|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
История папской дипломатииДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА СВЯТОГО ПРЕСТОЛА Католическая церковь является единственной религиозной структурой, располагающей собственной профессиональной дипломатической службой. Папская дипломатия насчитывает многовековую историю и в целом может быть ценным источником для исследователей, критически настроенных в отношении так называемой «вневременное™» {timelessnes) в подходе к изучению дипломатии и международной политики1. Хотелось бы подчеркнуть, что в числе исследователей международных отношений лишь немногие обращают внимание на важность роли папской дипломатии, зачастую рассматриваемой как некий анахронизм2. История свидетельствует, что, несмотря на глубинные изменения политического и институционального контекста, традиция правителей обращаться за помощью и советом в Рим, к священнослужителям и папским дипломатам сохраняется. Влияние церкви, интегрированной в структуры государства, остается весьма значительным. К тому же церковь во многих католических странах до сих пор является важным поставщиком руководящих правительственных кадров. Папский Рим по-прежнему оберегает свое значение в качестве центра международной дипломатической активности.
История папской дипломатии В средневековой системе, где судьбы государства вершила католическая церковь, а последнее слово принадлежало Святому престолу, развитие папской дипломатической службы получило значительные импульсы. С самого начала ее характерной чертой стала двойственность, обусловленная двойственностью власти самого папы как главы католической церкви и главы папского государства. С одной стороны, перед папскими дипломатами встали сугубо религиозные и церковные задачи: евангелизация, возведение в сан, церковные реформы, строительство монастырей и культовых сооружений, разрешение догматических споров. С другой — их предназначение вполне светское: коронация правителей, решение проблем внешней политики, сбор средств, исполнение надзорных и судебных функций. Уже в эпоху раннего Средневековья сформировалась разветвленная система папской дипломатии, которая, выйдя далеко за пределы Европы, учредила свои представительства на территориях, захваченных крестоносцами, направляла миссии к нехристианским народам — татарам, персам и внушительное посольство — даже в далекий Китай. Однако в центре внимания папской дипломатии неизменно оставались страны Европы. К исходу Средневековья унитарные и иерархические структуры папской дипломатии вступили в полосу кризиса. Святой престол с трудом приспосабливался к новой, родившейся в эпоху Возрождения системе, при которой независимые суверенные государства поддерживают отношения друг с другом на основе взаимного дипломатического представительства, носящего постоянный характер. В этой новой системе Ватикан утрачивает прерогативы верховного суверена, вершившего судьбы правителей и контролировавшего развитие международных отношений и союзов. Роль арбитра, в которой папа выступал в Средние века, все чаще сменяется ролью посредника. Подчиняясь требованиям времени, Святой престол пытается строить отношения с главами суверенных государств на равноправной основе. Это требует приведения системы папской дипломатии в соответствие со светской: папа направляет своих послов исключительно к светским правителям, легаты ad hoc превращаются в постоянных представителей, их деятельность охватывает всю сферу отношений между Святым престолом и принимающим государством. Вывод известного английского исследователя Мэттингли о том, что новая дипломатия эпохи Возрождения является функциональным выражением государства нового типа, может быть применен и к дипломатии Ватикана, которая получает развитие в то же самое время, в тех же обстоятельствах и условиях и становится функциональным выражением изменившегося положения Святого престола в европейском политическом сообществе. В эпоху Возрождения папство снова становится средоточием новых форм международного общежития, а Рим — центром дипломатической активности. Не будет преувеличением сказать, что папство в известной мере выступает в роли члена-основателя западноевропейского сообщества в современном понимании этого слова. В данном контексте активное и пассивное дипломатическое представительство Святого престола получает интенсивное развитие. В период становления суверенных государств и формирования новых отношений католических государей со Святым престолом последние стремились окончательно избавиться от структур средневековой системы и в политических вопросах обеспечить себе максимальную независимость от папы. Тем не менее дипломатическими путями Святой престол продолжал оказывать влияние на текущие политические события, поэтому европейским правителям было весьма выгодно сохранять свои дипломатические миссии при папском дворе. Папы были вынуждены согласиться с политической независимостью светских государей. Это обстоятельство обусловило дальнейшее развитие папской дипломатической службы: абсолютизму католических правителей, протестантской реформе и наступлению ислама папа отныне мог противопоставить лишь только искусство дипломатии. В ответ на вызов времени дипломатия Ватикана проявила незаурядную гибкость Прямое вмешательство во внутренние дела европейских дворов уступило место закулисной интриге и методам тайной дипломатии. В Вестфальском мирном договоре 1648 г. впервые были сформулированы положения о постоянной дипломатической службе. Значительный вклад в их разработку внесла папская дипломатия. К этому времени ее структура уже практически ничем не отличалась от структуры дипломатической службы других государств Вестфальский мир не привел к полному торжеству светской дипломатии на европейской арене. Соперничающие друг с другом католические правители по-прежнему пытались обеспечить себе поддержку Рима. Однако прежняя роль папства в принятии важных решений, касающихся политической жизни континента, была ограничена. В Европе эпохи Просвещения борьба монархов с верховенством Римской курии, ее вмешательством во внутренние дела суверенных государств, влиянием иезуитов и клерикализмом разворачивалась под знаменем юрисдикционализма, то есть признания за светской властью права контролировать взаимоотношения между национальной католической церковью и Святым престолом. В более широком смысле юрисдик-ционализм означал невмешательство церкви в дела государства. На этой основе были разработаны новые концепции суверенитета, ставшие ключом к пониманию отношений между церковью и государством в XVIII в. Представление о «двух властях» — светской и духовной — окончательно утратило популярность. Новая светская политическая теория исходила из концепции неделимости суверенитета. Возможными считались только одна — светская власть и один государственный суверенитет — светский, а не церковный. В результате утверждения принципа государственного суверенитета на первый план в папской дипломатии вышло ее светское, а не религиозное начало. Международный статус папской дипломатической службы тоже претерпел существенные изменения. Правители государств согласились признать внешнеполитический и светский аспект дипломатической миссии папского нунция. Отныне он считался представителем суверенного государства. В то же время церковный характер миссии, предусматривавший право на вмешательство во внутренние дела государства, более не признавался. Французская революция и реформы Наполеона окончательно разрушили средневековую модель, соединявшую в лице папы светскую и духовную власть. На Венском конгрессе Святому престолу удалось дипломатическими мерами обеспечить реставрацию подорванной Наполеоном светской власти понтифика. Особое внимание папские дипломаты, представленные на конгрессе, уделили определению статуса папы и его дипломатической службы. Духовный сан папы снискал формальное признание в «Регламенте о рангах дипломатических представителей», включившем папу в число крупнейших монархов. Европейские державы впервые в практике дипломатии юридически зафиксировали признание папского нунция в качестве официального дипломатического представителя в ранге чрезвычайного и полномочного посла, а также его дуайенство в дипломатическом корпусе. Постепенно выстраивалась новая система взаимоотношений между светской и духовной властями. Государство отступилось от концепции неделимости суверенитета, а конституционное право признало «духовный суверенитет» папы. Со временем эта система приобрела очертания «свободной церкви в свободном государстве». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |