АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НА ЗЕМЛЯХ БЫВШЕЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Читайте также:
  1. W. Ostr. 1, С. 130—404. Перечень налогов и сборов, взимавшихся в Римской империи
  2. Архивная деятельность в Российской империи
  3. Бетон в «античной» Римской Империи.
  4. Ближайшие преемники Юстиниана, Славянская иммиграция в пределы империи. Война с Персией
  5. Буддизм и вероисповедная политика правительства Российской империи (по материалам Российского Государственного Исторического Архива)
  6. Бюджетная система Российской Федерации и принципы ее построения
  7. Бюджетные полномочия финансовых органов субъектов Российской Федерации.
  8. Бюджетный процесс в Российской Федерации
  9. В орбите ранневизантийской империи
  10. В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  11. В своей заключительной колонке экономист Александр Аузан объясняет, какие ценности мешают российской модернизации и как школа, суд и общество потребления могут ей помочь.
  12. Вагоностроение в Российской Федерации

Конечно, вряд ли можно проводить прямые параллели между последствиями распада зарубежных империй и последствиями распада нашей, Российской, а через семь десяти­летий, и Советского Союза. Тем более что у немалой части российского общества силь­на убежденность в абсолютно особом пути России. Высказывается и мысль, что у Со­ветского Союза не было имперских черт, что СССР был объединением дружественных народов, да и Российская империя - тоже.

Но все же нельзя согласиться, будто существует какой-то "общий аршин" для всего мира, и что только к нашей стране он ни в какой мере не применим.

В самое последнее время в общественных средствах массовой информации сообщает­ся о фактах, на которые не имеют права закрывать глаза как ученые, так и государст­венные деятели. Вот хотя бы статья в "Известиях" «Национальные республики начали "войну памятников"». В ней сказано, что "пересмотр оценок российской истории проис­ходит уже не только среди бывших советских республик (страны Прибалтики и Украи­на), но и среди национальных элит внутри самой России".

В центре Краснодара недавно был установлен памятник человеку, которого казаки считают основателем Кубанской Земли. На его открытии губернатор А. Ткачев заявил: "Казаки высадились на безлюдную землю". Это заявление вызвало в Адыгее бурю воз­мущения. Досталось даже Екатерине П. Президент Адыгеи сказал: "Екатерина Великая пожаловала в 1792 г. казакам земли, где веками жили адыги, это стало первым шагом к вытеснению коренного населения". Общественные организации Адыгеи немедленно выступили и против установления в Майкопе монумента святителю Николаю, архиепи­скопу Мир Ликийских. В связи с этим народный художник Абдуллах Берсиров заявил: "Фигура угодника... несет в себе мощное идеологическое начало, подобное духу импер­ской России XIX в." Дальше - больше. Общественная организация "Адыгэ Хасэ" потре­бовала снести в Краснодарском крае памятники Суворову и Лазареву и запретить празд­нование юбилеев казачьих станиц, построенных "на завоеванных царской Россией зем­лях". Пришлось мэру Майкопа изменить свое решение и перенести памятник святителю Николаю из центра города на окраину38.

А вот - из "Новой газеты" за август 2005 г.: «На первом Всемирном съезде казаков, проходившем в Новочеркасске, бешеный успех имела песня атамана Вечеркина с весь-

Известия, 5.VIII.2005.


ма примечательными словами в припеве: "А в станицах родовых до сих пор полно чу­жих". Не старинная казачья песня, между прочим, только что сочинили»39.

Несколько лет назад была издана книга "Казачий кулак против экспансии инород­цев". Автор, очевидно, считает себя выразителем интересов казачества. Говорит он о казахах, народе, название которого отличается от казаков лишь одной буквой. Напри­мер: "Когда-то не было никакого казахского народа, а имелась ничтожная кучка дрему­чих родов, беспорядочно бродившая по степи, чуть ли не с каменными орудиями... Ника­кому ученому даже в голову не пришло бы выяснять, какими там насекомыми и жабами они питались"40. Очень неприятно и очень не хочется приводить подобные высказыва­ния. Но они, увы, есть. И делать вид, что их нет - от этого только хуже.

Кому на пользу подобные высказывания? Не ферганским ли ваххабитам, которые мечтают "сначала создать исламскую республику в Ферганской долине, затем во всем Узбекистане, после чего в Казахстане", а потом - восстановить Халифат41.

А в той книге есть даже рекомендация, как восстановить Российскую империю или Советский Союз. "Выход заключается в блицкриге. Молниеносная война, без сомнения, окажется успешной, если применять максимум новейших военных технологий. Всесме-тающий удар по войскам, скажем, Казахстана и немедленная его оккупация, а затем опора для контроля над территорией на местное русское население с изоляцией, при не­обходимости, туземцев - вполне по силам России. Две-четыре республики, с которыми она, Россия, расправится, если и не приведут к покорности остальных, то полностью сломят их моральный дух. В такой ситуации довершение процесса территориального воссоздания страны не составит труда"42.

Конечно, к этому плану нельзя относиться всерьез. Но ведь книга опубликована в Москве издательством "Старая Басманная". И немалым тиражом - 5 тыс. экземпляров.

Скинхеды и многие близкие к ним движения открыто выдвигают своей целью борьбу против "цветных", за чистоту "белой расы" и за ее монопольное право жить в Европе, за лозунг "Россия для русских". Не буду давать выдержек из таких газет и журналов, как "Штурмовик", "Белое сопротивление", "Крутой" или "Уличный боец" и других отечест­венных изданий, которые у нас стыдливо называют "радикальными".

Я не раз слышал, что лучше не касаться темы национальных осложнений, возникших после распада Российской империи и тем более - распада СССР. Взрывоопасно - лучше не трогать. Может быть, поэтому и политические деятели не часто об этом говорят и ученые уделяют этим вопросам не так уж много внимания. Но сколько ни стараться из­бегать этой темы, она все время напоминает о себе. Во Львове улицы Пушкина и Лер­монтова переименованы в честь сподвижников Бендеры. В Литве не забывают не толь­ко репрессий советского времени, но и то, что Николай I еще в 1840 г. запретил исполь­зовать в официальных документах название "Литва". Поляки винят Россию не только в нескольких разделах Польши, но и в ее политике, как они считают, русификаторской.

В августе 2005 г. Петербург взял на себя благоустройство улицы Петербургской в центре Казани. В начале улицы хотели установить двухметровый бюст Петра I - пода­рок от Петербурга. Но Союз мусульманских женщин Татарстана и Татарский общест­венный центр провели пикеты с лозунгами: "Нет сооружению в Татарстане памятника российскому колонизатору" и "Петр I - отец геноцида татарского народа"43.

Наследие имперского прошлого все время напоминает о себе. Не только положи­тельными: достижениями в экономике, науке, культуре, но и пагубными последствиями. Народам Кавказа трудно забыть и давние слова "Дрожи Кавказ, идет Ермолов", и высе-

39 Лебедева А. Как казаки отправились чеченцев выселять. "А в станицах родовых до сих пор полно
чужих". - Новая газета, 10.VIII.2005.

40 Гунькин Н.В. Казачий кулак против экспансии инородцев. М., 1998, с. 327-328.

41 Мирский Г. Закон терпимости. - Новое время, 2005, N° 35, с. 10.

42 Гунькин Н.В. Указ, соч., с. 332-333.

43 Никонов Ю. Дареному Петру посмотрели в зубы. - Известия, 12.VIII.2005.


ление в Центральную Азию в конце второй мировой войны. То же - и у крымских татар.

Кого только не переселяли силой! Немцев - в 1915 г., из прифронтовой зоны, а потом в 1941 г., с началом войны, еще более масштабно. Евреев держали в "черте оседлости", а потом Сталин разбередил давнишнюю язву России - антисемитизм. Из-за этого мил­лионы евреев и немцев покинули нашу страну. Выиграла от всего этого Россия44?

Но все же имперское сознание и ностальгия по империи очень сильны. А. Проханов с гордостью провозглашает: "Русские - имперский народ, у нас имперское сознание, и мы иными быть не можем"45. Об имперскости нашего сознания писал когда-то и премьер-министр Российской империи С.Ю. Витте, один из крупнейших государственных деяте­лей предреволюционной России. Не стоит ли прислушаться и к его рассуждениям? «Пробежав карты развития России со времени Рюрика, каждый гимназист убедится, что великая Российская Империя, в течение тысячелетнего своего существования, обра­зовалась тем, что славянские племена, жившие в России, постепенно поглощали силою оружия и всякими другими путями целую массу других народностей, и таким образом явилась Российская Империя, которая представляет собой конгломерат различных на­родностей, а потому, в сущности говоря, России нет, а есть Российская Империя; ну, а после того, как мы поглотили целую массу чуждых нам племен и захватили их земли -теперь в Думе и "Новом времени" явилась полукомическая национальная партия, кото­рая объявляет, что, мол, Россия должна быть для русских, т.е. для тех, которые испове­дуют православную религию, фамилия которых кончается на "ов" и которые читают "Русское знамя" и "Голос Москвы"»46.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)