|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГЛАВА 3. ЧААДАЕВ И РУССКИЙ МИРВ данной главе мы попытаемся определить влияние работ Чаадаева на русский мир, четко сформулировав основные положения. На мой взгляд, система взглядов Чаадаева имела колоссальное воздействие на русский мир. Всем известно, что итогом выхода в свет первого «философического письма» явились жаркие споры, в процессе которых сформировались два важнейших идейных течения: западничество и славянофильство. К западникам относились такие выдающиеся мыслители как: П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, В.М. Майков, П.А. Мельгунов, С.М. Соловьев, И.С. Тургенев и конечно же Чаадаев. К лагерю славянофилов примыкали не менее образованные и прогрессивные люди, такие как: И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и многие др. В постоянных дебатах между этими «движителями мысли 19 века» рождались новые истины, интересные мнения, новые видения, фундаментальные труды, что представляет значительную ценность для потомков. И катализатором в этом процессе стал, конечно же, «мудрый чудак» Чаадаев. Система взглядов Чаадаева «взорвала общество 19в», научила рассматривать историю под другим углом, т.е. без излишнего восхваления, порой доведенного до абсурда. Исторические труды, написанные после выхода в свет Чаадаевских воззрений, отличаются б о льшей критичностью, обоснованностью, авторы проводят кропотливый, можно сказать детальный анализ, чтобы осознать каждую мелочь. Соответственно исторический труд теперь представляет собой не только исключительное описание достоинств русской истории, но и заключает в себе критику некоторых отрицательных аспектов. Именно этому разностороннему взгляду на историю, порой чересчур критичному, мы научились у Чаадаева. Необходимо так же отметить, что влияние воззрений Чаадаева отразилось не только на подходе к изучению истории, но и на тематике литературы. Достаточно вспомнить стихотворения М.Ю.Лермонтова «Думы» и «Родине», великолепное произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души», стихи Ф.Н. Глинки, Е.П. Ростопчиной и, конечно же, романы И.С. Тургенева. Все вышеперечисленные произведения объединяет одно – чаадаевские мотивы. Имя Чаадаева не раз встречается в подготовительных материалах к главным произведениям Ф.М. Достоевского и в переписке Л.Н.Толстого (цена веков с 7). Особую страницу в истории русской литературы занимает влияние Чаадаева на А.С. Пушкина, Чаадаев одним из первых по достоинству оценил «грациозный гений» Пушкина, который должен принести «бесконечное благо» России.(там же). Достаточно вспомнить такие произведения Пушкина как: «Маленькие трагедии», «Медный всадник», «Капитанская дочка», чтобы понять какое сильное влияние на великого поэта оказал Чаадаев. При этом необходимо помнить, что Пушкин - одна из важнейших частей русского мира. На произведениях поэта, которого выросло не одно поколение россиян, мотивы его произведений знакомы и любимы каждым русским. Нельзя так же не отметить, что Чаадаев уделял особое внимание традициям, в них он видел корень всего. Ведь любой народ является особенной личностью, нравственную основу которой составляют накопленные многовековыми национальными традициями ценности. Философское наследие Чаадаева помогает выработать трезвый и нелицеприятный взгляд на культурные традиции каждого народа, видеть в них парадоксальные стороны, отличать важное от второстепенного, выявлять в них духовно-нравственную суть. Тютчев подчеркивал, что «для общества, так же как и для отдельной личности, первое условие всякого процесса есть самопознание» [24]. Достоевский разделял эту позицию Тютчева, считая, что необходимо направить внимание «в некую глубь, в которую, по правде, доселе никогда не заглядывали, потому что глубь искали на поверхности.» (там же).[25] Проанализировав высказывание Достоевского, можно с уверенностью сказать, что именно Чаадаев был первым представителем русского мира, который пытался анализировать и искать «глубь» не на поверхности, а внутри, проводя кропотливый анализ, порой приводивший к неоднозначным выводам, но именно он был первым кто перестал искать ответы на сложные вопросы, исходя из очевидного, данного. Именно он проявил свою любовь к родине не восхваляя ее, вводя в заблуждение, его любовь выразилась в поисках истины, постигнув которую можно изменить многое. Итак, подведем итоги: в чем же все-таки заключалось влияние Чаадаева на русский мир? Первое, как уже было упомянуто, система взглядов Чаадаева вызвала общественный диссонанс, что повлекло за собой подъем русской мысли 19 века; каждый просвещенный человек пытался сделать свои выводы относительно истории и судьбы России, вследствие чего проводил исследования, детально рассматривал историю, анализировал различные исторические факты. Все это, наводит нас на очень смелую мысль - Чаадаев научил русский мир думать, сомневаться, искать недочеты, отрицать все наносное, не бояться критиковать отечественную историю. Второе, Чаадаев подарил России славянофилов и западников, чье творческое наследие представляет ценность и по сей день. В процессе их диспутов появилось столь много интересных идей и решений, что крайне значимо для истории русской мысли. Третье, влияние Чаадаева отразилось на русской литературе, а как известно, литература – это ярчайший представитель духовной культуры нации. Именно литература говорит нам об особенностях того или иного народа. То, чем знаменит русский человек - своей склонностью к постоянному самокопанию, сомнению, желанию разобраться в своем внутреннем мире, понять почему я именно такой (мы именно такие), вошло и в русскую литература. И именно Чаадаев был первым русским, который сомневался в том, что было общеизвестно, критиковал то, что критиковать нельзя и эту традицию воплотили в своем творчестве многие литераторы(М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев, Ф.М. Достоевский и др.). На мой взгляд, Чаадаев это особенная часть русского мира, уникальная, неповторимая, не будь ее, неизвестно каким был бы русский мир. Говоря о Чаадаеве, считаю вполне уместно употребить высказывание Кольриджа, ставшее предисловием к «Апологии сумасшедшего»: «Я сказал много горьких истин, но без всякой горечи». Ведь именно Чаадаев научил русский мир думать и говорить о горьких истинах без всякой горечи.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |