АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел третий ГОЛОС

Читайте также:
  1. B) международным географическим разделением труда
  2. B. метода разделения смеси веществ, основанный на различных дистрибутивных свойствах различных веществ между двумя фазами — твердой и газовой
  3. I СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ПРОФИЛЬНЫМ РАЗДЕЛАМ
  4. I. Общий раздел
  5. I.1. АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗДЕЛА
  6. I.Организационно – методический раздел
  7. II. Организационно-технический раздел.
  8. II. Разделение труда и машины
  9. SWOT – анализ раздела
  10. SWOT-анализ раздела «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ»
  11. SWOT-анализ раздела «Профессорско-преподавательский состав
  12. SWOT-анализ раздела «Студенты»

 

ГЛАВА XIV

ОСНОВНЫЕ УСТАНОВКИ

 

В ряде условий, определяющих пригодность актера к сцене, чрезвычайно важное место занимает голос.

 

Являясь одним из основных звеньев, связывающих актера со зрителем (если только спектакль не представляет собой пантомимы), голос актера интонациями и различными мелодическими рисунками роли доносит до зрителя суть мысли, придавая ей путем тембровой окраски всевозможные оттенки.

 

Отсюда вытекает необходимость для актера не только обладать такими качествами голоса, как звучность, сила и чистота звука, но также и такими, как гибкость, большой диапазон (объем), а главное — умением пользоваться и управлять всеми этими качествами.

 

Это уменье достигается только большой работой над голосом при помощи систематических упражнений и всесторонней обработки «сырого» материала. Необходимейшим условием успеха в этой работе является наличие этого самого «сырья», т. е. голосового материала, при этом непременно — профессионально пригодного.

 

Под профессиональной непригодностью голоса актера или чтеца подразумевается прежде всего всякое органически болезненное состояние голосового аппарата, не поддающееся никаким методам лечения: природная слабость и болезненность голосовых связок, либо вообще сорванные при каких-то условиях голосовые связки, ненормальное строение частей голосового аппарата, искажающее нормальное звукотечение или влияющее на тембр голоса, так называемая «волчья пасть» (паралич мягкого нёба, или нёбной занавески), гнусавость и др.

 

Вообще же голосовые данные, даже небогатые, а тем более неразвитые, можно в достаточной мере развернуть, т. е. голос можно «поставить».
Это, прежде всего значит: найти и пользоваться е с т е с т в е н н ы м, именно данному человеку свойственным голосом, предельно развить и разработать его во всех направлениях.

 

Актер должен прежде всего, владеть своим голосом, а потому работа над голосом не может считаться излишней даже при наличии богатых природных голосовых данных. Как бы хороши ни были голосовые данные актера, отсутствие обработки и тренировки скоро отразится на его производственной работе.

 

При той огромной затрате голосовых сил, которая приходится на долю актера в его профессии, чрезвычайно легко натрудить, утомить и преждевременно утратить голосовые средства; профессиональные болезни голоса, весьма распространенные среди актеров, педагогов, лекторов и ораторов, могут быть предупреждены благодаря работе над постановкой голоса.

 

Систематическая работа над голосом в виде постоянной его тренировки вырабатывает у актера, чтеца, оратора выносливость и дает необходимый ему опыт уже в начале производственной работы, и молодой актер, таким образом, избегает ряда ошибок, сопровождающих его сценическую деятельность, когда голос лишь постепенно, годами приспособляется к условиям работы.

 

Все это, конечно, не следует понимать так, что работа над голосом ограничивается каким-то учебным сроком, после которого развитие голоса можно считать законченным.

 

Работа над голосом, так же как над речью и дыханием, ведется систематически, непрерывно, в течение двух-трех лет в условиях школы; затем тренировка продолжается в течение всей деятельности актера или чтеца для закрепления найденного и дальнейшего совершенствования.

 

Ясно, что в этом руководстве речь идет только о речевой постановке голоса. Всякая певческая тренировка, помимо этого, может быть полезной на первых порах занятий с драматическим актером.

 

Возможностью развить слух, музыкальность и большую звучность и силу голоса пренебрегать не нужно, если учащийся может заняться пением под руководством опытного педагога-вокалиста. Всякие самодеятельные попытки в этой области лучше оставить.

 

Как певческая, так и речевая постановка голоса имеет ряд моментов, которые можно воспринять со слов, описаний и объяснений, но, с другой стороны, в этой работе есть весьма существенные моменты, воспринимаемые путем подражания, что делает необходимой работу под непосредственным руководством педагога.

 

Можно описать, объяснить и понять целый ряд положений в области звукотечения, как-то: правильное представление о резонаторах, регистрах и т. д.

 

Для того же чтобы проверить точность посылаемого звука в смысле его высоты, направления, самого характера и манеры подачи, необходим опытный руководитель, постоянно контролирующий и тотчас же исправляющий ошибки учащегося.

 

Такой постоянный контроль, конечно, никак не может быть заменен никаким печатным пособием или руководством. Не всегда слух учащегося бывает достаточно развит, трудно бывает сразу добиться такого самоконтроля, чтобы ошибки звуковедения или положения речевого аппарата, интонации и правильного использования дыхания могли быть замечены самим учащимся.

 

В таком деле, как выработка навыков в области звука, каждое часто повторяемое упражнение чрезвычайно быстро и крепко внедряется, и, если оно делается неверно, с такой же быстротой усваиваются и ошибки.

 

Таким образом, первые шаги учащегося в работе над голосом, особенно на первоначальных упражнениях, должны быть обязательно проверяемы педагогом, и учащийся не должен быть предоставлен тут самому себе.

 

Учитывая эти соображения, можно сказать, что данное руководство отнюдь не является исчерпывающим для практической работы учащегося над постановкой голоса.

 

Все предыдущие упражнения по разделам «Произношение» и «Дыхание» значительно приближают учащегося к правильной практической работе, а раздел «Голос» только освещает самые основные вопросы в области постановки голоса; рядом указаний и упражнений данное руководство может лишь оберечь учащегося от ряда ошибок, калечащих его голос и голосовой аппарат.

 

ГЛАВА XVI

 

О ПОСТАНОВКЕ ГОЛОСА

 

Что значит поставить голос? Чем отличается поставленный голос от непосгавленного? Поставить голос — это прежде всего означает развить, и укрепить все голосовые данные человека — объем, силу и звучность голоса, в том случае, если голосовой материал как таковой, годен для обработки, т. е. если человек пользуется свойственным ему, а не искусственным звуком.

 

В случаях же неправильного пользования голосом, искажающего его природное звучание, необходимо прежде всего, поставив голосоведение в условия правильного течения, найдя правильный контакт с дыханием, отыскать настоящий, присущий данному индивидууму звук.

 

Может случиться, что человек говорит «ниже», чем это соответствует природе его голосовых данных, т. е. находит для себя более приятным, а иногда даже более удобным говорить именно на «низах», не замечая того, что голос его при этом не всегда чист, свободен и естественен.

 

В силу привычки он не замечает, что голос будто сдавлен в речи, и это, лишая его звучности, не дает возможности развернуть и увеличить диапазон.

 

Встречающийся горловой оттенок голоса часто является результатом неверно посылаемого звука. Причина такого явления заключается в неправильной функции отдельных частей речевого аппарата, в частности в зажатости глотки.

 

Для устранения явлений такого рода следует прежде всего выяснить причины, мешающие естественному течению звука, и установить для пользования звуком ряд определенных положений голосового аппарата, содействующих наиболее свободному и естественному течению звука.

 

Таким моментом в положении голосового аппарата будет то состояние его, когда:

1) рот хорошо раскрыт в вертикальном направлении, приняв форму губ, несколько приближающуюся к форме буквы О;

2) язык лежит плоско, кончиком касаясь нижних передних зубов, при опущенном корне (как бы на зевке);

3) нёбная занавеска, или маленький язычок, слегка приподнята;

4) глотка слегка расширена (как при начале зевка);

5) гортань опущена;

6) грудная клетка слегка расширена и наполнена некоторым запасом воздуха (не переполняя легких).

 

Все указанные выше положения, способствующие естественному и незатруднительному звукотечению, называются «основным положением голосового аппарата при правильном звукотечении», так как в каждом из этих положений заключаются элементы, обеспечивающие звуку свободное, естественное прохождение его из гортани к резонаторам.

 

Так, указанное в 4-м пункте слегка расширенное положение глотки избавляет звук от горлового, сдавленного оттенка, являющегося следствием несвободной, сжатой и напряженной глотки.

 

Указанное в 5-м пункте опускание гортани связано с расширением глотки и поэтому не требует специально направленного внимания и самостоятельного движения. Не менее сдавленности глотки мешает свободному прохождению звука приподнятый корень языка (пункт 2-й).

 

В пункте 3-м рекомендуется несколько приподнимать, нёбную занавеску,— этим самым устраняется носовой, гнусавый оттенок голоса, являющийся обычно результатом опускания маленького язычка.

 

Кроме того, приподнятый язычок дает возможность лучше использовать твердое нёбо в качестве резонатора. Для лучшего использования резонирующих полостей лицевого костяка служит положение, указанное в 1-м пункте, где собранная форма рта не допускает рассеяния звука и образует нечто вроде рупора, направляющего звук о соответствующие близлежащие резонаторы.

 

Такую форму рта, как и все остальные элементы «основного положения», конечно, не следует понимать как что-то фиксированное и неизменное при посыле звука. «Основное положение» может несколько изменяться в зависимости и от высоты и от оттенка звука и в зависимости от гласных и согласных, а также от количества выпускаемого воздуха при посылаемом звуке.

 

Оно является отправной точкой при подготовке к звукотечению.
О связи звука с дыханием уже достаточно известно, и потому 6-й пункт «основного положения» лишь напоминает не столько о зависимости звука от дыхания, сколько о правильном соотношении дыхания и звука.

 

Усвоение «основного положения» голосового аппарата должно стать первой задачей учащегося, желающего в дальнейшем заняться разработкой своего голоса. Это не означает, что необходимо установить раз навсегда в процессе речи вышеуказанное положение голосового аппарата. Оно, как уже сказано, является лишь отправной точкой при начале звукотечения.

 

Усвоение «основного положения» дает в результате возможность легко и свободно владеть отдельными движениями голосового аппарата — свойство, конечно, совершенно обязательное для дальнейшей работы над голосом.

 

При усвоении отдельных элементов «основного положения» учащемуся может показаться сомнительной возможность сознательного овладения некоторыми движениями отдельных частей речевого аппарата. На самом же деле вопрос этот разрешается довольно просто, хотя и требует некоторой затраты времени и терпения.

 

Указанные в 1-м пункте положение рта и форма губ навряд ли покажутся неосуществимыми человеку, прошедшему предварительно всю тренировку речевого аппарата,— ему остается только в дальнейшем научиться различать в большей или меньшей степени «закрытость» звука, а также необходимость в большем или меньшем использовании резонаторов.

 

Положением языка, нёбной занавески и глотки, указанным во 2—3—4-м пунктах, также вполне возможно овладеть, если идти от момента, хорошо знакомого каждому человеку, а именно — если искусственно воспроизвести зевок, или, вернее, момент, предшествующий зевку.

 

В этот момент положение указанных частей голосового аппарата как раз соответствует названным 3 пунктам. Это — момент, благоприятный для свободного течения звука, т. е. для начала звука, поскольку в дальнейшем процесс, речи, в зависимости от произнесения различных гласных и согласных, положения отдельных частей речевого аппарата, соответственно меняется.

 

Взяв такой момент зевка за основу в первое время упражнений, в дальнейшем не нужно будет уже к нему прибегать, так как многократно повторенное движение при одних и тех же условиях в конце концов будет легко воспроизводимо в результате мышечной памяти.

 

Как уже сказано выше, указанное в 5-м пункте движение гортани не требует осознанных тренировочных навыков, так как оно происходит непроизвольно, в связи с движением расширяемой глотки. Это обстоятельство легко можно проверить, приложив палец в момент расши-рения глотки к кадыку («адамову яблоку»).

 

И, наконец, требование, изложенное в последнем, 6-м, пункте «основного положения», опять-таки нетрудно выполнить человеку, занимавшемуся дыханием, так как оно напоминает уже знакомое ему положение грудной клетки в процессе смешанно-диафрагматического дыхания.

 

Приходится лишь принять во внимание, что слегка расширенное положение грудной клетки особенно важно во время голосовых упражнений, когда грудная клетка используется в качестве резонатора.

 

Усвоение «основного положения» речевого аппарата является, как указано, лишь предварительной стадией в дальнейшей работе над голосом. Приступать к работе над звуком полностью, т. е. к развитию силы, звучности, объема и гибкости его, конечно, нельзя, не проверив предварительно самое звучание, его правильную устремленность и правильное резонирование.

 

Это необходимо для того, чтобы с первых же шагов приучиться пользоваться звучностью и силой звука, не напрягая связок, а, пользуясь «основным положением», направлять его легко и непосредственно в близлежащие резонаторы (зубы, нёбо, лицевой костяк).

 

Для этой цели рекомендуется пользование сонорными (М, Н, Л) звуками, как создающими наиболее естественные условия для резонанса. Нащупав «основное положение» голосового аппарата, но только при сомкнутых губах и разомкнутых челюстях (как бы при скрытом, сдержанном зевке), нужно протяжно произнести сначала один лишь звук ММММ, который должен быть донесен до близлежащих резонаторов при абсолютном отсутствии напряжения горла.

 

Найдя при этом высоту звука, наиболее удобную, чтобы не впасть здесь в случайную ошибку при определении соответствующей высоты звука, нужно повторить, быть, может, несколько раз произнесение звука М, выбрав в конце концов наиболее удобное и свободное в смысле звукотечения. Контроль педагога в таком случае, конечно, гораздо быстрее поставит учащегося на правильный путь.

 

Проверка правильного направления звука, однако, не ограничивается произнесением одних лишь согласных звуков. При некоторой уверенности в правильном результате первого упражнения следует переходить к проверке правильного звукотечения и на гласных звуках, соединив каждый из них со звуком М.

 

Получается знакомая уже таблица гласных, произносимая с несколько удлиненным звуком М в начале и в конце каждой гласной:
МММИММ; МММЭММ;
МММАММ; МММОММ;
МММУММ; МММЫММ.

 

Звук М в данном случае предохраняет от резкого, рваного вступления гласных—обстоятельство, которого всегда Следует опасаться при подаче звука. Потому начало звука в упражнениях всегда должно быть мягким, без толчка и резкого удара голосовых связок.

 

Для большего смягчения звука и чистоты его произнесения можно пользоваться этой таблицей, произнося ее первое время нараспев, на одной ноте определенной высоты.

 

Как речевое, так и напевное упражнение должно быть произнесено негромко, почти вполголоса, так как в первое время занятий, когда у учащегося еще бывают ошибки в приеме использования звука и нет твердой уверенности в его правильности, необходимы тщательный самоконтроль и большая осторожность при подаче звука.

 

Переход от полунапевных упражнений к чисто речевым должен быть использован в зависимости от голосового материала учащегося, от его состояния в данный момент или от большей склонности и естественности звучания голоса в том или другом характере упражнений.

 

Если учащемуся легче удается притти к естественному, верному звуку путем полунапевных упражнений, то с них и следует начинать, лишь постепенно переводя его на чисто речевой характер тех же упражнений. Бывает и наоборот.

 

В конце концов для драматического актера основными упражнениями по постановке голоса должны стать все же упражнения чисто речевого характера; подход к учащемуся должен быть индивидуальный.

 

При полунапевных сочетаниях звука М со всеми гласными следует вести их, повышая каждую строчку этих сочетаний по полутонам, уточняя слух учащегося и развивая постепенно объем его голоса.

 

Последний должен быть развит с большой постепенностью и осторожностью. Заключение педагога здесь должно быть предостерегающим как от излишнего увлечения учащегося «верхами» голоса, так и от недооценки их.

 

Специальные упражнения на развитие силы звука могут быть начаты только после усвоения основных моментов в подаче звука, некоторого развития диапазона, умения пользоваться регистрами и т. д.

 

К тому же следует добавить, что уже самый факт (особенно для слабых голосов) систематических занятий голосом, даже без специальных упражнений для усиления звука, способствует постепенному развитию силы и звучности голоса.

 

Регулярное чтение вслух, уложенное в точные рамки времени, постепенно увеличивающееся в зависимости от результатов тренировки, также способствует, хотя и небольшому, усилению голоса, или, вернее, более смелому использованию его.

 

Одним этим способом ограничиваться, конечно, нельзя, и реальные результаты возможны лишь в процессе определенной системы работы над голосом, охватывающей ряд упражнений, построенных по точному расчету применительно к специфике индивидуальных качеств учащегося.

 

Возвращаясь к предыдущему упражнению, построенному на сочетании гласных со звуком М, следует в дальнейшем испытать правильность звукотечения и резонирования голоса на различной высоте звука, т. е. в различных регистрах.

 

Человек может пользоваться в пении и речи не только различной силой и гибкостью звука, но и различной высотой его. Известное подразделение голосов на бас, тенор, контральто и т. д. свидетельствует о существующих видах и пределах высоты голоса в зависимости от длины, толщины и строения голосовых связок, а наблюдения над речью подтверждают возможность изменения высоты речевого звучания, создающего определенную мелодику речи.

 

Этой возможностью пользуются, однако, не все в равной мере. Часто приходится слышать монотонную и однообразную речь, чрезвычайно утомляющую слушателя.

 

И не только актеру или чтецу, но (и лектору, оратору, агитатору, пропагандисту и докладчику необходимо поэтому развивать объем своего голоса и научиться пользоваться всеми его регистрами. Название «регистр» заимствовано из строения органа, где для получения нового ряда тонов производится перемещение механизма.

 

«Голосовым регистром» называется определенное количество звуков последовательной высоты, воспроизводимых при одном положении частей голосового аппарата и отличающихся одинаковым характером.

 

Обычно различаются три регистра: грудной, или нижний, головной, или верхний, и средний, или смешанный, и особый тип звука, так называемый фальцет, получающийся при неполном действии связок, т. е. при колебании одних лишь их краев. Фальцет мужского голоса обычно делает его похожим на женский.

 

Говоря на нижних нотах, мы пользуемся обычно грудными резонаторами. Высокие ноты отражены обычно в головных резонаторах. Наиболее обычным и чаще всего используемым регистром в речи является средний, когда звук отражается и в нижних и в верхних резонаторах.

 

Наиболее искусным является тот певец, чтец и оратор, у которого голос из одного регистра переходит в другой незаметно и мягко. Достигается это большой, длительной работой, путем разнообразных упражнений, на много более сложных, чем указанные выше первоначальные; предварительные.
Эти упражнения должны усложняться последовательно и создавать сначала небольшую нагрузку на постепенно укрепляющиеся голосовые связки будущего молодого актера.

 

От отдельных сочетаний звука М с гласными можно переходить постепенно к произнесению слов и фраз, четверостиший и куплетов, сначала в одном, наиболее удобном для учащегося, регистре, затем можно пользоваться и другими регистрами.

 

Далее объем текста можно расширить, перейдя на длинную строчку благозвучного, широкого, удобного текста (преимущественно стихотворного). На этом материале могут быть построены упражнения всевозможных степеней трудности: на силу, объем, легкость, точность, гибкость, на все существующие «рычаги тона».

 

Соединение силы и высоты звука, а также высоты, темпа и силы, темпа, силы и высоты, чередование напева и речи, быстрого и медленного темпа, связанного с высотой звука,— все эти комбинации могут составить целый ряд упражнений, комплексная разработка коих и приведет учащегося к известным навыкам и системе работы над своим голосовым материалом.

 

При этом контролирующее ухо педагога совершенно необходимо, без него учащийся не только не сможет самостоятельно безошибочно выбрать и разучить упражнение для развития объема, силы, звучности и гибкости звука, но подчас не разберется ни в отдельных регистрах, ни в пределах и возможностях своего голосового материала.

 

При работе над голосом контролирующее ухо педагога вообще является решающим и ответственным на всех участках этих занятий. Учащийся не должен приступать ни к одному упражнению без разрешения педагога, так как последовательность упражнений весьма существенна для развития голоса, и всякая поспешность или непоследовательность в выборе упражнений для каждого студента в отдельности может нанести громадный вред голосу. Поэтому дальнейшее изложение упражнений в данном руководстве является излишним.

 

Педагог должен сам выбирать и утверждать последовательность упражнений, подходя к использованию каждого из них сугубо индивидуально, в зависимости от качества и состояния голоса каждого учащегося. Эта сугубая индивидуализация наиболее обязательна в работе над постановкой голоса и поэтому также затрудняет дальнейшее изложение упражнений по разделу постановки голоса.

 

Учащемуся же остается точно выполнять все задания своего педагога и бережно, внимательно и заботливо относиться к своему голосу, являющемуся ценнейшим, гфекраснейшим музыкальным инструментом, обладающим громадной силой воздействия на зрителя.

 

При серьезном и добросовестном отношении учащегося к работе над этим инструментом последний превратится в послушное оружие будущего актера, высоко поднимающее его сценическое мастерство.
вающий систему обучения сценическому слову с I по IV курс.

 

В настоящем руководстве следует только указать, что занятия по логике речи должны идти, начиная с I курса, параллельно с занятиями по технике речи.
Они должны найти отражение сначала в простейших упражнениях, например в скороговорках и пословицах, постепенно усложняясь на более пространных текстах (проза).

 

На материале отрывков описательной, повествовательной прозы — несложной по содержанию и не носящей эмоционального характера, изложенной по возможности без прямой речи — и произойдет практическое ознакомление студентов с основными законами речи (как, например, случаи логических ударений, логические паузы, вводные предложения и т. д.).

 

В конце первого полугодия I курса каждый студент должен сдать такой описательный или повествовательный прозаический отрывок наизусть. В этой работе студента будут отражены все пройденные им этапы за это полугодие по технике и логике речи.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.)