|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Композиция внутренних элементов книгиОсновной и дополнительный тексты. Материал, помещаемый в книге, по своему характеру и назначению неодинаков и неоднороден. Различны по своей природе и по способу восприятия текст и иллюстрации. Во многих книгах наряду с основным текстом имеются еще и дополнительные, например примечания, приложения. Есть в тексте и система заголовков, справочно-вспомогатель-ные элементы, например, оглавление. Каждая книга имеет свою архитектонику. Выявить ее, упорядочение и удобно для читателя расположить весь неоднородный материал книги - основная задача оформления ее внутренних элементов. По давней традиции основной текст, если он не перемежается с иллюстрациями или другими видами текста, располагается во всю ширину и высоту книжной полосы, чаще всего одним столбцом. В некоторых изданиях он располагается в две или даже в три колонки. Делается это, главным образом, для того, чтобы дать читателю сравнительно короткую, удобочитаемую строку. При этом принимается во внимание не только формат книжной полосы по ширине, но и кегль шрифта. Если при шрифте 10 кегля двухколонное строение полосы применяется главным образом в широкоформатных изданиях, например, в изданиях по изобразительному искусству, то при шрифте 8 кегля оно целесообразно даже в изданиях среднего формата, например, в справочниках. В широкоформатных изданиях использование 7 кегля обоснованно при верстке в три колонки. Таким образом компонуют энциклопедические издания. Двухколонное расположение необходимо и для параллельных текстов на двух языках, например, в разговорниках, а также в некоторой части переводных изданий. К дополнительным текстам относятся предисловия, вступительные статьи, примечания, комментарии, приложения, в учебниках - методические указания и материалы для самостоятельной работы, в научных изданиях - подробные, поясняющие основную мысль элементы текста (например, описания опытов). Такие тексты содержат нужные читателю сведения, но все же передают не основное содержание книги, да и читатель работает над ними иначе, чем над основным текстом. Отсюда и особенности в оформлении и компоновке различных видов дополнительного текста. 0 Предисловие и близкие к нему по содержанию материалы, помещаемые под заголовком «От автора», «От составителя», часто печатаются таким же шрифтом, как основной текст книги, и по оформлению не отличаются от него. С таким оформлением не всегда можно согласиться. Предисловие часто содержит важные для читателя сведения - в нем дается принципиальная характеристика книги, оно дает направление всей работе читателя над книгой. Такое предисловие целесообразно выделить, например, набрав его шрифтом того же кегля, что основной текст, но на шпонах. В соответствии с общим характером оформления книги его выделяют и другими способами - курсивом того же кегля (этот способ хорош для сравнительно короткого предисловия, так как курсив читается хуже прямого шрифта), набором на более узкий формат. При необходимости более экономичного и компактного оформления можно выбрать для такого предисловия шрифт несколько пониженного кегля (например, при 10 кегле для основного текста для предисловия используют 9 или 8, но на шпонах), в этом случае предисловие будет хорошо читаться и вместе с тем заметно отличаться от основного текста. Во многих книгах встречается предисловие аннотационного типа, не содержащее принципиально важных для читателя положений. Поскольку оно имеет второстепенное значение, его можно набрать шрифтом пониженного кегля, например при 10 кегле для основного текста назначить 8 или 9, если при этом предисловие не выйдет за пределы отведенного для него места. Вступительная статья, как правило, содержит важный для читателя материал, но не принадлежит к основному тексту. Довольно часто предисловие установочного типа и вступительную статью набирают для экономии бумаги шрифтом 8 кегля без шпон (при 10 кегле для основного текста). С этим нельзя согласиться - такое оформление как бы приглашает читателя не обращать внимания на эти тексты. Примечания могут быть расположены в основном тексте, вынесены в низ книжной полосы (сноски), помещены в конце книги или крупных разделов. Внутри основного текста помещают примечания главным образом в официальных изданиях, где их связь с соответствующими пунктами основного текста особенно тесна. Внутритекстовые примечания набирают с новой строки, с абзацным отступом, выделяя их либо шрифтом пониженного кегля, либо втяжкой; возможно и сочетание этих приемов. Кроме того, обычно их отделяют от основного текста небольшими пробелами. Слово «Примечание» выделяют шрифтом (полужирным, курсивом) или разрядкой. В виде сносок примечания помещаются, если они нужны читателю по ходу чтения, но все же менее тесно связаны с основным текстом. Такие примечания обычно выносят в низ полосы, набирают более мелким шрифтом (при корпусе для основного текста - петитом) и, кроме того, отделяют от основного текста пробелом и линейкой, иногда - только пробелом. Встречаются издания, где сноски расположены необычным способом, например, помещены в низу полосы, но за пределами ее нормального формата, вынесены на боковое поле, заверстаны в оборку. Первые два способа могут подойти только при условии, что сноски короткие, третий - даже при этом условии вряд ли удобен читателю и может быть оправдан только какими-нибудь особыми соображениями. Для указания, к какому месту текста относится каждая сноска, пользуются особыми знаками, которые ставятся в соответствующем месте основного текста и повторяются в начале сноски. Знаками сноски обычно служат либо мелкие цифры, либо звездочки: 1, 2, 3, *, **, ***. В формульном тексте цифры в качестве знака сноски не применяются, так как их можно спутать с показателем степени. Звездочки же не подходят при большом количестве сносок на странице - знаки некоторых из них стали бы слишком громоздки. Обычно сноски нумеруются пополосно, но иногда применяется сквозная нумерация в пределах каждой главы, статьи и даже всей книги. При выборе того или другого способа надо иметь в виду и следующее обстоятельство. Сквозная нумерация в рукописи и в книге полностью совпадает, и в этом заключается ее удобство. Но если в процессе издания надо будет добавить или выбросить хоть одну сноску, то сквозная нумерация всех последующих сносок изменится и это вызовет правку, которая может оказаться довольно большой. Если некоторые примечания-сноски принадлежат не автору, а редактору (переводчику), то указание об этом выделяется шрифтом, обычно курсивом. Оформление примечания в виде подстрочных сносок характерно для учебников, для большей части научных, научно-популярных и производственно-технических изданий. В конец книги примечания переносятся в том случае, если они менее тесно связаны с основным текстом или носят характер комментариев. Затекстовые примечания тоже набираются более мелким шрифтом. Часто, особенно в научной литературе, они нумеруются в сквозном порядке и в этом случае связываются с основным текстом такими же цифровыми обозначениями, как сноски. Наличие в основном тексте многочисленных мелких цифровых обозначений мешает беглому чтению и придает оформлению оттенок сухости. Чтобы избежать этого в изданиях художественной литературы (где к тому же затекстовые примечания бывают слабо связаны с основным текстом или же нужны сравнительно небольшому кругу читателей), обычно не связывают затекстовые примечание с основным текстом какими-либо условными знаками, но перед каждой группой примечаний указывают, к какому произведению они относятся, а в начале каждого отдельного примечания - к какой оно странице. Встречаются и такие издания, в которых нужны как сноски, так и затекстовые примечания. В этом случае необходима особенно четкая, и притом различно обозначенная, сигнальная связь между основным текстом и примечаниями каждого вида. Комментарии оформляют в основном так же, как и затекстовые примечания. Методические материалы. В школьных учебниках встречаются специфические виды дополнительных текстов - методические материалы: вопросы и задания для самостоятельной работы, упражнения, отрывки из исторических документов. Все эти виды текста необходимо оформить так, чтобы учащийся сразу распознавал их. Тут можно использовать и набор шрифтом основного кегля без шпон (основной текст в школьных учебниках для начальных и средних классов согласно санитарным правилам набирается на шпонах), и шрифты пониженного кегля на шпонах и без шпон, и шрифт другой гарнитуры, и особые приемы оформления заголовков. В научных книгах для материалов такого типа, как пространные цитаты, истории болезни и тому подобные, обычно выбирают шрифт несколько пониженного кегля. Приложения. Текстовые приложения большей частью набираются шрифтом пониженного кегля, однако, приложения-таблицы тем же кеглем, что таблицы в основном тексте. Чтобы более четко отделить приложения от основного текста, их начинают с новой полосы. Рубрикация. Архитектоника книги выражается в делении ее на части, главы, параграфы. Это деление отражается в системе заголовков, или рубрикации. Логичное и четкое оформление системы заголовков помогает понять структуру литературного произведения, облегчает работу над книгой. Различают заголовки тематические (представляющие собой название какого-нибудь раздела), нумерационные (например, «глава вторая»), смешанные (состоящие из двух частей - нумерационной и тематической). Тематическая часть заголовка дает читателю информацию о содержании раздела, и поэтому обычно ее выделяют сильнее. Однако в некоторых изданиях и нумерационная часть заголовка играет важную роль. Так обстоит дело в учебниках, где в заданиях учащимся преподаватель обычно указывает именно номера параграфов. В таких случаях нумерационная часть заголовков выделяется более сильно, чем тематическая. Большое значение имеет нумерационная часть заголовка при индексной системе рубрикации. По этой системе перед каждым заголовком в книге проставляется цифровой индекс, который образуется следующим образом. Допустим, книга делится на главы, параграфы и пункты, то есть имеет заголовки трех степеней. Заголовки первой степени получают индекс, показывающий порядковый номер главы в книге, например, пятая глава - индекс 5. У заголовков второй степени индекс состоит из двух частей: первая - номер главы, в которую входит параграф, вторая - порядковый номер па- раграфа в этой главе. Таким образом, индексом 7.2 обозначается второй параграф седьмой главы. Соответственно заголовки третьей степени имеют индекс из трех частей, и индексом 12.3.1 нумеруется первый пункт третьего параграфа двенадцатой главы. Такая индексация удобна для читателя, так как сразу показывает, какое место занимает заголовок и относящийся к нему раздел текста в архитектонике всей книги. В учебниках снабжены заголовками как основной, так и методические тексты. Эти группы заголовков должны отличаться по оформлению одна от другой. Выявить соподчинение заголовков или их различный характер можно как с помощью шрифтовых средств, так и путем различного их расположения. Шрифтовые средства сводятся к использованию шрифтов различной графической силы и различного начертания. При прочих равных условиях прописной шрифт сильнее строчного, шрифт более крупного кегля сильнее более мелкого, полужирный сильнее светлого, но слабее жирного. Прописной же 8 кегль и строчной 10 равносильны - такое сочетание для соподчиненных заголовков не подходит. Если исходить только из сравнительной силы шрифтов, то при многостепенной рубрикации пришлось бы прибегнуть к шрифтам очень крупного кегля, которые казались бы непропорционально велики на сравнительно небольших страницах книги. Избежать этого можно путем различного расположения заголовков. Широко применяются следующие способы расположения заголовков (приводим их в порядке возрастающей силы): в подбор - в одну строку с последующим текстом; вподверстку - отдельной строкой между окончанием последнего абзаца одного раздела и началом первого абзаца следующего раздела; со спуском - над текстом начальной полосы, с заметным отступом от верхнего края полноформатной полосы; шапкой - вверху начальной полосы, с крупным пробелом между заголовком и последующим текстом. Заголовок в подбор обычно начинается с таким же отступом, как все абзацы; выделяют такой заголовок чаще всего полужирным шрифтом (строчным), а иногда - разрядкой или курсивом; кегль шрифта - такой же, как для следующего за заголовком текста. Вподверстку могут быть расположены заголовки не только одной, но и двух-трех степеней. В соответствии с их значимостью они набираются шрифтами различной силы. Заголовок, расположенный вподверстку, отделяется как от предшествующего, так и от следующего за ним текста. Поскольку заголовок относится к следующему за ним тексту, отбивка сверху должна быть примерно в полтора раза больше отбивки снизу. При этом общая высота заголовка вместе с отбивкой должна равняться высоте целого числа строк -
это необходимо прежде всего для того, чтобы все полные книжные полосы, независимо оттого, имеются ли на них заголовки, могли быть точно равны по высоте. Два заголовка вподверстку - более высокой и более низкой степени - могут следовать один за другим. В таком случае логично, если самый меньший пробел отделяет низший заголовок от последующего текста, пробел между заголовками несколько больше, а самый большой пробел отделяет высший заголовок от предыдущего текста. Равные по силе заголовки одинаково отбиваются на протяжении всей книги. Заголовок со спуском и заголовок-шапка помещаются на начальных полосах; но первый - с некоторым отступом от верха полосы, второй же - у самого ее верха. Такими заголовками могут начинаться одинаково крупные структурные разделы (например, главы), и в этом случае их следует рассматривать как равносильные. Но возможен и другой вариант - заголовок-шапка объединяет несколько разделов, каждый из которых начинается с новой полосы спусковым заголовком; в этом случае спусковые заголовки подчинены заголовку-шапке. Если заголовок не вмещается в одну строку, то для удобства чтения надо делить его на строки по смыслу так, чтобы не разрывать особенно тесно связанные между собой группы слое. Из тех же соображений нельзя заканчивать строку заголовка предлогом, а также не допускаются в заголовках переносы части слов (за исключением многострочных заголовков, набираемых на полный формат). При всех упомянутых способах расположения заголовки членят текст, заставляют читателя сделать паузу при переходе к новому разделу. В большей части книг такие паузы необходимы. Но в некоторых книгах изложение отличается такой плавностью, что паузы между мелкими разделами текста мешают чтению. Однако заголовки таких разделов нужны, они помогают читателю ориентироваться в материале, полезны при повторении и конспектировании. В подобных случаях заголовки низшей степени могут быть оформлены в виде «форточек» или маргиналий («боковушек», «фонариков»); перечень таких заголовков может быть помещен и в начале крупного раздела, непосредственно вслед за его заголовком, образуя как бы план раздела. «Форточка» - это заголовок, врезанный в текст. Ширина врезки по всей книге одинакова и составляет приблизительно 1/4 длины строки, высота - немного превышает высоту помещенного в ней заголовка. Для компактности такие заголовки набирают шрифтом пониженного кегля, но полужирного начертания. Чтобы полоса с «форточкой» не воспринималась как рваная, строка над врезкой должна начинаться без отступа и перекрывать врезку не менее чем на ширину трех букв. Если концевая строка предыдущего абзаца не прикрывает «форточку», то последнюю начинают не у первой строки своего текста, а несколько ниже. Заголовки, набранные «форточкой», обычно выключают на середину врезки и отделяют от строк, закрывающих врезку сверху и снизу, одинаковым пробелом. При таком оформлении заголовки выделяются из основного текста, не мешают непрерывному чтению, компактны. Рис. 4.16 Оформление обложки и содержания журнала «Союз дизайнеров». Дизайн: С. Кужавский, В. Голыженков, Ю. Храпкина, 1998 Маргиналии (от латинского «марго» - поле) - это заголовки, расположенные на полях, как правило - на наружных боковых. Обычно их тоже набирают шрифтом пониженного кегля, но светлым. Применяют маргиналии редко, так как они требуют значительного увеличения наружных боковых полей. Заголовки в виде «форточек» и маргиналий должны быть предельно краткими. В противном случае они и плохо воспринимаются, и мешают быстрому чтению текста. В некоторых изданиях на поля выносят тексты, по сути дела, близкие к развернутым важным заголовкам, которые хотят особенно сильно выделить. В книге могут встречаться самостоятельные небольшие разделы, которые не имеют ни словесных, ни нумерационных заголовков. Такие разделы отделяют от предыдущего текста «немой» рубрикой, которая обычно представляет собой какой-либо специальный знак (например, звездочку, три звездочки) или просто увеличенный пробел. Особенно часто встречаются такие рубрики в сборниках стихов. Обычно архитектоника всех разделов книги одинакова. Например, каждая часть делится на главы, каждая глава - на параграфы и так далее. Пропуск одного звена (если в какой-нибудь главе нет параграфов, но есть деление на пункты) сразу заставляет усомниться в логичности и обоснованности рубрикации. То же самое относится к таким случаям, когда заголовку высшей степени подчинен только один заголовок, например, в главе только один параграф. Однако нельзя считать недостатком рубрикации, если в каком-нибудь разделе книги нет деления на самые мелкие подразделы; возможно, что одни параграфы разделены на пункты, а другие - нет. Возможен и такой случай, когда какой-нибудь раздел текста по структуре сложнее остальных и в нем необходимы заголовки промежуточной степени. Например, учебник географии делится на главы, каждая из которых посвящена описанию какой-нибудь части света. В свою очередь, главы делятся на параграфы, в которых описываются разные страны. Но глава об Америке делится еще и на подглавы, охватывающие описание стран Северной, Центральной и Южной Америки. Заголовки этих разделов должны быть по силе промежуточными между заголовками глав и параграфов. Кроме рубрик основного текста, в книге могут быть и заголовки, относящиеся к дополнительным текстам. Чтобы читатель сразу отличал такие заголовки от остальных, для них подбирают шрифты, заметно отличающиеся по начертанию или даже другой гарнитуры, а также выделяют их расположением.Например, при выключке основных заголовков в красную строку выключают их в край. По системе спокойного оформления заголовки набираются шрифтами умеренной силы - не резче, чем это необходимо для того, чтобы читатель легко уяснил себе их соподчинение. По системе динамичного оформления свойственно применение резко выделяющихся шрифтов, в том числе жирных, крупных и значительно отличающихся по рисунку от основной гарнитуры; в частности, для заголовков часто выбирают броские шрифты - рубленые (гротески). Различно решается и вопрос о расположении (выключке) заголовков. По первой системе заголовки, вынесенные в отдельные строки, выключаются в красную строку, то есть точно на середину формата по ширине, что придает книжной полосе симметричность. По второй системе заголовки выключаются «флагом», то есть их строки начинаются от одной и той же вертикали. Простейший случай такого расположения - выключка заголовков в левый край, но возможны и другие, более сложные варианты. Асимметричное расположение заголовков еще более резко выделяет их (выключка в край подходит, в частности, при индексации заголовков, так как в этом случае цифровой индекс заголовка сразу бросается в глаза). В рамках второй системы иногда применяют некоторые особые приемы оформления заголовков, например, полностью или частично выносят их в особую колонку, резко выделяют их нумерационную часть, располагают их вертикально. Особый характер носит свобод- ное, асимметричное расположение заголовков в некоторых изданиях художественной литературы, где дизайнер не ставит себе задачу облегчить чтение, а стремится передать оформлением дух литературного произведения. Какая бы система оформления ни была выбрана, она должна проводиться не формально, а с учетом того, как воспринимаются заголовки читателем. Если заголовок не умещается в одну строку, то необходимо делить его на строки так, чтобы особенно тесно связанные между собой слова (например, предлог и следующее за ним слово или определение и слово, к которому оно относится) находились в одной и той же строке. Не следует членить такой заголовок на строки в ущерб смыслу, добиваясь какой-нибудь заданной конфигурации строк. Начальные и концевые полосы. Выявлению архитектоники книги служит и особенное композиционное решение начальной полосы, отличающееся от оформления следующих за ней рядовых полос. Вместе с тем оно служит для читателя сигналом - надо сосредоточиться, подготовиться к чтению. Открывая книгу или перелистывая ее, читатель прежде всего видит правую (нечетную) страницу книжного разворота. Поэтому на ней и принято помещать начальную полосу. Таким же образом желательно начинать и текст крупных разделов книги. Если предыдущий раздел заканчивается на нечетной странице, то во избежание сложной вгонки (или разгонки) материала приходится начинать новый на левой странице разворота. В книгах текст на начальной полосе обычно располагают со спуском. Отсюда и название - спусковая полоса. Такое оформление привычно для читателя. Распространена рекомендация, согласно которой величина спуска должна составлять от 1/4 до 1/3 формата книжной полосы. Размер спуска должен быть связан и со степенью компактности всего оформления книги. При узких полях, наборе без шпон, небольшой отбивке заголовков естествен и меньший спуск. Наоборот, при широких полях, наборе на шпонах и большей отбивке заголовков обычно дается больший спуск. Величина спусков в различных изданиях колеблется в широких пределах. Для всех структурно-однородных разделов книги устанавливается одинаковый размер спусков - таким образом читатель получает сигналы одинаковой силы. Чтобы выдержать принцип одинаковых спусков, если спусковые полосы начинаются заголовками с различным числом строк, необходимо учитывать следующие рекомендации. Если на спусковой полосе заголовок и текст зрительно воспринимаются как единое целое, предлагается рассчитывать спуск от верха полноформатной полосы до первой строки заголовка, хотя при этом, в зависимости от числа строк в заголовке, число строк текста на спусковых полосах может быть неодинаковым. Если массив текста и заголовок на спусковой полосе воспринимаются как ее различные элементы, каждому из которых должно быть отведено определенное место, предлагается исчислять спуск до первой строки текста, но при этом, в зависимости от числа строк в заголовке, фактическая величина свободного от печати участка на различных спусковых полосах окажется различной. Существуют приемы, позволяющие в какой-то мере выйти из положения обходным путем. Один из них заключается в том, что заголовки на спусковых полосах помещают шапкой, то есть вверху полосы. При сравнительно большом пробеле между последней строкой шапки и началом текста разница в действительном размере пробелов становится менее заметной. Аналогичный результат получается и в том случае, если заголовки помещают с большой отбивкой от текста, примерно на середине спуска. Чем больше разница в числе строк заголовков на спусковых полосах, тем искусственнее это решение. Очень длинные заголовки не только вызывают затруднения в оформлении книги. Они затрудняют работу читателя над книгой. Наличие таких заголовков - признак литературной недоработки. Отступление от принципа одинаковых спусков иногда делают при оформлении стихов. Применение слишком больших спусков недопустимо, оно вызывает добавочный расход бумаги. Обычный спуск может быть заменен отступом от левого или правого края - полоса набирается на более узкий формат (так называемый боковой спуск). При этом возможны различные варианты, например, столбец текста может иметь полную высоту, а может начинаться и ниже, чем на полноформатных полосах. Боковой отступ на начальной полосе может быть увязан и с оформлением концевой полосы предыдущего раздела. Спуск - не единственно возможный способ композиционного решения начальной полосы. В старинной книге такая полоса набиралась на полный формат, но ее текст начинался инициалом, то есть буквой большего размера. Такое оформление достаточно ясно отличает начальную полосу от остальных. Инициал следует рассматривать не только как сигнал о начале крупного раздела текста, но и как один из существенных элементов дизайна начальной полосы. В связи с этим различают инициалы чисто шрифтовые (не только наборные, но и рисованные), орнаментированные и с сюжетно-тематическим рисунком. Шрифтовые инициалы могут быть включены в оформление изданий любого вида литературы. Инициалы орнаментированные и с сюжетно-тематическим рисунком применяются, главным образом, в изданиях художественной литературы и в книгах по искусству. Инициал может быть полностью или частично врезан в текст, включен в первую строку текста и возвышаться над нею, может быть целиком или частично вынесен на боковое поле. Как графический характер и размер инициала, так и его расположение определяются общей композицией начальной полосы. При любом способе расположения возникает вопрос о том, как лучше связать инициал с непосредственно примыкающим к нему текстом. Тут прежде всего имеет значение очертание инициальной буквы. Если шрифтовой инициал врезан в текст, то, например, инициальная буква «А» окажется оторванной от следующего за ней текста в первой строке. Если же инициал включен в первую строку, то оторванными от ее текста окажутся такие инициальные буквы, как «Г», «У». Чем крупнее инициальные буквы, тем большим будет такой отрыв. Чтобы избежать этого, шрифтовой инициал иногда заключают в прямоугольную рамку или же врезают в него последующий текст. Первый способ кажется более естественным, когда инициал врезан в текст, второй - когда он включен в первую строку. Связь с текстом необходима и для инициала орнаментированного или с сюжетно-тематическим рисунком. Ее нарушение - существенный композиционный недостаток. Если инициал врезан в текст, то к нему примыкает несколько строк, читается же он только с первой строкой. Связь инициала с первой строкой можно усилить, приблизив к нему первую строку (так что продолжение начального слова будет непосредственно примыкать к инициалу) или же набрав продолжение начального слова прописными буквами. Не всякое начало текста подходит для инициала. Неудобен текст, который начинается кавычками (кавычки - парный знак!), многозначным числом, аббревиатурой. Это неудобство особенно заметно, если инициал врезан в текст. Заставка - другой элемент убранства книги, помещаемый в верху начальной полосы. Она может быть и орнаментальной, и сю-жетно-тематической; в нее могут быть введены эмблематические и символические изображения, но по самому назначению ей всегда свойственна декоративность. Простейший вид заставки - это линейка, расположенная в верху спусковой полосы. Она фиксирует ее верхнюю линию и тем самым усиливает значение спуска. Линейка может быть применена в изданиях любого вида литературы. Однако она должна графически соответствовать шрифту книги. Например, к контрастному шрифту подойдет бордюрная линейка и не подойдет тонкая или двойная тонкая. Более сложные орнаментальные заставки - как рисованные, так и наборные - уместны, главным образом, в изданиях художественной литературы. Они способны в какой-то мере вызывать у читателя ассоциации, более или менее близкие к содержанию литера- турного произведения, могут придавать оформлению книги национальный колорит или колорит эпохи. Тактичное, неназойливое введение в орнамент эмблематических и символических изображений может усиливать связь заставки с содержанием книги. Но все же не следует переоценивать ее значение. При широком применении такие заставки даже надоедают читателю, воспринимаются как штамп. Гораздо больше может дать читателю сюжетно-тематическая заставка. В сущности, это своего рода иллюстрация. Занимаемое ею место - она открывает структурно важный раздел книги - заставляет выбирать для нее особо значительную тему. Вместе с тем сюжетно-тематическая заставка остается и книжным украшением и поэтому должна быть декоративна. Тематические заставки могут быть хорошо использованы и в научно-популярной и учебной литературе. Концевая полоса. С оформлением начальной полосы перекликается оформление концевой, на которой заканчивается текст книги или ее крупных разделов. Желательно, чтобы концевая полоса была не полностью занята текстом. Такое построение служит сигналом об окончании крупного раздела, как бы приглашает читателя сделать передышку и задуматься о прочитанном. Однако нежелательна и концевая полоса, на которой помещено всего несколько строк, - в этом случае она воспринимается как случайный, композиционно неоправданный довесок. Концевая полоса, в соответствии с оформлением начальной, может быть закончена графической концовкой. Концовки бывают таких же типов, как и заставки. Простейшая концовка, например в виде короткой линейки, может быть использована и в тех случаях, когда на начальной полосе нет заставки. В некоторых старинных книгах орнаментом украшались все страницы - не только начальные и концевые, но и рядовые полосы текста заключались в орнаментальную рамку. В зависимости от стиля эпохи характер этого орнаментального убранства менялся - от плавных, свободно переплетающихся линий ренессансного растительного орнамента до строгих прямоугольных рамок эпохи классицизма. Орнаментация начальных и концевых полос связана с их особой ролью в книге. Повторяемые же на всех страницах подряд книжные украшения перестают оказывать на читателя эстетическое воздействие, начинают восприниматься как ненужный и даже надуманный, мешающий чтению элемент. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |