АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Баухауз

Читайте также:
  1. Василий Кандинский. Казаки
  2. ВВЕДЕНИЕ
  3. Виды дизайнерской деятельности
  4. ГЛОССАРИЙ
  5. ГЛОССАРИЙ 7 страница
  6. Ильменский заповедник
  7. Историческая справка
  8. Клее Пауль. Сенекио
  9. Конструктивизм
  10. Лисицкий Эль. Композиция
  11. ЛРГГЯСННОЕ. И-VVMT.tLr

Типографика. Швейцарский стиль

Скачать полностью (26.97 Кб)

Цели работы:

1. Показать процесс возникновения и эволюции такого феномена графической культуры современности, как швейцарский международный стиль.

2. Определить основные предпосылки и источники создания швейцарского международного стиля.

3. Показать влияние творчества группы «De Stijl» на процесс создания швейцарского стиля графического дизайна и определить его основные художественные характеристики.

 

План работы.

1. Введение.

2. Исторические предпосылки создания швейцарского стиля.

3. Специфические особенности Швейцарии, способствующие развитию школы графического дизайна.

4. Источники возникновения швейцарского стиля.

5. Неопластицизм – идеология и продукт творчества группы «De Stijl».

6. Влияние творческого наследия «De Stijl».

7. Понятие и основные принципы швейцарского международного стиля.

8. Выводы.

9. Список литературы.

 

1. Введение.

Типографика, как процесс графического оформления печатного текста посредством набора и верстки, моделирования облика произведения печати, должна способствовать задуманному издателями характеру воздействия на читателя, должна увлечь читателя чтением и рассматриванием издания.

Главная задача типографа – разработка архитектуры книги, для чего он определяет ее пропорции: общий формат, формат строки и полосы набора, раскладку полей, кегль шрифта, интервалы между словами и строками; размеры, место расположения и меру зрительной «тяжести» иллюстраций. Итогом работы типографа всегда оказывается продуманное, подчиненное определенному замыслу визуальное обустройство печатной страницы, разворота, череды книжных полос.

Типограф заботится об оптимальном соотношении цветовых тонов бумаги и печатной краски, выбирает наиболее приемлемый рисунок шрифта, создает комфорт для читательского глаза продуманным назначением шрифтового кегля, интерлиньяжа, ограничивает длину строки и высоту наборной полосы, разрабатывает систему оформления рубрик, вводит необходимый комплекс средств, облегчающих ориентацию в тексте.

Пропорции книжного блока, материал, шрифтовая композиция переплета, нарастание массы наборных элементов от авантитула к титульному развороту и полосе с оглавлением — вот тот арсенал приемов, с помощью которых типограф способствует погружению читателя в мир книги.

Как разновидность типографической деятельности можно рассматривать и проектирование рекламы, вывесок, оформления выставок, создание многочисленных элементов «фирменного стиля», то есть работу в самых разных областях графического дизайна.

С типографикой тесно взаимосвязано проектирование наборных шрифтов, которые служат для художников печати своего рода исходным «строительным» материалом.

2. Исторические предпосылки создания швейцарского стиля.

Развитие типографики, как таковой начинается с изобретения книгопечатания, а своими корнями художественно-типографическое мышление уходит к временам рукописной книги, с которой связан большой опыт целесообразного и красивого размещения текста на плоскости листа. С середины XV века, главным образом усилиями венецианских типографов, Николая Йенсона и Альда Мануция, печатная книга обретает свой специфический облик.

Наибольший интерес для рассматриваемой темы имеет период начинающийся на рубеже XIX-XX веков когда заметный след в типографике оставил стиль модерн (ар нуво, югендстиль) с его стремлением к экспрессии органических форм. Контрастное сочетание растительного орнамента, декоративно-силуэтных иллюстраций и обостренной геометрики линейного обрамления во многом определяло специфику облика книжной полосы в изданиях, оформленных в духе модерна. Типографике модерна отдали дань многие видные художники книги: Э. Грассе, А. Муха, О. Бердсли, Ч. Рикетс и Л. Хаусмен, Т. Моррис и Л.С. Бакст. Модерн спровоцировал поиск новых шрифтовых рисунков, использующих гибкую, текучую линию и получивших применение главным образом в акциденции (О. Экман, П. Беренс).

Примерно к тому же периоду относятся и первые опыты экспрессивной типографики, стремившейся как бы воссоздать образность авторской речи путем перемены шрифтовых кеглей и начертаний, активизации незапечатанного фона, а порой и уподобления наборной полосы некоему изображению. Заметными достижениями в области экспрессивной типографики отмечено творчество представителей конструктивизма 1920-30-х гг. (П. Зварт, X. Байер, Я. Чихольд, Эль Лисицкий, А.М. Родченко, В.Ф. Степанова, С.Б. Телингатер и др.). Их основные достижения относятся к сфере рекламной типографики, акциденции, а также типографике деловых и периодических изданий. Для конструктивизма характерны предпочтение гротесков с их простотой шрифтового рисунка, отказ от орнаментации, усиление активности заголовков, широкое применение жирных линеек в целях членения и акцентировки текста, нарушение традиционной симметрии, использование флагового набора. Конструктивистские поиски новой типографической структуры перекликаются с исканиями пионеров современного индустриального дизайна.

В 1930 гг. развивалась и типографика неоклассического стиля, превыше всего почитающая удобочитаемость знака и текста в целом, простоту и привычность шрифтового рисунка, уравновешенность пропорций и самого шрифта, и наборной полосы, чуждавшаяся типографической вычурности и экстравагантности. Лидерами неоклассической типографики были: Я. Чихольд, с середины 1930-х гг. работавший в Швейцарии и Великобритании; С. Морисон (Англия); Г. Цапф (Германия). В России неоклассическая типографика связана с именами В.А. Фаворского и И.Ф. Рерберга.

И наконец, 1940-60 гг. ведущую роль в мировой типографике заняла Швейцария, где сложилась строго функциональная система художественного проектирования произведений печати. В отличие от конструктивизма, типографика послевоенной швейцарской школы носит подчеркнуто деловой характер. Упорядочение книжной композиции, приведение к единому модулю всех визуальных элементов книги — ее отличительные особенности. При этом роль композиционного каркаса играет математически рассчитанная, состоящая из равных прямоугольников и просветов между ними модульная сетка, параметры которой выдерживаются в изданиях от первой до последней страницы.

Зарождение и становление швейцарской школы графического дизайна охватывает период 1920 - 1980-х годов. Нижняя граница рассматриваемого периода соответствует начальному этапу формирования концепции и методологических основ новой типографики в Германии и распространению выработанных идей в ведущих центрах дизайн-образования Швейцарии. Верхняя граница исследования охватывает период смены классических принципов международного стиля постмодернистскими тенденциями типографики «новой волны» вплоть до полного нивелирования элементов швейцарского стиля.

3. Специфические особенности Швейцарии, способствующие развитию школы графического дизайна.

Формирование и развитие швейцарской школы графического дизайна, имеет ряд объективных факторов, включающих особенности географического расположения, а также национально-культурной специфики Швейцарии. Так, важно учитывать, что Швейцария, находясь в центральной части Европы, являлась нейтральным государством и не принимала участие во Второй мировой войне.

Второй важнейшей предпосылкой возникновения швейцарской школы графического дизайна явилась языковая общность северных кантонов Швейцарии и Германии. Во многом благодаря этому основы новой функциональной типографики, заложенные в 1920-е годы немецкими дизайнерами-графиками, были восприняты в 1930-е годы и развивались впоследствии швейцарскими мастерами. Школы искусств и ремесел крупнейших городов северной Швейцарии — Базеля и Цюриха, были на протяжении 1940 - 1960-х годов ведущими центрами подготовки мастеров международного стиля типографики.

Наконец, третье важное обстоятельство, способствовавшее интенсивному развитию швейцарской школы графического дизайна, — исключительно высокое развитие графической культуры в целом, прослеживающееся уже с первых веков образования Швейцарской конфедерации. Так, уже в XIV - XV веках собственные гербы и знамена имел не только каждый кантон, входивший в конфедерацию, но также каждый город и территориальный район. Изображения гербов традиционно помещались на официальных документах и были неотъемлемой частью повседневной культуры общения. В последующем графические изображения флага и герба размещались на городских трамваях, на форменной одежде различных служб и ведомств.

Развитие графического дизайна в Швейцарии традиционно получало всестороннюю государственную поддержку. Признание важности профессионального графического оформления национальных банкнот, почтовых марок, уличных указателей, социальной рекламы и прочих графических элементов общественного и государственного обихода привело к организации многочисленных государственных конкурсов, в ходе которых отбирались и принимались к производству лучшие образцы дизайн-графики швейцарских мастеров. Так, Швейцария стала одной из первых стран, где был создан и использовался профессионально оформленный дизайнерами-графиками внутренний паспорт. Особое внимание к графическому дизайну со стороны государства подтверждает также тот факт, что на протяжении нескольких десятилетий, начиная с 1941 года, министерство внутренних дел и культуры Швейцарии совместно с Национальным обществом плаката (Allgemeine Plakatgesellschaft) производили ежегодный отбор лучших плакатов, которые затем экспонировались на ежегодных выставках «Лучшие плакаты года». Критериями выбора были эстетическое качество, высокие стандарты печати, а также эффективность в рекламной сфере.

В XX веке востребованность дизайнеров-графиков в Швейцарии непрерывно росла. Этому способствовал быстрый подъем экономики: динамично развивались сфера обслуживания и туризм, фармацевтическая индустрия, машиностроение, малое и среднее предпринимательство. Объем печатной продукции, обеспечивавший потребности всего сектора производства и предпринимательства в Швейцарии, был чрезвычайно велик. Также значительна была доля культурных мероприятий, сопровождавшихся выпуском разнообразных афиш, каталогов, буклетов и т.д. Помимо указанных сфер приложения труда дизайнеров-графиков, существенную роль играла хорошо развитая отрасль периодической печати. Уровень ее развития демонстрирует, например, тот факт, что в крупнейших городах Швейцарии, таких как Базель, Берн, Лозанна и Женева, вплоть до нашего времени издаются полноформатные ежедневные газеты, а в Цюрихе таких газет издается две.

Немаловажным фактором становления и развития швейцарской школы графического дизайна следует также считать активную просветительскую деятельность, которую в 1930 — 1980-е годы вели государственные и частные музеи, галереи и выставочные центры Швейцарии. Прежде всего в этом ряду нужно упомяпуть Музей дизайна в Цюрихе, художественно-промышленный музей в Базеле и галерею Йозефа Мюллер-Брокманна «Galerie 58» в Рапперсвиле. Кураторы этих музеев оказали значительное содействие знакомству швейцарских дизайнеров с идеями новой типографики, а впоследствии выставочная деятельность швейцарских музеев и галерей способствовала установлению прочных связей швейцарской школы графического дизайна с авангардными направлениями современного искусства, такими как неопластицизм, конструктивизм, функционализм и конкретное искусство.

Ключевой вклад в обеспечение преемственности художественно-эстетической программы швейцарской школы графического дизайна внесли два ведущих учреждения дизайн-образования — Школы искусств и ремесел Базеля и Цюриха. Именно преподаватели и выпускники этих школ принимали самое деятельное участие в выработке и утверждении художественно-эстетического кодекса международного стиля типографики. Выступая с лекциями в крупнейших университетах Европы и США, публикуя учебные пособия для дизайнеров-графиков и руководства по международному стилю, они способствовали широкой популярности швейцарской школы типографики во всем мире.

4. Источники возникновения швейцарского стиля.

Сегодня без утилитарных произведений мировой индустрии промышленного дизайна представить себе быт практически невозможно. Это и предметы бытовой техники, и системы подсветки, и мебель, и даже канцелярские принадлежности – скрепки, подставки и прочие мелочи. Технологичный минимализм уверенно и широко шагнул в новое тысячелетие. А начало этому триумфальному шествию положили авангардные направления 20-х годов прошлого века – баухауз, неопластицизм группы «De Stijl» функционализм и конструктивизм.

Баухауз

В начале 20-го века Германия была одним из мировых флагманов новой архитектуры. И главным творческим центром в 20-е годы стал «Баухауз». В 1919 году в германском городке Веймаре архитектором Вальтером Гропиусом была основана высшая школа строительства и художественного конструирования – или Баухауз (Bauhaus). Возникновению «Баухауза» предшествовало несколько факторов: во-первых, изобретение в конце 19-го века такого материала, как бетон, и возникновение чикагской школы архитектуры, применявшие этот материал в строительстве зданий. В это же время произошло возникновение «машинной» эстетики Петера Беренса, широко применявшего металлические конструкции для каркасов промышленных построек, которые подчеркивали суровую мощь массивных стен. Ну и, конечно, были свежие идеи функционалистов.

«Баухаус» стал настоящей кладезью полезных идей для зарождавшейся промышленности: простые, но интересные формы, недорогие материалы, которые требовались для их изготовления. В «школе художественного конструирования» создавали обивочные ткани и обои с нейтральными рисунками. Успешной разработкой «массового товара» стали изделия из металла, предложенные Марианной Брандт: настольные лампы, светильники, пепельницы и кофейники.

В 1925 году «высшая школа разработки форм» переехала в промышленный город Дессау. Здесь по проекту Гропиуса было построено отдельное здание, в котором разместились учебные аудитории, технические мастерские, общежитие студентов и квартиры профессоров. Само сооружение представляло собой два блока с огромными, во весь фасад, окнами. Корпуса соединяла галерея из бетона. Здание «Баухауса» стало символом и подлинным манифестом новой архитектуры — разумной и функциональной.

Внутреннее оборудование квартиры самого Гропиуса, спроектированное им совместно с Марселем Брейером, отличалось удивительной скромностью и удобством. Ее интерьер во многом предвосхитил основные тенденции построения бытового пространства с простором, обилием воздуха и отсутствием корпусной мебели. Примечательно не только общее решение, но и отдельные детали интерьера — светильники, блоки кухонной мебели и многое другое

Гропиус стремился сделать искусство и дизайн частью повседневной жизни. Он считал, что и художники, и архитекторы – прежде всего ремесленники. И их произведения должны быть практичными и доступными. Дома, интерьеры и вещи должны быть эргономичными и утилитарными. Но при этом – эстетичными и естественными. Стиль Баухауза, отличающийся простотой, геометрическими формами и тонким вкусом, позволил сформироваться технологическому дизайну всего 20-го столетия.

Группа " De Stijl "

Чуть раньше была создана голландская группа "Стиль" ("De Stijl"), названная по одноименному журналу Пита Мондриана и Тео ван Дусбурга. Ее члены также активно участвовали в формировании новых принципов архитектуры и дизайна.

Большое влияние на ее основателя – архитектора Мондриана – оказали абстрактные и кубические композиции художественного авангарда. В результате был рожден стиль "неопластицизма", который стремился установить некий универсальный архитектурно-дизайнерский концепт. Он базировался на использовании горизонтальных и вертикальных линий и трех основных цветах: черном, белом и сером.

Яркий пример воплощения этих принципов на практике - знаменитый "Дом над водопадом" в Бэар-Ране (Пенсильвания) Ф. Л. Райта, где пересечение прямоугольных объемов под прямым углом - один из приемов равновесия всей композиции.


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)