АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

БЫВШИМ МЕТРОПОЛИЯМ ПРЕДЪЯВЛЯЕТСЯ СЧЕТ

Читайте также:
  1. Глава 10. Послание царя Константина к епископам, не бывшим на соборе, о соборных деяниях
  2. К БЫВШИМ ФРОНТОВИКАМ ВСЕГО МИРА
  3. Начисление амортизации по основным средствам бывшим в эксплуатации 8.04.2013
  4. Порядок представления командирам (начальникам) и лицам, прибывшим для инспектирования (проверки)

Дай Бог, чтобы отношения бывших метрополий с бывшими колониальными и зави­симыми странами становились все лучше и лучше - это обеспечило бы человечеству мир и благополучие. Но наивно было бы думать, что за столетия господства метропо­лий не накопится огромное недовольство тех, кем они управляли, и что теперь, после распада империй, не откроются клапаны для выбросов такого недовольства.

"Крушение Западной Европы" - так назвал главу своей наиболее известной книги (переведенной и на русский язык) основоположник афро-американской исторической

4 Ключевский В.О. Указ, соч., с. 263.

5 Яркий пример - монография профессора Лондонской школы экономики: Lieven D. Empire. The Rus­
sian Empire and Its Rivals. London, 2000.


литературы США Уильям Дюбуа (1868-1963), первый ученый с черным цветом кожи, чей голос был явственно услышан и в Европе.

Приобрел он известность и в нашей стране. Бывал у нас в 1928,1936, 1949,1958-1959, 1962 гг. Был избран почетным доктором исторических наук МГУ, лауреат Междуна­родной премии мира, Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами". Взгляды Дюбуа важны не из-за этих его регалий, а потому, что сходны с мнением сотен миллионов (если не миллиардов) людей по всей планете. О крушении Европы он уже вскоре после второй мировой войны писал, как о свершившемся факте.

Какие соображения вызывало у него это "крушение"? Их он дал в другой большой главе: "Белые господа мира". Вот несколько примеров.

«Нет таких нацистских зверств - концентрационные лагеря, тысячи и тысячи убитых и калек, надругательства над женщинами и моральное растление детей, - которые Ев­ропа с ее христианской цивилизацией не применяла бы в течение долгого времени для подавления цветных народов во всех частях мира "во имя и для защиты высшей расы, рожденной, чтобы править миром"»6.

"Во всех случаях - даже если речь шла об отталкивающей внешности таких людей, как Уинстон Черчилль, - всегда белая раса оставалась "прекрасной", а между тем Туссен и Менелик, например, считались уродами уже потому, что у них была черная кожа".

"Национальных героев создавали просто: забывали их грехи, а добродетели канони­зировали. И вот уже деятельность Гладстона не имела отношения к рабству, Гордон Ки­тайский не был пьяницей, а Уильям Питт превратился из международного вора в вели­кого патриота"8.

"Дома и в школе складывалась легенда о белом человеке - об этом сильном и власт­ном гиганте с могучим интеллектом, ясным умом, с неистощимым запасом жизненных сил, который привел мир к недосягаемым вершинам человеческой культуры. И вот ме­нее чем через полстолетия это чудесное сооружение самовосхваления рухнуло"9.

"Чтобы доказать неспособность большинства людей к самоуправлению и самостоя­тельному образу мышления, были приведены в действие все отрасли науки: биологи до­казывали, что население Африки и Азии составляют менее развитые люди, чем белые; историки старались внушить представление, что вся цивилизация создана белым наро­дом; экономисты учили, что все земные богатства созданы благодаря техническому ма­стерству белых, цветные же народы предоставляли только грубую физическую силу; посредством взвешивания мозга представителей белой и черной расы, а также путем введения других подтасованных критериев интеллектуального развития старались дока­зать превосходство белых людей"10.

Дюбуа считал, что он выражает мнение не просто большой, а большей части челове­чества.

На страницах журнала "Новая и новейшая история" уже рассматривались взгляды африканских и афроамериканских идеологов, которые в своей борьбе против евроцент-ризма становились на позиции резкой критики или даже отрицания всего европейско­го11. Стоит напомнить, что Франц Фанон, уроженец Мартиники, поселившийся в Алжи­ре, считал, что народы, испытавшие на себе колониализм, имеют полное право на "ан­тирасистский расизм". "Жизнь для колонизованного может возникнуть только из разлагающегося трупа колонизатора"12. Для колонизованного колонизатор - "человек,

6 Дюбуа У.Э.Б. Африка. Очерк по истории Африканского континента и его обитателей. М., 1961,
с. 201.

7 Там же. Ф.Д. Туссен-Лувертюр (1743-1803) - борец против рабства, руководитель освободительной
борьбы народа Гаити. Менелик II (1844—1913) - император Эфиопии.

8 Там же, с. 202.

9 Там же, с. 204-205.

10 Там же, с. 216.

11 См.: Давидсон А.Б. Антирасистский расизм. - Новая и новейшая история, 2002, № 2.

12 Fanon F. Les damnés de la terre. Paris, 1961, p. 225.


которого необходимо уничтожать"13. Утверждая все это, Фанон объявил, что для коло­низованных вполне правомерен "самый элементарный, самый грубый, самый всесто­ронний национализм".

Ливийский лидер Муамар Каддафи говорит: "Мы должны потребовать от белых компенсации за колонизацию и геноцид, которые они устроили на нашей земле". "Их языки и традиции не могут выразить наши чувства и мысли, поэтому мы должны гово­рить только на языках наших предков"15.

В Соединенных Штатах Луис Фаррахан, который считает себя лидером афроамери-канского населения, уже давно требует, чтобы белые всего мира поплатились за то зло, которое они принесли небелым. В своем движении черных мусульман "Нация ислама" он хотел бы объединить не только афроамериканское население Соединенных Штатов, но и вообще всех людей с черным цветом кожи. Еще лучше - и всех мусульман. А жела­тельно и вообще всех небелых - против белых. Он бывает и у Каддафи, и в Южной Аф­рике, побывал и у нас - в Москве и в Дагестане.

Фаррахан еще на встрече афроамериканских лидеров в Новом Орлеане в апреле 1989 г. обвинил в расизме всех белых. Записал в расисты и Линкольна, президента США, который был борцом за отмену рабства. Призвал к созданию в Африке страны, в кото­рой могли бы поселиться афроамериканцы из Соединенных Штатов. И даже: "Пришла пора освободить из тюрем всех черных! Отпустите их! Дайте им уехать в Африку!". Вме­сте с тем он предсказал, что наступит день, когда афроамериканцы будут управлять Соединенными Штатами: "Наша рождаемость опережает их рождаемость!". Заявил: Бе­лый дом способствует распространению наркотиков среди черных, "они делают это, чтобы преступность среди черных росла". Публично выразил восхищение Гитлером, а иудаизм объявил "религией сточной канавы". Эта встреча, в которой участвовали Джес­си Джексон и Анджела Дэвис, известная деятельница американской компартии, потребо­вала от Соединенных Штатов выплаты репараций афроамериканцам за то, что их пред­ки были в рабстве16.

Что ж, европейцу не легко понять, насколько глубоко в умах и сердцах жителей быв­ших зависимых и колониальных стран может укорениться недоверие к Европе. А ведь достаточно обратиться к фольклору Азии и Африки. Он говорит убедительней и ярче, чем труды идеологов. Вот, у народа ньякюса (Танзания):

Кому поклоняются европейцы? Кому поклоняются европейцы? Деньгам, деньгам17.

Это фольклор давних времен. А позднее? Вот стихи Бернара Дадье, классика запад­ноафриканской литературы:

От Европы, о нашей свободе пекущейся, Избавь нас, Господь18.

Он осуждает даже предметы европейского быта:

Я ношу узорный ошейник, Ошейник галантной Европы, Галстука я не люблю.

Я смерть на руке ношу, Смерть бредовой Европы, Я не люблю часов19.

13 Ibid., p. 39.

14 Ibid., р. 182.

15 Известия, 24.IV.2001; Коммерсант, 24.IV.2001.

16 Новое русское слово, Нью-Йорк, 25.IV. 1989.

17 Ветер и птица. Африканская народная песня. М., 1976, с. 189.

18 Поэзия Африки. М., 1973, с. 90.

19 Там же, с. 85.


Агостиньо Нето, первый президент Анголы, горячо поддержанный Советским Сою­зом, в стихотворении "Западная цивилизация" обвиняет Европу в нищете Африки20. Леопольд Сенгор, президент Сенегала и самый известный в мире африканский поэт:

Европа хоронит тех,

кто стал бы дрожжами для наций,

кто стал бы надеждой новых народов21.

Или, тоже у Леопольда Сенгора:

Белые руки, валившие царственный лес, Что возвышался над Африкой22.

Увы, во взращивание антибелых эмоций внесли вклад советские политики и между­народное коммунистическое движение. Вот хотя бы такие стихи:

Белый - убийца, белый - злодей, дитятко! Он хуже змеи, он тигра злей, дитятко! Ты найди его, победи и убей, дитятко! Ты ненависть пей из моих грудей, дитятко! Пусть зубки твои растут острей, дитятко!

И снова -

Белых, белых, белых убей, дитятко!

Стихотворение называется "Но Африка наша", и хотя звучит как бы от имени афри­канцев, опубликовано в книге "Современная революционная поэзия Запада" (с предис­ловием A.B. Луначарского)23. Его автор венгерский коминтерновец А. Гидаш. 'Оно - в духе политики, проводившейся Коминтерном: так должна была рассуждать "наша Аф­рика".

Конечно, чувства, выраженные в этих стихах африканцев, нельзя воспринимать од­нозначно. В них, несомненно, есть и стремление эпатировать читателя-европейца. При­зыв Бернара Дадье: "От Европы... избавь нас, Господь" - в стихотворении, которое оза­главлено: "Молитва на французский мотив". Так что и Европу он проклинает в молитве европейского толка. А создав теорию негритюда, в которой Африка, полнокровная, эмоциональная, как сказали бы у нас - душевная, противопоставлена миру белого чело­века, подчинившему себя машине, технике, Леопольд Сенгор все же женится на фран­цуженке и, хотя его высоко чтут на родине, удалившись от государственных дел, прово­дит свои последние годы в Европе.

Да, в бывших колониальных и зависимых странах отношение к Европе и всему евро­пейскому сложное, неоднозначное. Но ни в коем случае нельзя не учитывать и недове­рие. У него очень глубокие корни, и оно будет жить еще не одно поколение.

Пять веков в мире господствовал евроцентризм, европейские империи устанавливали свои законы, подчиняли другие континенты, превращали их в зоны своих колоний и за­висимых стран. На этом всеобщем фоне как-то стерлась память о том, что порядки в Османской империи были уж никак не лучше европейских. Не очень часто упоминается и то положительное, что принесла Европа другим континентам.

Сейчас антиевропейские настроения если и не усиливаются, то становятся очевиднее. Почему? Народы, переставшие быть колониальными, надеялись, что их судьба улуч­шится. Что хорошая жизнь - вот она, за поворотом. А получилось не так. Какие-то го­сударства - азиатские "тигры" или страны ОПЕК - вырвались вперед, но во многих дру­гих люди сейчас живут еще хуже, чем в колониальное время.

Среди афро-азиатских стран нет единства. Есть свои сложные взаимоотношения и противоречия. Индонезия узнала резню китайцев, а в самой Индонезии, в Нигерии и во

20 Там же, с. 82.

21 Там же, с. 487.

22 Там же, с. 479.

23 Современная революционная поэзия Запада. М., 1930, с. 95.


многих странах Азии и Африки - столкновения христиан с мусульманами. Но все же в странах, которые были колониальными и зависимыми, проявляются, а, может быть, и усиливаются, идеи общности их судеб - в противопоставлении Европе и вообще Северу.

Различные разновидности востокоцентризма, исламоцентризма, как и возникшего сравнительно недавно афроцентризма - все эти идеологии зиждутся на осуждении им­перского владычества.

На проведенной в 2001 г. под эгидой ООН Всемирной конференции против расизма делегации многих стран требовали от бывших метрополий, от Запада, а то и от всего мира "белого человека" расплатиться за зло, причиненное колониализмом и работор­говлей. Эти требования не утихают, а повторяются вновь и вновь. 25 августа 2005 г. пре­зидент Алжира снова настаивал на извинениях Франции за всю историю французского колониализма в Алжире, начиная с 1830 г. (хотя Франция приносила извинения уже не­однократно), и, в частности, на возмещении ущерба за подавление восстания в Алжире в мае 1945 г.

Критика "концептуального евроцентризма" раздавалась на XX Международном кон­грессе исторических наук (Сидней, 3-9 июля 2005 г.), на сессии, которая включала де­вять докладов и называлась "Африканская история в сравнительной перспективе: но­вые подходы". Подчеркивалось, что особенности исторического развития африканских стран и народов до сих пор недостаточно учитываются историками, что такие термины, как "королевство", "феодализм", "империя", трудно применять к Африке и что исполь­зование термина "рабство" для африканского прошлого также требует оговорок и пояс­нений24.

Вероятно, критика употребления ряда подобных терминов отчасти правомерна. Но несколько удивляет объяснение слова "африканист". О нем говорится: "Термин зачас­тую относится к экспертам неафриканского происхождения в африканистике"25. Созда­ется впечатление, что африканцы и ученые африканского происхождения противопос­тавляются африканистам как ученым неафриканского происхождения. Не буду гадать над смыслом этого противопоставления. Хотелось бы надеяться, что дело не в расовом подходе, а просто в неудачной формулировке.

Удары бумерангов имперского прошлого неизбежны. Но этот более или менее есте­ственный процесс подстегивается, усиливается и ускоряется теми диктаторскими режи­мами, которые, увы, клонируются во многих государствах, особенно в тех, что были ко­лониальными и зависимыми. Диктаторы типа Саддама Хусейна делали все, чтобы недо­вольство народа их просчетами и преступлениями канализировать в русло ненависти к бывшим метрополиям и вообще ко всему европейскому.

Стремление многих афро-азиатских стран видеть виновника своих бед вне себя - раз­ве оно такое уж особенное, неслыханное, новое, присущее только этим странам? Пра­вославный философ Г.П. Федотов видел такое же настроение в России после пораже­ний в первой мировой войне, революции и разрухи. "Русское национальное чувство бы­ло уязвлено глубоким поражением, разделом, падением России и, не желая взять на себя ответственность, не имея мужества покаяния, стало искать виновника вне себя - на За­паде"26.

Не этим ли порождено и настроение в нашей стране даже таких властителей умов, как А.И. Солженицын? Академик А.Д. Сахаров писал о нем: "Недоверие к Западу, про­грессу вообще, к науке, к демократии толкает, по моему мнению, Солженицына на путь русского изоляционизма, романтизации патриархального уклада, даже, кажется, ручно­го труда, к идеализации православия и т.п."


24 20lh International Congress of Historical Studies. Programme. 3-9 July 2005. Sydney, p. 107-119.

25 Ibid., p. 108.

 

26 Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культу­
ры, т. 2. СПб., 1992, с. 230.

Сахаров А. Воспоминания, в 2-х т., т. 1. М., 1996, с. 583-584.


Если у Солженицына "романтизация патриархального уклада", то что уж говорить о народах, у которых современные формы производства связаны с колониализмом, с гос­подством чужих империй?

АФРОАЗИАТИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПЛАНЕТЫ

Рука об руку с яростными обвинениями имперского владычества идет уверенность, что XXI столетие будет "Веком Азии" или "Веком Африки". Эта уверенность зиждется на резких и все убыстряющихся демографических переменах, на "великом переселении" африканцев и азиатов в Европу, на усилении роли бывших колониальных и зависимых стран, на общей тенденции азиатизации и африканизации, которая идет в мире. На том, что уже сейчас население бывших колониальных и зависимых стран составляет 7/8 че­ловечества. Китай и страны Индостанского субконтинента - вот уже больше половины населения Земли. Мусульман - около 1,2 млрд. Самая большая рождаемость - в мусуль­манских странах и в Африке. В Йемене на каждую женщину приходится по семь детей, а ожидаемая в середине XXI в. численность населения здесь - около 50 млн.

В журнале "JaLOUSE" приводились общеизвестные прогнозы:

"По данным специалистов ООН, уже к 2050 году население Африки будет втрое пре­восходить количество европейцев. Если после второй мировой войны европейцы со­ставляли 22% населения Земли, а африканцы - 8%, то сегодня эти цифры сравнялись. На долю и тех и других приходится по 13%. А через полвека, когда население Африки, несмотря на СПИД и прочие дела, удвоится, чернокожих будет втрое больше, чем евро­пейцев"28.

Промышленность во многих странах Азии и Африки бурно развивается. Многие ви­ды производства перекочевывают из Европы в Азию и Африку, во многом, конечно, из-за дешевизны рабочей силы. Китай и Индия делят с Соединенными Штатами первые места в мире по темпам промышленного роста. Китайскими товарами заполоняются рынки всех континентов. От нефтедобычи в арабских странах и Нигерии мир с каждым годом зависит все больше.

Голоса Азии и Африки становятся все более значимыми в мировой политике. Они -большинство в ООН. Получив влияние во всех структурах ООН, вплоть до поста гене­рального секретаря, они настойчиво требуют мест в Совете Безопасности.

Примеру Индии, Китая и Пакистана, которые уже стали термоядерными державами, стремятся следовать и другие. Северная Корея и Иран - прямо вопреки протестам меж­дународных организаций и европейского общественного мнения.

Растет число экономических и общественно-политических объединений афро-азиат­ских стран, куда бывшие метрополии не входят.

Идет "освоение" Западной Европы выходцами из стран Азии и Африки. Если до 1960-х годов их число было совершенно незначительным, то в 2005 г. оно превысило 20 млн. Одних только афро-азиатских мусульман насчитывается в Западной Европе больше 11 млн. Во Франции уже 10% населения - мусульмане, или лица афро-азиатско­го происхождения. В Лондоне - более 1 млн. мусульман.

Франция и ряд других государств Западной Европы, которые считали себя однона­циональными, уже утрачивают эту однонациональность.

Адаптация афро-азиатского населения идет сложно. Изменилась за последние четы­ре с лишним десятилетия не только численность афро-азиатского населения в Европе, но образ его жизни. Представители первого массового притока - в 1960-х годах - согла­шались быть низами общества и шли на любую низкооплачиваемую работу: мусорщи­ками, дворниками. Второе поколение, уже получившее права гражданства, хотело быть похожими на европейцев. А в третьем проявилось - пусть не у всех, но у многих - стрем­ление не только быть полноправными гражданами приютившей их страны, но и пред-

28 JaLOUSE, № 1, сентябрь 2001, с. 71.


ложить этой стране считаться с их собственными истоками, с теми традициями, обычая­ми, которые они привезли с собой с покинутой ими родины. Не эти ли настроения, а не только материальные условия - бедность - стали подоплекой событий, потрясших Францию осенью 2005 г., когда африканская и арабская молодежь в предместьях боль­ших городов жгла тысячами автомашины, громила магазины, крушила роскошные вит­рины?

Все это вместе взятое привело даже к появлению новых направлений в науке, в меж­дународных исследованиях. Одно из них: "Black European Studies" - изучение черных ев­ропейцев. Университет Йохана Гутенберга в Майнце в сотрудничестве с американским Массачусетсским университетом разработал международный проект для изучения "многовековой истории черных европейцев" и стремится объединить усилия ученых разных стран, чтобы "добиваться развития новых теоретических и методологических подходов к пониманию роли африканской диаспоры в Европе"29. С этой целью оба уни­верситета провели четырехдневную конференцию в Майнце (10-13 ноября 2005 г.). Го­дом раньше подобная конференция проводилась в Берлине.

Расовая проблема, которая в имперские времена проявлялась в основном вне Евро­пы: в колониях и зависимых странах - теперь захлестнула Европу.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)