АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НЕИЗВЕСТНАЯ ДОКТРИНА

Читайте также:
  1. Где и как была узаконена ростовщическая доктрина скупки мира
  2. Доктрина ахимсы в Индии
  3. Доктрина Картера».
  4. Доктрина О'Нейла
  5. ДОКТРИНА РОЗЕНБЕРГА
  6. Индоктринация культов
  7. Социальная доктрина Г. Спенсера.
  8. Социальная доктрина О. Конта.
  9. Сущность военной безопасности и её основные функции. Военная доктрина Российской Федерации.

- Почему вы не говорите, что Гурджиевская доктрина ведет свое происхождение от гностиков?

- Потому, что забыла, - призналась я.

Я забыла, поскольку этот факт не особенно занимал меня - мне было достаточно самого Гурджиева. Все, что он говорил, было настолько необъятно, что у меня просто не было времени исследовать первоисточники. Знание, которым он обладал, откуда бы оно ни пришло, для меня было гораздо важнее, чем любые исторические сведения о нем.

По словам Гурджиева, это знание исходит от "посвященных людей". Или, другими словами: "Это древнее знание изобрели не гностики и не Гурджиев. Все "культы", религии, учителя приходили к этому единому "изначальному источнику" и брали то, что они могли взять. Потом, конечно, это знание искажалось, пока не оставалось ничего от его истин и его жизненности".

Я часто задаю себе другой вопрос, интересующий меня гораздо больше, чем обсуждение "источников". - "Что же было первым, что убедило нас в ценности Гурджиевской доктрины?",

Что же это было? Пожалуй, то, как Орэдж изложил эту доктрину в серии формулировок, прояснивших и уточнивших все, о чем туманно писал Успенский в "Tertium Organum".

Зимой 1924 года в Нью-Йорке мы прислушивались к загадочным и непонятным словам Орэджа. Мы впервые знакомились с идеями, о которых никогда не слышали. Затем прибыл сам Гурджиев вместе с группой французских учеников, исполнявших его "священные танцы", и проводил беседы со множеством американских интеллектуалов. Орэдж был переводчиком.

Весной мы отправились в Фонтенбло, и там - под проницательным взглядом Гурджиева, оценивавшим наши "внимательность, впечатлительность, алертность, энергичность и искренность" - мы читали вслух главы из "Рассказов Баалзебуба своему внуку". Мы начали заниматься танцевальными "упражнениями" и жили повседневной жизнью Приорэ - совсем как описывала в своих письмах Кэтрин Мэнсфилд.

Все это было довольно полезно, но, помимо всего того, что происходило в Приорэ, решающее влияние на меня и моих подруг - Джейн Хип и Жоржетту Леблан - оказал Орэдж. Что касается меня, то я уверена, что без его понимания Гурджиевских идей, без его разъяснений я никогда бы их не усвоила. Я не могу представить себе какой-то другой подход, который так полно овладевал моим вниманием. (Гурджиевский метод обучения - я бы даже сказала, его различные методы обучения - не имели ничего общего с тем, что было мне известно, и поэтому вначале понимать его было практически невозможно. Лишь потом я осознала, почему он учил именно таким образом, а не так, как я хотела!).

Так или иначе, но долгое, очень долгое время Гурджиев просто сбивал меня с толку. Но, благодаря основе, заложенной в мой первый год, эти трудности не отклоняли меня с пути.

Многик годы спустя, полагая, что и у других людей могла быть похожая реакция, я составила ряд конспектов всего того материала, который оказал на меня наибольшее влияние в самом начале. Систематизировав его по категориям, я взяла цитаты из Орэджа, очень много - из Джейн Хип, а иногда просто перефразировала аллегорические идиомы Гурджиева. Но меня снова раскритиковали:

- Ты не можешь сделать эти формулировки достоянием широкой публики. Они имеют ценность только для тех, кто лет пять обучался у Гурджиева.

- Я не согласна. Мы слышали их в первый же год. Мы не уникальны, и должны быть другие люди, которые отзовутся подобным же образом.

- Общественности это не нужно, люди подумают, что ты сошла с ума, настолько далеки они от твоего мира. - "О, еще один культ!", - скажут они. Гурджиевским идеям может повредить представление их широкой публике.

- Я снова не согласна. Я убеждена, что если бы каждый мог начать, как начинали мы, то было бы гораздо меньше сплетен и антагонизма.

- То, как использовал этот метод сам Гурджиев, являлось необходимой "прополкой". Ряд людей должен быть сразу исключен, ибо они неспособны вместить эти идеи.

- Верно. Но я пишу для тех, кто способен. Я думаю, что наш "вводный курс" был идеальным.

- Идеальным только для разума, но не для усвоения знания.

- Оставим "усвоение" и его тайны для следующих глав. Но вспомните эти слова: "У некоторых людей есть нюх на эти идеи. Других идеи Гурджиевасовершенно не трогают. Но в каждом поколении есть те, кто чувствует...".

- Кроме того, я видела десятки людей, которых отпугнуло неверное представление о Гурджиевских идеях. Но среди тех, кто познакомился с ними так, как мы, я не встречала ни одного такого.

Права я или нет, но у меня есть несколько конспектов, где изложены идеи, оказавшие на меня наибольшее влияние. В них, по крайней мере, есть то, что Гурджиев называл "вкусом". Их невозможно понять сразу, но в них есть мощь. Вы можете размышлять над ними точно так же, как над картиной, понравившейся вам с первого взгляда: "Не уверен, что я ее понимаю, но чувствую".

Есть еще один фактор. Я должна объяснить, почему я публикую эти материалы.

Нужны ли объяснения? Думаю, да.

Всегда существовало общепринятое убеждение, что нужно хранить молчание - "Не говорите о Гурджиеве", "Не обращайте в свою веру", "Не мечите бисер", "Не раскрывайте знание, которое никто не поймет" и т.д. и т.п.

Эти увещевания, на мой взгляд, сыграли главную роль в непонимании, окружающем Гурджиева - сплетнях, мистификациях, скептицизме относительно его миссии и значения.

О нем было написано несколько уничижительных книг, опровержения которых я пока что не видела. Успенский, Николл и другие, согласно его замыслу, написали замечательные книги. Таким образом, молчание было нарушено. Но пока что я не видела книг, в которых писалось бы о повседневной работе Гурджиевских групп, о ее конкретных деталях.

Могу ли я представить кого-либо, претендующего на абсолютное понимание Гурджиевского знания? Нет. Или кого-то, способного выдать секреты, передающиеся только "из уст в уста"? Снова нет. Но я легко могу представить, что кто-то, устав от злословия в адрес Гурджиева, попытается исправить положение: не стараясь передать его метод обучения, но лишь указав некоторые идеи, ведущие к учению.

В этом и состоит моя цель.

Лучшие "разъяснители" Гурджиевского учения - на мой взгляд - Орэдж и Джейн Хил, и большинство обобщений, которые я привожу здесь, принадлежит Джейн. Она никогда не собиралась публиковать их, но я считаю, что именно в такой форме идеи Гурджиева смогут затронуть большее количество людей.

Я предлагаю их, полностью сознавая, что даже после их усвоения вы окажетесь только в начале того, что должно быть в конце концов понято и достигнуто. Такие формулировки обращаются только к разуму, а поскольку сам по себе разум не приводит к необходимым "изменениям течения жизни", очевидно (я надеюсь), что я почти не нарушаю "обета молчания".


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)