АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роман искушений

Читайте также:
  1. XI. РОМАН
  2. Анна Романова
  3. Анна Романова
  4. Анна Романова
  5. Антиромантизм
  6. АНТИЧНИЙ РОМАН
  7. Базаров («Отцы и дети», роман И. С. Тургенева)
  8. Биография Елизаветы Петровны Романовой
  9. В самом ли деле до-романовская Русь «боялась иноземцев», как утверждали историки эпохи Романовых?
  10. Введение: Литературная традиция как предмет исследования. Роман М. А. Булгакова «Белая гвардия» в контексте литературоведческих исканий.
  11. Весьма интересный титул русского царя XVII века Алексея Михайловича Романова, написанный на его печати
  12. Весьма интересный титул русского царя XVII века Алексея Михайловича Романова, написанный на его печати.

Из всех романов Достоевского «Братья Карамазовы» вызвали наибольший общественный резонанс. Среди про­чего объяснялось это тем, что за два года до публикации романа он обращался к читающей публике с прямым пуб­лицистическим словом. Как вспоминал типографский на­борщик М.А.Александров, «контингент читателей "Днев­ника писателя" составлялся главным образом из интелли гентной части общества. <...> Некоторые говорили Федору Михайловичу, что они читают его "Дневник" с благогове­нием, как Священное писание; на него смотрели одни как на духовного наставника, другие как на оракула и просили его разрешать их сомнения насчет некоторых жгучих во­просов времени»1. Рефреном шла в публицистике писателя мысль об особом — русском — пути, который приведет к сглаживанию всех мировых и европейских в особенности катаклизмов, установит на земле истинно христианское жизнеустройство, которое он раньше Шпенглера с его «не мецким социализмом» назвал «русским социализмом». Мысль эта не покидала его. Об этом можно судить по пос­леднему выпуску его «Дневника» (1881 г.), уже после вы­хода «Братьев Карамазовых». «Не в коммунизме, не в ме­ханических формах заключается социализм народа русею го: он верит, что спасется лишь в конце концов всесвет ным единением во имя Христово. Вот наш русский социа­лизм!»2 — писал он там.

Именно как объяснение «народной правды» и «русо го пути», а также как осуждение русской интеллигенции

1 Александров М.А. Федор Михайлович Достоевский в воспомШ-
ниях типографского наборщика в 1872—188] годах // Ф.М. ДТ^д
ский в воспоминаниях современников. В 2-х т. Т. 2. М., 1

С. 280-281.

2 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30-ти т. Т. 27. Л.,
С. 19. Далее ссылки на это издание даны в тексте.


прочитан его последний роман. Основания для такого гляда безусловно имелись. В последней книге романа прокурор* как бы подытоживая развернувшуюся на глазах итателя трагедию, резюмирует: «Что такое это семейство Карамазовых, заслужившее вдруг такую печальную извест­ность по всей даже России? <...> Мне кажется, что в кар­мине этой семейки как бы мелькают некоторые общие ос­новные элементы нашего современного интеллигентного об­щества» (15, 125. Курсив мой. — В.К.). И было понято так, что народ — страдалец (вспомним, как Мите голодное крестьянское «дитё» видится), что народ с Христом, он свят, а идеи интеллигенции, к несчастью, несмотря на всё ее благородство, полны дьявольских искусительных прово­каций, приводящих к преступлению. Не забудем, что по психической и умственной возбужденности того времени слова великого писателя казались Словом пророка.

Впрочем, исторический комизм восприятия романа за­ключался в том, что не раз провозглашенная Достоевским вера в русский народ совпадала с народолюбием всей рус­ской интеллигенции, испытывавшей глубокий стыд за свои мнимые преимущества перед народом (скажем, обра­зование, которое вовсе не было ценностью для крестьянст­ва). Забывалось, однако, что пророк — посланец Божий, обличающий грехи нации, бичующий ее пороки, но от­нюдь не сулящий своему народу благоденствие. Желая бла­гословить, он часто проклинает. Не случайно после крова­вой революции стали искать в творчестве Достоевского указание на возможность наступившей катастрофы и бра­нить его за те иллюзии, которыми он напитал сознание образованного общества. В статье «Духи русской револю­ции», опубликованной в знаменитом сборнике «Из глуби­ны», рефлектируя по поводу слома российской судьбы, Бердяев резюмировал новое отношение к творчеству До­стоевского: «Народопоклонство Достоевского потерпело крах в русской революции. Его положительные пророчест­ва не сбылись. Но торжествуют его пророческие прозрения Русских соблазнов»1.

Итак, «русские соблазны», искушения, пережитые Рос­сией... Что это значит? Как сказано в словаре у Владимира Даля: «Искушать <...> стараться совратить кого с пути лага и истины»2. Нации, как и отдельные люди, поддают-

М., 1993. С. 96. М щ"1 ^Л' Толковый словарь живого великорусского языка. Т. II.
 

Бердяев Н.А. Духи русской революции // Бердяев Н.А. О русских есиках. М., 1993. С. 96.


 




ся на искушения — тому пример и судьба России, и судьба Германии, соблазненных дьяволом на адский путь, вед! щий к бесконечной череде преступлений. Причем смыс этого соблазна в том, что нация (или человек) отождест вляет себя с дьяволом, а свой путь с дьявольским путей который считает отныне единственно возможным, пуст] не благим, но неизбежным.

И если внимательно вчитаться в роман, то мы (труда поймем, что основной его нерв, основная двигающая действие сила — это бесконечные искушения, которые переживают все герои романа. Разумеется, каждый на своем уровне. Искушаемы Грушенькой — «искусительни­цей» и «инфернальницей», как ее называют в романе — и старик Карамазов, и Митя, и даже Алеша, которому она на колени садится (сцена после смерти старца). Искушаем таинственный посетитель старца Зосимы и сам Зосима (дуэлью). Искушаем Митя Смердяковым и Федором Пав­ловичем, провоцирующими его на убийство (Смердяков -сообщение о приходе Грушеньки к старику-отцу, отец -оскорблением в адрес матери и задержкой наследства). Иван искушает Алешу рассказами о страданиях детей, вы­зывая у послушника «радикальное восклицание»: «Расстре­лять!» Смердяков искушает мальчика Илюшу, уговорив его убить собаку Жучку. Грушеньку искушает ее любовь к «прежнему». Катерина Ивановна испытала дьяволово ис­кушение, когда, думая спасти Ивана, погубила Митю. Ис­пытывает искушение на награбленные деньги открыть в Петербурге лавочку Смердяков. Наконец, главный искушае­мыйэто Иван Карамазов, который прежде всего иску­шаем неустройством мира (полагая при этом «мир сей» Божьим, а не дьяволовым), его напрямую искушает Смер­дяков (выпрашивая позволение на убийство отца), к нему является собственной персоной черт. Тот самый, который, как сам он признается, искусил верующих запахом тления, исходящим от мертвого тела старца Зосимы. И именно в поэме Ивана Карамазова великий инквизитор вспоминает, как «могучий и умный дух в пустыне» (14, 230) трижды ис­кушал Иисуса Христа. Эти три искушения Христа создают как бы грундфон всей философской проблематики романа. Но, быть может, основное искушение для всех персо­нажей романа, участвующих в его детективной фабуле, как, впрочем, и для всех читателей — это поиск убийцы старика Карамазова... Кого обвинить в убийстве? Кто ви­новат? Повторю: винят обыкновенно русскую интеллиген­цию — таков прямой публицистический вывод из детек­тивной фабулы романа, не учитывающий сложнейшей


системы художественно-философских сцеплений и отзер-каливаний образов, рожденных «жестоким талантом» До­стоевского.

Прислушаемся к мнению замечательного российского мыслителя Я.Э.Голосовкера, попытавшегося прочесть роман не социально-исторически, а как некую философ­скую теорему, отбрасывая даже религиозно-нравственные оценки персонажей, что так характерно было для русской неорелигиозной философии и ее эпигонов. Вот что он фиксирует: «Смердяков и черт, по замыслу автора, двое подлинных убийц Федора Павловича, <...> Смердяков — фактический, так сказать "материальный", убийца Федора Павловича, — дублирует черта, его символического убий­цу, а черт, в свою очередь, дублирует Смердякова, не при­знавшим себя единственным убийцей и вообще виновни­ком убийства»1. Иными* словами, по мысли Голосовкера, если без затей и непредвзято подойти к сюжету романа, то становится очевидным, что «единственным виновником убийства Федора Павловича Карамазова является, по за­мыслу автора, не кто иной, как черт»2. А стало быть, это именно черт искушает огромное число романных персона­жей и читателей брать на себя функцию Божьего суда — указывать виновника и выносить приговор.

Мы видим, что весь огромный роман строится как сис­тема соподчиненных искушений, переживаемых в разной степени разными героями. Почему же столь важна оказа­лась для Достоевского эта тема — тема соблазна? Одно­сложно ответить на этот вопрос вряд ли удастся. Попробу­ем порассуждать.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)