|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Правила культуры умственной деятельностиМенее всего хотелось изложить эти правила дидактически: де-i так и не иначе. Каждый человек уникален. У каждого свой харак-ер, свои обстоятельства жизни и образ мыслей, разные способнос- и особенности психики и духовного уровня. Поэтому выработать [ себя манеру и правила рационального труда должен каждый сам.)дному лучше работается утром или днем, другому — вечером. Один I может творить только в полном одиночестве и тишине, другой со-[чиняет стихи в забитом пассажирами вагоне метро. Поэтому основ- \ ной принцип — творчество и вариативность, самостоятельная выработка индивидуальных правил рациональной работы. Но все-таки есть некоторые устоявшиеся, проверенные време-I рем приемы культуры умственного труда. Возможно, они приго- \ дятся при выработке вашей собственной программы. А может быть, I такой программой будет беспрограммность, спонтанность, подсказываемый каждый раз только обстоятельствами и интуицией Грерный ход вашего поведения. Будьте творцами своей жизни и, лроцесса постижения знаний, процесса созидания! Основной предпосылкой эффективности вашего учебного процесса будет сильно ^развитая мотивация на овладение профессией, на познание и расши-\рение кругозора, увлеченность самим процессом познания и творчества. К. Маркелов («Карьера журналиста») исследовал успешность ^Творческой карьеры разных групп журналистов и пришел к выво-[•ду, что один из основных факторов — сильно развитая творческая доминанта. А правила? Пусть их будет для ровного счета десять. Правило первое: дайте себе сильный, мотивированный заказ на работу. Развивайте творческую доминанту и ярко выраженную, мотивацию на творчество, на познание, на конечные цели, связан-{"Ьые с овладением профессией. В нашем случае профессией журнали-Составьте программу, поставьте четкую цель, постарайтесь эразно представить процесс работы и результат, которого хочет- ' достигнуть. Помните, в Библии сказано: «В начале было Слово, и Слс было у Бога, и Слово было Бог». Слово — начало деяния. Мы научились еще понимать глубинную сущность и креативные можности слова, мысли, не понимаем порой, какой колосса ной силой оно обладает. Наш мозг и окружающая нас информа онная среда располагают огромным запасом информации, и мы дадим мозгу мысленный заказ на поиски нужного решеь он будет выполнять эту работу и сделает ее более эффективной. Ученые уже разработали «технику силы ума» (см., например книгу Дж. Скотт «Сила ума»), построенную на пробуждении и* иции, мысленного видения, внутреннего задания. Исследоваь связывают интуитивные функции с работой правого полушарк мозга, которое использует в отличие от логического, рациона ного левого целостное, образное восприятие мира и потому связ но с творчеством, чувствами, образами, символами и синтезе Левополушарное аналитическое мышление связано с логикой письмом и математикой. К сожалению, в процессе обучения мы в основном развивае| левое полушарие и стараемся запомнить словесную информации Но, не будучи воспринятой образно, эмоционально, она быс «улетучивается» из памяти. Поэтому так важно пользоваться только логическим мышлением, но и образным: стараться отче ливо и ярко представить объект запоминания, вообразить, сдела! объемным и красочным, как бы эмоционально, зрительно пер жить, воспринять во всей многогранности. Правило второе: делайте любое дело с интересом, развивай положительную установку на труд, будьте творцом. Интерес, вдохновение, творчество — вот что составляет осне ву всякой эффективной работы. Замечено, когда нравится работ она делается легко и быстро, незаметно летят минуты и даже чась А неинтересная, нудная, однообразная работа утомляет, и врел кажется, тянется вечность. В. М. Бехтерев так объясняет физиологическое значение реса. Всякий труд возбуждает защитный рефлекс сопротивления-! Поэтому организм, как бы уходя от переутомления, вырабатывает! токсические продукты, которые заставляют его отдыхать, тормозят выполнение трудовых операций. В противоположность это* рефлексу возникает другой, который развивается главным o6paf| зом в сердечно-сосудистой сфере. Это эмоциональный фактор —I интерес к работе. Поднимая деятельность сердца, этот рефлексf противодействует утомлению. Вы скажете: «Но есть заведомо скучные занятия, есть курсы,' которые не вызывают интереса». Конечно, художественную лите- ратуру не сравнишь по содержанию с алгеброй, хотя некоторые считают математику самой интересной и творческой областью человеческого знания. А экономика или право? Для одних мрак, для других — поэзия закономерностей и тенденций, бесконечное разнообразие ситуаций, творческое решение актуальных проблем жизни. Журналистика, как правило, интересует всех, и дисциплины, с нею связанные, кажутся интересными, хотя тоже в разной степени. Короче, нет скучных видов деятельности, есть рутинное к ним отношение. Ведь даже мытье пола можно сделать увлекательным занятием, если рисовать тряпкой цветы на полу или писать стихи. Ищите в скучных на первый взгляд предметах интересное и полезное, если не в содержании, так в форме усвоения знаний. Помните, что без них не обойтись в будущей профессии. Придумывайте, играйте, включайте воображение, фантазируйте. Будьте творцами. И тогда дело пойдет легко и продуктивно. Правило третье: используйте полезные стереотипы в труде, старайтесь по возможности работать всегда в одно и то же время, на одном месте, в одних условиях. При следовании этому правилу организм легко включается в работу. Мы уже затрагивали столь важную тему, когда говорили о планировании времени. Динамический стереотип — это относительно устойчивая система реакций организма на воздействия внешней среды. Он формируется под влиянием факторов, которые повторяются в определенной последовательности. Это физиологическая основа автоматизации навыков, их наилучшего выполнения, средство адаптации организма к среде. Наша центральная нервная система трудится с очень большой нагрузкой, чтобы выработать такой стереотип. Поэтому всякая его перестройка вызывает большое напряжение коры больших полушарий мозга и иногда приводит к нервным срывам. Приведу на этот счет рассуждения А. Б. Залкинда: «Кора не должна думать и заботиться об упорядочении биологических функций — это должна делать за нее окружающая среда — правильной своей организацией, своей системой ритмических сигналов (часы еды, сна, работы, движений). И если ее — кору, понуждают активно обслуживать эти нижние функции — горе ей, горе творчеству»*. Например, если мы питаемся в определенные часы, то организм автоматически, без принуждения делает всю подготовительную работу (выделяет пищеварительные соки, дает установку на * ЗалкиндА. Б. Умственный труд. С. 114. передвижение пищи, кровообращение тяготеет к брюшной пол сти и т.д.). «Фабрика заряжена» — как образно говорит А. Б. кинд, однако хозяин не явился, не ест, и вся подготовители мудрая работа оказалась напрасной. При питании в разное вре* пищеварительная подготовка требует больших дополнителм затрат со стороны мозга. То же самое и с работой. Наш организм строит свою дея ность в зависимости от датчиков времени. К началу работы ус» вается активность сердечно-сосудистой сферы, растет возбудимс нервной системы. И чем точнее совпадает начало работы с общ» подъемом тонуса организма, тем она результативнее и тем мене человек устает. Опять приведу часто упоминаемую специалистам по НОТ цитату Маяковского: «Чтобы работа шла продуктивно» гладко, выполняй правила внутреннего распорядка». Во время лекций и семинаров полезно сидеть на одном и же месте, если к тому же там хорошо видно и слышно. Не bhoci излишнего разнообразия в условия работы дома. Правило четвертое: соблюдайте динамику этапов работы. Человек входит в любой труд постепенно, достигает в нем которого высшего оптимального уровня и затем — спад творче кой активности, после чего нужен отдых. Назовем эти этапы. Предстартовый, предрабочий период настройки организма труд, когда человек психологически и физиологически готов* к нему. Частота сердечных сокращений увеличивается на 15—2С по сравнению с исходной величиной. Период врабатываемости, в течение которого организм мобя лизует свои ресурсы, чтобы достичь оптимального уровня, период в зависимости от содержания и степени трудности pat длится от 3 до 20 минут, а у некоторых и более часа. Поэто» целесообразно входить в дело постепенно, и никогда не браться; сложное с первых минут. Производительность второго часа пр» мерно на 10% выше, чем первого. Период устойчивого состояния высокой работоспособности, ког да устанавливается оптимальный режим нервной, кровеносной! дыхательной и других систем организма, необходимый для пр дуктивной работы. Продолжительность этого периода 1,5—3 часа! зависимости от характера и степени увлеченности человека cboi-делом. Затем наступает утомление, спад работоспособности, хотя час в конце работы наблюдается период «конечного прорыва», кото4| рый связан с эмоциональным ожиданием завершения работы и| отдыха. Логично заключить, что сначала нужно делать несложные дела, на второй час планировать самую трудную работу, а затем распределять ее по мере уменьшения сложности. Правило пятое: работайте ритмично, постоянно, используя любые возможности для работы. Длительные перерывы в работе ведут к снижению ее продуктивности, потому что человеку приходится заново настраиваться, входить в суть проблемы, в ритм. Очень важно доводить каждое дело до конца, делать определенные законченные куски работы, ставить реальные достижимые задачи, выполнения которых непременно добиваться. Нужно четко представить себе, за какой временной отрезок какое количество работы нужно сделать, и стараться уложиться в срок. Но если все-таки приходится прервать работу, лучше сделать это на самом интересном месте, чтобы снова хотелось взяться за нее, как советовала М. Шагинян. Правило шестое: будьте постоянны в решении сложных творческих задач, не выключайтесь надолго из трудового процесса. Умственная, особенно творческая работа любит постоянство, погруженность в поставленные проблемы и идеи. Участки головного мозга, занятые в сложной умственной работе, не должны слишком часто переключаться. Это связано с понятием доминанты (по определению Ухтомского), или очага оптимального возбуждения (по Павлову). Как говорят специалисты, к занятому решением определенных творческих задач участку мозга привлекаются дополнительные энергетические, психические, информационные ресурсы организма и окружающей среды, вовлекается добавочная масса нервных волоконец, притекает необходимое количество крови и т.п. Тогда качество работы оказывается высоким. Если же доминанты нет, энергетические ресурсы уходят в другие, нетворческие области и человек теряет способность совершить задуманное. Поэтому постоянная нацеленность на работу, «вчувствование в объект», как говорил философ И. Ильин, особенно при решении сложных творческих задач (написания реферата, курсовой и Дипломной работы, журналистской публикации и т.п.), имеет огромное положительное значение. Конечно, отвлечения от работы возможны и необходимы, но с учетом сказанного выше. Л. Толстой говорил: «Я бы убил себя, если хотя один день не Работал» (а работал он за письменным столом обычно с 9 до 15 Часов ежедневно). Полезно напомнить и высказывание Ч. Дарвина: «Я никогда не считал полчаса незначительным временем». А мно- гие из нас рассуждают, как Обломов: «Разве можно что-либо i лать: ведь до обеда осталось два часа». Стоит прислушаться и к словам древнегреческого ученого ', пократа, который прожил 104 года: «Праздность и ничегонеде ние влекут за собой порочность. Напротив того, устремление; чему-либо приносит с собой бодрость, вечно направленную к' реплению жизни». Правило седьмое: используйте для творческой работы 1 подсознания или интуиции. Учитесь создавать условия для, подсознания. Здесь следует сказать несколько слов о величайшем значен* творческой работе подсознания. Если вы решаете какую-то слс ную задачу, полезно «заказать» вашему подсознанию поиск < на заданный ему вопрос. И тогда поиски решения идут беспрерь но, мозг перебирает варианты, ищет информацию, пока не пс скажет вам решение. Поэтому чередование работы за столом с: рерывами для подсознательной работы, для возбуждения va ции крайне важно. И такой мыслительный процесс может проход во время прогулок или физического труда. Хорошо известно, великие люди часто творили, сочиняли свои произведения на ] гулках в саду. Важной составляющей творческого вдохновения является о] низация некоторого ритмического фона, при наличии котор легче идет дело. Им может быть негромкая музыка, ритм ваг шагов, постукивание колес, если едете в метро или на трамь и т.п. Многие творческие люди признавались, что для плодотв ной работы им нужно войти в сосредоточенное состояние ритм» ности. Однако посторонние шумы и вторжения нарушают творчй кий процесс и могут «спугнуть» идею или ход ее воплощения. Правило восьмое: чередуйте виды работы. В процессе такой смены происходит включение различных \ рвных клеток в работу, поэтому мозг меньше утомляется. В раб ющем участке мозга кровеносное русло расширяется, но соот ственно уменьшается на других участках. Это и хорошо, пото* что он является продуктивным, доминантным, и плохо, пото* что при чрезмерной нагрузке на одну систему она лишается эла тичности, а неработающие участки лишены питания и части ев ей активности. Поэтому, как говорит А. Б. Залкинд, организм работал «животворную ритмику». Дыхательные мышцы работа* по 5 часов в день, группами. Сердце делит обязанности между: лудочком, который занят по 8 часов, и предсердием с четыре* совой ритмикой. Центральная нервная система загружена 16 сов — время бодрствования. Чередование видов работы — органическая необходимость. Это свойство знали и с успехом использовали многие великие люди. Известно, что Толстой после работы за письменным столом косил, копал, тачал сапоги (в музее в Хамовниках можно увидеть пару сапог его работы). Бородин был не только музыкантом, но и профессором химии, Чехов — врачом. Пушкин и Лермонтов прекрасно рисовали. Грибоедов писал музыку. Вообще одно из основных свойств гениев — их разносторонняя одаренность. Вольтер имел в своем кабинете пять рабочих столов и переходил время от времени от одного к другому. Пять столов в вашей комнате — утопия, но принцип чередования видов деятельности полезно усвоить и применять в своей учебе и жизни. Менять вид работы рекомендуется через 1,5—3 часа, хотя это тоже дело индивидуальное. Но тут нужно напомнить о некоторых особенностях. Лучше всего чередовать простую и сложную работы, и важно, чтобы вид последующей деятельности сильно отличался от предыдущего и был другим по сложности. Это способствует не только меньшей утомляемости, но и лучшему закреплению в памяти изучаемого материала. Поэтому целесообразно чередовать изучение теоретического материала с подготовительными работами (поисками информации, например, или конспектированием), изучение иностранных языков с чтением художественной литературы и т.п. Однако следует помнить, что если вы решаете какую-то важную творческую задачу, то перебивать ее другой сложной творческой задачей не следует. Но можно менять виды работы в рамках избранной темы: чтение с написанием текста, редакторскую правку с обдумыванием дальнейшего хода работы. Правило девятое: изучите особенности своей личности: темперамента, характера, склада ума, памяти, внимания, воли. Используйте их положительные свойства, преодолевайте недостатки, учитесь активизировать свои умственные процессы, особенно внимание и память, овладейте методикой самовоспитания. По этим проблемам есть немало хороших книг. Развивать, тренировать внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, воображение, память можно при помощи специальных методик, тестов, психологических практикумов. Порекомендуем хотя бы «Практикум по общей психологии» (М., 1979). Подробнее об этом читайте в разделе «Активизация умственных процессов». Правило десятое и последнее: чередуйте труд и отдых, давайте возможность организму восстановить силы. Отдыхая, организм освобождается от вредных веществ, которые образуются во время умственной работы (углекислота, мочевина, молочная кислота и т.п.). Поэтому очень важно делать пе- редышки для отдыха на 10-15 минут каждые 40—45 минут работы, а через 3—4 часа отдыхать не меньше получаса. В это время полезно сделать небольшую разминку, гимнастику, погулять на свежем воздухе, т.е. произвольно расслабиться. Этому помогает техника релаксации (расслабления) и аутотренинг. Отдыхать, естественно, лучше в период понижения творческой активности с учетом суточных биоритмов. В периоды напряженной работы за столом, за компьютером важно дать отдохнуть глазам и сделать специальные упражнения, снимающие их напряжение. Специалисты советуют почаще моргать при чтении, периодически делать пальминг, т.е. накрывать глаза ладонями и давать им отдых в полной темноте. Хорошо делать упражнения для глаз: по 6 раз двигать глазами вверх-вниз, из стороны в сторону, по 2—3 раза вращать глазами по кругу, переводить взгляд с ближних предметов на дальние. Это занимает немного времени, но позволит вам сохранить зрение, особенно если вы часами сидите за компьютером. Хороший эффект дает холодное ополаскивание глаз: до 20 раз плеснуть в закрытые глаза холодной водой*. Полезно отдыхать на свежем воздухе, лучше всего не в загазованной части города, а в лесу или парке. В лесном воздухе очень много веществ, крайне необходимых организму: фитонциды, которые убивают микробов, ароматические вещества, смолы, эфирные масла. Ионизированные частицы, которые образуются в зеленых зонах, оказывают восстановительное влияние на человека и стимулируют творческий процесс (особенно много ионов в зимнем лесу, когда крона и корни заряжены биполярно). Вообще лес восстанавливает энергетический баланс человека. А если в лесу вы еще позанимаетесь физкультурой, побегаете, поиграете в футбол или волейбол, то полностью восстановите работоспособность и укрепите здоровье. Все, что способствует здоровью, стимулирует и умственные способности. История знает имена замечательных людей, которые обладали завидным здоровьем и были колоссально работоспособны: Леонардо да Винчи, Ломоносов, Толстой. Байрон одним из первых переплыл Ламанш, а Лермонтов завязывал банты из шомполов. Исследования показывают, что чем хуже здоровье, тем ниже уровень работоспособности. Такие студенты тратят больше времени и сил на приготовление заданий. Естественно, что времени для * См.: Как самому восстановить зрение. М., 1998. (вдыха не хватает. Утомление переходит в переутомление, когда рганизм уже с трудом восстанавливает работоспособность. Поэму так важно заниматься закалкой здоровья, спортом, физ-тьтурой и, как минимум, физической зарядкой. Для работников «ственного труда особенно полезны коньки, гребля, волейбол, даванье, лыжи, туризм. Не жалейте времени, потраченного на физкультурой — оно окупится сторицей. Не экономьте на прогулках: в это время мозг проделывает важ-вйшую подсознательную работу, решает задания, которые вы ему гавили, перерабатывает полученную информацию и упаковы-• ее в память. Лучше гулять без возбуждающих и бессмысленных зговоров, не менее часа в день. Можно для этого использовать эрогу в университет и обратно (хотя бы часть пути). Очень полезен горный воздух, недаром многие великие люди 5или ходить в горы. Хороши бани и сауны. Действие высокой рмпературы и резкие ее перепады вызывают усиленное кровооб-хение, помогают избежать застойных явлений. Но и прохлада, годные водные процедуры в перерывах или после интенсивной «ственной творческой работы тоже помогают. Шиллер, отдыхая трудов, опускал ноги в холодную воду, а Пушкин принимал ром холодные ванны. Особо следует сказать о сне, самом длительном отдыхе в тече- ле суток. Шекспир назвал сон бальзамом для больной души, ис-*ником всех сил. Людям, занятым напряженной умственной ра-эй, рекомендуется спать в сутки 8 часов. Лучшее время отхода сну в 23.00—23.30. Во всяком случае, ученые рекомендуют лечь полуночи. Причем если холерикам, людям оптимистического |)астроя, иногда достаточно 6—7 часов сна, то флегматикам, ме-йнхоликам, людям, живущим в конфликтных ситуациях, склон-jm к переживаниям, нужно спать 8—9 часов. Естественно, меня-ся время сна у «сов» и «жаворонков». Но вообще длительность сна — категория индивидуальная. Изве-ио, что Наполеон спал по 4—5 часов с двумя перерывами: ложил-[ в 21.00—24.00 часа и спал до 2 часов ночи. Потом вставал, работал 15 часов утра и снова спал до 7 часов. Альберт Эйнштейн спал по часов и именно во сне сделал некоторые важнейшие открытия s другие великие люди открытия часто делали во сне). Вообще сон — тайна тайн. Очевидно, что это состояние, в ко-эм организм не только отдыхает, но и занимается переработкой тенной за день информации. Как говорят некоторые ученые, во вмя сна происходит связь с информационно-энергетическими руктурами окружающего нас мира. Но это еще малопознанная пасть науки. Зато хорошо известно, что сокращение или увели- чение оптимальной для данного человека продолжительности 4 снижает производительность умственной деятельности на 15— 2Щ Опрос первокурсников факультета журналистики показал, Щ каждый десятый спит более 9 часов и примерно столько же пол 6 часов, т.е. каждый пятый нарушает принятые нормы сна. Мне ложатся за полночь, стараясь компенсировать упущенное днем i мя для подготовки к занятиям. Естественно, встают с больной: ловой, опаздывают на лекции, постоянно чувствуют утомление доходят до нервных срывов. Американский психиатр Дэн Крипке установил отчетлив связь между здоровьем и продолжительностью сна*. Обследот 1958—1960 гг. миллион человек в возрасте свыше 30 лет и повтор это исследование через 6 лет, он обнаружил, что уровень смер сти оказался минимальным среди тех, кто спит 7—8 часов, уровень резко возрастал среди тех, кто спал меньше или болы этого времени, а график напоминал крутую дугу с концами, nq| нятыми вверх. Ложиться желательно в одно и то же время. Перед сном пс лять на свежем воздухе, хорошо проветрить комнату. За два прекратить интенсивную умственную деятельность, чтобы мозгу успокоиться. Но перед сном можно прочитать то, что н> запомнить. Полезна теплая ванна перед сном. В вечерние часы ] бегайте кофе, алкоголя, обильной пищи, перевозбуждения. Ее все-таки у вас бессонница, можно применить приемы аутогеь тренировки, расслабиться и дать себе мысленный приказ ус* Полезно помассировать голову, надо лбом. Но если ничего не могает, лучше встать и заняться каким-то несложным делом почитать что-то, не вызывающее сильных эмоций. Не спите дне если ночью плохо спали. Очень полезно при бессоннице ложечку меда или выпить стакан теплого молока. Теперь о питании. Ученые установили, что умственный * См. об этом подробно в кн.: Борбели А. Тайны сна. М., 1989. Два слова о вреде такого «отдыха», как курение. Наукой доказало, что 3—4 сигареты снижают способность заучивания и объем запоминания на 5—6%. Вас, конечно, не удивишь информацией о том, что капля никотина убивает лошадь, а у каждого пятого причина смерти — курение и каждая выкуренная сигарета (по данным немецких ученых) укорачивает жизнь на 12 минут, что курильщики в пять раз чаще болеют раком. Но, может быть, на вас подействуют такие факты: курение вызывает уродства и различные аномалии у детей, рожденных курящими матерями, вес тела новорожденных в среднем на 150— 200 г меньше, чем у детей некурящих женщин, в два-три раза чаще случаются преждевременные роды. У курящих ухудшается слух, зрение, обоняние. Причем пассивное курение, т.е. вдыхание дыма в прокуренной комнате, тоже очень вредно, особенно для младенцев. Есть легенда, что курение помогает в умственном труде. Но опытами доказано, что резко ухудшается темп и качество решения математических, шахматных, логических и других задач. Некоторые ссылаются на то, что многие великие люди курили. Приведу слова Л. Толстого по этому поводу: «Из того, что люди, духовно сильные, подвергаясь принижающему действию одурманивающих веществ, все-таки произвели великие вещи, мы можем заключить только, что они произвели бы еще больше, если бы не одурманивались». Еще хуже действует на умственную активность алкоголь. Не безопасна и бутылка пива и сухого вина, если они принимаются регулярно, потому что организм привыкает к приему спиртного, развивается алкогольная зависимость, которая переходит в страшную болезнь — алкоголизм. И чем раньше человек пристрастился к алкоголю, тем быстрее наступает эта неизлечимая болезнь. Большие дозы алкоголя вызывают набухание, а затем сморщивание и гибель нервных клеток. Только одно сильное опьянение приводит к гибели десятков тысяч нервных клеток. Злоупотребление спиртным ведет к истончению и сглаживанию извилин головного мозга. Проникая в половые клетки, этанол частично разрушает ДНК, которая несет наследственную информацию, что ведет к уродствам и заболеваниям детей, рожденных от пьющих родителей. Но зато очень полезен для творчества, для улучшения самочувствия, здоровья смех. Исследователи Стенфордского университета Назвали его «бегом на месте», обнаружив, что действие смеха по-Добно действию физических упражнений и имеет длительный ха-Рактер. При смехе возрастает содержание в крови адреналина и в мозг поступают эндорфины, улучшающие самочувствие. Понижайся частота сердцебиений, облегчается головная боль. На Западе даже появились клиники лечения смехом. Вообще хорошее на ение, доброжелательность, стремление помочь человеку повь ют жизненный тонус, творческие возможности и трудоспособно человека. И последнее, что хотелось бы сказать, заканчивая разго^ отдыхе: не забывайте о необходимости приобщаться к общече ческим культурным ценностям, рационально используйте се время, чтобы стать широко образованными, культурными люд Высокая общая культура помогает и глубокому освоению узкой х циальности. Особенно это касается журналистской профессии, Умственная работа требует широких связей с общекультур^ фондом информации, которую сейчас легко получить по Ищ нету. Библиотеки, собрания музеев, выставки, концертные: театры — вот ваше богатство. Но важно выработать систему щ чения информации о действительно достойных внимания явле ях культуры, знакомиться, прежде всего, с лучшими образ*, не тратить драгоценного времени на второсортные постановки, i мы, серую литературу. Хотя, конечно, все определяется вкус пристрастиями. Хорошим ориентиром в море кино- и видеог ции могут стать итоги кинофестивалей. Безусловно, духовный обогащается при знакомстве с произведениями, отмеченными^ конкурсах музыки и балета, театральных фестивалях (например, ■ лотая маска»). В современной литературе лучше ориентирован по литературным изданиям, итогам литературных премий, соваться к кругу чтения уважаемых вами людей, в том числе, бимых писателей. Есть теперь свой конкурс и у тележурналистов «ТЭФИ»,= номинируются лучшие работы. Ежегодно отмечаются и журна ты печатных СМИ. Не теряйте времени, приобщайтесь к культурной сокров* нице человечества. Это обогатит и разовьет вас, поможет стат только широко образованным человеком, но и хорошим cnei листом. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |