АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ ТАТАРИНЦЕВ

Читайте также:
  1. Iван Петрович Котляревський (1769-1838) і його школа
  2. Автор методики – канд.психолог.наук Николай Дмитриевич Линде, её официальное название – “Эмоционально-образная терапия” (ЭОТ).
  3. Аркадий Петрович был очень простым человеком. Он любил детей. Писал о них и для них.
  4. Архимандрит Нифонт (в миру Николай Глазов)
  5. Ассириолог Николай и сторож Василий
  6. Бесконечное и неделимое. Галилей и Николай Кузанский
  7. Волгин Игорь. Николай I - невольник чести? / И. Волгин // Родина: российский исторический журнал. - 2013. - № 3. - С.6-10: фот.
  8. Где Николай II был в начале февральских событий 1917 года?
  9. Геннадий Петрович, если вам скажут, что предсмертники не поправляются, не верьте этому, средство есть — это своя урина».
  10. Глава 30. Николай Константинович Кеченов
  11. ДЯГТЯРЕВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ
  12. ЕГОРОВ АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ

(11.12.1924-19.04.2007)

 

Татаринцев Николай Петрович - командир отделения саперного взвода 928-го Дунайского стрелкового полка (252-я Краснознаменная Харьковская стрелковая дивизия, 46-я армия, 2-й Украинский фронт), ефрейтор - на момент представления к награждению орденом Славы 1-й степени.

 

Родился 11 декабря 1924 года в селе Трескино ныне Инжавинского района Тамбовской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 6 классов. Работал в колхозе.

В августе 1942 года был призван в Красную Армию Инжавинским райвоенкоматом. На фронте с января 1943 года. Боевой путь начал под Сталинградом. На минах молодого сапера Татаринцева подорвался не один вражеский танк. Воевал в составе саперного взвода 928-го стрелкового полка. За мужество и отвагу в первых боях был награжден медалью «За боевые заслуги». Затем были бои за освобождении Левобережной Украины, города Харькова. После непродолжительного отдыха и доукомплектования дивизия устремилась к Днепру, форсировала его в районе Кременчуга и приняла активное участие в разгроме Корсунь-Шевченковской группировки противника. За форсирование Днепра награжден медалью «За отвагу».

17 июня 1944 года у села Тешкуренцы (Унгенский район, Молдавия) при прорыве обороны противника и в последующих боях красноармеец Татаринцев в составе группы старшего сержанта Исайченкова проделал свыше 10 проходов в заграждениях врага, уничтожил из личного оружия 6 пехотинцев и 8 взял в плен.

Приказом от 18 сентября 1944 года сержант Татаринцев Николай Петрович награждён орденом Славы 3-й степени (№162577).

В начале декабря 1944 года в районе населенных пунктов Надь-Дорог и Цеце (45 км северо-восточнее города Домбовар, Венгрия), 252-я стрелковая дивизия, встретив сильное сопротивление противника, перешла к обороне. Передний край проходил перед железной дорогой. Ежедневно по ней курсировал вражеский бронепоезд и прямой наводкой из пушек и пулеметов обстреливал позиции дивизии.

5 декабря 1944 года красноармеец Татаринцев в составе группы старшего сержанта Исайченкова скрытно подобрался к железнодорожной линии. Бойцы сняли часовых, заложили взрывчатку в акведук (трубу проходящую под рельсами) и взорвали полотно. Путь вражескому бронепоезду к огневым позициям был перекрыт. 27 декабря в 4 км северо-западнее города Секешфехервар (Венгрия) вместе с другими саперами разминировал минное поле и проделал проход в проволочных заграждениях противника, обеспечивая атаку стрелковой роты.

Приказом от 11 марта 1945 года красноармеец Татаринцев Николай Петрович награждён орденом Славы 2-й степени (№31505).

21 марта близ населенного пункта Сомор (24 км западнее Будапешта) и 27 марта в бою у города Комарно (Венгрия) ефрейтор Татаринцев со своим отделением проделал два прохода в заграждениях противника. В ночь на 30 марта в составе взвода обеспечивал переправу стрелковых подразделений через Дунай. 3 апреля с бойцами взвода под городом Братислава (Чехословакия) под артиллерийско-минометным огнем переправил на пароме через Дунай стрелковые подразделения, оружие и боеприпасы, содействуя успеху боя на левом берегу.

В августе 1944 года участвовал в прорыве обороны города Харькова.

Вот как сам Николай Петрович писал об этом в своем рассказе: «Дружба, испытанная войной.»

… - Прорыв обороны Харькова во многом будет зависеть от вас, - сказал
нам полковник. Сделаете проходы во вражеских заграждениях - тогда пойдут
танки и пехота. Так что вы будете первыми. Нелегко придется вам. Готовы выполнить эту ответственную и почетную задачу?
- Готовы! – ответили мы.
Августовская ночь выдалась теплой. Мы вышли на выполнение боевого задания. Сержант Исайченков полз первым. За ним Голиков и я. Сзади, уступом, для контроля промежутков и, при необходимости, для прикрытия, ползли рядовые Филиппов, Печеневский и Синицын. Замыкали группу еще двое саперов со связками красных флажков на спине для обозначения границы полосы разграждения. Противник вел себя неспокойно, освещая местность ракетами, вел пулеметный огонь. Откуда-то издалека били гаубицы и тяжелые минометы, вероятно, по нашим артиллерийским и ми-
нометным огневым позициям. Методически вела огонь и наша артиллерия. Первую половину нейтрального поля мы проползли быстро. Потом почти од-
новременно Исайченков и Голиков услышали в наушниках зловещий писк.
- Стой! Мина! – предупредил Исайченков.
Голиков передал предупреждение мне, я Филиппову... Мы
приступили к разграждению. Действовали осторожно. Саперу,
как известно, ошибаться нельзя.
Когда обезвредили шестой ряд, слева раздался сильный взрыв, а затем послышался стон. Через несколько минут гитлеровцы по всей нейтральной полосе открыли огонь из легких минометов. Осколки, словно разыскивая нас, с воем проносилисьнад головами.
Исайченков решил проверить, вся ли группа на месте. Он дал знак мне остановиться. Вскоре к нему подползли все саперы группы.
- Нас обнаружили. Нужно отходить, - сказал кто-то из нас.
- Нет! – твердо произнес Исайченков. – Отходить рано. По моим расчетам, еще два - три ряда мин впереди, а главное, проволоку нужно резать. От нас зависит прорыв обороны. Так что, надо доводить дело до конца, продолжать работу …Это приказ...
Только на заре, до конца выполнив задание, усталые и измученные, мы возвратились в полк.
Вскоре по проходу, проделанному нами, вперед двинулись танки и пехота. Оборона противника была прорвана. А через два дня, утопая по пояс в тине и грязи, наш взвод под руководством Исайченкова делал гать через болото, которое встретилось на пути наступающих стрелковых подразделений. На дорогу Плосская – Харьков первыми вышли разведчики и я со своими друзьями-саперами. Со стороны опушки леса послышался шум моторов.
- Танки, - первым высказал свое мнение Исайченков и доба-
вил: «Надо наших предупредить, а танки во что бы то ни стало
задержать!»
- Ты что надумал? – спросил я его.
Исайченков коротко изложил свой замысел. Я и рядовой Филиппов вышли вперед дозорными. Разведчики расположились в кювете, приготовили гранаты. Исайченков и Голиков на изгибе дороги попытались установить мину, но неудачно, грунт оказался крепким. Оставить мину открыто на дороге бесполезно – гитлеровцы заметят. Оставалось одно: подтянуть мину под головной танк из кювета. Но где взять шнур?..
- Снимай белье! – приказал сержант Исайченков. Мы сняли белье. Разорвав его на куски, Голиков быстро сделал веревку, вымазал ее грязью, к одному концу прикрепил мину. Печеневский и Синицын, расположившись в кювете, приготовили бутылки с горючей смесью. Вскоре на дороге показались четыре танка. Они шли на малой скорости, с открытыми люками. Когда головной танк вышел к изгибу дороги, Голиков потянул за веревку и вытащил мину прямо под правую гусеницу. Раздался взрыв. Головной танк с сильным скрежетом развернулся на одной гусенице и встал поперек дороги, загородив путь другим. Тотчас в открытые люки полетели гранаты, бутылки с
горючей смесью, затрещали автоматы. Два танка вспыхнуло. Разведчики в упор расстреливали выскакивающих из танков гитлеровцев, четырех танкистов взяли в плен. На рассвете 23 августа 1944 года Исайченков, Голиков и я в числе первых вступили в Харьков. Город горел. Тысячи людей
прятались в подвалах. В бешеной злобе гитлеровцы, отступая, взорвали почти все предприятия и здания, многие заминировали. Мы, извлекая вражеские мины, старались спасти то, что еще не было разрушено. В тот день на многих домах освобожденного Харькова, можно было прочесть слова, написанные мелом:
“Мин нет. Исайченков”. “Разминировано. Голиков”. “Мины из-
влечены. Татаринцев”...

 

За мужество и отвагу проявленные в этих боях отважный сапер был представлен к награждению орденом Славы 1-й степени.

За всю войну сапер Татаринцев не получил ни одного ранения. Беда настигла за несколько дней до Победы. В ночь на 1 мая у города Моравска-Острава в Чехословакии в составе группы саперов Татаринцев устанавливал мины на пути возможной атаки врага. Сапер ошибается только один раз, но он не ошибся и на этот раз. Рядом произошел взрыв, то ли разорвался снаряд, то ли подорвался кто-то другой, и сапера накрыла взрывная волна. С осколочным ранением, с ожогами и контузией он попал в госпиталь. Здесь и узнал радостную весть о Победе.

В том же 1945 году, после длительного лечения, Н.П.Татаринцев был демобилизован. Получив группу инвалидности, вернулся в родное село Трескино. Работал сначала счетоводом в сельпо, затем в родном колхозе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за исключительное мужество, отвагу и бесстрашие, проявленные на заключительном этапе Великой Отечественной войны в боях с гитлеровскими захватчиками, ефрейтор Татаринцев Николай Петрович награждён орденом Славы 1-й степени (N1029). Стал полным кавалером орден а Славы.

В 1957 году перешел в систему потребкооперации. Трудился в промтоварном магазине Калугинского рабкоопа в своем же селе. Возил его товары на рынок в Инжавино. С этой работы в 1985 году ушел на пенсию.

Последние годы ветеран войны полный кавалер ордена славы Татаринцев Николай Петрович жил в селе Инжавино, районном центре Тамбовской области. Скончался 19 апреля 2007 года.

Награжден орденами Отечественной войны 1-й степени, Славы 3-х степеней, медалями.

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)