|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГЛОССАРИЙ 7 страница. Язык описания страниц, созданный компанией AdobeФОРМАТ POST SCRIPT Язык описания страниц, созданный компанией Adobe. Кроме того, это распространенное название для шрифтов формата Туре 1 и Туре 3, где для описания формы символов используются отрезки прямых (векторы) и кривые третьего порядка. ФОРМАТ TRUE TYPE Формат описания шрифтов, использующий при построении линий^отрезки прямых (векторы) и кривые второго порядка. Разработан компаниями Apple и Microsoft. ФОРМАЛИЗМ Эстетическая позиция, абсолютизирующая роль формы в эстетическом и художественном освоении действительности, а также выдвигающая категорию формы на первое место в системе эстетического знания. ФОРМАНТ Буквосочетание, регулярно повторяющееся в товарных знаках владельцев, но не вызывающее коллизии знаков. ФОРТОЧКА Заголовок, врезанный в текст, при этом часть строк основного текста делается несколько короче основного формата данного издания. ФОТОГРАФИКА Вид графики, применяемый в типографике, рекламе, плакате, иллюстрации, с использованием специфических фототехнических средств: уменьшение контрастности, придание объемности, стереоскопичности, трансформация цвета, наложение изображения, изменение масштаба и многих других. ФОТОМОНТАЖ Процесс и результат монтирования нескольких фотоизображений в сложную иллюстрацию или иное изображение. ФОТОНАБОР Процесс изготовления текстовых диапозитивов на фотонаборных машинах. ФОТОФОРМА Негатив или диапозитив, который получен с текстового, изобразительного или смешанного оригинала и с которого путем копирования на поверхность формного материала и последующей ее обработки получают печатную форму. ФРАКТУРА Вид готического письма, появившийся в Германии в начале XVI века. Строчные буквы достаточно крупны, но в то же время узки, непременно имеющие два излома, но позволяющие трактовать себя с большим количеством росчерков и завитков. ФРЕЙМ Объект с определенным содержимым (текстовым, графическим, цветовым). Расположение фреймов на странице определяет структуру документа. Фреймы можно накладывать друг на друга, связывать, редактировать их форму и атрибуты. ФРОНТИСПИС Заглавная иллюстрация, помещенная на левой половине первого разворота книги, правую сторону которого занимает титульный лист. Фронтиспис является иллюстрацией ко всему литературному произведению, как правило ассоциативный или обобщенный образ. Иногда на фронтиспис выносят портрет автора. ФРОТТАЖ Рисунок, путем наложения бумаги на шероховатую поверхность и натирания ее графитом. ФУНКЦИОНАЛИЗМ Социально-эстетическое движение в архитектуре, дизайне, прикладном искусстве, выступающее за подчинение предметно-художественного формообразования требованиям технического и общественного прогресса. Функционализм имел интернациональный характер и был представлен как отдельными архитекторами - Ф. Л. Райт, Ле Корбюзье, так и целыми школами - немецкий Баухауз, голландский Де стийл, советский конструктивизм. Функционализму свойственно неприятие эклектизма и украшательства, стремление добиваться художественной выразительности путем эстетического освоения материалов и конструкций, требование создавать не просто отвлеченные формы, а предметно-эстетическую среду для жизнедеятельности людей. ФУТЛЯР Картонный или пластмассовый короб, в который помещают книгу или альбом большой художественной ценности, который защищает их от внешних воздействий и служит составной частью внешнего оформления издания. ФУТУРИЗМ Авангардное течение в искусстве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Формальные новшества конструктивистов отразились в конструктивизме. В творчестве футуристов были сильны черты примитивизма, а также проявлялся интерес к иконописи, лубку и восточному искусству. ФУТУРОДИЗАЙН Экспериментальная творческая деятельность, имеющая целью определение потенциальных путей изменения потребительских качеств и, как следствие, визуального образа отдельных объектов, их систем, а также перспектив развития предметно-пространственной среды и образа жизни в целом. ФЭНТЕЗИ Художественное направление, построенное на ограниченном сращивании явлений и событий сверхесте-ственных и запредельно придуманных проявлений всемогущества научно-технических достижений. ХАЙ-ТЕК Направление архитектуры, стремящееся к эстетическому освоению различных технологических и конструктивных элементов. В таких произведениях демонстрируются высокие качества пластиков, легких сплавов, композитных материалов, блестящих и прозрачных поверхностей. Трубопроводы и другие коммуникационные системы играют роль архитектурных элементов. ХАРИЗМА Авторитетность, основанная на исключительных качествах личности. ХИАЗМ Расположение чего-либо в виде греческой буквы X, например, в изобразительном искусстве - человеческой фигуры, опирающейся на одну ногу, при этом если правое плечо поднято, то упор на левую ногу, и наоборот. ХИНТИНГ Подпрограмма шрифтового файла, обеспечивающая более достоверное представление шрифтовых контуров при среднем и низком разрешениях. Хинтинг позволяет при любых искажениях отдельных элементов сохранить смыслоразличительную графему знака. Например, в обычном кегле перемычка у буквы «н» может быть гораздо тоньше вертикальных штрихов, и при очень низком разрешении она исчезает, а буква не распознается и теряет смысл. Хинтинг искажает пропорцию горизонтального штриха, искусственно утолщая его, при этом буква сохраняет свою графему. Технология хинтинга правильно растеризует контуры разных кеглей при низком разрешении. ХРЕСТОМАТИЯ Учебное пособие, представляющее собой сборник систематически подобранных произведений или отрывков из них, которые являются объектом изучения в учебном курсе. ХРОМАТИЧЕСКАЯ АБЕРРАЦИЯ Эффект разложения света на хроматические составляющие при прохождении через среды с высоким коэффициентом преломления. ХРОНОГРАММА Диаграмма, иллюстрирующая протекание события во времени. ХЭППЕНИНГ Разновидность акционизма, развивается как событие, скорее спровоцированное, чем организованное. Организаторы действия обязательно вовлекают в него зрителей. Хэппенинг рассматривается как вид движущегося произведения, в котором окружающая среда и предметы играют не меньшую роль, чем живые участники акции. Действие хэппенинга провоцирует свободу каждого участника и манипуляцию предметами. Все действия хеппенинга в отличие от перформанса являются импровизированными. ЦВЕТ Характеристика зрительного ощущения, позволяющая наблюдателю распознавать качественные различия излучений, обусловленные различным спектральным составом света. ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ Сочетание различных по цветовым характеристикам ЦВЕТОВАЯ МОДЕЛЬ Способ численного описания видимых, регистрируемых или отображаемых цветов. Цветовая модель CMYK основанная на четырех субтрактивных цветах полиграфического процесса - голубом, пурпурном, желтом и черном. Цветовая модель RGB основана на трех аддитивных цветах -красном, зеленом и синем. Цветовая модель HSB основана на трех характеристиках цвета: цветовом тоне (Hue), насыщенности (Saturation) и яркости (Brightness). В основе модели HSB лежит аддитивная модель RGB. ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ Общий замысел применения определенных цветовых сочетаний при окраске объекта проектирования, воплощаемый в схеме окраски. ЦВЕТОВОЙ БАЛАНС Соотношение цветов в изображении. ЦВЕТОВОЙ ТОН Основная воспринимаемая характеристика цвета, отличающая его от других цветов. ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ Процесс разложения цветного изображения на составляющие, необходимые для печатного процесса, и получение отдельных фотоформ для каждой составляющей, которая печатается своей краской. ЦВЕТОКОРРЕКЦИЯ Изменение цвета пикселов изображения с целью достижения оптимальных результатов печати. ЦВЕТОПРОБА Получение для контроля за качеством цветоделения многокрасочного изображения с цветоделенных фотоформ на бумаге или экране монитора. ЦИРКУМФЛЕКС Верхний акцент в виде уголка, направленного вверх. Применяется над гласными буквами во вьетнамском, португальском, румынском и турецком языках. ЦИЦЕРО Шрифт, кегль которого равен 12 пунктам (4,51 мм в системе Дидо; 4,24 мм в англо-американской системе). ЧЕРТЕЖ Изображение предметов, их частей и деталей линиями, штрихами, выполненное с соотношением, а иногда и с указанием истинных размеров этих предметов и дающее представление об их реальном виде или устройстве. ЧИНКВЕЧЕНТО Устаревшее итальянское название периода расцвета Высокого Возрождения. ЧЛЕНЕНИЕ Разделение целого на взаимосвязанные части. Один из приемов композиции, посредством которого достигается соответствие предмета его назначению и внутренней структуре, соразмерность окружающей среде и человеку. ЧТЕНИЕ Зрительный процесс, в ходе которого заранее согласованные или общепринятые знаки, буквы или слова воспринимаются человеком и трансформируются в мысли и представления. ШАПКА Заголовок, слоган и любая другая надпись, примыкающая к верхнему краю полосы книги, газеты или плаката. ШАРЖ Разновидность карикатуры, в которой подчеркиваются и выделяются наиболее характерные черты лица и фигуры изображаемого. ШАТИРОВКА Оттенение какой-либо линии штриховкой или краской, например, государственных границ на картах. ШЕВРОН Один из верхних акцентов, напоминающий уголок, направленный вниз. Применяется над гласными и согласными в литовском, словацком, чешском и других языках. ШЕДЕВР Произведение, являющееся высшим достижением искусства или мастерства. ШЕЙДЕР Программа, отвечающая за параметры визуализации элементов сцены при окончательном просчете. Шей-деры бывают пиксельные (отвечающие за цвет поверхности), вершинные (отвечающие за изменение геометрии), источников освещения, теней (отвечают за качество теней), объемные (туман, дым), фотонные (каустик и глобальная иллюминация) и другие. ШЕЛКОГРАФИЯ Разновидность трафаретной печати, при которой краска продавливается ракелем через печатающие элементы печатной формы из тончайшей сетки на запечатываемый материал, а закрытые пробельные элементы печатной формы не дают краске проникнуть на этот материал. Так как шелкография дает на оттиске слой краски, по толщине во много раз превышающий офсетный, изображения получаются яркими и насыщенными. Шелкография наносится практически на любые материалы и поверхности, в том числе и на выпуклые. ШЕЛФ-ОРГАНИЗАТОРЫ Организаторы полочного пространства, позволяющие выделить из массы группу товаров, резервируя место под конкретный товар, организующие определенный порядок размещения товаров на полке и выполняющие информационно-рекламную функцию. Подразделяются на: Шелфтокеры - рекламные панели, крепящиеся к по- верхности полки с помощью специального отгибающегося клапана. Шелфстопперы - вертикальные панели, выступающие за плоскость стеллажей. Шелфорганайзеры - разделители полок коробчатого типа, в виде устойчивых конструкций, напоминающих миниподдоны. Шелфстрипы - узкие длинные полосы, которые крепятся на торец полки. ШИНУАЗРИ Мода зрелого барокко в Европе, оказавшая влияние на орнаментику рококо, прежде всего в прикладном искусстве и декоративной живописи мотивами, заимствованными с китайских и японских образцов. ШИП Остроконечный элемент в правой нижней части латинской прописной G в некоторых шрифтах. ШМУЦТИТУЛ Добавочный титул, помещаемый перед какой-либо частью книги. ШПАТЕЛЬ Лопатка для грунтовки, перемешивания красок, очистки палитры. ШПАЦИЯ Типографский пробельный материал для образования пробелов в строке между словами, а также между буквами при наборе в разрядку. ШПОНЫ Типографский пробельный материал, в виде тонких металлических пластин, кегль которых измеряется от 1 до 4 пунктов. Шпоны предназначены для увеличения естественных пробелов между строками, что повышает удобочитаемость текста, но увеличивает объем издания. ШРАФФИРОВКА Система геральдических штриховок, отображающая графически геральдические металлы, эмали (цвета) и меха. Придумана в XVII веке итальянцем Сильвестром Петра-Санктой. ШРИФТ Графическая форма алфавита буквенно-звукового типа письма, имеющая стилистические признаки. Шрифт - этс«зримая, эстетическая форма языка. Шрифты по характеру формообразования разделяются на рукописные и рисованные. Рукописный знак формируется инструментом письма и приемами использования этого инструмента. Рисованный знак создается на основе формальной и содержательной концепций, которые определяют характер рисунка знака. ШРИФТ БРАЙЛЯ Рельефно-точечный шрифт для чтения слепыми, буквы, цифры и другие знаки которого состоят из различных комбинаций выпуклых точек, различимых на ощупь. ШРИФТ «ГРЭЙСКЕЙЛ» Шрифты, в которых используются вариации интенсивности серого по краю контура знаков для подавления эффекта зубчатости контура и улучшения воспроизведения шрифта на устройствах низкого разрешения. ШТАМБ Доминирующий (основной) вертикальный или наклонный штрих, составляющий основу буквы. В округлых формах букв штамб называется наплывом. ШТЕНДЕР Отдельно стоящая раскладная рекламная конструкция, размещающаяся рядом с входом и не требующая разрешений и согласований. ШТИХЕЛЬ Инструмент гравера: стальной тонкий стержень ромбовидного, клинообразного, полуовального сечения со срезанным концом. Используется в технике резцовой гравюры и ксилографии при вырезании клише. ШТРИХ Изобразительное средство графического искусства, один из основных элементов рисунка, представляющий собой короткую линию, выполненную одним движением руки. В зависимости от направления штрихи могут быть прямыми, наклонными, перекрестными. Различия в толщине, длине, насыщенности и динамике штрихов играют большую роль в формировании выразительных особенностей рисунка. ШТРИХКОД Графическое условное изображение, состоящее из вертикальных штрихов разной толщины и предназначенное для автоматической идентификации товаров специальным сканером. ШУМ Совокупность пикселов, цветовые значения которых распределяются случайным образом. ЭВРИСТИКА Система психологических и логических методик стимуляции мышления человека для нахождения оптимальных решений творческих задач. ЭКЗЕМПЛЯР Копия произведения, изготовленная в любой материальной форме. ЭКЛЕКТИКА Отсутствие единства и целостности в произведении. Беспринципное сочетание в одном объекте разнородных, несовместимых элементов, обладающих разными стилевыми признаками. ЭКОДИЗАЙН Область комплексной дизайнерской деятельности, стремящейся к реализации в проектируемых объектах сближения требований природной среды и культуры, что вызывает необходимость учета ценностей, достигнутых предшествующими поколениями людей в сфере взаимоотношений человека и природы. ЭКОРШЕ Введенное французским скульптором Ж. А. Гудоном изображение фигуры человека без кожного покрова, с обнаженной мышечной структурой, в качестве анатомического пособия для обучения начинающих художников. ЭКРАННЫЕ ШРИФТЫ Специальные шрифты, предназначенные для работы на экране, в особенности низкого разрешения. Отличаются более тщательным инструктированием и хин-товкой, а также особенностями рисунка. ЭКСЛИБРИС Дословный перевод с латинского - из книг. Книжный знак, указывающий на принадлежность книги владельцу. Различают суперэксяибрис, оттискиваемый рельефно на переплете или корешке книги, и бумажный экслибрис, помещаемый на внутренней стороне переплета. Гравировать экслибрисы начали в Германии в XVI веке. ЭКСПЛИКАЦИЯ Краткое письменное сопровождение чего-либо, содержащее объяснение и оценку сопровождаемого объекта. ЭКСПОЗИЦИЯ Предъявление восприятию (зрителя, публики) определенным образом организованной предметной материи. ЭКСТЕНЗО Перечень основных тем или внутренних заголовков главы, помещенный перед ее текстом после заголовка. ЭКСТРЕМУМЫ Крайние верхняя, нижняя, левая и правая точки кон ЭМ Ширина самой широкой прописной буквы латинского алфавита «М». Считается, что она равна кеглю шрифта, то есть в шрифте 10 кегля эм равна 10 пунктам. ЭМБЛЕМА Условное символическое изображение какого-либо понятия или отвлеченной идеи. В отличие от символа, эмблема не пытается образно воплотить содержание понятия, а лишь указывает на него, ограничиваясь чисто условной связью. ЭНВАЙРОНМЕНТ Обширная пространственная композиция, охватывающая зрителя наподобие реального окружения. Энвай-ронмент подразделяется на натуралистический, воспроизводящий окружающую среду, и фантастический, представляющий собой игровое пространство, предполагающее определенные действия зрителей. ЭНКАУСТИКА Восковая живопись, выполненная горячим способом. Возникла в Древней Греции в V веке до н.э. Предварительно разогретые краски (воск, смолы, масло, пигмент) наносят на подогретую основу кистью и раскаленным бронзовым инструментом, после чего полученное изображение оплавляют. ЭНТАЗИС Утолщение ствола колонны в средней его части, создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола. ЭРГОНОМИКА Наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах с целью создания для него совершенных орудий и оптимальных условий работы. ЭРГОДИЗАЙН Художественное проектирование объектов, формообразование которых определяется в первую очередь требованиями эргономики. К подобным объектам относятся пульты управления, оборудование рабочих мест и другие изделия, эффективность функционирования которых зависит от взаимодействия их с человеческим организмом. ЭСКИЗ Предварительный набросок, первоначальная наметка проекта. ЭСТАМП Оттиск, отпечаток, станковая гравюра или литография, отпечатанная самим автором, то есть гравировщиком доски или печатной формы. ЭСТЕТИКА Наука, изучающая прекрасное в действительности, особенности эстетического осознания человеком мира и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития искусства, как особой формы эстетического отражения действительности. • ЭСТЕТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Свойства, определяющие соответствие объекта художественным нормам, развивающие эстетический вкус человека и удовлетворяющие его эмоциональные потребности. ЭСЦЕТ Двойное «эс». Лигатура, применяемая в немецком языке. ЭТИКЕТКА Листовое издание, вид прикладной графики, имеющий бытовое назначение. Этикетка может быть изобразительной и чисто шрифтовой. ЮНИКОД Международный стандарт кодирования цифрового шрифта, основанный на 16-битной кодировке-знаков. Был впервые разработан в конце 80-х годов XX века и несколько раз дорабатывался. Теоретически он позволяет разместить 65536 различных знаков, что включает в себя практически все мировые алфавиты и другие системы письма, имеющие значение для полиграфии. ЮГЕНДСТИЛЬ Немецкое название стиля модерн, произошедшее от названия мюнхенского журнала «Югенд», основанного в 1896 году. ЮСТИРОВКА КОЛОНОК Приведение колонок к заданной высоте. Юстировка производится при наличии висячих строк, а также при наличии в колонке включений, не кратных по высоте строке основного текста (иллюстрации, рубрики, линейки, таблицы, формулы и так далле). Юстируют при помощи вгонки и выгонки, за счет варьирования отбивок. В крайнем случае при юстировке возможно незначительное изменение интерлиньяжа. ЯЗЫК Стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся дискретная звуковая знаковая система, предназначенная для коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений о мире. ЯРКОСТЬ Воспринимаемое количество света, излучаемое объектом. ЯРМАРКА Крупный периодический рынок, доступный всем отраслям производства и организуемый неизменно в том же месте, в определенный срок и на определенное время. Задача ярмарки - дать возможность участвующим экспонентам представить образцы своего производства, продемонстрировать новые достижения и технические усовершенствования с целью заключения торговых сделок. ЯРЛЫК Наклейка или самостоятельная акцидентная единица, сопровождающая товар с нанесенной на ней рекламной или служебной информацией. ЯРУС Табличный заголовок, объединяющий две или более нижележащие графы. Рекомендуемая I литература! Пропедевтика Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.018 сек.) |