АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТРЕВОГИ ЕВРОПЕЙЦЕВ

Читайте также:
  1. XXIX. Сигнал тревоги
  2. Будни и тревоги на пакетботе
  3. В местах большого скопления людей устанавливают системы пожарной сигнализации. Они обнаруживают пожар, подают сигнал тревоги и оповещают пожарную команду.
  4. Джон Стейнбек. Зима тревоги нашей
  5. Обработка особых состояний (тревоги и события)
  6. Сомнения и тревоги
  7. Тревоги
  8. Тревоги и предупреждения об опасности. Причем крик птиц и рычание зве-
  9. Тревоги моего умного папы
  10. Х. Сигналы тревоги и специальные указатели
  11. Шаг 3. Осознанное погружение в состояние тревоги

Антиевропейские идеи в Азии и Африке во многом подогреваются теми предубежде­ниями против азиатов и африканцев, которые проявляются сейчас в Европе. Дело не только в скинхедах и подобных им организациях и группах. Намного важнее предрас­судки, может быть, и не столь агрессивного характера, но распространенные широко. Усиление роли Азии и Африки и быстрый рост иммиграции с этих континентов в Евро­пу способствуют сохранению, а порой и оживлению ностальгии по имперскому прошло­му в бывших метрополиях. Появляется страх перед усиливающимся азиатским и афри­канским расовым сознанием, антибелым "антирасистским расизмом".

Если об отношении НеЕвропы к Европе еще трудно судить с цифрами в руках - со­циологические опросы в большинстве стран не проводятся - то о европейцах существу­ют и статистические данные. В "Год борьбы против расизма в Европе" - 1997 г. - круп­нейшая европейская социологическая организация "Евробарометр" провела опрос 16154 жителей 15 государств - членов Евросоюза. Почти треть опрошенных европей­цев сами причислили себя к расистам в "очень большой степени" и к расистам "в значи­тельной степени". Среди тех, кто считает себя безусловными расистами, на первом мес­те оказались французы, а затем - бельгийцы, австрийцы и датчане. Самая низкая доля безусловных расистов - в Швеции, Люксембурге, Португалии, Испании и Ирландии30.

Эти данные за 1997 г. Но есть и более свежие, и уже по нашей стране. Социологичес­кий опрос показал, что за семь лет, с 1995 по 2002 г., "в основном отрицательные чувст­ва" у россиян выросли: по отношению к Японии с 9,2% до 22,3, к Китаю с 21,1 до 30,6, к Ираку с 34,7 до 49,0, к Индии с 4,8 до 10,2. В целом к Азии испытывают отрицательные чувства (2002 г.) 43,0% россиян31. Опрос был проведен Институтом комплексных со­циальных исследований Российской академии наук в сотрудничестве с Фондом Фрид­риха Эберта. Если опрос действительно репрезентативен, - а трудно не верить столь уважаемым учреждениям, - то стоит очень крепко задуматься.

Во время поездок в ЮАР, страну, которая была британским доминионом, я разгова­ривал со многими белыми - как местными, так и теми, кто был вынужден бежать из Зимбабве. Эти люди испытали на себе, наверно, больше сложностей в отношениях меж-

29 Призыв к участию в этом проекте распространен по интернету: Interdisciplinary Conference Black
European Studies, 25 April 2005. — www.niggerati.net/node/237.

30 Известия, 6.ХП.2000.

31 Известия, 8.Х.2002.


ду белыми и черными, чем жители других стран. Вот, суммируя, некоторые из их рас­суждений:

- Организация Объединенных наций несколько десятилетий люто клеймила режим
белого меньшинства в ЮАР за политику апартеида, даже подвергла страну междуна­
родному бойкоту. То же самое было и в отношении Южной Родезии - в большой мере
из-за этого давления режим там был свергнут и к власти пришел Мугабе, да и саму стра­
ну переименовали в Зимбабве. Режимы ЮАР и Родезии клеймили как остатки импер­
ского прошлого. Но почему-то ООН и мировое сообщество не разоблачают порядки,
установленные уже новыми режимами - в странах, которые появились на развалинах
империй. Вот, в Объединенных Арабских Эмиратах 75% жителей лишены прав граж­
данства, а за пропаганду других религий и обращение мусульман в другую веру положе­
но тюремное заключение от пяти до десяти лет. Политические партии в стране запре­
щены. Но все это не мешало этому государству клеймить апартеид, а сейчас не мешает
требовать прав для палестинцев. В Саудовской Аравии "незаконны" все немусульман­
ские праздники: Рождество, Новый год, День Св. Валентина и др. Арестовать могут, ес­
ли в доме обнаружат Библию или крест.

- Тони Блэр, премьер-министр страны, с которой больше всего связано понятие "им­
перия", заявил в апреле 2003 г.: "Сила Великобритании в том, что это страна разных
рас, разных культур, разных религий". В Лондоне уже стоит бюст Нельсону Манделе на
берегу Темзы. Решили поставить его статую и на Трафальгарской площади. Воздаются
такие почести англичанам в их бывших колониях?

- Мы часто слышим от лидеров мусульманских стран, что Коран и ислам не имеют
ничего общего с идеями терроризма. Но почему с этими заявлениями никто не высту­
пил перед огромными толпами, у которых взрывы в Нью-Йорке вызвали бешеный вос­
торг? Это злорадное ликование было во многих странах - от Арабского Востока до Ин­
донезии. Да и дальнейшие акты террора что-то не вызывают бурного протеста в му­
сульманской среде.

- Идет быстрое распространение ислама: за короткий период 80 тыс. этнических
французов приняли мусульманскую веру. Вспоминают слова, которые Гитлер любил
повторять в интимном кругу: "В том и беда, что мы исповедуем не ту религию... Маго­
метанская вера подошла бы нам куда больше, чем христианство с его тряпичной терпи­
мостью"32. Но чего только не наговорил Гитлер.

- Ливийские спецслужбы сбивали английские и французские самолеты, погибли сот­
ни пассажиров. Правительства ЮАР и Родезии такого никогда не делали. Саддам Ху­
сейн травил курдов пиритом и зарином. Было такое в ЮАР и Родезии?

- В Европе, в центрах империй, всегда раздавались голоса в защиту и поддержку на­
родов колоний. Даже Киплинг, "бард империализма", в своих стихах воспевал мужество
суданцев, восставших против его родной Англии.

Мы пьем за вас, Фуззи-Вуззи, за Судан, где родной ваш дом! Вы были темным язычником, но первоклассным бойцом, Оттого, что вы, Фуззи-Вуззи, с головою, как стог на дворе, Черномазый бродяга, прорвали британское каре.

- А много ли азиатов и африканцев, которые бы возвысили голос, например, в защи­
ту белых в Зимбабве? Наоборот, когда на конференции лидеров британского Содруже­
ства в Абудже (Нигерия) в декабре 2003 г. обсуждали вопрос о приостановке (и то лишь
временно) членства Зимбабве в Содружестве, президент ЮАР Табо Мбеки не осудил
Мугабе. А министр иностранных дел Малайзии заявил: "Почему это белые члены Со­
дружества могут нам диктовать?".

- И во всем сейчас - двойные стандарты. Не иракцев винят за то, что они грабили
музеи после падения Саддама Хусейна, а американцев - за то, что не справились с гра­
бежами.

Шпеер А. Воспоминания. Смоленск, 1998, с. 150. 12


- Почему, если происходят стихийные бедствия в Азии и Африке - землетрясения,
наводнения, - то помощь приходит из Англии, Франции, России, Скандинавских стран,
даже Швейцарии, но что-то не очень слышно о помощи из самих афро-азиатских госу­
дарств. Те арабские страны, что так наживаются на нефти - часто ли помогают они? И
если трагедии происходят в Европе или Америке - помогают ли хоть как-то богатые
афро-азиатские страны? Или налицо только толпы ликующих на улице?

- Когда европейцы или американцы ведут военные действия, они стремятся избежать
жертв среди мирного населения. Диктаторы стран "третьего мира", не говоря уже о тер­
рористах и смертниках, никаких таких различий не делают. Больше того: и боевики, и
просто разъяренная толпа нападают на гуманитарные миссии, которые привозят насе­
лению продукты и медицинскую помощь. Так было в Сомали, так сейчас в Ираке, в дру­
гих странах.

- А болезни. Если в Америке одна корова заболела коровьим бешенством, то по все­
му миру бьют тревогу, от американской говядины отказываются Англия и Россия, Ис­
пания и Швейцария. А сколько таких коров бродит в афро-азиатских глубинках? Кто-
нибудь за этим следит? И за тем, куда пойдет зараза? Как она перебирается за моря-
океаны?

- И еще страшнее - человеческие болезни. СПИД, большинство зараженных во всем
мире - африканцы. Конечно, можно и за все это валить вину на Европу, европейцев,
"белого человека". И действительно, в ЮАР и в других африканских странах всерьез об­
суждалось, что вирус СПИДа специально разработан в США или Европе для удушения
народов Африки.

Разумеется, те белые из ЮАР и Зимбабве, которые так судят, считают себя ущем­ленными в правах и видят, по преимуществу, одну сторону происходящего.

Но и в нашей отечественной печати появляются такие статьи, как "Политкоррект-ность без взаимности", где говорится, например: "Когда в прошлом году французский суд по иску правозащитников оштрафовал на крупную сумму Брижит Бардо за якобы "расистские" высказывания в ее книге, то для кого-то это, возможно, тоже политкор-ректность. В начале шестидесятых годов прошлого века знаменитая актриса отказалась финансировать организацию французских шовинистов, заявив: "Я не хочу жить в на­цистской стране", но стоило ей в начале XXI века написать, что некоторые мусульмане во Франции ведут себя омерзительно, и обвинения в расизме не заставили себя долго ждать. Но дело в том, что некоторые действительно ведут себя омерзительно. И спра­шивается, почему назвать подонка подонком можно только в том случае, если этот по­донок того же цвета кожи и той же религии"33.

В целом и в бывших метрополиях, и вообще в Европе отношение к имперскому про­шлому в самые последние годы заметно изменилось. Причины тому разные. Далеко не все можно напрямую связать с политикой и социальными проблемами. Для народа, как и для отдельного человека, бывает, "что пройдет - то будет мило". Ностальгия по про­шлому тем более, если прошлое связано с величием, с пышным имперским величием. К тому же у колониализма, у дальних путешествий, связанных с ним, у знакомства с даль­ними странами была своя романтика и очень яркая.

Эти настроения настолько давние, они настолько глубоко въелись в сознание людей, что без их учета невозможно понять историю Европы нового и новейшего времени. И не понять очень многого в сегодняшней жизни, в сегодняшнем сознании, в отношении к "третьему миру" и к его переселенцам в Европу. Слов нет, эти настроения всегда были сложными, состояли из многих компонентов. Сводить их только к грабительству, нажи­ве и стремлению эксплуатировать было бы неверно. В них - и мессианство, и патерна­лизм, и искреннее стремление помочь тем, кого считали меньшими братьями, а, бывало, и глубокое уважение к этим братьям.

Антонов А. Политкорректность без взаимности. - Новое время, 2005, № 30, с. 6.


Можно ли ставить на одну доску работорговцев, которые отправляли в Америку за­кованных в цепи невольников, с миссионерами, которые отказывались от благ европей­ской цивилизации и обрекали себя на жизнь среди совершенно чуждой им природы и чуждых им племен, чтобы нести то, что они считали словом Божьим?

Имперская романтика, впитанная с колониально-приключенческой литературой, не обошла, как известно, и Н. Гумилева. Уже в XX столетии, в 1910 г., он мечтал:

Я пробрался в глубь неизвестных стран. Восемьдесят дней шел мой караван; Цепи грозных гор, лес, а иногда Странные вдали чьи-то города.

Древний я отрыл храм из-под песка, Именем моим названа река, И в стране озер пять больших племен Слушались меня, чтили мой закон.

У Гумилева эта романтика сочеталась с глубоким уважением к народам дальних стран. Он писал, что Африка "ждет именно гостей и никогда не признает их хозяева­ми"34. Увы, не все, кто правил Российской империей, относились к азиатам и африкан­цам с таким же уважением. Николай II даже в своих резолюциях называл японцев "ма­каками"35. Сколько крови пролил русский народ за это высокомерие!

Но вернусь к реалиям сегодняшней действительности.

Сейчас стало очевидно, что кровавые междоусобицы и этнические конфликты во многих развивающихся странах унесли за последние десятилетия, вероятно, уже больше человеческих жизней, чем продолжавшаяся столетиями европейская работорговля - и это вызывает в Европе неверие в способность некоторых стран организовать свою жизнь. На смену тому чувству вины перед колонизованными народами, которое ярко выражал Сартр и многие европейские интеллектуалы, приходят мысли о позитивном вкладе империй в историю человечества.

Слово "империя" в 50-60-е годы считалось символом зла. В последние годы оно про­износится уже иначе, оно стало модным. Слово "империя" входит в названия кинотеат­ров, ресторанов, кафе, лучших сортов духов и одеколона. В названия популярных филь­мов.

Эти настроения чувствуются и в нашей стране. Одно из проявлений: появившаяся в конце 2003 г. статья "Бремя белого человека". В ней говорится: "Европейские империи были разрушены за какие-то два десятилетия. Мир за пределами сообщества западных стран в одночасье превратился из terra nostrum в terra nulla, из территории относительно­го порядка в бескрайние ничейные просторы, опустошаемые войнами и беспощадной эксплуатацией ресурсов и населения.

Это утверждение известного политолога нельзя отнести ко всем новым афро-азиат­ским государствам. И все же по отношению ко многим оно, увы, справедливо.

А в сентябре 2005 г., в развитие этих идей, тот же политолог утверждал, что "методы действия движений, называемых ныне террористическими, и тех, что привычно имену­ют национально-освободительными, имеют разительное сходство" и что "террористи­ческая тактика во все времена использовалась антиимперскими силами и движениями". И что "как антиколониальное движение, так и современная волна терроризма представ­ляют собой реакцию неразвивающихся обществ на прогресс западного мира"37.

Но разочарованием в эффективности многих новых государственных образований и страхом перед терроризмом не исчерпываются причины перемен в отношении к импер-

34 Гумилев Н.С. Соч., в 3-х т, т. 2. М„ 1991, с. 224.

35 Витте С.Ю. Воспоминания, т. I. М.-Пг., 1923, с. 239, 286.

36 Иноземцев ВЛ. Бремя белого человека. - Независимая газета, 25.XI.2003.

37 Иноземцев ВЛ. Ненависть к успешным. - Новая газета, 11.IX.2005.


скому прошлому. Причин много и других. Страх перед быстро набирающим силу Кита­ем, который также еще сравнительно недавно был зависим от европейских империй. Тревога перед растущей мощью молодых "тигров" Юго-Восточной Азии. Беспокойст­во, тоже с каждым годом усиливающееся, из-за последствий демографических перемен в самой Европе. Известный гарвардский политолог Фрэнсис Фукуяма еще недавно про­славился книгой "Конец истории", где утверждал, что с концом "холодной войны" в ми­ре победят ценности западного либерализма. Теперь же он рассуждает о том, как убе­речь сокращающееся население Европы от наплыва выходцев с "мирового Юга".

Боязнь утраты своей национальной идентичности проявляется у многих европей­ских народов. Осознанная, или не всегда осознанная, она превратилась в серьезную силу. Националистические партии набирают голоса в Австрии, Сербии, Франции, да­же в таких политически стабильных государствах, как Швейцария. Не обошла эта тенденция и страны постсоветского пространства. Это остро ощутило на себе русско­язычное население в Прибалтике и в Средней Азии. Русский язык теснят в Молдавии и даже на Украине.

О таких явлениях, как рост расового самосознания, в Азии и Африке надо знать, по­нимать их опасность. Но бороться со злом расизма каждому народу надо прежде всего у себя, а не у других.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)