АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Программа работы с дошкольниками, оставшимися без попечения родителей, с использованием сюжетно-ролевой игры

Читайте также:
  1. A. Минимальный запас для одной ТТ на один день работы - не менее 50 бутылок
  2. A. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
  3. I. Задания для самостоятельной работы
  4. I. Задания для самостоятельной работы
  5. II. Время начала и окончания работы
  6. II. Порядок формирования экспертных групп, организация экспертизы заявленных на Конкурс проектов и регламент работы Конкурсной комиссии
  7. II. СТРУКТУРА КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
  8. III. Задания для работы в малых группах.
  9. III. Задания для самостоятельной работы
  10. III. Обучение по образовательным программам
  11. III. ОФОРМЛЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
  12. IV. Программа соревнований

Программа работы с дошкольниками, оставшимися без попечения родителей, состоит из следующих этапов:

1) репродуктивный этап;

2) конструктивный этап;

3) творческий этап.

Дадим характеристику каждого этапа.

Репродуктивный этап.

Цель этапа:

- научить детей работать по образцу и алгоритму, который предлагает взрослый.

Задачи этапа:

- формирование умения отвечать на вопросы полным предложением;

- формирование умений повторять действия взрослого по образцу;

- формирование умений повторять действия взрослого по алгоритму.

Основное содержание: Дети наблюдают за действием взрослого во время игры, пытаются повторить его действия. После просмотри мультфильмов, отвечают на вопросы полным предложением.

Формы работы: игровой, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, чтения

Методы работы: Просмотр мультфильмов, проигрывание сюжетно-ролевой игры.

Используемые задания:

- Попробуй построить диалог с другим ребенком;

- Изобрази эмоции, которые возникли после прослушивания сказки

Таблица 2.1.6.

Возникающие трудности Пути их преодоления
Стеснение при изображении эмоций и общении • объяснение на языке детей • опорные таблицы, схемы, • работа по готовому алгоритму, комментированное выполнение заданий, • работа со справочной литературо работа с опорой на готовый образец
Затруднение в налаживании контакта ориентация на другие каналы восприятия

Конструктивный этап

Цель этапа:научить детей выполнять нетипичные задания по алгоритму.

Задачи этапа:

- формирование умений работать по алгоритму и схеме;

- формирование умений принимать решения.

Основное содержание: дети наблюдают за действием взрослого, пытаются повторить по предложенному алгоритму. Дети совместно с взрослым разбирают нестандартные ситуации поведения и пути их решения.

Формы работы: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения

Методы работы: игра, прослушивание сказок.

Используемые задания: Посмотри как сделаю я и попробуй повторить.

Таблица 2.1.7.

Возникающие трудности Пути их преодоления
Затруднение в воспроизведении действий по алгоритму в нестандартной ситуации Стеснение выполнения действий при сверстниках • объяснение на языке детей • опорные таблицы, схемы, • работа по готовому алгоритму, комментированное выполнение заданий, • работа со справочной литературо работа с опорой на готовый образец ориентация на другие каналы восприятия

Творческий этап

Цель этапа:

- научиться конструировать модели поведения по схеме, самостоятельно.

Задачи этапа: - формирование навыка проигрывания ситуаций по образцу и алгоритму;

- формирование навыка работать самостоятельно и принятия решений в не стандартной ситуации.

Основное содержание: дети прослушивают сказки (просматривают мультфильмы), обсуждают и проигрывают ситуации: как они бы повели себя в ней и что бы сделали.

Формы работы: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения

Методы работы: игра

Используемые задания: Послушай и повтори за взрослым, проиграй ситуацию по своему настроению.

Таблица 2.1.8.

Возникающие трудности Пути их преодоления
Дети не всегда могут принять решения в нестандартной ситуации • объяснение на языке детей • опорные таблицы, схемы, • работа с опорой на готовый образец

 

Для того чтобы у детей, оставшихся без попечения родителей социализация прошла более успешнее педагогами МБДОУ была разработана методическая программа, в которую вошли игровые технологии, включая сюжетно-ролевые игры, программа «Азбука доброжелательности», которая помогает детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающимся в МБДОУ «Ефимовский детский сад комбинированного вида» уважительно относится к окружающим. В 2012 году открыта и работает «Школа успешного родителя», которая помогает родителям (законным представителям) успешно контактировать всем категориям семей (Приложение№4).

Проводя подготовительную работу по социализации воспитанников, оставшихся без попечения родителей, но находящихся под опекой, наш коллектив знакомился с опытом работы других педагогических коллективов. А также при разработке нашей программы, проще сказать методики были использованы исследования Т.А.Шаньгиной и Т.А.Кравченко.

Мы предлагаем проводить работу по социализации дошкольников, оставшихся без попечения родителей в процессе организации их общения с воспитанниками детского сада, в который ходят дети, как из неполных, так и полных семей, по 4 направлениям:

I.Первое направлениесвязано с формированием умений принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

1.Организация совместной деятельности детей, воспитывающихся в полной семье и детей, оставшихся без попечения родителей, но находящихся под опекой.

Для этого полезно организовывать для детей совместную деятельность, которая подразумевает реализацию общей цели. Это помогает актуализировать социальные эмоции и мотивы поведения, формирует личностные компоненты. Дети вместе делают общую работу (одну аппликацию, картину, плакат, кукольный театр), пользуются одним набором карандашей, готовят концерт и т.д. очень важным является оценка результатов деятельности в конце педагогического процесса. Дети оценивают результат совместного труда в коллективе, высказываются о том, кто из сверстников больше всего понравился и почему. Этот момент вызывает наибольшие трудности, требует умения удержаться от стремления похвалить себя, осудить партнёра за неумелость или негативное поведение, адекватно оценить действия ровесников. С другой стороны реализация этого умения способствует развитию самосознания, произвольности поведения и сплочённости группы. Для формирования взаимопонимания и осознания ценности всех участников деятельности используется работа в парах, когда результаты работы каждой пары сдаются ребёнку-сборщику для создания общей поделки. По мере необходимости педагог активизирует личностное общение детей, помогает каждому высказать своё мнение, дать адекватную оценку, сформировать эмоциональный отклик. Для развития адекватной самооценки, осознания своих и чужих достоинств и недостатков можно усложнять условия взаимодействия. Педагог предлагает детям выполнить части работы разной степени сложности. Каждому предоставляется возможность сделать более простую работу за меньшее время или более сложную работу за большее время. Условия морального выбора являются наиболее благоприятными для проявления социальных эмоций.

1. Игра «Именины» (автор – Недоспасова В.А.)

Дети – дарители подарков. Дарителю необходимо с помощью жестов, мимики, движений показать, кому и что дарится и с каким чувством. Ребёнок, получающий подарок (именинник), выражает благодарность. Дети встают в круг. Выбирается именинник. Он встаёт в центр. Именинник придумывает себе роль какого-нибудь героя (например, Дюймовочка, Золушка и т.п.) и жестами, мимикой сообщает об этом дарителям. Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов преподносит его имениннику. Нужно выбрать такой подарок, который должен, понравится имениннику.

2. Игра «Фотография на память» (автор – Недоспасова В.А.)

Предлагается фотография или картинка, на которой изображена какая-нибудь групповая сцена, например ситуация, когда дети помогают упавшему ребёнку встать, или репродукция картины И.И. Шишкина «Три медведя». Участники игры делятся на две группы, и каждая из них делает свою «скульптурную композицию». Можно найти и отобразить шутливые сценки.

Инструкция: «К нам пришёл режиссёр. Он хочет сделать фотографию для своего фильма. Нужно снять вот такую сцену (показывают фото). Договоритесь и изобразите то, что там нарисовано».

Вопросы для беседы: Похоже ли наше фото на картинку, по которой вы сделали фотографию? Что вышло хорошо, а что не получилось?

4. Игры на активизацию помощи в совместной деятельности (автор – Смирнова Е.О.)

Игра «Закончи рисунок».

Дети сидят в кругу. У каждого набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Взрослый говорит: «Сейчас каждый из вас начнёт рисовать свою картину. По моему хлопку вы остановитесь и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Сосед слева продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку передаст её своему соседу. И так до тех, пока рисунок, который вы начали рисовать, не вернётся к вам».

Игра «Рукавички».

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар детей. Каждому ребёнку даётся рукавичка и предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с таким же узором. Когда каждая пара рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее раскрасить одинаково рукавички, причём им даётся только три карандаша разного цвета.

Игра «Мастер и подмастерья».

Дети делятся на подгруппы по три-четыре человека, один ребёнок мастер, остальные – подмастерья. Взрослый говорит: «В нашем городе объявлен конкурс на самую лучшую аппликацию, в котором принимают участие самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Аппликация должна быть создана как можно быстрее. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен порезать детали нужной формы, другой – искать нужные цвета, третий – намазывать клей. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги». После того как работы готовы, устраивается выставка.

II. Второе направлениепредусматривает формирование способности опознавать свои чувства, причины поведения и последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. развитие личностной рефлексии.

1.Игры-этюды (психогимнастика) (автор – Панфилова М.А.)

Разыгрывание этюдов, изображающих различные чувства и настроения.

В этюдах участвуют все дети. Педагог называет образ, который необходимо детям изобразить с помощью мимики и пантомимики. Дети начинают демонстрировать роль и заканчивают перевоплощения по сигналу педагога. Создавая этюды, они меняют мимику, пантомимику героя в соответствии со словами педагога (например: грустный старик, хвастливый воробей, плачущая девочка и т.д.) Полезно разыгрывать противоположные эмоции одного героя. Для того чтобы детям легче было понять то настроение, которое они должны передать в своём этюде, взрослый произносит небольшой текст, во время которого дети изображают заданный образ. Например, грустный старик из сказки «Золотая рыбка»: По берегу моря идёт грустный старик. Море бушует, на небе чёрные тучи. Ему очень одиноко, некуда пойти и не с кем поговорить. Он идёт и думает свою грустную думу. Вот он присел на разбитую лодку у моря и смотрит на волны, которые разбиваются о камни.

2. Идентификация себя с различными героями, положительными и отрицательными.

3. Придумывание продолжений сказок и их обыгрывание. Например, прочитать сказку «Три медведя» и придумать смешное продолжение сказки.

4. Элементы арттерапии: рисунки «Моё настроение», «Мой хороший поступок», «Я и мои шалости».

III. Третье направлениеподразумевает формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя самого принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор, потребности в самоизменении и личностном росте.

1. Разыгрывание и обсуждение проблемных ситуаций, нахождение выхода из проблемной ситуации.

Для индивидуальной или групповой беседы по решению проблемных ситуаций можно использовать наиболее понятные детям вопросы из теста Д.Векслера (субтест «Понятливость»):

- Что ты будешь делать, если порежешь себе палец?

- Что ты будешь делать, если потеряешь мяч, который тебе дали поиграть?

- Что ты будешь делать, если пришёл в магазин за хлебом, а хлеба там не оказалось?

- Что ты будешь делать, если маленький мальчик, меньше тебя ростом, стал бы с тобой драться?

2.Решение проблемных ситуаций, изображённых на картинках. Детям, оставшимся без попечения родителей и воспитанникам ДОУ предлагается найти выход из понятной и знакомой им проблемной ситуации. Детям предлагается четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации:

Группа детей не принимает своего сверстника в игру.

Девочка сломала у другой девочки её куклу.

Мальчик взял без спроса игрушку девочки.

Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

Картинки изображают взаимодействие детей со сверстниками, и на каждой картинке есть обиженный, страдающий персонаж. Дети должны понять изображённый на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте этого обиженного персонажа. Эти ситуации можно разыграть после их совместного обсуждения и разбора различных вариантов поведения.

3. «Незаконченные истории».

Детям предлагается придумать завершение для незаконченной истории и разыграть её:

- Кирилл принёс в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Кириллу подошёл Артем, выхватил игрушку и стал с ней играть. Тогда Кирилл… Что сделал Кирилл? Почему?

- Оксана и Маша играли в салки. Оксана убегала, а Маша догоняла. Вдруг Оксана упала. Тогда Маша…

- Таня и Оля играли в дочки-матери. К ним подошёл маленький мальчик и спросил: «Я тоже хочу играть». – «Мы тебя не возьмём, ты ещё маленький», - ответила Оля. А Таня сказала…

- Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но – но – но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестричку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил…

- Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котёнка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша…

После разыгрывания проводится обсуждение того, как разрешилась проблемная ситуация, какие чувства испытывали персонажи, что помогло им избежать конфликта.

IV. Четвёртое направлениепредполагает адекватное ролевое развитие, формирование эмоциональной децентрации (умения принимать во внимание чувства и мысли другого человека), произвольной регуляции поведения.

1.Используются различные игры на сплочение группы, на привлечение внимания к сверстникам, к чувствам другого человека.

· «Давай познакомимся». Дети садятся в круг. Каждый называет себя по имени. Затем один из участников встаёт в центр круга и по очереди бросает мяч каждому, называя его по имени. Упражнение можно повторять несколько раз.

· «Паровозик». Ребята разбегаются по разным углам комнаты и выбирают себе место – это «станция». Один из участников – «паровозик». Его задание – обойдя всех, собрать пассажиров под музыку или песню «Мы едем, едем, едем». Когда «паровозик» собрал всех, педагог может спросить, кого он взял первым и почему.

· «Маски». Каждому из ребят даётся задание – выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление и т.д. остальные должны определить, удалось ли изобразить маску.

· «Кто позвал?» Дети стоят в кругу. Один из играющих встаёт в центр круга и закрывает глаза. Ведущий подходит и притрагивается к кому-либо из участников игры. Тот громко называет имя водящего. Ведущий спрашивает: «Кто тебя позвал?» Ребёнок, стоящий в кругу, называет имя того, кто его позвал. Далее дети меняются ролями.

· «Кто за кем?» Водящий, посмотрев на детей, выстроившихся в произвольном порядке друг за другом, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой ребёнок. Эту игру можно усложнить, например, после того как ребёнок отвернулся и перечислил друзей, он поворачивается и называет изменения в их одежде, причёске (если дети поменялись вещами, сменили причёску и т.п.)

· «Шапка-невидимка». Дети встают в круг, образуя домик. Взрослый говорит: «Это домик. Все дети собираются в домике. Вот у меня шапка-невидимка. На кого она упадёт, тот становится невидимым и остаётся под покрывалом, пока дети не обнаружат пропажу и не расколдуют его. Ураган налетает». Дети разбегаются в разные стороны. В это время взрослый набрасывает на нескольких детей покрывало. После этого он сообщает: «Ураган исчезает». Дети снова становятся в круг и выясняют, кого не хватает.

2. Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Парикмахерская», «Пожарные», «Семья», «Супермаркет», «Защитники Отечества», «Космическое путешествие», «Школа» и другие. Цель этих игр расширение знаний детей о социальном мире, социальных ролях, закрепление бытовых навыков. Эти игры проводится в свободное от образовательной деятельности время в группе или на улице во время прогулки. Педагог призван учить детей, оставшихся без попечения родителей и детей из полных семей играть вместе. Учить распределять роли так, чтобы например: в игре «Семья» были все члены семьи: мама, папа, дети, бабушка, дедушка и т.д. Обсуждать с детьми, чем будет заниматься мама, чем будет заниматься папа и т.д. Какие в семье отношения между её членами, у кого какой характер и как его можно изобразить в игре. Придумывать вместе с детьми различные семейные ситуации для обыгрывания.

3. При этом может быть рекомендовано использование и дидактических игр:

а) Игра с пособием «Семья. Домашние животные» или «Семья. Дикие животные» (из серии Монтессори). Эту игру можно включать в занятия по ознакомлению с окружающим миром или по развитию речи.

- Познакомит детей с названиями животных, включить отдельные названия для мамы, папы и детёныша. Обсудить роль каждого члена «звериной семьи».

- Рассмотреть общую картинку всей семьи. Обсудить с детьми, что это одна семья, где все заботятся друг о друге, любят друг друга, помогают друг другу и т.д.

- Поиграть в игру «Найди детёныша» или «Собери семью» (с использованием картинок).

- Придумать историю о семье животных по картинкам, можно с привлечением животных из других семей.

б)Работа с пособием «Логопедическая грамматика» О.А. Новиковской.

Игра «Назови семью».

Цель: образование существительных-названий животных разного пола и возраста; расширение представлений о семье. Используется на занятиях по развитию речи.

в)Работа с пособием «Наша семья» Е.А. Даниловой (РОСМЭН), проводится во время образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, по развитию связной речи или в свободное время вечером.

Предлагается рассматривать с детьми картинки, повторить названия всех членов семьи. Обсуждать с детьми роль каждого человека в семье, кто чем занимается, кто что любит. Обсуждать отношения людей в семье, как члены семьи заботятся друг о друге, как помогают друг другу, как проводят время вместе, какими общими делами занимаются. После беседы по каждой картинке детям предлагается сочинить историю по картинке.

4. Кроме игровых, используются словесные методы работы с детьми:

· «Опиши друга». Два ребенка стоят спиной друг к другу и по очереди описывают причёску, лицо, одежду товарища; выясняется, кто оказался внимательнее.

· «Что можно сделать для друга». Взрослый предлагает детям подумать и сказать, что можно сделать для друга.

· «Так будет справедливее» (этическая беседа). Взрослый читает рассказ: «Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться. Они, то бегали вокруг стола, то кидались подушками. Вдруг щёлкнул замок – это вернулась мама. Старший брат быстро сел на диван, а младший продолжал подбрасывать подушку и разбил люстру. Мама рассердилась и поставила его в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с ним. «Почему ты так поступил?» – спросила мама. «Так будет справедливо», - ответил мальчик».

Далее взрослый проводит беседу по следующим вопросам:

- Почему старший брат ответил так?

- Как вы думаете, что сделает мама?

- Как бы вы повели себя на месте старшего брата?

5. Чтение и пересказы произведений детской художественной литературы на социальные темы, в которых поднимаются проблемы семьи. При этом может быть рекомендована следующая литература: К.Д. Ушинский «Петушок с семьёй». С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке». К. Чуковский «Цыплёнок». Н. Артюхова «Трудный вечер». Иенс Сигсгорд «Палле один на свете». Дора Габе «Моя семья» («Мама»). Г. Снегирёв «Малыши». Е. Серова «Папа дома». В. Орлова «Мамин праздник». С. Маршак «Хороший день». Рассказы В.Осеевой, Н.Носова и др.

6. Работа по тематическому плану Программы «Азбука доброжелательности» Приложение 1.

Цель программы «Азбука доброжелательности»: воспитание у детей уважительного отношения к окружающим и самому себе через сказкотерапию.

Задачи программы «Азбука доброжелательности»:

- развитие навыков коммуникативной культуры;

- поиск способов выстраивания диалогов с разными людьми;

- осознание собственной индивидуальности;

- формирование активной жизненной позиции.

На основе вышеизложенного, мы приходим к следующим выводам:

1. Нами была составлена и реализована программа работы с дошкольниками, оставшимися без попечения родителей, с использованием сюжетно-ролевой игры, которая состояла из трех этапов: репродуктивного, конструктивного и творческого.

2. Репродуктивный этап состоял в работе детей по опоре на действия взрослого. Конструктивный этап заключался в действии детей по алгоритму в нестандартной ситуации. Творческий этап включал в себя умение детей принимать решения и действие вне стандартной ситуации. По мере продвижения от репродуктивного к творческому, росла самостоятельность детей.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)