|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Открытия в период с 1500г. По 1800гЦелый ряд важных путешествий в этот период помог гораздо лучше разобраться в географии Тибета и Центральной Азии. Первым из них было путешествие иезуита — «мирянина» Бенто де-Гоэш (Bento de Goes), отправившегося из Индии с целью узнать, были ли Сина и Катай одной и той же страной или нет. Из Агры он проследовал через Лахор и Пешавар на Кабул. Здесь он прошел Парванским ущельем через Гиндукуш, перевалил через Памир и вышел к Яркенду, откуда через Турфанский оазис дошел до Сучжоу. Путешествие его отняло почти пять лет, и Гоэш умер, так и не дойдя до Китая, но перед смертью ему удалось связаться с иезуитом Риччи в Пекине и установить, что Сина и Катай были одной и той же страной. Вторая экспедиция вышла из Индии в 1624 г. с целью выяснить правильность сообщения о том, действительно ли в Тибете жили какие-то христиане. Путешествие было предпринято Антонио де-Анлраде первым европейцем, взобравшимся на Гималайский хребет, открывшим один из главных истоков Ганга и проникшим в неизвестные области Тибета из Индостана. Из Дели он проследовал через Хардвар в область Гарвал — к святыне Бадринат у одного из истоков Ганга. Перевалив затем через Гималайский хребет, он вступил на территорию Тибета, достигнув города Чапранга в долине верхнего Сетледжа. Он добился разрешения на въезд в страну для христианских миссионеров и вернулся в Агру с большим и ценным материалом о Тибете. В 1625 г. де-Андраде, захватив с собой нескольких священников, вновь отправился в Тибет и основал в Чапранге духовную миссию, просуществовавшую шестнадцать лет. В 1631 г. из Чапранга вышел Франсиско Асеведо; он прошел до Ле (Леха) и вернулся в Индию через Ротанский проход, которым купцы обычно ходили между Ле и Лахором. Таким образом, он открыл для сношений огромную территорию, лежавшую между районом, открытым Гоэшом, и районом, пересеченным де-Андраде. Несколько раньше, в 1626 г., Эстеван Каселла и Жуан Кабрал, члены духовной миссии в Шигацзе, исследовали восточную часть Гималайского хребта. Они шли через Куч-Бехар и Бутан, а Кабрал вернулся в Индию через Непал. Обе экспедиции собрали много географических сведений о Гималаях и Тибете, однако часть их оставалась под спудом в архивах до самого последнего времени. Как бы сами по себе ни были важны эти путешествия, все они уступают по значению экспедициям Иоганна Грюбера и Альбера д'Орвилля. Когда Грюбер выезжал, тот самый Кирхер, на труд которого China Illustrata мы ссылались выше, просил его вести журнал путешествия. Грюбер выехал из Рима в 1656 г. и, в противоположность другим миссионерам, направился в Ормуз не морем, а сушей. Заехав в Сурат, где он задержался на десять месяцев, Грюбер в июле 1658 г. достиг Макао, откуда в скором времени выехал в Пекин. Оттуда он был откомандирован обратно в Рим в деловую поездку. Поскольку голландцы закрыли в то время морскую дорогу для всех посторонних, а дорога через Индо-Китай считалась немыслимой, было решено, что Грюбер должен ехать через Тибет и Индию. Его спутником был д'Орвилль, энтузиазм которого зажегся под влиянием слышанных им лекций Мартини о Китае. Оба путешественника вышли в экспедицию из Китая в апреле 1661 г. и через два месяца достигли границы у Синина; за ним лежала еще совершенно неисследованная территория. Их путь пролегал через Куку-Hop, а оттуда, в общем юго-западном направлении на Лхасу, куда они и прибыли 8 октября. После почти шестинедельного пребывания в Лхасе они продолжали свой путь через Непал на Агру, куда и прибыли около середины марта 1662 г. Грюбер продолжал свой путь через Дели и Лахор вниз по Инду до города Татты, затем через Мекран, Южную Персию и Месопотамию в Смирну, а оттуда в Рим, куда он прибыл в феврале 1664 г. Так закончилось это путешествие, замечательное уже тем, что за сомнительным исключением монаха Одорика из Порденоне, Грюбер был первым европейцем, побывавшим в Лхасе. Если его отчет о путешествии и не блещет описаниями, Грюбер все же установил со значительной степенью точности положение большого числа мест и существенно помог улучшению карты Азии. В 1707 г. в Лхасу пробрались два миссионера-капуцина, в 1709 г. — третий, а в 1716 г. в ней побывал Ипполит Дезидери. Это последнее посещение было следствием замечательного путешествия, предпринятого с целью восстановления духовной миссии в Чапранге, каковой город в то время, по-видимому, путали с Лхасой. Из Агры Дезидери проследовал через Лахор и Пир-Панджалский проход в Сринагар, где и пробыл шесть месяцев. Оттуда он продолжал путь на Ле и дальше по высоким равнинам Тибетского плоскогорья, в общем следуя долинам течения Инда и Брамапутры. Его путевой дневник переполнен ценнейшими и точнейшими наблюдениями. Из Лхасы его спутник Фрейре вернулся через Непал в Индию, Дезидери же задержался на некоторое время в Лхасе, а затем прожил почти четыре года в соседней провинции, пока и сам в 1721 г. не вернулся через Непал в Индию. Он оставил полный точных наблюдений географический очерк Тибета, сохранившийся, однако, лишь в рукописи. За этот труд, так же как и за его замечательное путешествие, он заслуживает место в первом ряду исследователей. В 1724 г. голландец Самуэль ван-де-Пютте проехал через Персию в Индию, а оттуда через Лхасу в Китай. К сожалению, он велел уничтожить оставшиеся после него бумаги, так что нельзя проследить его маршруты. В 1740 г. за ним последовал Кассиано Беллигати-да-Мачерата, добравшийся до Лхасы через Непал. Он составил отчет духовной миссии в Тибете и подробное описание его населения. В 1774 г. английские власти в Индии, под руководством генерал-губернатора Индии Уоррена Гастингса, установили дипломатические отношения с Тибетом, и в связи с этим в этом же году Джордж Богл проследовал в эту страну через Бутан. Он переправился на северный берег Брамапутры к месту, называемому Дешерипге, и оттуда успешно вел переговоры, но ему не удалось получить для английских купцов разрешения проезжать через Бутан. Между 1775 и 1783 гг. этот район посетил ряд других миссий, от чего знания англичан о Бутане и Тибете много выиграли; однако же отъезд Гастингса из Индии положил конец экспедициям этого рода, и до конца столетия движения вперед в этом отношении больше не наблюдалось. В самой Индии служебные поездки военных и дипломатических служащих заложили основу для действительно серьезного знакомства со страной. Большое значение в этом отношении имела работа, проделанная между 1763 и 1782 гг. Джемсом Реннеллом. Часть времени он был занят съемкой Бенгалии, а после 1773 г. составлением «Бенгальского Атласа», вышедшего первым изданием в 1779 г. Полковник Колл проделал одну маршрутную съемку в Южной Индии, тогда как полковник Пирс определил точное географическое положение ряда точек между Калькуттой и Мадрасом. Этот материал, так же как и множество всякого другого, был использован при составлении не дошедшей до нас карты Колла 1787 г. Следующий год, однако, ознаменовался выходом в свет «Объяснительной записки к карте Индостана» Реннелла, считавшейся тогда лучшей из существующих. Эта карта была несколько раз переиздана с прибавлением дополнительного материала, основанного на новых маршрутных съемках, и оставалась стандартной картой Индии, пока ее не заменили издания индийского геодезического управления, основанного Лемтоном в 1800 г. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |