|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВВЕДЕНИЕ. Московский Государственный Университет
Московский Государственный Университет Имени М.В.Ломоносова Факультет иностранных языков и регионоведения Кафедра региональных исследований
Курсовая работа на тему: «П.Я.Чаадаев. «Философические письма», «Апология сумасшедшего»
Студентка: Масальская М.М (первый курс, группа 104)
Научный руководитель: Старший преподаватель Ткачевский М.Е.
Москва 2012 г. Оглавление:
Введение ……………………………………………………………..………..3 · Историческая справка……………………….…………………..……..3 · Обоснование выбора темы……………………………………..….…..5 · Анализ источников……………………………………………...……..6 · Обзор исследовательской литературы………………………...….….7 · Актуальность темы…………………………………………….……….8 · Цель исследования…………………………………………….………..9 · Задачи исследования……………………………………………………9 · Методология исследования. ………………………………… ……..10
Глава I. Эволюция взглядов Чаадаева на Россию в «Философических письмах» и в «Апологии сумасшедшего»……………………...11 Глава II. Новаторство работ Чаадаева ………………………………..….16 Глава III. Чаадаев и Русский мир…………………………………….……21 Заключение……………………………………………………….……..…..26 Список литературы…………………………………………….…………..28
ВВЕДЕНИЕ Историческая справка. Попыткиосознать и объяснить историю развития русского народа, русского государства предпринимались давно и не раз. Каждая эпоха выдвигала свои теории, обосновывала новые концепции в поисках самого главного - пути развития русского государства и ответа на вечный вопрос « кто мы, откуда, куда мы идём?» Достаточно вспомнить знаменитую формулу, выдвинутую старцем Филофеем: «Москва-третий Рим», идеи декабристов, «Русскую правду» Пестеля и «Конституцию» Муравьева, незабвенное «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева и т.д. Однако особое место в этом ряду занимают «Философические письма» П.Я. Чаадаева. (1836) Чаадаев Петр Яковлевич (1794 - 1856) - мыслитель, общественный деятель. Родился в старинной богатой дворянской семье. По материнской линии Чаадаев - внук М.М. Щербатова. Рано остался без родителей, но получил хорошее домашнее образование, много читал, собирал свою библиотеку. В 1808 - 1811 учился в Московском университете, был дружен с А. С. Грибоедовым, будущими декабристами Н.И. Тургеневым, И. Д. Якушкиным. Во время Отечественной войны 1812 участвовал в Бородинском сражении, ходил в штыковую атаку при Кульме, был награжден орденом св. Анны и прусским Железным крестом. В 1816 был переведен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк, расквартированный в Царском Селе. Однако, не считая нравственно возможным продолжать службу после наказания близких друзей восставшего Семеновского полка в 1820, Чаадаев, отказавшись от блестящей карьеры, в 1821 вышел в отставку. Вступив в тайное общество декабристов, участия в его делах не принимал и в 1823 уехал путешествовать по Англии, Франции, Швейцарии, Италии, Германии. В 1826 по возвращении в Россию был арестован по подозрению в причастности к декабристам, но через 40 дней отпущен. Жил в Москве и в деревенском имении. В 1829 - 1831 Чаадаев создал "Философические письма" - размышления о путях человечества к высшей свободе и великому единству, т.е. к царству Божию на Земле. Чаадаевский взгляд на прошлое, настоящее и будущее России оказался столь необычным, что повлек за собой бурную реакцию людей того времени. По его мнению, Россия является страной аномальной, ее история и действительность складывались вопреки, в противоречии с законами развития и существования народов. Чаадаева не интересуют положительные стороны русской жизни - его внимание сосредоточено на поиск пороков, несовершенств, заблуждений. Что довольно странно и не понятно для людей девятнадцатого века. Публикация «Философических писем» в 1836г. вызвала гнев Николая 1, начертавшего: "Прочитав статью, нахожу, что содержание оной - смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишенного". Журнал "Телескоп", в котором напечатали "письма", закрыли, редактора сослали, цензора уволили со службы. Вызванному к полицмейстеру Чаадаеву объявили, что по распоряжению правительства он считается сумасшедшим. Унизительный надзор полицейского лекаря за "больным" был снят лишь в 1837. Сразу после объявления Чаадаева сумасшедшим появилась его «Апология Сумасшедшего»(1837).[1] В «Апологии» Чаадаев пытается сказать, что не ненависть к Отечеству побудила его написать столь суровое и критическое произведение как «Философические письма», а совсем другое чувство- любовь. В «Апологии» чаадаевская критика ослабевает, Чаадаев старается обратить внимание на положительные аспекты Русского мира: "Может быть, преувеличением было опечалиться хотя бы на минуту за судьбу народа, из недр которого вышли могучая натура Петра Великого, всеобъемлющий ум Ломоносова и грациозный гений Пушкина" [2]. Однако, после Крымской войны (1853 - 1856), не видя улучшения в положении России, думал о самоубийстве. Умер от воспаления легких, оставив свои материальные дела в полном расстройстве. Неоднозначное творчество Чаадаева позволяло исследователям называть его воинствующим западником, мистиком и консерватором, деятелем освободительного движения, чисто религиозным мыслителем. Но как бы ни оценивались взгляды Чаадаева, он сыграл значительную роль в развитии общественной мысли России. Обоснование выбора темы. Только далеко незаурядная личность могла сформулировать такую интересную и вместе с тем необычную концепцию. Однако его труды не были по достоинству оценены современниками, да и последующие поколения не высказывали особого рвения в изучении чаадаевского наследия. Герцен, высоко оценивший значение «Философических писем», относил Чаадаева к лагерю передовой освободительной мысли, пробудившейся после подавления декабрьского восстания.[3] Но другие исследователи его творчества, такие как П.К. Щербальский и М.О. Гершензон, напротив, всячески отрицали это суждение. Таким образом, мнение о трудах Чаадаева не было единым. Что же сейчас нам известно о Чаадаеве? Наверно многие при упоминании о Чаадаеве вспоминают лишь знаменитое стихотворение Пушкина, посвященное своему другу и соратнику. Вполне возможно, что кто-то вспомнит произведение Ю.Тынянова «Смерть Визир-Мухтара», где Чаадаев выставлен в неблагоприятном свете. Но что же, на самом деле, представляет собою этот человек, которого так опасалось правительство? Наш факультет готовит специалистов по регионоведению, и одной из наиболее важных составляющих нашей профессии является изучение и исследование Русского мира. Чаадаев - это часть Русского мира, необычная, очень замысловатая, оттого и особенно интересная. Понять феномен Чаадаева в российской истории, в истории философской мысли, для Русского мира - именно это желание руководило мной при выборе данной темы. Анализ источников. Я должен был показаться Вам желч- ным в отзывах о родине; однако ж я сказал только правду и даже еще не всю правду Чаадаев-Пановой « Философические письма» являются главным трудом жизни Чаадаева. Они были опубликованы в 1836г в журнале «Телескоп». Влияние и значение Чаадаева в истории русской общественной мысли определено главным образом воздействием именного этого сочинения, особенно первого письма, единственного письма, опубликованного при жизни автора. Сам Чаадаев и его единомышленники считали «Письма» системой взглядов. Чаадаев стремился построить определенную систему, однако ему это не вполне удалось, о чем свидетельствует само изложение, структура и даже порядок. В первом и втором «Письмах» он говорит, главным образом, о России, затрагивая в этой связи проблемы философии истории. В третьем, четвертом и пятом «Письмах» Чаадаев изучает общефилософские проблемы. Ш естое и седьмое «Письма» Чаадаев предполагал напечатать отдельной брошюрой под названием «Два письма об истории», в этих письмах он более углубленно и систематически рассматривает проблемы философии истории. В осьмое, т.е. последнее письмо является своего рода заключительным, подводящим итоги. Однако, несмотря на самостоятельность каждого «Письма», их объединяют две ключевые темы: 1) Россия, ее прошлое, настоящее и будущее; 2) Философия. «Философические письма» Чаадаев адресовал своим современникам, желая найти единомышленников среди них. Публикация «Писем» дала мощный толчок развитию русской философии, внеся раскол в жизнь русского общества. Его сторонники оформились в западников, а противники - в славянофилов. Однако этим дело не ограничилось. Правительство, опасаясь распространения столь вредоносных суждений, объявило Чаадаева сумасшедшим. После чего, в 1837г. выходит «Апология сумасшедшего», где Чаадаев пытается отстоять свои суждения, но при этом немного смягчая резкость своих высказываний. «Апология» была написана в публицистическом стиле; Чаадаев пытается обратиться к читателю с целью разъяснения своего непонятного положения и для своеобразного оправдания перед правительством, а одновременно и для разъяснения особенностей своего патриотизма. Чаадаев оправдывает себя тем, что любовь к истине - прекраснеелюбви к Отечеству; считая, что любовь к Отечеству рождает героев, а к истине - мудрецов, людей, приближенных к божеству (Чаадаев «Апология сумасшедшего»).
Обзор исследовательской литературы. Для того, чтобы в полной мере изучить мотивы, побудившие Чаадаева написать столь необычное для того времени произведение, обратимся за помощью к исследовательской литературе. Итак, обратимся для начала к книге А.А. Лебедева «Чаадаев». Автор этой монографии в полной мере раскрывает личность «мудрого чудака», исследует причины написания Чаадаевым «Писем» и, конечно же, самое главное – показывает отношение общества к Чаадаеву до и после публикации его работы. Особая ценность этой работы состоит в том, что Лебедев не пытается идеализировать Чаадаева, он подробнейшим образом анализирует «Философические письма» и «Апологию сумасшедшего», указывая на неточности и недочеты, совершенные автором. Теперь обратим внимание на монографию « П.Я. Чаадаев. Жизнь и мышление », написанную известным отечественным историком и литературным критиком М.О. Гершензоном. В данной монографии представлена широкая картина духовной и светской жизни России первой половины XIX века, показаны взаимоотношения П.Я.Чаадаева с властью, а также даны портреты и характеристики его наиболее выдающихся современников. Цель этой книги, по словам автора, - восстановить подлинный образ Чаадаева. По мнению Гершензона, Чаадаев был по своим политическим убеждениям консерватором и отрицательно относился к революционерам, но для нас важны не эти его частные взгляды, а общий дух его учения. Необходимо так же отметить, что работа Гершензона - это первое монографическое исследование о Чаадаеве Однако наиболее полной является работа коллектива авторов «Чаадаев: pro et contra». Этот труд представляет собой подборку наиболее значимых исследований и рассуждений отечественных авторов о Чаадаеве, как об основоположнике русской мысли 19 в. Благодаря тому, что в книге приведены рассуждения о Чаадаеве как его современников, так и представителей последующих поколений, мы можем составить наиболее полное представление об этой личности и о его влиянии на Русский мир и русскую философию. В этой книге заключены рассуждения таких выдающихся личностей, как: Г.В. Плеханов, Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, О. Мандельштам, Ю.М. Лотман и др. Так же в процессе исследования был использован том «Цена веков», входящий в Библиотеку «Дороги человеческой мысли» и посвященный творческому наследию одного из наиболее ярких и оригинальных русских мыслителей 19в П.Я. Чаадаеву. В книгу, помимо статей, писем, заметок П.Я. Чаадаева, вошли полемические отклики на работы Чаадаева крупнейших мыслителей России: А.С.Пушкина, Ф.И. Тютчева, Н.В.Гоголя и др. Актуальность темы. Казалось бы, какая огромная временная разница отделяет нас от эпохи Чаадаева! Казалось бы, должны поутихнуть все споры относительно чаадаевского видения мира! Но нет, нас по-прежнему волнует вопрос: кто мы - Восток или Запад, какой путь развития нам стоит выбрать, или может ничего не стоит выбирать, просто идти своим, особенным путем? Сейчас нашей стране, в очередной раз стоящей перед «историческим вызовом», - выбором направления («тренда») развития, неплохо бы вспомнить Петра Чаадаева, его «Философические письма» и «Апологию…». Прочитать и…изумиться актуальности его мыслей. Да разве…, если вслушаться - не звучат ли, в том ли ином виде, чаадаевские воззрения в устах наших видных политических деятелей? Патриотов и либералов, демократов и консерваторов? Цель исследования. Вот мы и подошли к самой главной части нашей работы; теперь необходимо определиться с целью данного исследования. Итак, прежде всего, нам следует представить Русский мир глазами Чаадаева. Осознать его взгляд на настоящее, будущее и прошлое России, ведь именно это было главной темой работ Чаадаева. Можно даже сказать, что все другие проблемы - из области философии истории, гносеологии[4], онтологии[5], истории философии он рассматривал в связи с этой главной темой. Вся его интеллектуальная деятельность была направлена главным образом на решение центральной для него проблемы - место России в мире. Поэтому основной целью нашего исследования можно считать формулирование целостного представления о чаадаевской концепции России и ее влияния на русский мир.
Задачи исследования. Основные задачи исследования: 1) Проследить эволюцию взглядов Чаадаева на Россию в «Философических письмах» и в «Апологии сумасшедшего». 2) Определить в чем заключалось новаторство работ Чаадаева. 3) Проанализировать влияние Чаадаева на Русский мир. Методология исследования. Для данного исследования представляется возможным применить сравнительный и проблемно-хронологический методы. Во-первых, необходимо сравнить чаадаевские воззрения в «Философических письмах» и «Апологии сумасшедшего», найти общее и различное, проследить, как за столь небольшой временной промежуток изменились воззрения первого русского философа и изменились ли они вообще. Во-вторых, важно и интересно провести сравнение взглядов и воззрений Чаадаева со взглядами и воззрениями современников; выделить необычность, особенность, отличительность Чаадаева как мыслителя, философа и историка.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |