|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Развитие культуры в ХХ вРазвитие культуры в межвоенный период характеризовалось последствиями научной революции, которая началась на рубеже XIX и XX вв. и продолжалась в межвоенный период. Если до начала XX значительная часть технических изобретений было делом рук талантливых самоучек, то в дальнейшем большинство открытий, представлявших интерес для производства, явилось результатом использования научного знания. Многие открытия начала XX получили широкое практическое применение в межвоенный период. Широко использовались возможности телеграфа, телефона, радио, кинематографа. В 30-е гг. получило развитие звуковое и цветное кино. Возросла роль технических средств в повседневной жизни людей. Распространенным явлением стали электрическое освещение, автомобиль, лифт, холодильник. Произошло увеличение тиражей газет и журналов. Мировой экономический кризис оказал значительное влияние на темпы, направление и характер развития науки и техники в 30-е. Он открыл путь для неизбежной модернизации техники и технологии. Рост производства все более зависел от использования новой техники и технологий. Параллельно все это требовало углубления научных знаний. Постепенное повышение образовательного уровня рабочих сопровождалось развитием разнообразных форм специализированного технического обучения. Росли жизненные потребности населения. Вместе с тем возросла социальная активность масс, что заставляло правящие круги шире использовать технические средства для усиления идеологического воздействия на массовое сознание.Тенденции развития духовной культуры в межвоенный период были неразрывно связаны с влиянием техники на мироощущение человека. Процесс вторжения техники носил противоречивый характер. Техницизм — культ техники и точных наук - все больше проникал в культуру. Он сильно изменил представление об историческом прогрессе, гуманности, добре, справедливости. Одновременно шел процесс творческого обновления в искусстве, который сопровождался критикой ценностей индустриального общества. Выдвигались различные, сложные по своему значению и характеру авангардистские направления. Их представители критиковали традиционные формы и стили, часто принижали значение культурно-исторического наследия. Вместе, с тем авангардисты осуществляли поиск новых изобразительных средств, которые бы позволили наиболее точно выразить их мироощущение. Оценивая новые явления современности, авангардисты оставили заметный след в технике и приемах искусства: для их творчества характерны броскость, яркость, необычность художественного образа. В авангардизме воплотились различные тенденции: от мистики и пессимизма, с одной стороны, до острой социальной критики — с другой. В изобразительном искусстве наряду с авангардизмом появились новые модернистские течения: абстракционизм, дадаизм, сюрреализм. Художники, приверженцы этих стилей, стремились к бесконтрольному воспроизведению потока сознания и подсознания, которое порождало причудливо-искаженные сочетания и слияние реальных и нереальных предметов. Абстракционисты стремились отказаться от воспроизведения реальных форм действительности. Их произведения представляли собой сочетания геометрических фигур, хаотических линий и цветовых пятен. Эти новые течения в известной мере отразили катастрофичность, присущую сознанию человека того времени, его неуверенность в возможности вырваться из окружающего хаоса, из мира, идущего к гибели. В 30-е гг. в искусстве демократических западноевропейских стран и происходило развитие различных течении модернизма. Наибольшее влияние среди них получил сюрреализм. В сюрреализме в это время усиливаются черты иррационализма, нарастает проповедь «раскрепощения подсознательного», «стихии болезненных грез». Все больший успех завоевывают произведения как уже известных крупных представителей сюрреализма — Дали, Танги, Эрнста, так и новых последователей этого течения — Зелигмана, Матта Эччауррена. Соединяя в своих работах, казалось бы, несоединимое, делая абсурдное реальным, сюрреалисты пытались убедить зрителя в неотвратимости приближения чего-то ужасного и в бесполезности противиться этому страху, в бессилии разума перед безумием.Вместе с тем в межвоенный период существовала и альтернатива развитию искусства, она была связана с творчеством деятелей культуры реалистического направления. В произведениях Шоу, Голсуорси исследованы новые сложные процессы в духовной жизни индустриального общества. Драйзер показал американскую трагедию, где основа счастья и цель успеха — деньги. В этом же русле творили и Стейнбек, Фолкнер. Философская глубина мысли и творчество реалиста неразрывно слились с пафосом антифашистской борьбы в произведениях Хемингуэя. Своеобразным сочетанием реализма и модернизма отличалось творчество Пруста. Полны искренней любви к людям и глубоко философичны произведения Сент-Экзюпери. В Германии многие писатели-экспрессионисты в последующие годы эволюционировали к реализму. Л. Фейхтвангер поднимал острые вопросы, волновавшие послевоенную Германию. В книгах Э. М. Ремарка глубина социального анализа общества связана с традиционным пацифизмом. Необычный творческий подъем характерен для деятельности немецких писателей-эмигрантов. Достаточно известными стали романы Бределя, Зегерс, философские поэмы Бехера. Велика роль в антифашистской борьбе творчества Брехта. После установления фашистской диктатуры представители прогрессивной немецкой интеллигенции эмигрировали. На родине их книги были запрещены. Оказавшись в изгнании, они продолжили борьбу с нацизмом. С середины 30-х лейтмотивом многих произведений очень разных по характеру творчества художников становится ощущение опасности тоталитаризма, роста военной угрозы. Эта тема пронизывает творчество писателей Олдриджа, Грина, Льюиса, Амаду, Неруды. В атмосфере угрозы тоталитаризма в 30-е реалистическое искусство стало подлинным участником борьбы против фашизма и войны.В области градостроительства известным стало имя архитектора Корбюзье, который отдавал предпочтение геометрическим формам и предложил селить людей в многоэтажных домах, где рядом с квартирами размещались бы магазины. Из стали и бетона стали проектировать высочайшие здания-небоскребы. В 1931 в Нью-Йорке был построен 449-метровый небоскреб «Эмпайр стейт билдинг».Рост городов и численности городского населения, развитие радио, кино, периодической печати, средств звукозаписи вызвали появление так называемой массовой культуры. Она была рассчитана на массового потребителя. Действительность в ней принижалась, упрощалась, подавалась в стандартизированных вариантах. Типичными жанрами массовой культуры стали детективные романы, комиксы, эстрадная музыка.В общества значительно выросла роль газет, журналов, а особенно радио и кино. Вместе с радио почти в каждый дом вошли новости, репортажи на злобу дня, эстрадная музыка, прогнозы погоды. «Всенародным достоянием» стали эстрадные песни, звучащие по радио, их исполнители зачастую становились «звездами».В массовый вид искусства превратилось кино. В США оно стало очень прибыльной отраслью экономики, а район Лос-Анжелеса — Голливуд являлся ее центром. Экраны всех стран мира заполнили комедии Чаплина и Китона, приключенческие фильмы с участием Оливии Де Хэвилленд, сентиментальные — с Мэри Пикфорд, ковбойские — с Томасом Инсом.Массовая культура многообразна, демократична и общедоступна. Она заполняет досуг населения, способствует приобщению к культуре вообще. Правда, массовую культуру можно использовать в целях манипуляции духовным миром людей. В межвоенное время в фашистских государствах, например, над ней был установлен весьма жесткий контроль. Саму ее превратили в инструмент формирования у населения определенного мировоззрения и укрепления тоталитарных режимов.Выводы. 1. Новые открытия обеспечили возможность широкого использования достижений науки в повседневной жизни. 2. Первая мировая война, мировой экономический кризис и нарастание угрозы новой войны усилили как реалистическое направление в области культуры, так и модернистское, представители которых стремились разными средствами отразить свое тревожное время. 3. В межвоенный период начинает формироваться массовая культура, которая диктовала рядовому человеку стандарты его поведения. Во второй половине XX на развитие культуры оказал влияние целый ряд факторов. Наиболее значительным было влияние НТР, которое проявилось в следующем:1) ускорилось развитие образования;2) появилось новое электронное оборудование, котороеа) открыло новые возможности перед деятелями культуры;б) содействовало расцвету массовой культуры; 3) бурное развитие техники и информатики обострило проблему искусства в жизни общества и в развитии личности;Распад колониальной системы стимулировал развитие культуры в странах «третьего мира» и повысил роль развивающихся стран в мировой художественной культуре. Получил популярность индийский кинематограф и латиноамериканские сериалы. Африканские и латиноамериканские ритмы оказали заметное влияние на современную молодёжную музыку. В 60 - 80-е годы в число наиболее читаемых в мире вошли латиноамериканские писатели Борхес, Кортасар, Амаду, Маркес, Неруда.Своё влияние на развитие культуры оказали и негативные явления послевоенного времени: противостояние двух систем и гонка вооружений, локальные войны и угроза мировой ядерной катастрофы, ухудшение экологической ситуации. Их результатом стало распространение экзистенциализма и появление постмодернизма, который часто называют детищем «большого страха».В послевоенное время бурное развитие средств коммуникации усилило культурные контакты между странами. Ещё более актуальной стала проблема соотношения всеобщего и национального в культуре. С одной стороны, активизация культурных контактов ведёт к обогащению национальных культур, которые на национальной почве развивают новые направления, придавая им национальное своеобразие. От этих контактов выигрывает и мировая культура. Произведения великих мастеров (Дали, Пикассо, Бергмана, Феллини, Карояна, Хемингуэя и многих других) стали достоянием всего человечества, а многих великих деятелей современной культуры порой называют «гражданами мира». С другой стороны, активизация культурных контактов вызывает тревогу. В первую очередь, когда речь идёт о массовой культуре. Лидером в этой области являются США, которые являются самым крупным производителем кино-, аудио- и видеопродукции, стали своеобразным «законодателем моды» в кинематографе и популярной музыке. В области образования во второй половине XX в. был достигнут неоспоримый прогресс. Развитие образования было самым тесным образом связано с НТР, которая усилила потребность в специалистах и открыла новые возможности в обучении. Во второй половине XX в. наблюдался быстрый рост среднего и высшего образования, оно утратило свою элитарность и стало доступным для широких слоев населения. Утверждается концепция непрерывности образования, которая предполагает, что человек должен иметь возможность постоянно повышать свой образовательный уровень. Учебные заведения оснащаются обучающими машинами, электронными лабораториями, видеомагнитофонами, телевизорами с обратной связью. Персональные компьютеры расширили возможности для самостоятельного изучения иностранных языков, технических и экономических дисциплин, открыли возможность получать информацию из специальных банков данных.В культуре второй половины XX в. продолжали сосуществовать традиции и авангардизм. Главным хранителем традиций в культуре послевоенного времени стало реалистическое направление. В области литературы среди его представителей можно назвать: во Франции — нобелевские лауреаты Жид и Мориак, Базен, Элюар; в ФРГ — Манн, Ремарк, Фейхтвангер, Бёлль; в США — Хемингуэй и Фолкнер; в Великобритании — Олдридж и появившаяся в 50-е годы группа писателей, известных как «рассерженные молодые люди» (Уэйн, Эмис,. Осборн), которые выступили против буржуазной системы ценностей.В области кинематографа реалистические традиции развивались в рамках неореализма. Его основателями стали итальянские режиссёры Росселини, Висконти, де Сика, де Сантис. До войны кинематограф имел преимущественно, развлекательный характер и уходил от острых социально-политических проблем. Неореалисты поставили целью правдивый показ жизни со всеми её противоречиями. Принципы неореализма воплотились также в фильмах Крамера (США), Куросавы (Япония), Вайды (Польша). В изобразительном искусстве неореалистические подходы свойственны творчеству Гуттузо, Фужерона, Уайетта.В 50-е годы началось оживление авангардизма. В послевоенное время в авангардизме стали развиваться тенденции модернизма — направления в культуре, для которого характерны отход от традиций внешнего подобия и новый подход к изображению действительности.Особенно широко модернизм проявился в изобразительном искусстве, где поиск новых форм, материалов и приёмов породил кассу направлений. В первые два десятилетия после войны выделялся абстрактный экспрессионизм, являющийся беспредметным искусством. Он был представлен двумя школами: нью-йоркской (Поллак, Куннинг, Горький и др.) и Европейской (Пикассо, Тали, Матье, Леже и др.).Однако стремление абстракционистов к новизне и оригинальности привело к тому, что их творчество порой доходило до абсурда и не было понятно широкой аудитории, порождая даже утверждения о вырождении искусства. Реакцией на абстракционизм стало появление в 60 - 70 годы новых модернистских направлений (поп-арт, гиперреализм и др.), которые стали протестом против беспредметного абстрактного искусства и стремились к максимальной конкретности, доводя ее до абсурда.В 70 - 80-е годы появляется новое крупное течение в изобразительном искусстве — постмодернизм (трансавангард). Оно провозгласило возвращение к традициям и традиционной изобразительности. Особенно быстрое развитие постмодернизм получил в архитектуре (Корбюзье, Нимейер, Райт и др.).В области литературы модернизм проявился:а) в экзистенциалистской литературе, крупнейшими послевоенными представителями которой стали французские писатели Сартр и Камю;б) в искусстве абсурда, представленном «антитеатром» (пьесы Э. Ионеско и С. Беккета) и «антироманом» (Сарро, Саган). Главные черты этой литературы — отсутствие сюжета, бессмысленность диалогов, необъяснимость поступков персонажей.С послевоенным временем тесно связано понятие массовая культура. Под массовой культурой понимается тип культуры, рассчитанной на вкусы и стереотипы массового сознания. Она отличается примитивным отражением человеческих отношений, развлекательностью, сентиментальностью. Её бурное развитие во второй половине XX было вызвано прогрессом в развитии техники и средств коммуникаций. Производство культурной продукции стало источником доходов и средством воздействия на массы. Поэтому в массовую культуру стали вкладываться крупные суммы как частными компаниями, так и правительствами. Появилось даже понятие «индустрия досуга», которая не заставляет людей задумываться над серьёзными проблемами, позволяет им отдохнуть. Жанрами массовой культуры являются: шоу, триллер, боевик, шлягер, комикс, «мыльные сериалы», «лёгкая литература» (детективы, «женские» романы и т.д.). Массовая культура была характерна и западному, и социалистическому обществам.В оценке массовой культуры преобладают негативные оценки. Большинство специалистов считают её далёкой от подлинной культуры, т.к. она прививает людям примитивные вкусы. Но при этом они признают, что массовая культура имеет право на существование как средство развлечения, но не должна подменять собой подлинную культуру.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |