АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВВЕДЕНИЕ. Глава 1. Особенности русской народной песни

Читайте также:
  1. I Введение
  2. I. Введение
  3. I. Введение
  4. I. ВВЕДЕНИЕ
  5. I. Введение
  6. I. Введение
  7. I. Введение
  8. I. Введение
  9. I. ВВЕДЕНИЕ.
  10. II. ВВЕДЕНИЕ
  11. VI. ВВЕДЕНИЕ В АНАТОМИЮ МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА
  12. VI. Введение в анатомию массового человека

МУЗЫКАЛЬНО-СИМВОЛИЧЕСКОЕ НАЧАЛО ДРАМЫ

А.Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

УФА 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………. 3

Глава 1. Особенности русской народной песни

и отношение А.Н. Островского к фольклору.……………. 8

 

Глава 2. Роль песенных фрагментов в композиции

драмы «Гроза» и их символическая связь с событиями

сюжета …………………………………………………….. 14

 

Глава 3. Влияние песенной стихии на речь

персонажей пьесы.………………………………………... 18

 

Заключение ………………………………………………. 21

Список использованной литературы ………………… 23

Приложение ………………………………………………..24

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Связь литературного произведения с музыкой является одной из интереснейших проблем культурологии, особенно если речь идёт о фольклорном песенном жанре. Русские классики XIX столетия часто использовали фольклорные источники для обогащения звучания своих произведений, для придания им своеобразного национального колорита и психологической глубины, создания лирического подтекста и символизации событий. Среди них можно назвать В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, А.Н.Островского Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского и др.

Уважение к народному искусству, поиск в нём общечеловеческого содержания и вековой мудрости, изучение черт национального характера – всё это побудило великого российского драматурга Александра Николаевича Островского включить в драму «Гроза» (1860) фрагменты русских народных песен и песен литературного происхождения, ставших в XIX веке подлинно народными. Этот приём позволил драматургу обогатить композицию пьесы, сделать её глубже, многозначнее, связать события сюжета с песенными ситуациями, духовно близкими русскому народу, показать пробуждение личности русской женщины именно в лирическом ключе. У песен, звучащих в «Грозе», есть ещё одна важная функция: они пророчат, предсказывают близкое будущее, являются лейтмотивом действия, мелодическим фоном сюжета. Это целый комплекс символов, которые необходимо расшифровывать.

Символ (от греч. symbolon – условный знак) – предметный или словесный знак, условно выражающий сущность какого-либо явления или идеи с определённой точки зрения, которая оказывает влияние на «качество» данного символа (религиозного, философского, эмблема-тического и т.д.). Символами могут становиться предметы, животные, явления, признаки предметов, действия людей. Например, хлеб-соль – символ гостеприимства у славян, змей – символ мудрости на Востоке, утро – символ молодости, голубой цвет – символ надежды. В своей основе символ всегда имеет переносное значение, скрытое сравнение и связан с эстетической природой художественного образа – основной категории искусства. Необходимо заметить, что в той или иной степени всякий образ условен, символичен, так как в единичном воплощает общее. Если говорить о фольклорной песне, то она всегда состоит из знаковых ситуаций, деталей и, включённая в литературное произведение, сама превращается в сложный символ.

Выявляя музыкально-символическое начало в драме А.Н.Островского «Гроза», прежде всего необходимо рассмотреть отношение драматурга к русскому устному народному творчеству. Известно, что А.Н. Островский начал серьёзно заниматься изучением фольклора в «москвитянский» период, в 1850-55 гг., когда он сотрудничал с редакцией журнала «Москвитянин» и увлекался славянофильскими идеями. Мечта о гармонии национального развития России, о единстве национально-культурного сознания заставила молодого А.Н. Островского обратиться к святочным обрядам (пьеса «Бедность не порок») и, позже, к народной песне и романсу (драмы «Гроза» и «Бесприданница»). Создавая национальный репертуар русского театра, драматург понимал, что песня должна быть близка каждому россиянину с детства. Она является неотъемлемой частью духовной жизни народа и позволяет приблизить содержание театрального произведения к зрителю, сделав его как бы участником происходящего на сцене. Сейчас, когда произведения А.Н.Островского давно вошли в сокровищницу отечественного искусства, мы понимаем: его театру, как и русскому фольклору в целом, свойственна ясность нравственной оценки, и это самое главное. Драматургу интересна жизнь с её простыми и вечными ценностями: любовью, преданностью и деятельной добротой, гармоничными семейными отношениями.

Поэтичное, протяжное начало песни на слова А.Ф.Мерзлякова, ставшей в XIX веке народной, «заражает» сюжет «Грозы», изначально вводит в структуру произведения мотивы простора, силы, красоты. «Среди долины ровныя, на гладкой высоте», – с упоением поёт Кулигин, восхищаясь красотой, «разлитой в природе»: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!». Это слово «душа» необыкновенно важно для А.Н. Островского: душа его героини, светлой и чистой, как птица, заперта в клетке «тёмного царства» самодуров, в котором все мёртвые ритуалы лишены нравственного содержания и направлены на подавление личности. Только в воспоминаниях о детстве и песнях может она вырваться на простор. Так в начале пьесы создаётся антитеза между простором природы, ширью народной песни и замкнутым миром купеческого Калинова. Фольклорным «центром» драмы становится третье действие (Кудряш: «Как донской-то казак, казак вёл коня поить...» – символ воды, в древней мифологии соотносимый с женским началом, судьбой и смертью; Варвара: «За рекою, за быстрою, мой Ваня гуляет…» – повторно возникающая символика воды; Кудряш: «Все домой, все домой! А я домой не хочу!»; в явлении пятом замечательная перепевка Варвары и Кудряша: «Гуляй, млада, до поры…»). Но если в песнях даются общие, абстрактные сюжетные схемы (любовная связь, измена, наказание), то в «Грозе» на их фоне раскрывается индивидуальная психология страдающей женщины. Это уже не обобщённые, а конкретные переживания пробуждающейся личности.

Необходимо отметить, что народная песня «включается» в «Грозу» не только в виде отдельных цитат или фрагментов. Включение происходит неявно, на уровне лексики, влияет на язык персонажей. Само название приволжского городка Калинова, как мне кажется, на символическом уровне тоже соотносится с фольклором. Цветение растений, созревание плодов означают в песнях любовь. Калина – архаический символ женской красоты, молодости. В глубокой древности красный цвет калины связывал её с огнём (отсюда – калить, раскалять). В народных песнях речь часто идёт именно о любовном огне. Поэтому название вымышленного города, где происходят события «Грозы», изначально настраивает зрителя и читателя на восприятие фольклорной символики: десять дней любовного огня, душевные муки Катерины и смерть героини, кинувшейся в тёмную воду Волги. Имя Катерина часто встречается в русских фольклорных песнях.

Задача данного исследования – выявление многоаспектных связей «Грозы» с народной песней (сюжетные ситуации, речь, цитатные включения, символика). Работа «Музыкально-символическое начало в драме А.Н.Островского «Гроза» состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. Во Введении определяются актуальность темы и задачи исследования. В первой главе «Особенности русской народной песни и отношение А.Н.Островского к фольклору» речь идёт о поэтике народной песни, оказавшей непосредственное влияние на драму А.Н. Островского «Гроза», и об отношении драматурга к народному творчеству. Во второй главе «Роль песенных фрагментов в композиции драмы «Гроза» и их связь с событиями сюжета» подробно анализируются все песенные фрагменты, включённые автором в текст пьесы, и выявляются их сюжетно-композиционные функции. В третьей главе «Влияние песенной стихии на речь персонажей пьесы» обобщаются наблюдения за речью действующих лиц, которая включает элементы народной песни. В центре внимания здесь находится Катерина Кабанова – натура поэтичная, горячая, порывистая и мечтательная. В Заключении подводятся итоги исследования и делается вывод о том, что проблему музыкально-символического начала драмы «Гроза» нельзя сводить к механическим включениям в пьесу песенных фрагментов. Народная песня влияет у А.Н.Островского на все уровни произведения: диалог, монолог, поведение героев, жесты, психоло-гический подтекст и т.д. Судьбу женщины А.Н.Островский представляет как песню с трагическим содержанием, отождествляя Катерину, в традициях русского фольклора, с птицей.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)