АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Первый вопрос

Читайте также:
  1. E. интерпретирование аналитических результатов по конкретно заданным вопросам правоохранительных органов или суда.
  2. I. МОДУЛЬ, СОСТОЯЩИЙ ИЗ ВОПРОСОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ БАЗОВОЙ ЧАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ООП
  3. I. Раскройте вопрос
  4. III. Блок вопросов «Отношение к правильному питанию».
  5. V. Первый месяц
  6. VI. Первый месяц
  7. А как Вы думаете, какой самый-самый первый шаг должен сделать человек в MLM?
  8. А) Ваши переживания гнева, досады, фрустрации --первый шаг на пути к
  9. А) Суть вопроса «аль-Ляфз»
  10. Августин, 1. с., с. 22. Вопрос четвертый
  11. Аграрный вопрос
  12. Аграрный вопрос

Понятие сакрального.

Прежде всего необходимо установить общее значение понятия сакрального.

Sacer (от лат. — «посвященное богам», «священное», «запретное», «проклятое») — святое, священное.

Сакральное мыслится и как многоуровневое понятие.

В религиозном осмыслении сакральное предполагает наделение предметов, вещей, людей особым содержанием, различающихся в зависимости от религиозно - культурного аспекта. Религиозная система представления мира опирается на веру или мистический опыт и обусловлена верой в сверхъестественное.Р.Отто в своей работе «Святое» говорит о том, что для религиозного сознания сакральное представляется как нечто совершенно «Иное». Сакральное выступает как не просто иная реальность, но и реальность абсолютная, вечная также и в отношении к «тварному» миру первичная. Иными словами, сакральное здесь понимается как некая субстанция бытия и наделяется такими атрибутами как разумность, духовность, нематериальность, самодостаточность.

Сакральное выступает для религиозной онтологии основой и истоком бытия, и таким образом содержит в своем явлении основания религиозной веры заключающиеся в необходимости стяжания Духа Святого, что ведет к спасению.

В религии представления о сакральном конкретизируются при помощи священных образов и священного слова (Логоса).

Широкую аргументацию сакральное (святое) получает в теологии. Сакральное в теологии означает подчинение Богу, символом которого выступает освящение. И в ходе освящения обыденная, мирская процедура приобретает божественный смысл.

Толкование понятия «сакральное» в истории религиоведческой мысли обусловлено множеством различных подходов к исследованию феномена. Среди наиболее используемых подходов в определении сакрального религиоведами выделяются: культурологический, философский, конфессиональный и феноменологический. Специфика данных подходов определяет особенности толкования сакрального.

- с позиции конфессионального подхода является попытка оценить сакральное изнутри религии. Сакральное не воспринимается «конфессионалами» как сущность религии или как порождающая причина религии; зачастую оно интерпретируется как свойство Бога или следствие веры в него.

- с позиции культурологического подхода, мыслят его как некий историко-социальный феномен, который характеризует степень развития общества, его систему ценностей, искусство, литературу. Сакральное здесь лишено своей трансцендентной сущности и понимается как некий универсальный источник информации.

- с позиций феноменологического подхода. Сторонники данного подхода в отличии от «конфессионалов» отмечают невозможность существования сакрального без антитезы сакральное — проданное. Существование сакрального мыслится здесь и без религии и вне религии. В таком трактовании также обнаруживаются два аспекта сакрального, негативный и позитивный – «табу» и «мана». Вывод: идея о возможности существования сакрального вне и до религии, идея амбивалентности понятия сакральное, идея антитезы сакральное - профанное. К феноменологическому подходу в осмыслении сакрального относятся и учения Э. Дюркгейма, М.Элиаде, К.Тиле, Р.Отто и т.д.

Сакральный текст.

1 вариант: Преобладание в архаическом мышлении конкретно-образных сторон обусловило формирова­ние др. наглядного способа фиксации религиозных знаний – визуальных знаковых систем, облекавших­ся в форму наскальных рисунков (петроглифов), пла­стических изображений (скульптур, барельефов и т. д.) татуировок и т. п. Заключая в визуальном виде религи­озное предание, изображая сакральные образы и сак­ральные символы, они выступали типом С. т. Постепен­но визуальные С. т. усложнялись и, хотя их значение как источника религиозных знаний слабело, они до сих пор занимают даже в развитых религиозных традици­ях высокое положение (напр., Иконопись). По мере развития словарного фонда и понятийного мышления из раннего синкретизма начинает выделяться языко­вые (вербальные) знакрвые системы. Первичные религиозные вербаль­ные знаковые системы существовали как устные С. т. – мифы, эпос, заговоры, молитвы, гимны, плачи (см. Плач ритуальный). Исполнение устных С. т. предполагало во многих культурах вхождение в измененные состояния сознания, экстаз религиозный, которые воспринимались как божественное вдохновение, одна из форм одержи­мости. Магическое отношение к устному С. т., значи­тельные объемы многих произведений (напр., Ригведа) и сложные религиозные техники их воспроизведе­ния предопределили существование в религиозных традициях особой категории лиц, профессионально занятых обращением с С. т., – шаманов, поэтов-сказителей (напр., в ведической религии – риши), брах­манов, друидов и др. В ходе развития письменности и преодоления существовавших во мно­гих культурах предубеждений к алфавиту, графиче­ской фиксации религиозных знаний возникают вер­бальные письменные С. т. – Священные Писания. Ма­териалом для записи служили каменные поверхности, глиняные таблички, деревянные доски, папирус, пер­гамент, в 13 в. в Европе начинает использоваться бума­га; во 2-4 вв. произошел переход от свитка к кодексу, блоку листов и Священные Писания приобрели фор­му собственно книг. Большинство из существующих и наиболее почитаемых письменных С. т. возникли в результате записи устного наследия. Переход от уст­ной традиции С. т. к письменной не был простой сме­ной техники фиксации – это был процесс серьезной трансформации важной области религиозной культу­ры: с одной стороны, менялись художественные осо­бенности текста, утрачивали значение особенности зву­чащей речи (темп, интонации, пр.) и личностные чер­ты исполнителя, более того, фактически отпадала необходимость в прежде религиозно значимой кате­гории профессионалов – хранителей и исполнителей устных С. т.; с др. стороны, С. т. приобрели окончатель­ную стабильность – «то, что зафиксировано письмен­но, свободно от случайностей своего происхождения и своего автора» (Х.Г. Гадамер). Развитие письменной ре­лигиозной культуры позволило многим религиозным традициям (напр., христианству) создать особую ка­тегорию С. т. – канон. Существующие в настоящее время в религиях мира С. т. различаются по многим критериям – во-первых, по степени священности (напр., Священное Писание и Священное Предание, дис­куссии о второканонических книгах Ветхого Завета). Во-вторых, по источнику получения священного зна­ния: согласно вероучению некоторых традиций, содер­жание их С. т. было получено как Откровение, непос­редственно из божественного первоисточника (даос­ское учение Небесных Наставников получено якобы от явившегося с небес ок. 142 Государя Мао-цзы; см. так­же Библия, Коран); содержание других С. т. является из­ложением духовного опыта мудрецов, пророков и про­видцев (см., напр., Упанишады); известны др. толкова­ния происхождения С. т. В-третьих, С. т. различаются по основаниям их сакрализации: некоторые С. т. обла­дают своим статусом по традиции и всеобщему согла­шению приверженцев вероисповедания (напр., Ригведа), другие – по установлению особых религиозных институтов (напр., соборов). Общими чертами С. т. яв­ляются: а) свойство открывать священную реальность (иерофаничность); б) статус высшей и бесспорной вероучительной инстанции (абсолютная авторитет­ность); в) непреходящая ценность (внеисторичность); г) исключительность в качестве фундамента сотериологии (сотериологичность); д) направленность на фор­мирование базисных моделей миропонимания и об­раза жизни индивидов, групп, а в пределе – цивили­заций и человечества в целом (парадигматичность); ж) доминирование в культовой практике (литургичность). Многие С. т. окружены в сознании своих привержен­цев магическим ореолом – уже одно прикосновение к ним, обладание ими, хранение их способно вызывать чудодейственный эффект – отгонять демонов, излечи­вать от болезни, спасать от беды. Такое отношение пре­вращает С. т. из священной реликвии в магический талисман. В настоящее время некоторые религии от­рицают возможность приращения своих Ст. – напр., главные христианские церкви отвергают претензии на создание Третьего Завета; другие оставляют свой кор­пус С. т. открытым для новых произведений – такая ситуация характерна, напр., для индуизма. Бурное раз­витие новых религиозных движений привело в появле­нию новых писаний, которые имеют в среде своих по­читателей статус С. т. Рядом с этими новыми С т. и С. т. традиционных религий в современном мире сосуще­ствуют уходящие корнями в архаикуустные С. т. – они сохраняются в культуре «коренных» народов (эвенков, индейцев Сев. Америки и др.). В связи с развитием эку­менизма и диалога между религиями предпринимают­ся попытки создать согласованный с С. т. основных мировых религий единый С. т. – Всемирное писание. (источник: А.П. Забияко)

2 вариант: Многими учеными (В.Г. Адмони, Н.Б. Мечковская, И.А. Крывелев, Т. Брукхардт) неоднократно подчеркивалось, что сакральный текст является особым видом текста. Более того, в настоящее время представляется возможным говорить о таком типе текста как о специальном тексте. Такой текст может быть определен как особого рода текст, который отражает религиозные каноны, связанные с традициями, как религиозной письменности, так и с живой духовной культурой народа.

Сакральный текст функционирует в первую очередь в определенном подъязыке, который называется профетическим. Профетическими, или пророческими, или апостольскими, называются языки, на которых изложено, а впоследствии канонизировано то или иное вероучение.

Содержание сакрального текста нельзя сохранить без соблюдения формальных правил. Сакральный текст не может называться священным только на том основании, что его темы порождаются духовной истиной, его формальный язык также должен свидетельствовать о подобном источнике.

Религиозное сознание наделило библейский текст свойством святости: священные слова, заповеди, записанное людьми откровение Бога мыслится как дарованное Богом священное знание – полное, совершенное и главное.

Сакральный текст сочетает в себе такие черты, как соответствие «духу религиозного учения», его необходимость для религиозной картины мира, его внутреннюю непротиворечивость, способность воздействовать на читателя или слушателя. В священных книгах разных религий слово Бога, его обращение к пророку или народу представлено в разной мере. Не менее

решающим фактором отнесения текста к сакральному виду является также имя автора сочинения и его религиозный авторитет.

Сакральный текст обладает следующими чертами: его авторы обладают религиозным авторитетом, он соответствует духу религиозного учения, должен оказывать воздействие на читателя или слушателя, иметь догматизированное содержательное ядро, его язык отредактирован в соответствии с требованиями церкви.

 

Богодухновенность.

Обычно «боговдохновенностью» обозначается сверхъестественное воздействие Духа Божиего на пророков и апостолов, под наитием Которого они правильно изъясняли сообщенные им откровения и верно излагали их в священных книгах. Такие священные книги получали наименование «боговдохновенных».

Богодухновенность книг – воздействие св. духа на автора с целью передать мысли Бога людям. Это значит, что Бог побудил специального человека написать (или произнести) текст, каждое слово которого, хотя и взято из словарного запаса пророка и соответствует его уровню образования и стилистическим особенностям, тем не менее, каждое слово непосредственно одобрено и инспирировано Духом Святым. Из этого следует выделить и подчеркнуть несколько важных моментов:
1) Пророчество было изречено человеком, т.е. человек тоже принимал участие в появлении пророчества.

2) Вовсе не всякий человек способен изречь пророчество (и стать автором Библии), а только святой, т.е. специально отделенный Богом для подобной цели. Ведь все же знают, что «святой», это не синоним понятия «безгрешный», но означает специально отделенный для каких либо действий предмет или личность.

Беспрекословная вера в такие тексты верующими. Богодухновенность (или Боговдохновенность) Священного Писания — догмат Церкви, провозглашающий, что Священное Писание написано по внушению Божественной благодати Святого Духа избранными Им людьми.

Какова роль человека в написание текстов? Божественный диктант. Роль человеческого участия сводится к минимуму. Можем сравнить человека с музыкальным инструментом. Св. дух диктует, а человек пишет. Богочеловеческая природа Священного Писания выражается в том, что в его составлении принимают совместное участие Бог и человек. Священное Писание – результат синергийного (совместного) действия Божественной и человеческой воли. В таком действии человек не является пассивным орудием и безличным инструментом Бога, а становится сотрудником и соучастником Его всеблагого действия, поскольку Бог Своей благодатью действует совершенно свободно, не устраняя человеческой природы.

Утверждение Богочеловеческой природы Священного Писания означает отрицание вербализма – представлений о том, что Писание продиктовано свыше «слово в слово» и непогрешимо по букве, а не по духу. Вербализм противоречит самому Священному Писанию, полагающему основание духовной жизни в живом соединении с Богом через веру в Иисуса Христа, а не в преклонении перед мертвой буквой текста.

Откровение

Открове́ние, в религии и теологии — разнообразное открытие Богом себя самого и своей воли людям. Откровение может исходить как непосредственно от Бога, так и через посредников. В некоторых религиях существуют священные тексты, которые рассматриваются в качестве богооткровенных. Обычно к религиям откровения относят три авраамические религии — иудаизм, христианство и ислам. Однако, близкое понятие откровения присутствует и в других религиях (в частности, в зороастризме и индуизме).

Типы откровений(наиболее распространенные, так их больше):

Сверхъестественное откровение -в воздействиях сверхъестественного характера свыше на людей;

Универсальное откровение - В христианском богословии различают универсальное, или всеобщее (в смысле предназначения) сверхъестественное откровение (Universal revelations), к которому относят Священное Писание (Библия) и (в исторических церквах) Священное Предание. В церковной традиции считается, что этот тип откровения дан Богом для спасения людей.

Священные писания вне христианства - В иудаизме сверхъестественное откровение признаётся особенным образом в Торе, а затем — в других книгах Танах. Однако, иудеи считают, что это особенное Откровение впервые было даровано именно им, и соблюдение многих возложенных на них Богом обязательств не распространяется на нееврейские народы. В исламе откровение посредством священной книги признаётся за Кораном. В зороастризме священной книгой, передающей откровение, является Авеста. В индуизме также имеются книги, почитаемые богооткровенными — Веды и Смрити, включая, в частности, Бхагавад-гиту, где Бог, подобно монотеистическим религиям, открывается в качестве верховной личности.

Частное откровения - В религиозных традициях присутствуют предания и свидетельства о сверхъестественных переживаниях и явлениях верующим, чаще всего — признанным святыми. Такие переживания и явления, ниспосланные определённым лицам, в христианском богословии называют частными откровениями (en:Private revelation). Частные откровения помогают верующим в их духовной жизни, однако, в христианстве вера в них не рассматривается необходимой для спасения.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)