|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Нормы консервативной политикиВ политике действие универсальных закономерностей не столь очевидно, хотя и несомненно. Постигнуть действие этих закономерностей в состоянии коллективный разум нации в целом, поколение за поколением накапливающий по крупицам бесценные знания. Индивид глуп. Толпа бывает глупа, когда действует не размышляя; но род человеческий всегда мудр, и когда у него достаточно времени, он всегда поступает правильно.?Опыт многих поколений воплотился в нравах, обычаях и традициях народов. Соответственно, необходимо бережно относиться к этому наследию: вместо того, чтобы избавиться от всех старых предрассудков, надо их пристрастно рассмотреть. Опасно позволять людям жить и действовать с опорой каждого лишь на собственный запас разума, поскольку такой запас у отдельно взятого человека невелик, и индивидам лучше обращаться во всеобщий банк за капиталом, накопленным в течение веков многими народами. Чем древнее действующий институт, тем большего уважения заслуживает, поскольку прошел самое сложное испытание - проверку временем и вобрал в себя мудрость предков. Государственные институты разных стран сложились исторически, а не в результате осознанного соглашения отдельных личностей. Способность людей к совершенствованию реализуется именно в обществе, и единственное состояние, которое естественно для них, это гражданское, а вовсе не состояние дикости. Поскольку цели такого соглашения не могут быть полностью достигнуты в течение столетий, оно становится связующим звеном между поколениями.?Если рассматривать каждое государство как результат созидательных усилий и наследственное достояние всех поколений его граждан, то принцип преемственности в политике и праве приобретает традиционное консервативное звучание: "Не станет заботиться о потомстве тот народ, что не оглядывается на предков... Благодаря конституционной политике, отвечающей установленному в природе порядку вещей, мы получаем, сохраняем и передаем по наследству наш государственный строй и привилегии точно так же, как имеем и передаем свою собственность и жизнь. Политические институты, имущественные блага и дары Провидения приходят к нам и уходят далее одним и тем же путем". Разум, не сдерживаемый пониманием собственной слабости, дающий свободу воображению, вполне может и погубить все самое прекрасное и святое. Исторических примеров для иллюстрации этого положения достаточно. Спасает то, что в обществе постоянно имеется противостояние интересов, действие и противодействие, взаимная борьба противоположных сил, приводящая к социальной стабильности. Эти противоречия обусловлены сложностью и противоречивостью самой человеческой натуры. Наивно считать, что все люди добродетельны, но и отравлять себя поистине дьявольской злобой, считая всех одинаково грешными и порочными, не стоит. Люди и в общественной жизни, и в частной в чем-то хорошие, а в чем-то плохие. В характере человека соединяются многие трудносовместимые друг с другом качества, такие, например, как благоразумие и злопамятность; к тому же неотъемлемое свойство людей - ошибаться. Но свидетельством мудрости можно считать способность определить степень несовершенства, которую следует признать реальной. Чрезмерно высокие требования и попытки устранить все имеющие место недостатки могут породить новые, еще большие. В том, что касается политики, мысли и дела людей способны к бесконечному количеству видоизменений и к абсолютно новым, неожиданным сочетаниям. Уже одна только необходимость выполнения членами общества разных функций предполагает существование отличных друг от друга социальных категорий, имеющих свои особые интересы. Народ всегда разделен на части, а обеспечить защиту и гармоничное сосуществование всех слоев общества, а также дифференцированный подход к их специфическим требованиям - основная задача государства. Противоборство парламентских фракций давало необходимую гарантию сохранения государственного строя Британии. Партийные объединения, независимо от того, какие цели они преследуют в своей деятельности, являются неотъемлемой частью свободного государства. Англичане устами Берка дали и классическое определение политической партии - это группа людей, объединившихся на основе какого-либо особого (particular), всеми ими разделяемого принципа для обеспечения совместными усилиями национальных интересов. Но не только межпартийные противоречия определяют развитие государства. Соперничество различных ветвей власти, каждая из которых желала бы расширить свое влияние, но вынуждена считаться с аналогичными поползновениями остальных, обеспечивает государству динамическое равновесие, а гражданам - незыблемость прав и привилегий. Именно такой баланс противоположных устремлений и лежит в основе английского политического строя. Хотя три высших государственных органа Британии имеют разную природу - монархическую (королевская власть), аристократическую (палата лордов) и демократическую (палата общин), - вместе, несмотря на все различия, они гармонично составляют единое целое.?Английский консерватизм признает и расхождения между интересами разных социальных слоев, в частности подчеркивая, что имущественное неравенство является самым эффективным стимулом к труду, без которого существование цивилизации вообще невозможно. В то же время уравнительный передел собственности не удовлетворил бы потребностей малоимущих: "Если бы всем богатым перерезали глотки и все, что они потребляют за год, распределили бы поровну, тем, кто работает... не досталось бы и по кусочку хлеба с сыром на ужин... Когда бедные восстают, чтобы уничтожить богатых, они в отношении самих себя поступают столь же разумно, как когда жгут мельницы и бросают зерно в реку, стараясь снизить цену на хлеб". Проблема бедности может решаться только постепенно, с развитием производства - и это тоже вполне в духе консервативных представлений. Консерватизм считает противоречия неотъемлемым элементом социального бытия, а искусство политики как раз и состоит в достижении такого оптимального сочетания преимуществ и недостатков, при котором даже последние служили бы на благо общества. Права граждан в государстве заключаются в получении ими определенных выгод. Очень часто это достигается установлением баланса между противоположными благами, иногда - компромиссом между "благом" и "злом", а иногда - между "злом" и "злом". Равновесию и компромиссу различных, часто прямо противоположных начал консерватизм придает чрезвычайно большое значение: "Всякое управление и, конечно же, всякая выгода людей и всякое благо, всякая добродетель и всякое мудрое деяние основаны на компромиссе и взаимности. Мы взвешиваем недостатки, мы берем и даем, мы воздерживаемся от применения некоторых прав, чтобы иметь возможность использовать другие". Мудрый политик всегда избегает крайностей и, проявляя умеренность, стремится к средней точке между ними. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |