АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культ огня в Ведической традиции

Читайте также:
  1. I. степень согласованности во взаимодействии политических субкультур
  2. I. ЭТЮД НА РЕЖИССЕРСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
  3. II Художественная культура Западной Европы и Северной Америки
  4. III ДЕНЬ-ідентифікація чистої культури.
  5. III Русская художественная культура
  6. IV Зимний краевой физкультурно-спортивный фестиваль
  7. IV курс, факультет английского языка
  8. V. Фізкультхвилинка
  9. А были ли фейерверки? Историография фейерверочных зрелищ как явления культуры 1700-1760-х годов.
  10. АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛЮБВИ У ДЕТЕЙ –СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ МЕТОДОМ КАНИСТЕРАПИИ «ГОРОД СОЛНЦА» (Г. БАРНАУЛ)
  11. Адміністративні правопорушення в галузі охорони природи, використання природних ресурсів, охорони пам'яток історії та культури. Ведення адвокатом таких справ.
  12. Адукацыя і культура.

В ведической и индуистской мифологии значимую роль играет Агни - Бог Огня, выполняющий посредническую функцию между людьми и Богами. Имя Агни (Agni) обнаруживает надежные индоевропейские параллели: славянское Огнь, литовское Ugnis, латинское ignus и др. Агни - Бог огня домашнего очага и жертвенного ритуального костра. Выполняя посредническую функцию между Богами и людьми, Агни языками пламени возносит к небу жертвенные приношения, брошенные жрецами в огонь, донося до ботов людские молитвы и просьбы.

Ближайшей параллелью индийскому Агни является персидский Атар (букв, «сияющий») - эпитет авестийского божества огня Ogni, в полной мере соответствующего индийскому Агни. Культ обожествленного огня в том виде, в каком он зафиксирован в «Авесте» и Ведах, восходит к периоду индо-иранского единства. Ведических ариев можно с полной уверенностью назвать огнепоклонниками, поскольку культ огня в религиозной жизни древних ариев занимал важнейшее положение. Агни (огонь) стоит в центре древнеиндийского ритуала, и не случайно ему посвящено более 200 гимнов Ригведы. По числу упоминаний в гимнах он занимает второе место после великого Индры.

Индийский Бог Агни един в трех ипостасях, так же, как и его иранский аналог Атар (Атар Гушнасп, Атар Фарнбаг и Атар Бурзенмихр). Агни имеет три ипостаси, три жизни, три силы, три головы, три языка. Он имеет три жилища, исполнен тройного сияния и даже имеет тройственное происхождение, поскольку рожден в трех мирах - на небе, на земле и в водах. Тройственность Агни свидетельствует о причастности культа этого божества к древнейшим религиозным представлениям индоевропейцев, разделявших мироздание на три части: высший мир Богов, срединный мир людей и нижний мир демонов. Бог Агни наполняет своей животворной энергией всю вселенную, соединяя между собой верхний, средний и нижний миры.

Зодиакальный круг имеет три огненных знака, символизирующих три проявления, три ипостаси огня: пылающий огонь войны (Овен), устойчивый, величественный огонь власти (Лев) и ритуальный огонь священнодействия (Стрелец). Неудержимый, разрушительный огонь войн и пожаров, напоминающий адское пламя - это низшая, демоническая ипостась огня. Огонь, согревающий жилище, объединяющий семью вокруг пламени домашнего очага - серединная, земная ипостась огня, наиболее близкая человеку. Священный огонь, используемый для ритуалов и добываемый лишь посредством трения сухого дерева, либо взятый от костра, образовавшегося в результате удара молнии, считался наиболее ценным и наделялся особыми свойствами. От устойчивости горения такого огня зависело благоденствие общества и мир в государстве.

Ведические арии считали, что Агни укрепляет небо и землю, рождает оба мира, знает все пути, обладает всей мудростью на свете, ему известны все тайны богов и людей, он наблюдает за всем, что происходит, поскольку присутствует во всех творениях. Агни (огонь) структурирует космос и устанавливает иерархию в обществе, следя за соблюдением законов и религиозных ритуалов. Он приводит Богов на жертвоприношения, помогает людским обращениям достучаться до небес. «Пусть Агни, превозносимый древними и современными оракулами, приведет Богов сюда» - так взывают жрецы индуизма, бросая в огонь жертвенные приношения.
Но Агни не только горит, сияет в пылающем дереве, он присутствует среди людей и наполняет их внутренним светом. В этом проявляется особенно тесное родство между индийским Агни и иранским Атаром, который боролся с драконом Ажи-Дахакой за обладание хварной, благодатью избранных. Внутренний свет в человеке - это и есть огонь хварны, даруемый людям Атаром и Агни. Агни дружественен к людям, он соединяет супругов, наделяет людей богатством, поощряет певцов, музыкантов и художников.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)