|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Идеализированные объектыАбстрагирование, отвлечение от индивидуальных признаков, которое происходит при образовании абстрактного объекта, нельзя понимать как полное исключение их из него. На самом деле абстрагируемые признаки в нем не устраняются, а рассматриваются мысленно как неопределенные переменные, могущие принимать различные значения. Если, например, у Галилея шар выступает как конкретный представитель абстрактного объекта «падающее тело», то этот абстрактный объект мыслится не обязательно бронзовым, не обязательно шаром, не обязательно имеющим определенный размер и вес. Но, тем не менее, он мыслится все-таки состоящим из какого-то вещества, имеющим какую-то форму, размер и вес, – все эти свойства присущи абстрактному объекту «падающее тело», только они в нем однозначно не определены и представляют собою его переменные параметры. Абстрагирование от какого-либо признака есть фактически лишь отказ от учета его конкретных значений и придание ему переменного характера. Но если при отвлечении от конкретных значений какого-то свойства реальных объектов оно все же в качестве переменного параметра наличествует в абстрактном объекте, то не исключается и влияние этого свойства на то, что с ним (абстрактным объектом) происходит. Может оказаться, что при одних значениях этого свойства он ведет себя иначе, чем при других. Так, тело, имеющее форму листа или малый удельный вес, в реальной действительности фактически падает не по закону Галилея. Причиной тому является воздушная среда и связанные с ней явления. Чтобы этот закон распространить на любые падающие тела, необходимо учесть целый ряд условий, при которых совершается падение: сопротивление воздуха, соотношение плотности атмосферы и удельного веса тела, возникновение подъемных сил и т.д. Но если в каждом конкретном случае учитывать все подобные условия, то общий закон падения превращается лишь в один из многих факторов, воздействующих на падающее тело, и сущность этого процесса, выраженная в законе, теряется среди множества привходящих, случайных, меняющихся обстоятельств. Галилей поступил иначе: абстрагировался от всех таких обстоятельств. Сделал это он одним махом, допустив, что падение совершается в полной пустоте, при отсутствии атмосферы. Но на земле никаких тел, падающих в пустоте, не существует – абстрактный объект «тело, падающее на землю в пустоте» не имеет конкретных воплощений в реальности. Такая абстракция как будто ведет нас к отрыву от реальности, так как требует, чтобы мы рассматривали атмосферу не только как некий переменный параметр, а чтобы мы вообразили, что ее вообще нет. Может ли помочь познанию действительности воображаемый образ принципиально неосуществимого объекта? Оказывается, может. Потому что в реальной действительности любое явление вплетено в необозримое множество связей с другими явлениями, и даже в самом строгом эксперименте невозможно отделить ту, которую мы хотим исследовать, от всех остальных. Чтобы изучать эту связь «саму по себе», приходится изолировать ее от всяких возможных воздействий мысленно. А затем уже можно выяснять, как внешние условия влияют на их проявление. Иначе говоря, в таком мысленно конструируемом объекте устраняются все случайные обстоятельства, которые затемняют и искажают сущность закона, и только тогда закон предстает «в чистом виде». Воображаемые объекты, которые наделены только интересующими нас свойствами и полностью лишены других свойств, в действительности неотделимых от реальных вещей и явлений, называются идеализированными объектами, а процесс их мысленного конструирования называется идеализацией. Идеализированные объекты – это, например, материальная точка, идеальный (математический) маятник, идеальный газ, абсолютно упругое тело, абсолютно черное тело, абстрактный труд, идеал справедливости и пр. Все подобные объекты отличаются тем, что они могут существовать только в мысли, но не в объективной действительности. Помимо указанного значения слово «идеализация» имеет также иное значение – связанное с понятием идеала, которое означает высшую степень совершенства чего-либо. В этом случае под идеализацией понимается стремление представить что-либо лучшим, чем оно есть на самом деле, приближающимся к идеалу или даже тождественным ему (идеальным). Нетрудно заметить, что идеализированные объекты можно рассматривать как своего рода идеалы – в том смысле, что они в «идеально чистом» виде выделяют сущность изучаемых явлений, отбрасывая все, что к ней не относится. Поэтому в литературе часто такие объекты называют также идеальными (при этом слово «идеальный» производится от слова «идеал»[1]). Идеализация представляет собою вид абстрагирования, но совершенно особый его вид. Если абстрагирование осуществляется над реальными объектами, то идеализация – над абстрактными. Как говорилось выше, обыкновенно абстрагирование состоит в том, что какое-то свойство реального объекта лишается определенности и мыслится в качестве переменного параметра, конкретное значение которого не учитывается. При идеализации же объект освобождается от свойств, которые в реальности неустранимы из него. Вместе с тем, их исчезновение означает появление у идеализированного объекта особых воображаемых свойств, которых не имеет и не может иметь никакой реальный объект. Математический маятник, например, обладает такими «невозможными» свойствами: отсутствие трения в точке подвеса, абсолютно нерастяжимая и абсолютно тонкая нить, вся масса подвешенного на ней тела сосредоточена в одной точке. Таким образом, идеализация – это «предельная» (или, так сказать, «запредельная») абстракция. Процедура идеализации осуществляется путем мысленного уменьшения какого-либо параметра, свойственного реальным объектам, и предельного перехода к его нулевому значению, т.е. к полному устранению, что в реальности неосуществимо. Например, в механике идеализированный объект «точечная масса» получается путем сведения к нулю объема материального тела. Материальная точка является результатом беспредельного сжатия тела. «Это — как бы шарик, наполненный материей, радиус которого уменьшился до бесконечно малой величины, а масса сохранилась та же» [15, с.12]. Нулевое значение какого-либо параметра может достигаться также посредством мысленного увеличения до бесконечности его обратной величины или некоторого другого параметра, с которым он находится в обратной зависимости. Так, абсолютно черное тело есть идеализированный объект, конструируемый путем мысленного увеличения его способности поглощать падающий на него свет до бесконечности (и, соответственно, уменьшения до нуля – т.е. полного уничтожения – его отражательной способности). Описанная процедура идеализации, однако, возможна только для количественных параметров. Если же какое-либо свойство нельзя мыслить количественно изменяющимся или измерить величину его оказывается невозможным, то идеализированный объект, лишенный его, может быть образован «по определению» – как мысленная конструкция, построение которой исключает наличие в ней этого свойства. В этом случае исключение свойства (т.е. предельный переход к его нулевому значению) осуществляется как качественное изменение объекта, придающее ему невозможный в действительности облик. Поскольку в этих случаях отсутствует логически последовательное количественное изменение фактора, ведущее к его «обнулению», это открывает широкий простор для игры воображения. Так появляются идеализированные объекты вроде утопических моделей общества (Платон, Т. Кампанелла, Т. Мор, К. Маркс и др.), мыслящего океана (С. Лем), черного облака (Ф. Хойл). Эти объекты иногда являются чистой воды вымыслом, однако мысленная игра с ними может привести к небезынтересным теоретическим представлениям. Невозможно построить логически строгую теорию, которая учитывала бы все, что влияет на предмет изучения. Идеализация есть способ, с помощью которого исследователь делает в своей мысли то, что нельзя осуществить в реальной действительности, – отделяет сущность от явления. Идеализированный объект, освобожденный от всего, что «обволакивает» и скрывает эту сущность, и характеризующийся лишь ограниченным и строго фиксированным набором признаков, намного проще реальных объектов, но именно эта простота позволяет дать его точное описание и мысленно контролировать все, что с ним происходит. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |