АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как сосредоточение, концентрация и медитация соотносятся между собой?

Читайте также:
  1. B) международным географическим разделением труда
  2. B. метода разделения смеси веществ, основанный на различных дистрибутивных свойствах различных веществ между двумя фазами — твердой и газовой
  3. I. Международно-правовые, законодательные и нормативные акты
  4. I. Противоположность между потребительной стоимостью и меновой стоимостью
  5. V-го Международного фестиваля документального кино «КинЗА»
  6. V. Различие в отношении к прошлому опыту между образами памяти и образами воображения
  7. VI. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
  8. Автогенератор с кварцевым резонатором между коллектором и базой.
  9. Автогенератор с кварцем между коллектором и базой.
  10. Адаптация международной рекламы к местным национальным условиям
  11. Аллаху и посланнику; бойтесь же Аллаха, упорядочите между собой
  12. Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и тем, что между ними.

 

Сосредоточение, концентрация и медитация никак между собой не соотносятся. Во всем мире это стало распространенной путаницей.

Сосредоточение — другое название концентрации, а медитация — это понятие, противоположное концентрации. Но в подавляющем числе книг, в большинстве словарей и в лексиконе так называемых учителей они употребляются как синонимы.

Концентрация—это попросту сосредоточение. Она относится к сфере ума. Ум может представлять собой хаос, целую толпу. Он может быть многоголосым, разнонаправленным. Он может быть перепутьем. На самом деле ум — это и есть толпа.

Но если ум представляет собой хаос, ты не способен мыслить рационально, по-научному. Для того чтобы мыслить рационально и по-научному, тебе придется сконцентрироваться на объекте познания. Каким бы ни был этот объект, от тебя требуется направить на него всю твою ментальную энергию. Только приложив недюжинные усилия, тебе удастся познать объективную истину, поэтому метод концентрации и используется во всех отраслях науки.

Но медитация — нечто совершенно отличное. Во-первых, медитация не имеет отношения к уму. Это не однонаправленный ум и не разнонаправленный ум, это вообще не ум. Медитация — это выход за пределы, за рамки ума и его ограничения. Это не-соотносимые вещи; они полностью противоположны. Концентрация — это ум, а медитация — это не-ум.

Западу, в частности, понятие медитации неведомо.

Он все еще сохраняет привязанность к концентрации — отсюда весь его научно-технический прогресс, — но ему незнакома внутренняя наука о том, как быть безмолвным, умиротворенным, быть светом внутри себя.

Сосредоточение способно приподнять завесу над тайнами внешнего мира. Медитация открывает путь к твоей субъективности. Можно сказать и так: концентрация объективна, а медитация субъективна. Концентрация — это движение наружу, медитация — движение внутрь. Концентрация — это отдаление от самого себя. Медитация — возвращение домой, к своему сокровенному центру. Ум, рассудок, логика — все они направлены наружу, для них внутреннего не существует вообще.

Однако основной закон внутренней реальности заключается как раз в том, что во внутреннем мире ничего нельзя достичь с помощью разума. Подход должен быть иррациональным или, точнее, сверхрациональным — чтобы познать себя, тебе не нужен ум; необходимо полное безмолвие. Ум всегда отыщет себе занятие — да не одно, а несколько одновременно. В нем роится множество мыслей, которые создают рябь, — поверхность озера ума никогда не остается гладкой.

Твоя внутренняя сущность способна отражаться лишь в идеально гладкой поверхности зеркала. Состояние не-ума — абсолютное безмолвие всех мыслей, полное растворение ума — становится зеркалом с идеально гладкой поверхностью, не смущенной ни малейшим движением мысли. И тут внезапно происходит взрыв: впервые ты осознаешь свое внутреннее естество.

До этого момента ты знал объекты внешнего мира, теперь ты знаешь знающего. Именно это имел в виду Сократ, сказав: «Познай себя». Без знания самого себя — я дополню совет Сократа — ты не можешь быть собой. Познание себя — шаг к тому, чтобы быть собой, ведь пока ты не станешь собой, ты не сможешь ощутить легкость. Тебе никогда не почувствовать довольства, никогда не почувствовать свободу существования, никогда не испытать реализованности.

Какой-то дискомфорт, безнадежность... ты точно не понимаешь, что именно, но тебя постоянно преследует чувство, будто чего-то недостает; что у тебя есть все, но чего-то, что способно наполнить смыслом твою жизнь, все же не хватает. Твой дворец полон всех сокровищ мира, но ты пуст. Королевство огромно, но тебя в нем нет. Таково положение современного человека, и, как результат, его не покидает чувство бессмысленности, беспокойства, тревоги, страха.

Современный ум — самый беспокойный из всех ранее существовавших по той простой причине, что человек достиг предела. Буйвол не озабочен смыслом жизни — смыслом жизни для него стала трава, все остальное ерунда. Деревьям не нужен смысл жизни; просто хороший ливень, богатая почва, ласковое солнце — и жизнь превращается в огромную радость. Ни одно дерево не является атеистом, ни одно дерево не терзается сомнениями. Сомнение не свойственно сущему, оно охватывает лишь человека. Никто, кроме человека, не выглядит обеспокоенным. Даже обезьяны не тревожатся. Они кажутся такими расслабленными, по-философски умиротворенными. У них отсутствует страх смерти, страх неизвестного, их не заботит завтрашний день.

Лишь человек со своим интеллектом устроил себе жизнь, полную сложностей и непрекращающихся терзаний. Ты отыскиваешь тысячу и один способ, чтобы забыть о них, но они настигают снова и снова. Все это продлится до твоего последнего вздоха, если ты не придешь к медитации, не познаешь, как обратиться вглубь, как взглянуть на то, что составляет твою внутреннюю сущность. И тогда внезапно вся бессмысленность исчезает.

Поднявшись высоко, ты снова ощущаешь непринужденность свойственную деревьям. На пике осознанности ты расслаблен, как все сущее. Но твоя расслабленность исполнена особой красоты —ведь она осознанна, бдительна. Она знает о том, что она есть. Она знает: в то время как все сущее спит, она пробуждена.

Какой толк от умопомрачительного восхода, если ты спишь? К чему красота розы, когда ты дремлешь? Ум — это твой сон, не важно, сконцентрирован он или нет. Медитация — твое пробуждение. В миг твоего пробуждения сон испаряется со всеми его сновидениями, проекциями, ожиданиями, устремлениями. Неожиданно ты обнаруживаешь, что пребываешь в состоянии, когда исчезли все желания, все амбиции, а их место заполнило непостижимое безмолвие. И лишь в этом безмолвии распускаются цветы твоего естества. Лишь в этом безмолвии лотосы раскрывают свои лепестки.

Учти: тот учитель, который уверяет тебя, будто концентрация — это медитация, совершает тягчайшее преступление. Не ведая, что он пускает тебя по ложному следу, уводит в сторону в таком принципиальном вопросе, он представляет куда большую угрозу, чем человек, готовый тебя убить. Его разновидность убийства гораздо тяжелее и страшнее. Он уничтожает твое сознание, губит саму возможность для тебя отворить двери ко всем тайнам, каковыми ты являешься.

Концентрация не имеет ничего общего с медитацией. Но христиане, индуисты, мусульмане, все твои так называемые организованные религии велели тебе концентрироваться на Боге, концентрироваться на определенной мантре, на статуе Будды — именно концентрироваться. Но помни, что, концентрируясь на воображаемом Боге, которого никто никогда не видел, никто никогда не встречал, о существовании которого не имеется никаких доказательств, никаких улик — нигде... Ты можешь продолжать концентрироваться на пустой гипотезе, однако это не поможет тебе открыть себя.

Что толку концентрироваться на статуе, сделанной руками человека, смастеренной тобой? Ты можешь упорно концентрироваться, но ты не придешь ни к чему, что могло бы трансформировать твою сущность. Концентрируйся на писаниях, мантрах, священных песнопениях... но все эти усилия — дело крайне безнадежное.

Отправляйся за пределы ума — а путь за пределы ума весьма прост — лишь стань наблюдателем, ибо наблюдение тотчас отделяет тебя от наблюдаемого. Когда ты смотришь фильм, несомненно одно: ты не являешься актером, играющим в нем роль. Когда ты наблюдаешь за дорогой и толпой прохожих, несомненно одно: ты стоишь в сторонке, не являясь частью толпы на дороге. За чем бы ты ни наблюдал, тебя в наблюдаемом нет.

Как только ты примешься наблюдать за своим умом, случится переживание колоссальной важности — придет осознание того, что ты не ум. Одно короткое осознание «Я — не мой ум» ведет к началу не-ума. Ты возвысился над толпой, голосами, всем хаосом ума; ты переместился в безмолвие сердца. Здесь твое пристанище, твоя вечная сущность. Здесь твое бессмертное, совершенное бытие.

«The Invitation», глава 7

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)