|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГЛОССАРИЙ 3 страница. Выдающийся деятель в какой-либо отрасли знанияКОРИФЕЙ Выдающийся деятель в какой-либо отрасли знания или в каком-либо направлении искусства. КОРРЕКТОР Работник издательства, в обязанности которого входит сверка текстового набора с текстом оригинала, исправление орфографических и пунктуационных ошибок, устранение нарушений технических правил набора и верстки. КРАСКОПРОГОН Единица измерения количества красочной печати. Кра-скопрогоном называется каждое соприкосновение листа с печатной формой. При печати на однокрасочных машинах количество краскопрогонов и листопрогонов совпадает, а при печати на многокрасочных машинах краскопрогон больше во столько раз, сколько красок оттискивается на листе за один прогон через машину. КРАСНАЯ СТРОКА Строка, отклоняющаяся от заданного формата и выключенная в центр. Используется для выделения абзаца в тексте или для начала нового повествования. КРАФТ Очень прочная оберточная бумага, применяемая для упаковки, из слабопроеаренной длинноволокнистой сульфатной целлюлозы. КРЕАТИВНОСТЬ Уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности; способность сделать, осуществить нечто новое; новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства. Обладающий креативностью человек обычно отличается высоким интеллектуальным уровнем в повседневной жизни и может рационально решать возникающие проблемы, но часто предпочитает действовать на основании интуиции и высоко ценит иррациональность в себе и других. Необходимой предпосылкой успешности креативных действий является работоспособность индивида. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности; впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелируете креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности. КРИВЫЕ БЕЗЬЕ Математические уравнения, применяемые для описания форм знаков в цифровых шрифтах. КРИПТОНИМ Псевдоним в виде инициалов. КРОКИ Чертеж, выполненный с натуры от руки. КРЮЧОК НАЗАЛИЗАЦИИ Один из нижних акцентов, в виде небольшого крючка серповидной формы справа под буквой, открытый вправо, как правило соединяющийся с основным знаком. Применяется в литовском и польском языках. КСЕРОКОПИЯ Копия, полученная на электрофотографическом аппарате. КСИЛОГРАФИЯ Разновидность выпуклой гравюры, выполненная на дереве. КУБИЗМ Направление в искусстве, ставившее своей целью выявление геометрической структуры видимых объемных форм, разложение реальных предметов на части в соответствии с их внутренним строением и организация их в другом порядке в новую форму. КУМУЛЯЦИЯ Обозначение одного изделия двумя и более знаками, например, знаками производителя и заказчика, или знаками производителей составных частей изделия. КУРСИВ Наборный шрифт, основанный на характерных признаках изящного письма от руки. Курсив не воспроизводит сопряжения букв в слове. Традиционный курсив обладает наклоном, а также контрастом, сближающим его с антиквой. КУКСТОДА Первое слово последующей страницы, набранное в конце текста предыдущей страницы. Кукстода фиксировала последовательность страниц и смягчала скачок при переходе с одной страницы на другую. Кустода перестала употребляться с появлением пагинации и в наши дни сохранилась лишь в богослужебной литературе для чтения вслух. КУРСОР Подвижный маркер, управляемый манипулятором, например компьютерной мышью, используемый для включения команд, выделения, редактирования, рисования и так далее. Для большей наглядности меняет форму в зависимости от вида инструмента и выполняемой задачи. КЭШ Область памяти (оперативной или дисковой), используемая для временного хранения данных, к которым происходят частые обращения. ЛАВИС Вид углубленной гравюры, в которой изображение наносится на медную доску кистью, смоченной кислотой. Вытравленные углубления заполняются краской для печати. ЛАКОНИЗМ Способ максимально обобщенного и предельно краткого выражения творческого замысла, с отсутствием всякого рода излишеств, сделанного в сдержанной манере. ЛАКОНИЧНОСТЬ ЗНАКА Критерий рекламоспособности товарного знака, заключающийся в краткости в отношении словесных знаков и отсутствии перегруженности для изобразительных знаков. ЛАМБРЕКЕН Украшение «з материи надверных и оконных проемах, на портале театральной сцены. ЛАНДШАФТ Общий вид местности, то или иное ее изображение. ЛАТИНИЦА Буквенное письмо, которым пользовались древние римляне и которое лежит в основе письма большинст-
ва Западных стран. Произошло от западно-греческого письма VIII века до н. э. и этрусского письма. ЛЕНТОЧНАЯ АНТИКВА Антиква без засечек или гротеск с заметным контрастом. Шрифты с «едва наметившимися засечками». Наиболее яркий пример такого шрифта - Optima, разработанная Германом Цапфом в 1958 году. ЛЕССИРОВКА Техника нанесения тонких полупрозрачных слоев краски, наносимых на просохший предыдущий слой. ЛЕГЕНДА Часть подписи к иллюстрации, в которой сообщаются сведения о месте хранения оригинала, его художественных и технических особенностях, дате создания. ЛЕЖАЧАЯ ТАБЛИЦА Таблица, заверстанная поперек строк основного текста так, что ее строки перпендикулярны строкам основного текста. ЛЭНД-АРТ Вид концептуального искусства, использующий в качестве материала природные объекты. ЛИГАТУРА Сопряжение нескольких, обычно двух, рядом стоящих букв между собой. В лигатуру можно превратить целое слово, чем часто пользуются дизайнеры при создании логотипов, доводя до совершенства картину межбуквенных пробелов. Лигатуру следует отличать от диграфа, который кроме как в сдвоенном виде писать непринято. - ЛИЗИНГ Долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. Лизинговая компания покупает оборудование и предоставляет его в аренду обычно на 5 и более лет фирме-арендатору, которая постепенно погашает задолженность по мере использования имущества. По окончании срока лизингового контракта возможны: покупка оборудования арендатором по остаточной стоимости (в этом случае право собственности переходит к новому владельцу), пролонгация срока - заключение нового соглашения, возврат материальных ценностей лизинговой компании. Для приобретения машин и оборудования лизинговые компании используют собственные и заемные средства. Государство, как правило, создаст им льготные условия получения банковских кредитов. Лизинг может применяться совместно с торговлей лицензиями. ЛИНЕЙКА Наборный элемент разного рисунка, используемый в качестве выделительного средства для отделения частей таблицы друг от друга. ЛИНИЯ ШРИФТА Воображаемая горизонтальная линия, на которой базируются все нижние части прямоугольных строчных и прописных букв и знаков и которой зрительно подчинены нижние части округлых букв, фактически несколько свисающие за линию шрифта. ЛИНОГРАВЮРА Разновидность выпуклой гравюры, выполненная на линолеуме или другом полимерном материале. ЛИСТОПРОГОН Каждый прогон листа через печатную машину независимо оттого, сколько красок получает лист за этот прогон. ЛИСТОВКА Рекламное издание небольшого формата без фальцовки. Различают лицевую сторону (иллюстрированную) и оборот (текстовой) листовки. ЛИТЕРА Металлический, деревянный или пластмассовый брусок, на верхнем торце которого находится рельефное изображение буквы. Набранный литерами текст давал рельефную поверхность, которая с помощью валика покрывалась краской, которая, 8 свою очередь, переносилась на бумагу путем оттиска с помощью пресса. Металлическую литеру изобрел Иоганн Гутенберг в 1447 году. ЛИТЕРАЦИЯ Обозначение порядкового места заголовков одной ступени с помощью букв, а не цифрами. ЛИТОГРАФИЯ Вид тиражной графики, основанный на технике плоской печати. Черным жировым карандашей рисунок наносится на отшливованную зернистую поверхность камня (известняка). После травления камня кислотой, воздействующую на непокрытую жиром поверхность, рисунок смывают, взамен которого валиком наносится типографская краска, пристающая только к непро-травленным частям камня и в точности соответствующая рисунку. С камня делается оттиск на бумаге. ЛИТОТА Приуменьшение каких-либо характеристик объекта, осуществляемое без ущерба для него и раскрывающее его дополнительные положительные свойства. ЛОВУШКА Компенсатор в некоторых шрифтовых формах. Если внутрибуквенный просвет имеет углы менее 30°, краска при печати, обычно заполняет эти углы, что вызывает неравномерную насыщенность набора. Для избежания этого в процессе проектирования шрифта острые внутренние углы углубляют внутрь штрихов, краска при печати заполняет эти ловушки и цвет отпечатка становится более равномерным. ЛОГОГРАММА Письменный знак, обозначающий целое понятие, то есть слово или корень слова. Часто логограмму называют «идеограммой». ЛОГОТИП Слово или надпись, закрепленная в строго конкретной графической форме и используемая в качестве товарного знака или знака обслуживания. Логотипы могут быть как рисованными, так и наборными. ЛЯССЕ Ленточка-закладка, тесьма, прикрепленная одним концом к корешку книжного блока. МАДРИДСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЗНАКОВ Заключено 14 апреля 1891 г., пересмотрено в Брюсселе в 1900 г., в Вашингтоне в 1911 г., в Гааге в 1925 г., в Лондоне в 1934 г., в Ницце и Стокгольме в 1967 г.; в текст Соглашения внесены поправки в 1979 г. Соглашением предусматривается регистрация знаков (товарные знаки и знаки обслуживания) в Международном бюро В0-ИС в Женеве. Регистрации, осуществленные в соответствии с этим Соглашением, называются международными, поскольку каждая регистрация имеет силу в ряде стран и потенциально - во всех договаривающихся государствах. Чтобы пользоваться преимуществами этого Соглашения, заявитель должен быть гражданином одного из государств-членов, либо иметь местожительство или торговое предприятие на территории одного из договаривающихся государств. Сначала заявитель должен зарегистрировать свой знак в национальном ведомстве по товарным знакам страны происхождения. После этого он может подать заявку на международную регистрацию через упомянутое национальное ведомство. МАКРОН Знак долготы. Один из верхних акцентов в виде горизонтального штриха. МАНЖЕТКА Бумажная, склеенная в кольцо лента, опоясывающая книгу и используемая для рекламы, а также для объединения в комплект нескольких томов. МАНУСКРИПТ Рукопись любого вида и размера. Рукописная книга. МАРАШКА Посторонний отпечаток на оттиске, являющийся признаком плохого качества продукции. МАРГИНАЛИЙ Подзаголовок, вынесенный на поле, за формат полосы, набирается с выключкой к краю текста. МАРГИНАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН Местные, экзотические, экспериментальные направ-
ления в дизайне, достаточно заметные, чтобы на них обратили внимание специалисты, но неставшие всеобщим образцом для подражания и внедрения. МАРКЕТИНГ Система прямых и обратных связей разработчика (производителя) с рынком, призванных обеспечить максимальную увязку научно-производственной деятельности с рыночной ситуацией и уменьшить элементы неопределенности при сбыте продукции. Основу маркетинга составляют: разработка товара, исследования рынка, налаживание коммуникаций, организация распределения, установление цен, развертывание службы сервиса. Основные рабочие понятия маркетинга: нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка, рынок. Одна из составляющих маркетинга - реклама. МАРКЕТРИ Мозаика из фигурных пластинок фанеры, перламутра, меди, слоновой кости, обычно применяемая в отделке мебели. МАРОЧНЫЕ ТОВАРЫ Товары, обозначенные товарным знаком. МАСКА Полутоновое или векторное изображение управляющее прозрачностью слоя. МАССОВОЕ ИСКУССТВО Понятие противоположное элитарному искусству, к которому относят произведения высокой культуры прошлого и современности. Массовое искусство рассчитано на самый широкий круг зрителей, общедоступное, простое по форме, не требующее специальной подготовки для понимания. Массовое искусство рассчитано на усредненный вкус, широко тиражируемо, не обладает высокой художественной ценностью. МАСТИХИН Тонкая упругая пластинка ввиде лопатки или ножа, используемая в живописи для удаления краски с холста, чистки палитры, а также для перемешивания и перетирания красок. МАСШТАБ Отношение размеров в условном изображении предмета к его действительным величинам. Мера соответствия одного предмета другому при их сопоставлении. МАЮСКУЛ Шрифт, состоящий только из прописных (заглавных) букв. МЕАНДР Орнамент в виде ломаных под прямым углом непересекающихся или пересекающихся линий. МЕДИАПЛАНИРОВАНИЕ Составление оптимального плана размещения рекламы в средствах массовой информации на основе данных маркетинговых исследований. МЕДИЕВАЛЬ Тип шрифтов XV - XVI веков, в основе построения которых лежит квадрат, штрихи с умеренной контрастностью, засечки в виде плавного утолщения концов основных штрихов, наклонными осями овалов. МЕДИЕВАЛЬНЫЕ ЦИФРЫ Цифры шрифтовой гарнитуры высотой со строчную букву. МЕЖБУКВЕННЫЙ ПРОСВЕТ Просвет между двумя литерами, поставленными рядом вплотную. Размеры межбуквенного просвета определяются конфигурацией букв и варьируются в зависимости от их сочетаний. МЕЖДУСЛОВНЫЙ ПРОБЕЛ Пробел между двумя словами в строке. Нормальный междусловный пробел равняется половине кегля шрифта. В одной строке все междусловные пробелы должны быть одинаковыми, а в двух смежных - неслишком отличаться друг от друга. МЕНЕДЖМЕНТ Совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Система решения широкого класса управленческих задач для получения максимального эффекта в целевых устремлениях (извлечение прибыли, достижение высокой научно-технической или художественной значимости результатов и так далее) в условиях рыночной экономики. МЕНТАЛЬНОСТЬ Образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку. МЕРЧАНДАЙЗИНГ Подготовка товаров к продаже в розничной торговле. Комплекс мер, направленных на привлечение внимания покупателей, например, проведение паблик ри-лейшнз, размещение товаров в торговом зале, оформление торговых прилавков, распространение рекламных проспектов, плакатов и так далее. МЕТАМЕРИЯ Явление, благодаря которому два образца цвета с разными спектральными характеристиками воспринимаются одинаково при одних внешних условиях просмотра и по-разному при других. МЕТОДИКА Соединение основополагающих принципов, методов и средств решения задач дизайна применительно к различным видам объектов проектирования. МЕТОДОЛОГИЯ Учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. МЕТРИКИ Информация, встроенная в файл цифрового шрифта: величины ширин знаков, список кернинговых пар и значения их смещения друг относительно друга, а также другие сведения. МЕТРИЧЕСКИЙ ПОВТОР Неоднократное повторение с одинаковым интервалом какого-либо элемента. МЕЦЦО-ТИНТО Вид углубленной гравюры, в которой поверхности металлической доски гранильником придается шероховатость, дающая при печати сплошной черный фон. Участки доски, соответствующие светлым местам рисунка, выскабливают, выглаживают и полируют. МИКРОФИША Прозрачный носитель-карта с микрозаписью большого количества информации, например, страниц издания. Читать такую микрозапись можно только при помощи специального аппарата. МИНУСКУЛ Шрифт, состоящий только из строчных букв. МИНЬОН Шрифт, кегль которого равен 7 пунктам (3,63 мм в системе Дидо; 2,46 мм в англо-американской системе). МИТТЕЛЬ Шрифт, кегль которого равен 14 пунктам (5,26 мм в системе Дидо; 4,92 мм в англо-американской системе). МНОГОТОЧИЕ Знак препинания, употребляемый с целью: обозначения незаконченного высказывания, заминки или перерыва в речи: обозначения паузы при неожиданном переходе oj одной мысли к другой между предложениями; для указания в начале текста, что продолжается речь, прерванная большим отступлением; для обозначения пропуска слов в цитате. МОБАЙЛ Рекламная подвесная конструкция с большой емкостью рабочего пространства, выполненная из картона или легкого пластика и крепящаяся в потолочной части торгового зала. МОБИЛЬ Разновидность кинетического искусства: произведение пластики, отдельные части которого, подвешенные и
находящиеся в состоянии неустойчивого равновесия, постоянно колеблются или вращаются под воздействием воздушных потоков. При этом движение одного элемента складывается из суммы движений всей системы подвесов и может быть достаточно сложным, но самое главное - оно случайно в своих ритмических проявлениях и зависит от состояния природной атмосферы. МОДА Непродолжительное господство тех или иных характерных форм и стилевых признаков различных изделий или произведений искусства. МОДЕМ Устройство для выхода в интернет и передачи данных по телефонной линии, преобразующее цифровые сигналы в аналоговые и обратно. МОДЕРНИЗМ Собирательное обозначение всех новейших течений, направлений, школ искусства, порывающих с традицией, реализмом и считающих эксперимент основой творческого метода. Модернизм близок по значению к авангардизму и противоположен академизму. МОДУЛЬ Размер или элемент, повторяющийся неоднократно в целом и его частях. Любая мера длины может являться модулем. МОДУЛЬ ПИСЬМА Понятие, относящееся к рукописным книжным и каллиграфическим шрифтам. Модулем является ширина пишущей кромки плоского пера и определяет высоту буквы в строке. Например, модуль 5 означает, что высота буквы равна пяти ширинам пера. Существует два варианта выбора модуля и ширины пера. В случае заданного размера пера высоту буквы задает ширина этого пера, в случае заданной высоты буквы к этой высоте подбирается нужная ширина пера. МОДУЛЬНАЯ СЕТКА Пересекающиеся вертикальные и горизонтальные линии, образующие сетку, по которой ведется макетирование и верстка текстов и изобразительных материалов для различных видов печатной продукции. МОЗГОВОЙ ШТУРМ Коллективный метод поиска новых технических идей и решений. Цель данного метода - получение большого количества различных идей и предложений в ограниченное время. МОН Знак японских императоров. МОНИТОРИНГ Непрерывное слежение за состоянием окружающей среды и управление им путем своевременного инфор- мирования людей о возможном наступлении неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций. МОНОГРАММА Композиция из начальных букв имени и фамилии, иногда дополненная изобразительными элементами. МОНОГРАФИЯ Научное издание в виде книги или брошюры, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы,и принадлежащее одному или нескольким авторам; отличается от других форм научных сообщений глубиной и целостностью рассмотрения вопроса. Как правило, в монографии обосновывается актуальность избранной темы, раскрывается ее состояние в науке и практике, рассматриваются методы, которые необходимо использовать для решения поставленной проблемы. МОНОСЕРИЯ Понятие в графическом дизайне, характеризующее серийные тексты, где важен порядок их расположения, фиксированная последовательность и заданное количество. Суть моносерии - процесс программированного изменения текста подчиняется смыслообразованию. МОНОТИПИЯ Вид печатной графики, в которой с каждой пластины можно получить только один отпечаток. Техника монотипии заключается в нанесении красок кистью от руки на гладкую поверхность (металл, стекло, пластик). Отсутствие тиражей в монотипии восполняется спецификой фактуры и необычными эффектами цве-то-тональных переходов, а также уникальностью каждого отписка. М0Н0ХР0МИЯ Одноцветность. МОНОШИРИННЫЕ ШРИФТЫ Специальные шрифты, все знаки которых имеют одну и ту же ширину. Применяются для набора таблиц и других случаях, когда требуется полное совпадение колонок и знаков по вертикали набора. МОРФОЛОГИЯ Учение о форме, ее строении и формообразовании. МОТИВ Стойкое предрасположение, направляющее поведение на достижение определенной цели. МУАР Паразитный узор на цветном оттиске, получающийся при неверной приводке, неправильных углах наклона растра и некоторых других технических условиях. НАБОРНЫЙ ШРИФТ Шрифт предназначенный для набора и верстки боль- ших текстовых масс. В отличии от акцидентных шрифтов удобочитаем даже в мелких кеглях. НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА Объект промышленной собственности, представляющий собой название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно, или, главным образом, определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно. Наименованием места происхождения товара может являться историческое название географического объекта. НАКЛОННЫЙ ШРИФТ Шрифты, отличающиеся от курсивных тем, что начертание строчных букв в них подобно буквам прямого шрифта. НАПЛЫВ Максимальное утолщение в основных штрихах округлых букв или округлых частей букв. НАСЫЩЕННОСТЬ ШРИФТА Выражается отношением толщины основного штриха к высоте знака. Подразделяется на сверхжирный, жирный, нормальный, светлый. НАТУРАЛИЗАЦИЯ ТЕКСТА Воспроизведение текста в его конкретной подлинной форме, например, в виде письма, газетной вырезки, вывески, афиши. Натурализацию текста нельзя путать с документами, приведенными в качестве иллюстраций, и не подлежащих обязательному прочтению. НАЧЕРТАНИЕ ШРИФТА Отличительная особенность наборного шрифта, входящего в гарнитуру. Характеризуется насыщенностью, плотностью, наклоном. Эти критерии могут сочетаться в любых комбинациях. В компьютерных шрифтах приняты следующие обозначения начертаний: сверхжирный - Black, жирный - Extra Bold, полужирный - Bold, светлый - Light, наклонный или курсивный - Italic, сжатый - Condensed, широкий - Wide, сверхширокий -Extra Wide, полый - Hollow, с тенью - Shadow, с вывороткой - Сатео,*с неровными краями, с несоблюденной базовой линией. Исходный вариант обычно называют «нормальным» начертанием. НАСЫЩЕННОСТЬ Характеристика цвета, определяющая его чистоту, то есть степень его монохроматичности. НЕАЛФАВИТНЫЕ ЗНАКИ Все шрифтовые знаки за исключением букв алфавита: цифры, знаки препинания, дроби, цифровые индексы, знаки валют, копирайты, знаки для набора формул, схем, карт, диограмм, орнаментов, линеек, политипажей, бордюров. НЕЙМИНГ Деятельность копирайтера, рекламиста, патентоведа, дизайнера по созданию словесного товарного знака, для обозначения товара, услуги или наименования предприятия. НЕОСПОРИМОСТЬ Юридическое свойство товарного знака, закрепленное в законодательстве, заключающееся в том, что по истечение определенного времени регистрация не может быть аннулирована по иску третьих лиц о нарушении их прав. НОМЕНКЛАТУРА Перечень изделий, действий, объектов, классифицированный по функциональному или иному признаку с указанием основных показателей. НОНПАРЕЛЬ Шрифт, кегль которого равен 6 пунктам (2,25 мм в системе Дидо; 2,11 мм в англо-американской системе). НОРМА Текст, набранный 6 кеглем, в левом углу нижнего поля каждой тетради, содержащий фамилию автора, первое слово заглавия, номер типографского заказа, год издания, обозначающий принадлежность тетради к данному изданию, и служащий для контроля за правильностью брошюровочных процессов. НОУ-ХАУ Полностью или частично конфиденциальные знания, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества лицу, их получившему. НЮАНС Тонкое проявление художественной выразительности в искусстве. ОБЕЛИСК Один из символов сноски, применяемый в Англии и Америке, в виде католического креста. Используется также как знак, обозначающий дату смерти, который набирается перед числом: |1862. ОБЛОЖКА Мягкое бумажное покрытие книги, заменяющее твердый переплет. На обложку выносятся основные данные о книге: сведения об авторе, название, год и место издания. Обложки подразделяют на три основных типа: иллюстрированные, декоративные и шрифтовые. ОБОРКА Текст, набранный на более узкий формат, чем установленный для издания формат полной строки, для заверстки сбоку от него иллюстрации или таблицы. ОБЪЕМНЫЙ ЗНАК Изобразительный товарный знак, представляющий собой трехмерный объект, форма которого непосредственно не обусловлена функциональным назначением. ОГЛАВЛЕНИЕ Элемент аппарата издания, содержащий перечень наименований разделов, глав и других частей текста с указанием страниц, на которых начинается или помещается их текст. Оглавление может быть расположено в начале или в конце издания. ОКТОТОРП Знак, обозначающий номер в Англии и Америке в виде решетки «#», иногда ошибочно называемый «диез». Обозначение пришло из картографии, где таким образом обозначались деревни - восемь полей и населенный пункт посередине. ОЛЕОГРАФИЯ Многоцветная репродукция картины масляной живописи, подвергнутая послепечатной обработке лакированием и затем рельефному тиснению для имитации поверхности холста, мазков масляных красок. ОП-АРТ Оп-арт - сокращенное название оптического искусства. Художники оп-арта используют в своем творчестве различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Эффекты пространственного перемещения, слияния, парения форм достигаются введением ритмических повторов, резких цветовых и тональных контрастов, пересечением спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий. Иллюзии струящегося движения, последовательной смены образов, неустойчивой, непрерывно перестраивающейся формы возникают в оп-арте только в ощущениях зрителей. ОПТИМИЗАЦИЯ В Web-дизэйне настройка параметров сжатия файла изображения с целью уменьшения его размера. ОПТИЧЕСКАЯ ПЛОТНОСТЬ Способность объекта поглощать или излучать свет. Чем меньше света отражает или поглощает объект, тем больше его плотность. ОРИГИНАЛ-МАКЕТ Окончательный отредактированный и распечатанный макет издания, выполненный в масштабе 1:1 и содержащий все иллюстрации, вкладки и приложения. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ Самобытность и неповторимость эстетического образа, проявляющаяся в богатстве и своеобразии содержания и формы произведения. ОРНАМЕНТ Узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный. Орнамент может быть рисованным или наборным (политипаж). ОРФОГРАФИЯ Правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме. ОТБИВКА Пробел между элементами плотной верстки, высвечивание границы между элементами текста. На величину отбивки влияет интерлиньяж и средник (пробел между колонками). Отбивки регламентируются правилами набора. ОТСТУП Отклонение от края колонки в одной или нескольких строках. Один из наиболее простых способов организации текста согласно его структуре. ОТТОЧИЕ Ряд точек, указывающих к какой строке относится данный текст, например, в оглавлениях, таблицах, выводах. Точки для отточия при наборе ставятся вплотную одна к другой. ОФЕРТА Коммерческое предложение, представляющее собой письменное, устное или вытекающее из поведения предлагающей стороны - оферента - сообщение о желании (предложении) вступить в юридически обязывающий договор (контракт), причем из условий этого сообщения ясно или подразумевается, что оно будет связывать оферента как только сторона - акцептант, которой оферта адресована, примет ее путем действия, воздержанием от действия или встречным обязательством. Оферта, сделанная на бирже или торгах, называется тендером. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.05 сек.) |