|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Коммуникативная функция эмоций и выражение лица
Внешние проявления эмоций отражают внутренние переживания человека, о которых другие люди могут судить по мимике, жестам и эмоциональным характеристикам речи (интонации, паузы, скорость артикуляции). Таким образом, эмоции участвуют в осуществлении межличностных отношений, что и определяет их коммуникативную функцию. Ещё Чарльз Дарвин (Darwin C.), разрабатывая эволюционную теорию эмоций (1872), подчёркивал, что при одинаковых эмоциональных состояниях все представители вида имеют похожее выражение лица. П. Экман (Ekman P.) более четверти века, с 1969 по 1993 год, исследовал выражение лица у представителей различных культур, в том числе и развивавшихся в сравнительной изоляции от внешнего мира (например, в Новой Гвинее). На основании этих исследований был составлен атлас характерных выражений лица при переживании различных эмоций: люди разных культур в сходной ситуации показывали очень похожие мимические реакции и примерно одинаково их воспринимали. Например, выражение удивление проявлялось поднятием бровей и появлением складок на лбу, глаза широко открывались, а мышцы рта расслаблялись и нижняя челюсть слегка опускалась. Кроме удивления было описано ещё пять основных выражений лица: ярость, скорбь, отвращение, страх и радость - все остальные мимические проявления эмоций было предложено рассматривать, как комбинации из этих шести элементарных выражений лица. Существует гипотеза обратной связи между выражением лица и субъективным переживанием эмоций. В экспериментальных исследованиях этой гипотезы испытуемых просили зафиксировать определённое выражение, (например, опустить и сдвинуть брови, сжать губы или же изобразить широкую улыбку) а затем интересовались их ощущениями. Участники экспериментов утверждали, что в одних случаях они немного раздражались, а в других - чувствовали себя лучше, хотя они не знали о цели исследования: слова "гнев" и "радость" экспериментаторы не произносили. Мимическими мышцами можно управлять произвольно, что позволяет скрывать одни эмоции или изображать другие, однако опытный наблюдатель способен заметить разницу между подлинным и фальшивым проявлением эмоции. Ещё в 1862 году Дюшен (Duchenne G.) заметил, что подлинная радостная улыбка отличается от искусственно изображённой тем, что в первом случае сокращаются две группы мышц: поднимающие углы губ (m. zygomaticus major) и стягивающие кожу со щёк и лба к глазам (m. orbicularis oculi) - такую улыбку Экман предложил называть "улыбкой Дюшена" (Рис. 15.7). При искусственном изображении радости сокращаются одни лишь m. zygomaticus major и в улыбке участвует только рот, но не глаза.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |