АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. «Гроза» тесно связана с ещё одной «музыкальной» пьесой А.Н.Островского – «Бесприданницей»

Читайте также:
  1. IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  2. V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  3. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  4. В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  5. В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  6. Глава 13. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  7. Глава 73. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  8. ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  9. ГЛАВА Х ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  10. ДЕЛУ, ПОСТУПИВШЕМУ С ОБВИНИТЕЛЬНЫМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ
  11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  12. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

«Гроза» тесно связана с ещё одной «музыкальной» пьесой А.Н.Островского – «Бесприданницей». В композиции «Бесприданницы» роль символической музыкальной кульминации играет пение Ларисой Огудаловой грустного романса. Исследователь Л.Зельцер указывает на то, что мощное звучание мелодии, её разлив после долгой подготовки, торможений, когда она зреет, как бы накапливает энергию (принцип крещендо), приводит к тому, что она, наконец, вырывается на свободу. Обычно в сонатной форме кульминация завершает разработку, далее следуют реприза и кода, чтобы придать композиции завершённость, то есть после кульминации произведение нужно доиграть. В музыке есть только выразительный ряд. В литературе же выразительный ряд взаимодействует с эмпирическим, фабульным, событийным. Таким образом, происходит обогащение литературного сюжета музыкальным. Музыкальные соотнесения читателем могут быть проведены неявно – читатель должен их почувствовать. Это и происходит в «Грозе». Вся бытовая суета пьесы «заряжена» музыкальным подтекстом.

В финале «Бесприданницы» после выстрела Карандышева Лариса Огудалова не случайно умирает «под хор цыган» – страстная душа, готовая любить беззаветно, угасает подобно мелодии. Катерина в «Грозе» тоже сначала «спела» свою любовь, правда, Варвара не оценила её песни, не поняла. Снегурочка в знаменитой сказке А.Н.Островского сначала «тает» от песен, а потом тает от любви. В символическом смысле музыка, любовь и смерть тесно связаны: сначала любовь снимает «покров» с души, возникает прекрасная мелодия чувств, а потом происходит физическое освобождение души от тела.

А.Н.Островский прекрасно чувствовал, что музыка в принципе отлична от слова. Музыкальный образ предельно абстрагируется от смысловой предметной конкретики. Музыка умеет предельно обобщенно передавать настроения радости, подъёма, горя или такое сложное пограничное состояние, как экстаз. Не случайно «поэтические создания» Островского, героини с «горячим сердцем» часто проявляют себя в так называемом «гибельном восторге». Музыкальное начало пронизывает всю структуру пьесы «Гроза». Уже первые реплики Катерины предвещают громы и молнии. Музыкальной «прелюдией» становится монолог «Отчего люди не летают!». Сама «песня» любви к Борису (музыкальная кульминация) гремит громовыми ударами, а после покаяния Катерины, то есть после событийной кульминации, мы слышим как бы эхо отгремевшей грозы. И только перед смертью главной героини её голос звучит громко. «Лебединая песня» страдающей женщины в «Грозе» как бы дробится. Она выходит угловатой, дикой, дисгармоничной, как «тёмный» мир, в котором жила героиня, как «музыка» природы – гроза. В её мелодии слышны мотивы гибели, греха, ужаса, которые контрастируют с мотивами блаженства. В финале мы слышим крик искалеченной любви, которая не состоялась, как было обещано в прелюдии.

По моему мнению, трагизм «Грозы» подчёркнут песенной стихией. Народная песня помогает А.Н.Островскому усилить лирический план сюжета, сделать содержание своей трагедии близкой не только уму, но и чувству зрителя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Островский А.Н. Театр и жизнь. М.: Школа-Пресс, 1995.

2. А.Н. Островский в прижизненной критике. М: Прогресс, 1999.

3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 тт. М.: АВАНТА-ПРЕСС, 2001.

4. Драма А.Н. Островского «Гроза» в русской критике. Л., Изд-во ЛГУ, 1990.

5. Зельцер Л. Выразительный мир художественного произведения. М.: Некоммерческая издательская группа Э. Ракитской, 2001.

6. Лакшин В. А.Н. Островский. М.: Искусство, 1982.

7. Ревякин А. «Гроза» А.Н. Островского. М.: Учпедгиз, 1955.

8. Русская трагедия: Пьеса А.Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. СПб.: Азбука-классика, 2002.

9. Секачёва Е.В., Смоличева С.В. Русская литература: Новая популярная энциклопедия. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

10. Штейн А. Три шедевра Островского. М.: Сов. писатель, 1967.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)