное учреждение открывается при соборе в Милане. Долгое время оно оставалось единственным в Европе, и лишь к XIV в. число воспитательных домов возрастает до 30. Любопытно, что в них уже тогда не только заботились о детях, но и вели профилактическую работу: помогали матерям, предупреждая отказ от ребенка, передавали детей в семьи, преимущественно крестьянские, осуществляли контроль за их воспитанием, И в дальнейшем многие детские приюты возглавлялись церковнослужителями. Был широко известен, например, воспитательный дом, созданный в 1640 г. в Париже знаменитым священником Винцентом Деполем. Ему удалось добиться финансирования дома от доходов короля Людовика XIV и дворянской знати. Создавались ордена - крупные церковные организации, занимавшиеся благотворительностью и ставшие на этом поприще широко известными. Большинство великих педагогов и мыслителей, в особенности периода феодализма, были глубоко верующими людьми и проповедовали те же идеи гуманности, что и христианство. Неслучайно их произведения изобилуют цитатами и примерами из Священного писания, а основное предназначение видится в служении богу, что фактически означает быть глубоко нравственным человеком и приносить пользу ближним. В данную главу вошли отрывки из произведений Конфуция, Платона, Аристотеля, Квинтилиана, Владимира Мономаха, Я.А.Коменского. Наверное, вы, дорогие читатели, уже поняли, что философов, внесших огромный вклад в историю развития социально-педагогической мысли в указанный период множество и именами, указанными здесь, их список не исчерпывается.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Поиск по сайту:
|