АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характерные особенности дипломатии Святого престола

Читайте также:
  1. I. Особенности организации когнитивного опыта
  2. II. Особенности организации метакогнитивного опыта
  3. II.1.2 Экспрессивный характер и особенности олицетворения
  4. III. Особенности режима рабочего времени локомотивных и кондукторских бригад
  5. IV. Профсоюзы Франции: возникновение и особенности развития (XIX-начало XX вв.)
  6. V. Особенности режима рабочего времени работников пассажирских поездов, рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями
  7. VII. Ничего святого
  8. VIII. Особенности перевозок отдельных категорий граждан, багажа и грузобагажа
  9. Абсолютизм. Общая характеристика. Особенности стиля. Используемые композиционные решения, конструктивные элементы и строительные материалы. Ключевые здания. Ключевые архитекторы.
  10. Административная юстиция. Особенности судебного разбирательства. Обеспечение состязательности сторон в судебном рассмотрении.
  11. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды.
  12. Акционерные общества и особенности их функционирования

Святой престол принимает активное участие в деятельнос­ти международных организаций. Он представлен как в меж­правительственных (ООН, ВОЗ, МОТ, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ФАО, Совет Европы, Европейский союз, ОАГ, Международ­ный комитет по военной медицине и фармакологии, Между­народная организация по туризму), так и в неправительствен­ных международных организациях (Международный комитет по историческим наукам, Международный комитет по палео­графии, Международный комитет по истории искусств, Меж­дународный комитет по антропологии и этнографии, Между­народный комитет по соблюдению нейтралитета медицины, международный центр исследований по охране и реставрации культурного наследия, международный совет по охране па­мятников и заповедников, международный туристический альянс).

Обычно папские постоянные представители при междуна­родных организациях не имеют епископского сана. Исключе­ние составляют представители Святого престола при ООН в Нью-Йорке и в Женеве, а также представитель в ФАО в ее римской штаб-квартире. Титулы представителей зависят от того, имеют ли они право голоса в данной организации или на данной международной конференции. Представитель, имеющий право голоса, называется делегатом, а не имеющий такого права — наблюдателем. Однако ни тот, ни другой не имеют дипломатического статуса, хотя на них, как и на пред­ставителей других стран, распространяются соответствующие привилегии и иммунитеты.

В 1970 г. в Страсбурге Святой престол учредил пост своего специального посланника с функцией постоянного наблюда­теля при Совете Европы, тогда как апостолический нунций в Бельгии был аккредитован в качестве нунция при штаб-квар­тирах ЕЭС, ЕОУС и Евратома в Брюсселе. Папский предста­витель при ЕС является единственным в своей категории, имеющим титул апостолического нунция. Иногда папскими представителями становятся светские лица. Например, про­фессиональный юрист представляет в качестве делегата Свя­той престол при Международном институте по унификации частного права.

Руководство дипломатической службы Святого престола уделяет пристальное внимание деятельности ООН по кодифи­кации дипломатического права. Кроме конференции 1961 г., принявшей Венскую конвенцию о дипломатических сноше­ниях, весной 1963 г. в Вене по инициативе ООН состоялась конференция по кодификации консульского права. Папскую делегацию и на этот раз возглавил Казароли. Делегация под­готовила пространные справки, освещающие исторический опыт консульских сношений Папского государства.

Ватиканская делегация, отметив, что Ватикан в настоящее время не имеет своих консульских представительств, не ис­ключила возможность создания консульской службы на осно­ве международной правосубъектности Святого престола.

По мнению ватиканских правоведов, Святой престол может открыть при необходимости такие консульства, кон­сульские функции могли бы также исполнять дипломатичес­кие представители Ватикана или его апостолические делегаты, которые уже фактически пользуются консульскими привиле­гиями в тех странах, где по разным причинам невозможно ус­тановить официальные связи. Исходя из этих соображений, Ватикан внес свой вклад в разработку Венской конвенции о консульских сношениях.

Ватикан плодотворно сотрудничал в разработке Конвен­ции о специальных миссиях, принятой ГА ООН в 1969 г. Де­легация Святого престола выразила мнение, что кодификация действий специальных дипломатических миссий будет спо­собствовать утверждению принципа религиозной свободы.

На очередной конференции ООН по кодификации дипло­матического права, созванной в 1974 г. в Вене, папский пред­ставитель предложил ввести в конвенцию следующее положе­ние: «Государство, участвующее в какой-либо международной конференции, может, формируя свою делегацию, пользовать­ся услугами экспертов, которые являются гражданами прини­мающей страны; с этой целью запрашивается согласие данно­го государства, а отсутствие реакции означает получение со­гласия».

Это предложение ватиканского представителя было приня­то подавляющим большинством голосов, ибо оно облегчает участие государств в международных конференциях. Ватикан считает, что предоставление местным гражданам доступа в ка­честве экспертов в дипломатические структуры Святого пре­стола послужит делу укрепления религиозной солидарности. Конференция завершилась 14 марта 1975 г. принятием Кон­венции о представительстве государств в их сношениях с меж­дународными организациями универсального характера.

Однако самое большое значение Святой престол придает своей работе в ООН как наиболее авторитетной международ­ной организации. Принципы мира, справедливости, уважения прав человека и достоинства человеческой личности, зафик­сированные в Уставе ООН, совпадают с принципами, вдох­новляющими деятельность церкви. Ватиканские дипломаты полагают, что только универсальная международная организа­ция способна разрешить тревожные проблемы современности: разоружение, охрана окружающей среды, энергетический кри­зис, проблемы развития, народонаселения, водоснабжения, продовольствия, здравоохранения, семьи, молодежи и стари­ков, мирового океана и космического пространства.

Подобные проблемы, по мнению Святого престола, не поддаются удовлетворительному решению на двустороннем уровне: необходим глобальный подход и политическая воля всех правительств, а также постоянный диалог между всеми членами международного сообщества. Именно ООН является уникальным международным форумом, способным обеспе­чить основу для диалога и переговоров по вышеуказанным проблемам. Особое внимание дипломатия Ватикана уделяет в последнее время проблемам реформы ООН, призванной стать моральным авторитетом и форумом, в свободной дискуссии вы­страивающим ценностные ориентиры международной жизни.

В то же время Иоанн Павел II в своем выступлении на ГА ООН в октябре 1995 г. подчеркнул, что Святой престол рас­сматривает ООН не как прообраз всемирного правительства, а как центр по выработке нравственной политики, ставящей своей задачей не только решение текущих проблем. ООН, по его мнению, должна превратиться в такой всемирный форум, где ведется серьезная дискуссия о системе ценностей, опреде­ляющей пути решения всех политических, экономических и социальных вопросов1.

Правда, Святой престол воздерживается от полноправного членства в ООН и на уровне ее специализированных органи­заций представлен наблюдателями. Исходя из того, что в ос­нову ООН положен принцип суверенного равенства ее чле­нов, Ватикан не считает возможным быть приравненным к обычному суверенному государству. Дело в том, что Устав предусматривает моральное, юридическое и политическое участие членов ООН в акциях, направленных против государ­ства-члена, нарушившего положения Устава. Ватиканские дипломаты полагают, что статус полноправного члена выну­дил бы Ватикан принять участие в силовых принудительных акциях, что противоречит его религиозной миссии1. К тому же нейтралитет Святого престола обусловлен ст. 24 Латеран-ских соглашений. Папские наблюдатели воздерживаются от голосования и не принимают прямого участия в международ­ном переговорном процессе за исключением случаев, затрагива­ющих статус национальных церквей или права человека.

Тем не менее, ватиканская дипломатия приняла самое ак­тивное участие в Совещании по безопасности и сотрудничест­ву в Европе (1972—1975). Святой престол выступил в качестве активного участника общеевропейского форума и поставил свою подпись под Заключительным актом. Тем самым Святой престол обеспечил себе полноправное участие во всех после­довавших после Хельсинки европейских совещаниях. Вати­канская дипломатия сочла такие совещания наиболее подхо­дящим инструментом общеевропейского диалога.

Особое внимание в ходе общеевропейского процесса пап­ская дипломатия уделяла проблемам прав человека и фунда­ментальных свобод, включая право на свободу мысли, совести и религии. Защита прав человека, обоснованных принципами естественного права, со времен раннего христианства и по сей день неизменно оказывается в центре внимания церкви, хотя исторически выражается по-разному. Католические филосо­фы-персоналисты утверждали, что демократические ценности не противоречат католической доктрине. При этом проблема защиты прав человека, фундаментальных свобод, включая право на свободу мысли, совести и религии, обоснованных принципами естественного права, была выдвинута в качестве первоочередной.

Иоанн Павел II настоятельно подчеркивал решимость цер­кви выступать в защиту прав человека. В частности, он выра­зил поддержку усилиям, направленным на создание Междуна­родного уголовного трибунала: «Подобный институт, если он будет базироваться на прочной юридической основе, мог бы способствовать обеспечению эффективной защиты прав чело­века в международном масштабе»2.

Во многом позиция нейтралитета выгодна Святому престо­лу, так как предоставляет возможность выступать в роли посредника в споре противоборствующих сторон. Политика нейтралитета предопределяет его стремление способствовать разрешению конфликтных ситуаций. Знаменитая речь Бене­дикта XV с осуждением Первой мировой войны как «беспо­лезной бойни» стала своего рода точкой отсчета в миротвор­ческой политике Ватикана. С этого момента все последующие папы в качестве приоритета во внешней политике рассматри­вают личный вклад в поддержание и восстановление мира.

Мир, как его понимают в Ватикане, есть не только отсут­ствие войны. Мир — это здание, строительство которого тре­бует постоянных усилий. Папская дипломатия вкладывает в концепцию мира свое вполне конкретное понимание справед­ливости и всеобщего блага, основанного на соблюдении меж­дународным сообществом таких фундаментальных прав чело­века, как право на жизнь, достойное существование, свободу совести.

Особое значение в политике Святого престола приобретает превентивная дипломатия. Как считает католическая церковь, для предотвращения вооруженных конфликтов необходимо, прежде всего, неуклонно соблюдать принцип справедливости. Обеспечение этого принципа является обязанностью госу­дарств как во внутренней, так и во внешней политике. Дип­ломатические акции, направленные на предотвращение во­оруженных конфликтов, Ватикан называет «обучением миру» (pedagogia della pace).

Применение силы не сбрасывается со счетов, но рассмат­ривается как последнее средство, которое может быть приме­нено лишь в самых крайних обстоятельствах. Только дважды на протяжении XX столетия Ватикан присоединялся к призы­вам международной общественности применить силу: один раз в Руанде, а второй раз — в Югославии, так как, по его мнению, альтернативой применения силы являлось массовое истребление мирного населения. Концепция «справедливой войны» была использована Иоанном Павлом II в качестве критики чрезмерно поспешного применения силы коалицией, возглавляемой американцами, в ходе второй войны в Персид­ском заливе1.

В связи с этим многовековой опыт ватиканской диплома­тии в области посредничества, добрых услуг и арбитража ста­новится особенно ценным. Будущим папским дипломатам по­стоянно напоминают, что осуществление миротворчества яв­ляется приоритетной задачей всякой дипломатической миссии, и, в особенности, дипломатической миссии Святого пре­стола. Такое видение вполне отвечает стремлению диплома­тии Святого престола способствовать формированию культу­ры, соответствующей христианским заповедям. В последние десятилетия дипломатия Ватикана активно включилась в раз­решение наиболее затяжных и кровопролитных конфликтов путем побуждения противоборствующих сторон к диалогу и восстановлению мира на основе взаимного уважения.

Иоанн Павел II неоднократно призывал «никогда не отка­зываться от диалога и не полагаться на силу оружия»1. Ответ­ственность за последствия локальных вооруженных конфлик­тов ложится не только на противоборствующие стороны, но в еще большей степени на «развитые и сильные страны, кото­рые не способствуют возобновлению диалога, а напротив, по­буждают их к войне, искушая поставками оружия»2. В послед­нее время Ватикан, решительно осуждая терроризм, категори­чески высказывается против концепции «превентивной войны»3.

Иоанн Павел II неоднократно говорил о возрастающем значении дипломатии как инструмента международного со­трудничества. Диалог во имя мира «особенно значим, когда попирается международное право». Этическое измерение мира должно найти выражение и гарантию в «адекватных юридических инструментах гражданского общества, в догово­рах, соглашениях, институтах международного сотрудничест­ва, существующих на уровне государства, региона, континен­та, всего международного сообщества»4.

Это позволит, по словам понтифика, «избежать, насколько возможно, такого положения, когда наиболее слабые стано­вятся жертвой злой воли, применения силы или манипулиро­вания общественным сознанием; прогресс цивилизации со­стоит в отыскании средств защиты и развития мироустройст­ва, согласующегося с нашей совестью. Дипломатия призвана занять достойное место в устройстве жизни по законам совес­ти»5.

Дипломатические отношения представляются папе «аде­кватным средством задействовать моральные и нравственные ресурсы народов мира». Чтобы соответствовать достижению этой цели, дипломаты, по его мнению, должны обладать рядом важных качеств. Демонстрировать солидарность и от­крытость к проблемам других людей, терпимость, понимание и признание существующих между людьми различий, ощу­щать особую ответственность при ведении диалога. Им следу­ет прибегать к исключительно мирным, ненасильственным средствам разрешения конфликтных ситуаций. Их цель состо­ит в поиске точек соприкосновения у каждой из противобор­ствующих сторон.

Говоря об основных чертах дипломатии Святого престола, Иоанн Павел II вьщеляет также ее гуманитарное измерение. В гуманитарное измерение дипломатии входит: обеспечение ин­тересов местных церквей, искоренение насилия в междуна­родной жизни, укрепление веры в человека, деятельность в пользу усовершенствования человеческой личности путем пробуждения в ней чувства истины, справедливости, братства, или, по крайней мере, осторожности.

В то же время в Ватикане подчеркивают, что этическое из­мерение мира должно найти выражение и гарантию в кон­кретных юридических инструментах гражданского общества: в договорах, соглашениях, институтах международного сотруд­ничества. Особый упор Иоанн Павел II делает на индивиду­альную инициативу каждого участника международных отно­шений: «Урегулирование неразрешимых на первый взгляд проблем осуществляется зачастую благодаря смелым, реши­тельным инициативам, кладущим начало диалогу в духе взаи­мопонимания и уважения достоинства каждого из партнеров. Люди, которые проявляют такую инициативу, заслуживают звания «строителей мира» в его евангелическом смысле»1.

Концепция диалога как признания неотъемлемого челове­ческого достоинства, уважение жизни каждого человека рас­сматривается Ватиканом в качестве основы миротворческого дипломатического искусства. Преследуя в первую очередь цели защиты религиозной свободы, папа готов идти на уста­новление дипломатических отношений с любым государст­вом, независимо от существующего там политического режи­ма и социально-экономического строя. В связи с этим Святой престол, в отличие от светских государств, никогда не высту­пает инициатором разрыва дипломатических отношений, хотя наличие таких отношений совсем не означает одобрения всех действий властей в их государственной политике. Таким обра­зом, принцип диалога ложится в основу международной по­литики католической церкви.

Инструментом диалога, прежде всего, по словам Иоанна Павла II, является «постоянное стремление использовать все возможные формулы переговорного процесса, посредничест­ва, арбитража, добиться того, чтобы договоренность превали­ровала над разногласиями и ненавистью»1. В зависимости от текущего момента диалог может принимать самые разнооб­разные конфигурации. В своих выступлениях перед диплома­тическим корпусом и слушателями Папской Академии Иоанн Павел II неоднократно говорил о возрастающем значении дипломатии как инструмента международного сотрудничества. Диалог во имя мира «особенно значим, когда попирается международное право». Этическое измерение мира должно найти выражение и гарантию в «адекватных юридических ин­струментах гражданского общества, в договорах, соглашениях, институтах международного сотрудничества, существующих на уровне государства, региона, континента, всего международ­ного сообщества».

Решения Второго Ватиканского собора способствовали по­ниманию необратимости возникшей между государствами взаимозависимости. Иоанн XXIII неоднократно подчеркивал, что развитие и уважение прав человека, лежащие в основе прочного мира, не могут быть обеспечены ничем иным, кроме создания в международном плане условий, которые по­зволят каждому правительству наилучшим образом выполнить свою миссию. Политическая власть предполагает огромную ответственность в силу сложности и масштабности проблем, с которыми сталкивается каждое правительство.

Именно в этом контексте на первый план выступало то, что Иоанн XXIII назвал принципом субсидиарности. Так же как частная собственность должна быть подчинена общему интересу, так и управление государством должно служить благу всего человечества. Подобная цель достижима лишь при условии гармонизации деятельности правительств различных государств со стороны координирующего органа.

Совместная работа в этом направлении осуществляется в международных правительственных и неправительственных организациях, на международных совещаниях и конференци­ях, где дипломатическое присутствие Ватикана, рассматривающего концепцию солидарности и общего блага в качестве ключевого организационного принципа международного со­трудничества, становится весьма значимым.

В арсенале используемых Ватиканом средств есть и то, что принято называть «народной дипломатией». Группы мирян, объединенные в такие организации, как, например, «базовые католические общины», возникшие в качестве первичных ор­ганизаций бразильской Лейбористской партии, «Опус Деи» и «Новые катекумены» в Европе и других регионах мира, хотя и отличаются друг от друга по методам работы и подходу к проблемам, тем не менее, доказали свою способность моби­лизовать католические массы для решения вопросов междуна­родной политики.

Широко известна миротворческая и посредническая дея­тельность одного из самых выдающихся политических и цер­ковных лидеров, антифашиста, соавтора демократической итальянской конституции 1947 г., мэра Флоренции Джорджо Ла Пира. В годы «холодной войны» Ла Пира организовал международные встречи под лозунгом «Христиане, иудеи, му­сульмане — живите в мире в единой семье Авраама!». В 1955 г. он собрал во Флоренции мэров столичных городов, включая Москву и Пекин, что в тех условиях казалось абсо­лютно невероятным. В 1959 г. Ла Пира направился в Москву, пытаясь наладить диалог между Востоком и Западом.

Еще один известный католический деятель профессор Андреа Риккарди в 1968 г. основал в Риме общину Сант-Эд-жидио, учредившую свои организации почти на всех конти­нентах. Община находится под патронажем Папского совета мирян и имеет при Ватикане статус международной общест­венной ассоциации.

В 1996 г. в Риме под эгидой этой общины была проведена встреча 400 религиозных лидеров всего мира. Девизом встре­чи стало изречение «Религия и война — больше не сестры и не подруги, они принадлежат к противостоящим лагерям». С 1998 г. община принимает участие в регулярно проходящем в Падуе и Венеции симпозиуме по вопросам развития диалога между религиями. Община выдвинута на соискание Нобелев­ской премии мира.

Руководители общины Сант-Эджидио постоянно инфор­мируют о своих начинаниях и связях Государственный секре­тариат и другие ведомства Римской курии, а также Министер­ство иностранных дел Италии и через него Комиссию и Пар­ламент Европейского союза.

Фактически эта организация обеспечивает Святому пре­столу проведение «параллельной дипломатии», формально не испрашивая разрешения на свои действия и контакты и сни­мая, таким образом, с официальных дипломатов ответствен­ность за результаты подобных акций.

В эпоху чрезвычайно возросшего влияния средств массо­вой информации Святой престол успешно прибегает к так на­зываемой «экспрессивной дипломатии», основанной на том различии, которое церковь проводит между так называемой «инструментальной» властью, базирующейся на экономичес­ком и военном могуществе, с одной стороны, и «экспрессив­ной властью», завоевывающей сердца и умы людей, — с дру­гой.

В инструментарий «экспрессивных средств» дипломатии входят: «формулировка коллективной идеи, продвижение кол­лективных норм и символическое отображение идей». В на­стоящее время основным оружием «экспрессивной диплома­тии», вне всякого сомнения, являются средства массовой ин­формации. В эпоху засилья телевидения, навязывающего электронно-лучевой образ той или иной личности, упор цер­кви на символизм является единственно возможным ответом католицизма на вызов времени.

Со времени понтификата Павла VI кругосветные папские паломничества стали составной частью «экспрессивной дип­ломатии» Святого престола и ее наиболее эффективным сред­ством. В этом контексте введенный Иоанном Павлом II обряд целования земли по прибытии в аэропорт является не только знаком уважения к стране, но и тщательно продуманным и срежиссированным дипломатическим приемом, призванным укрепить в сознании народных масс, что Римский первосвя­щенник — это святой паломник, а не глава государства.

Этот прием обеспечивает ватиканской дипломатии и опре­деленную широту маневра. Как паломник папа сам волен оп­ределять, будут ли во время визита в контактах с местным правительством поставлены в повестку дня не только между­народные, но и социально-политические вопросы.

Будущее папской дипломатии ватиканские правоведы свя­зывают с эволюцией суверенитета как категории историчес­кой. Признавая практические выгоды государственности, Святой престол пришел к выводу о происходящей трансфор­мации концепции суверенитета в качестве организационного принципа международных отношений.

Это стало теоретической основой положения, что оправ­дать власть может только «общее благо». Суверенитет в его нынешней форме может и не быть источником этого «блага» из-за своего внутреннего структурного дефекта, особенно за­метного в современном все более взаимозависимом мире.

Этим объясняется стремление ватиканской дипломатии максимально сузить сферу суверенитета в пользу международ­ного сообщества, сущностной характеристикой которого ста­нет не баланс сил между различными блоками, а взаимозави­симость, сотрудничество и развитие новых норм международ­ного права.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)