|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПЕСЕННЫЕ ПОТОКИНазовём их: – «массовая», или «эстрадная», или «попсовая» авторская песня; – «театральная» или «актёрская» авторская песня; – «эстетская», или «формалистическая», или «творческая» авторская песня; – «личностная» или «авторская» авторская песня. Но прежде, чем мы рассмотрим особенности каждого из этих потоков, поговорим о некоторых тонкостях терминологии. Возьмем понятие «песня». Само по себе, как ни странно, оно может не нести информации в свете того, о чём мы будем дальше говорить. Поэтому введём понятие о двух ипостасях песни: песня как ресурс и песня как акция. Под песней-ресурсом понимаются все совокупности возможностей, заложенных в песне. Это её текст со всеми его слоями, ассоциациями, культурными отсылками, литературной техникой и пр.; музыка со всей информацией, заложенной в мелодии и гармониях; это возможности для использования тех или иных исполнительских техник, интонационных красок и т. п. Песня-акция – это конкретное исполнение данной песни. При этом одни ресурсы могут быть реализованы, а другие – нет. Могут быть привлечены ресурсы, в данной песне не заложенные, вплоть до тех, которые для данной песни являются противоестественными. В качестве примера возьмём песню А. Круппа «Заморозки». Это прекрасная лирическая поэзия, не лишённая философских ноток; это мелодия, в которой в мажорном ладу звучит грусть, что само по себе – большая редкость; наконец это аккорды, в которых содержится намёк на джаз, но только намёк. Таков в общих чертах ресурс этой песни. Вспомним её как акцию на одном из Грушинских фестивалей первой половины 70-х годов в исполнении челябинского трио «Чернильные кляксы» под руководством М. Вейцкина. Тщательно выведенная мелодия, подчеркнуто джазовая раскладка голосов и соответствующий аккомпанемент. Текст содержательно практически не интонирован. От песни остается «уа-уа-уа‑уа» – такое экзотическое джазовое трёхголосье, и больше ничего. Примером привлечения чужеродного ресурса может служить акт исполнения песни Визбора хором моряков на вечере памяти барда в июне 2001 г. Рассмотрим ещё один, вернее, двуединый термин – «субъект» – и тоже в двух ипостасях: «автор» или «исполнитель». О нём тоже можно говорить как о ресурсе, имея в виду совокупность всех его возможностей как креатора песен и их исполнителя. На месте «акции» у песни – у автора или исполнителя (назовем его субъектом АП) находится представление о «субъекте в реализации». Здесь возможны два варианта: автор (исполнитель) в эпизоде и автор (исполнитель) в статистике. Имеется в виду, что, например, автор, котируемый в народе как бард, проявляет себя в самых разных областях творчества. Он может писать эстрадные песни, романсы, мюзиклы и много что ещё. В том или ином эпизоде своего творчества он может проявляться по-разному. Исполнитель тем более может быть востребован жизнью в самых разных амплуа. Слушателями или критиками-радикалами от АП те или иные эпизоды могут оцениваться как предательство интересов жанра. Существует немало желающих поставить на изменнике позорное клеймо и предать его проклятью. В то же время правильнее было бы, видимо, оценивать деятельность барда, рассматривая статистику эпизодов, то есть эпизоды в их множественности. Ещё лучше при этом не задаваться целью, рассмотрев статистику, определить, бард имярёк или нет. Он может быть и бардом, и кем-нибудь ещё. Известно, например, что Юлий Ким давно, продуктивно и профессионально работает в драматургии. И хотя он начинался как автор самодеятельных песен и заслуженно входит в обойму ведущих бардов, видимо, стоит отделять эту часть его творчества от работы в театре; более того, не притягивать искусственно его песни, написанные для театра, в библиотеку авторской песни: у них совсем другие задачи, параметры и само происхождение. Ещё пример. Леонид Сергеев как «ресурс» оснащен яркой, запоминающейся внешностью, артистичен, неплохо владеет гитарой… Это – как исполнитель. Как автор известен в области юмора, сатиры, лирики, стилизации. Стихотворной техникой не блещет, но выбирает посильные задачи и с успехом их решает. «В реализации» замечен в эпизодах как лирических, так и юмористических. Аудитория, которой импонирует первая его ипостась, ближе к академикам, вторая – к «ПТУшникам». Статистика, увы, на стороне последней. Говоря обо всём этом, невозможно обойти вниманием существование института «заказа». Он может быть конкретным, а может быть перманентным. В первом случае это – договоренность между заказчиком и субъектом о создании произведения или цикла в заданных параметрах (тема, стиль, жанр). Источник заказа – конкретное лицо или организация. Во втором случае это ожидание (сродни ролевому), исходящее от аудитории. Оно носит лонгитюдный (протяженный во времени) характер (попавшим в «зону» такого ожидания можно считать М. Щербакова) и прекращается после того, как субъект перестаёт его отрабатывать (А. Суханов, В. Ланцберг). Перманентный заказ можно считать социальным институтом. Заказ существует в «массовой», «театральной» и «эстетской» песнях. В «личностной» его не может быть по определению: нет исполнителя. Но здесь на его месте может возникнуть востребованность. А может и не возникнуть. В «личностной» песне в принципе нет почвы для функционирования ролевого ожидания. Оно противоестественно природе этой песни, опасно для неё. Если субъект начинает его отрабатывать, он теряет свободу личности и корректность её проявлений. А теперь попробуем охарактеризовать вышеупомянутые потоки.
Сразу заметим, что, как правило, ни песня, ни автор (исполнитель) не концентрируются, не позиционируются исключительно в одном потоке, а распределяются по нескольким из них или даже по всем. Но, как правило, неравномерно. Установить, к какому потоку песня или субъект имеют больше всего отношение, можно, попытавшись представить себе, ценности каких потоков приносятся в жертву предполагаемому главному. Итак, потоки. АП «массовая». Жёстко ориентирована на успех. Эффективность измеряется количественно – в численности публики, сумме финансовых сборов, интенсивности упоминаний в СМИ… Не секрет, что численность «ПТУшников» и «академиков» неодинакова: людей, интеллектуально продвинутых, гораздо меньше. Разные исследователи прибегают к разным графикам, описывающим зависимость между интеллектуальным уровнем контингента и его численностью. В качестве одного из таких графиков используется не столько достоверная, сколько зрительно красивая кривая, напоминающая кривую Гаусса. По оси абсцисс располагаются народные массы, а по оси ординат – их разум возмущенный.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |