|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА XXI СТОЛЕТИЯ: ПОСЛЕДСТВИЯ РАСПАДА ИМПЕРИЙА.Б. ДАВИДСОН Когда-то великие империи связали судьбы континентов, стран, народов. Опоясали их обручами своих цепей, удерживали железом и кровью. Но в XX в., особенно в его второй половине, эти обручи поизносились, а затем и распались. Центробежные силы, давно уже рвавшиеся наружу, обрели свободу. Правда, появились и новые центростремительные, но они зачастую уже избирают иные направления. Мы все - дети XX в. - стали свидетелями конца империй. Смотрели с удовлетворением на их распад, во всяком случае чужих (своя - дело особое). Но многозначности последствий не предвидели. «Эпоха блистательной, триумфальной Европы, сиятельных капиталистических империй, правивших три века всей планетой огнем, мечом и паровыми двигателями, заканчивается, как некогда заканчивалась, растворяясь во мраке "темных веков", эпоха великого Рима... Судьба современного Запада навевает грустные аналогии с трагическим упадком Римской империи»1. Так говорилось в первом номере международного журнала "JaLOUSE", издающегося и по-русски. Там дан прогноз, каким станет XXI столетие. Что же предсказывалось? "Не пройдет и пятидесяти лет, как эпоху Брежнева, Никсона и Вилли Брандта будут вспоминать как утраченный человечеством парадиз. Просто потому, что основ, на которых стоял наш мир, уже не будет". Каким же станет будущее? "Без Запада", "без белых", "без государства", "без демократии", "без равенства", "без смысла". И "без России". К страшилкам человечество вроде бы привыкло. Излюбленная тема газет, радио и телевидения - пугать нас ужасными катастрофами, трагедиями, преступлениями и, конечно, предсказаниями. Собственно говоря, так бывало и раньше, еще до радио и телевидения. В середине XIX в. английские газеты пугали своих соотечественников тем, что скоро в Англии кончится уголь и страна погибнет - замерзнет. И все же на страшилку журнала "JaLOUSE" нельзя просто махнуть рукой. Тот номер подписан в печать 30 августа 2001 г., а подписчики получали его как раз к тому злосчастному 11 сентября. А затем - серия кровавых террористических актов по всему миру. Особенно бурный резонанс на Западе получили теракты в Лондоне осенью 2005 г. Гарвардский профессор Хантингтон также предвещает столкновение цивилизаций, а потом даже уточняет, что оно, скорее всего, начнется с Ближнего Востока. И вот теперь события в Ираке и в соседних странах сотрясают мир. Да разве тревожные предсказания начались с Хантингтона? "Азия просветила Европу, и Европа покорила Азию. Теперь Европа просвещает Азию. Повторит ли Азия ту же операцию над Европой?"2. Так сто лет назад, в мае 1904 г., Давидсон Аполлон Борисович - доктор исторических наук, профессор, президент Ассоциации британских исследований, руководитель Центра африканских исследований Института всеобщей истории РАН. 1 JaLOUSE, № 1, сентябрь 2001, с. 71. 2 Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968, с. 305. писал мой любимый историк В.О. Ключевский. И хотя в нашей стране его глубоко чтут, я не припомню, чтобы эти его слова любили цитировать. Потом закат Европы с ее имперским величием, как известно, предрекали многие. Освальд Шпенглер - с бесстрастным анализом. К его выводам в сущности присоединились, выразив при этом безнадежную горечь, российские философы H.A. Бердяев, Я.М. Бук-шпан, Ф.А. Степун, С.Л. Франк. Они посвятили его книге свой сборник статей и назвали Шпенглера "мужественным пророком", а главной целью своего сборника - "ввести читателя в мир идей Шпенглера". Степун так охарактеризовал труд Шпенглера: "Содержание его пророчества - смерть европейской культуры. Пройдет немного столетий и на земном шаре не останется ни одного немца, англичанина и француза, как во времена Юстиниана не было больше ни одного римлянина". Особенно выделил Степун заключительные слова книги Шпенглера: "Умирая, античный мир не знал, что он умирает, и потому наслаждался каждым предсмертным днем, как подарком богов. Но наш дар - дар предвидения своей неизбежной судьбы. Мы будем умирать сознательно, сопровождая каждую стадию своего разложения острым взором опытного врача"3. Конечно, хотелось бы отмахнуться от подобных предсказаний, но это вряд ли дальновидно, даже если очень хочется. Да многие ученые и относятся к ним всерьез. Рассматривают перспективы под углом зрения противоречий бедных народов и стран с богатыми, с "золотым миллиардом". И под углом зрения расово-конфессиональных противоречий. И через призму глобализации. Значительно меньше нынешняя ситуация в мире и ее перспективы изучаются как результат крушения империй. А это - чрезвычайно важный аспект. На наших глазах и на глазах наших отцов распались все империи - Британская, Французская, Итальянская, Испанская, Португальская, а еще раньше Австро-Венгерская, Османская, Германская. Эпоха империй, начавшаяся еще в средневековье, кончилась. Мы еще не осознали значение этого явления - так часто бывает с очевидцами. Весь мир испытывает последствия, самые разные - вплоть до психических - и бывшие метрополии, и бывшие колониальные, и зависимые страны. Будет это и при наших детях, внуках. Разве в продолжающемся распаде Югославии не дают о себе знать те центробежные силы, что зародились еще в Австро-Венгерской империи? Но громадные события последних восьми десятков лет, которые прошли после краха австро-венгерского режима, заслоняют от нас эту историческую связь. А полыхающий Ближний Восток? Под языками пламени этого костра не лежит ли горячий материал, накопившийся в Османской империи? Несомненно, что с распадом империй мир вступил в совершенно новую эпоху. Существовала сложившаяся веками система, при которой общемировые события зависели от всего лишь нескольких центров силы. Конечно, и тогда эти события были не очень предсказуемы. Но теперь, хотя и принято считать, что мир стал однополярным, центров силы стало намного больше. Непредсказуемость возросла, с рождением бесчисленных новых государств с новыми государственными элитами, с появлением центров терроризма, опутавших мир своими международными связями. Это, мне кажется, очевидно. Как и то, что на место отлаженной системы, пусть и весьма жестокой, в ряде стран мира пришел хаос. Ярче всего это проявилось в Тропической Африке. Как еще скажутся на судьбе человечества те крутые перемены во всех международных политических, экономических и многих других связях, которые произошли в результате распада империй - и продолжают происходить, порой весьма непредсказуемо? Какими будут дальнейшие последствия распада империй для бывших колониальных и зависимых стран? Как пойдут процессы их самоутверждения во всех сферах - от поли- 3 Бердяев H.A., Букшпан Я.М., Степун Ф.А., Франк СЛ. Освальд Шпенглер и Закат Европы. М., 1922, с. 1,6,7. тики до культуры? Что они возьмут из наследия Европы, чего не примут, а против чего будут бороться? В каких формах будут проявляться востокоцентризм, исламоцентризм, новое явление - афроцентризм? В каких направлениях пойдут общественные настроения и политические движения, связанные с этими идеологиями? Может казаться, что жизнь населения метрополий изменилась после распада их империй меньше, чем в колониальных и зависимых странах. Но даже если и так - окончательное суждение выносить рано. Как говорится, еще не вечер. Продолжится ли цепная реакция распада империй - их остатков? Будет ли продолжаться распад бывших колоний, как это произошло с Пакистаном, от которого отделилась его восточная часть, став Народной Республикой Бангладеш, и Индонезией, от которой отделился Восточный Тимор? И, самое главное для нас, россиян, - не может ли грозить дальнейший распад и нашей стране, России? И важнейший вопрос - каковы возможности для плодотворного сотрудничества бывших метрополий и вообще развитых стран с теми, что называются развивающимися? Как ответить на эти и другие, связанные с ними, вопросы, когда сами-то проблемы -в непрестанном движении, в развитии, к тому же еще во взаимной противоречивости? Ключевский вообще считал: "Сколько времени нужно людям, чтобы понять прожитое ими столетие? Три столетия"4. Ну, пусть и не три столетия. А все же сейчас мы всестороннего объяснения, увы, дать не можем. Но важно уяснить уже сами вопросы, на которые надо искать ответы. И затем, шаг за шагом, искать пути к ответам. За рубежом эти вопросы обсуждаются бурно, причем Российская империя и Советский Союз рассматриваются в общем контексте изучения имперского прошлого и его последствий5. В отечественной науке такой подход не нашел широкого признания. У нас подчеркивается прежде всего специфика нашего исторического пути, его отличия от любых зарубежных. В школьных и вузовских учебниках выделяется сугубо разрушительное воздействие зарубежного колониализма, в Российской же империи - факты проявления терпимости к инородцам и иноверцам, помощи в их развитии. Что же касается Советского Союза, то существует точка зрения, что его ни в коем случае нельзя рассматривать как империю. Но независимо от споров, считать СССР империей или нет, последствия его распада все равно во многом сходны с теми, которые испытали - и испытывают - народы Британской, Французской и других империй, распавшихся до того, как перестал существовать Советский Союз. Так что, как для России, так и для всех государств постсоветского пространства, чрезвычайно важно проанализировать иноземный опыт и сравнить его с тем, что накопился после сравнительно недавнего распада Советского Союза. Нисколько не претендуя на всесторонний подход к этой огромной теме, пытаюсь привлечь внимание к нескольким аспектам, вероятно, наиболее тревожным. Говоря словами из известного фильма, дать информацию к размышлению. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |