|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Удобочитаемость текстового набораВажнейшим элементом дизайна печатного издания является наборный шрифт, который служит для воспроизведения текста и в значительной степени определяет удобочитаемость и весь художественный облик издания. Наборные шрифты различаются по своему основному рисунку, по некоторым особенностям начертания и по размеру. Совокупность шрифтов различного начертания и размера, объединенных общностью основного рисунка, образует шрифтовую гарнитуру. К шрифту, как элементу оформления печатного издания, применяются особые требования - удобочитаемость, художественные достоинства, технологичность (способность давать неискаженный оттиск при печатании тиража книги), экономичность. Удобочитаемость шрифта зависит от ряда условий. На нее влияют как особенности набора и отпечатка (длина строки, ширина междустрочных пробелов, четкость отпечатка, цвет краски и бумаги), так и условия чтения (например, степень освещенности). Но при одинаковых условиях чтения и одинаковом характере набора и качестве отпечатков удобочитаемость шрифта зависит от его размера и рисунка. Для взрослого читателя, обладающего навыками быстрого чтения, при длине строки до 110 мм и нормальных условиях чтения достаточно удобочитаем шрифт с высотой очка примерно 1,7 мм, то есть 10 кегля, более сложен вопрос о том, как определяет удобочитаемость шрифта его рисунок. Простота и ясность рисунка, отсутствие сложных форм и деталей повышают удобочитаемость шрифта. Сложность, а тем более вычурность рисунка, делают шрифт менее удобочитаемым. Поэтому в основу построения букв русского и латинского алфавитов положены простые геометрические формы - квадрат, круг, треугольник. Важнейшими графическими элементами, из которых построены буквы русского и латинского типографского шрифта, являются основные штрихи, соединительные (дополнительные) штрихи и концевые элементы. К основным штрихам относятся вертикальные штрихи и косые, направленные сверху вниз, считая слева направо. В большинстве гарнитур эти штрихи толще остальных. Соединительные штрихи - это горизонтальные штрихи и косые, направленные снизу вверх. В большинстве гарнитур они тоньше основных. Основные и соединительные штрихи типографского шрифта соответствуют нажимным и безнажимным штрихам рукописного шрифта. Это естественно, ведь печатной книге предшествовала рукописная, и лучшие почерки ее переписчиков служили прототипом для типографских шрифтов. В буквах, образованных от круга или овала, основным штрихам соответствуют наплывы - утолщения, расположенные посередине высоты букв или несколько смещенные вниз (в левой половине буквы) и вверх (в правой ее половине). Эта особенность также напоминает о связи типографских шрифтов с рукописными. К важнейшим концевым элементам букв относятся: засечки - небольшие штрихи, подчеркивающие основные и некоторые дополнительные штрихи; точки и «хвостики», которыми заканчиваются отдельные штрихи. Некоторые буквы, например «и», «н», «п», отличаются только расположением соединительных штрихов. Концевые элементы букв не являются необходимыми - их отсутствие не лишает нас возможности узнать ту или иную букву. Однако, наличие концевых элементов и их форма определяют графический облик шрифта и влияют на его удобочитаемость. Неодинаковая толщина штрихов придает шрифту контрастность, степень которой может быть различной. Чем больше разница между толщиной основных и дополнительных штрихов, тем контрастность шрифта резче, и наоборот. При одинаковой толщине всех штрихов шрифт теряет контрастность и становится монотонным, Расстояние между основными штрихами буквы называется внутрибуквенным просветом. При небольших внутрибуквенных просветах и нормальной толщине штрихов шрифт производит впечатление узкого, вытянутого по вертикали. По мере увеличения внутрибуквенных просветов шрифт воспринимается как более широкий и округлый. Линия, образованная нижним краем основной части букв, называется нижней линией шрифта, или нижней линией строки. Такая же линия, образуемая верхним краем букв, называется верхней линией шрифта. В некоторых буквах, например «б», «р», «ф», штрихи выходят за линию шрифта, образуя верхние и нижние выносные элементы. Степень контрастности, степень округлости, наличие и форма засечек и других концевых элементов, расположение наплывов, длина выносных элементов - важнейшие признаки, определяющие основные графические особенности различных шрифтов. В рамках одной гарнитуры, сохраняя важнейшие черты своего основного рисунка, шрифты могут иметь различное начертание: изменяться по наклону основных штрихов, насыщенности (жирности) и ширине, а также иметь различный размер. По постановке очка (изображения буквы) различают шрифты прямого и курсивного начертания. В курсивных шрифтах основные штрихи букв расположены наклонно. Кроме того, почти во всех гарнитурах строчные курсивные буквы по форме несколько отличаются от печатных прямых и приближаются к скорописи. По насыщенности различают шрифты светлого, полужирного и жирного начертания. В светлых шрифтах толщина основных штрихов не менее чем вдвое меньше ширины внутрибуквенных
просветов. В полужирных шрифтах толщина этих штрихов лишь немного уступает ширине внутрибуквенных просветов или равна ей. В жирных шрифтах толщина основных штрихов больше ширины внутрибуквенных просветов. По ширине различают шрифты нормальные, узкие и широкие. Ширина шрифта характеризуется отношением ширины буквы (считая по букве средней ширины, например «н») к ее высоте. В нормальных шрифтах ширина буквы обычно составляет приблизительно 3/5 - 5/6, в узких шрифтах - меньше 3/5, в широких - превышает 5/6 ее высоты. Основным начертанием шрифта считается прямое светлое нормальное по ширине. Шрифты других начертаний нужны главным образом для выделений в тексте, заголовков, а также для оформления ее внешних элементов. Пропорции, свойственные шрифту в прямом светлом нормальном по ширине начертании, невозможно полностью сохранить в его других начертаниях. В частности, шрифт в курсивном, а тем более в полужирном и жирном начертаниях должен быть шире, чем в светлом прямом начертании. В противном случае курсивный шрифт будет казаться слишком узким, а полужирный и тем более жирный - слишком грубыми, непропорциональными. Особенно заметно искажаются пропорции шрифта при изменении его начертания по ширине. Широкие шрифты читаются хуже нормальных и неэкономичны. Поэтому как текстовыми ими практически не пользуются. Узкие шрифты также неудобочитаемы. Размер по высоте, или кегль, типографского шрифта выражается в особых линейных единицах измерения - типографских пунктах и квадратах (квадрат равен 48 пунктам). В пересчете на метрические меры типографский пункт равен 0,376 мм, а квадрат - приблизительно 18 мм. Эта система мер, отличающаяся от общепринятой в наше время десятичной метрической, была введена еще в XVIII веке: предложил ее в 1737 году французский словолитчик П.-С. Фурнье, а усовершенствовал в конце XVIII века Ф.-А. Дидо, представитель известной семьи парижских типографов. Типографская система мер, или, как ее принято называть, типометрическая система Дидо, связана с двенадцатеричной системой футов и дюймов, которая была широко распространена в то время. Говоря, что кегль данного шрифта равен тому или другому числу пунктов, имеют в виду не высоту отпечатка буквы на бумаге, а эту высоту плюс небольшие пробелы сверху и снизу, необходимые для образования нормальных промежутков между строками. Во многих случаях эти пробелы частично тоже заняты изображением буквы. Так, в прописных буквах, в строчной букве «б», в цифрах занят верхний (надстрочный) пробел; в строчных буквах «р», «у» занят нижний (подстрочный) пробел. Высота строчных букв, не имеющих выносных элементов, обычно несколько меньше половины кегля. Вместе с тем в шрифтах различных гарнитур высота очка при одном и том же кегле неодинакова. Например, высота буквы «н» 10 кегля в Обыкновенной новой гарнитуре равна 1,78 мм, в Литературной - 1,68 мм, в Елизаветинской - 1,49 мм. В старину шрифты каждого кегля имели свои особые названия. Некоторые из них до сих пор широко распространены в типо- Рис. 4.1 Элементы шрифта: 1 - основной штрих, 2 - соединительный штрих, 3 - наплыв, 4 - засечка, 5 - концевая точка, 6 - концевой хвостик, 7 - внутрибуквенный просвет, 8 - нижняя линия шрифта, 9 - верхняя линия шрифта, 10 - верхняя линия прописных букв, 11 - верхний выносной элемент, 12 - нижний выносной элемент графском обиходе. Так, шрифт 12 кегля называется цицеро, 10 - корпус, 9 - боргес, 8 - петит, 6 - нонпарель. Все эти названия случайны: цицеро пошло от имени Цицерона, письма которого в одном из старинных изданий были напечатаны шрифтом этого размера; корпус -от названия книги «Corpus juris» («Свод законов»), для издания которой был применен шрифт примерно такого размера; боргес - гражданский, то есть шрифт дешевых книг для рядовых граждан; петит -по-французски значит маленький; нонпарель - несравненный. Степень полноты каждой гарнитуры (наличие в ней шрифтов различных начертаний и размеров) должна соответствовать ее назначению. Чем шире область применения гарнитуры, тем более необходима ее полнота. Большое значение для удобочитаемости шрифта имеет толщина основных штрихов и ширина очка. Оптимальная толщина основных штрихов (для строчных букв 10 кегля) равна 0,30 - 0,35 мм, а оптимальная ширина очка (считая по строчной букве «н») должна составлять примерно 4/5 его высоты. При значительном уменьшении ширины очка удобочитаемость шрифта сильно понижается -внутрибуквенные просветы становятся слишком узкими, а контур
букв теряет свою отчетливость. Шрифты с умеренной контрастностью (с отношением толщины соединительных и основных штрихов примерно от 1:2 до 1:3) читаются лучше, чем шрифты с резкой контрастностью. В резко контрастных шрифтах соединительные штрихи очень тонки (их называют «волосными») и с трудом различаются глазом. Между тем многие буквы, например «и», «н», «п», отличаются одна от другой только расположением соединительных штри- хов. При печатании на матовой бумаге волосные штрихи почти совсем пропадают и удобочитаемость шрифтов с резкой контрастностью еще более снижается. Полное отсутствие контрастности понижает удобочитаемость шрифта при беглом чтении, так как лишенный контрастности шрифт слишком монотонен и однообразен. Наличие засечек повышает удобочитаемость шрифта, так как благодаря засечкам очертания букв яснее выделяются на фоне бумаги и кажутся более рельефными. Однако для начинающего читателя, например для ребенка, который еще не имеет навыков беглого чтения и только приучается распознавать буквы, отсутствие контрастности и засечек повышает удобочитаемость шрифта. Шрифты с короткими засечками читаются лучше, чем с длинными. При коротких засечках буквы имеют более открытый контур и глаз легче охватывает его. Длинные же засечки придают контуру букв закрытый характер. Они почти сливаются в одну горизонтальную линию и мешают глазу охватить этот контур. Важное условие удобочитаемости шрифта-ясно выраженная индивидуальная форма букв, достаточное отличие в форме различных букв алфавита. Однако эта индивидуальность должна сочетаться с общей простотой формы, что может быть достигнуто различными графическими средствами. К ним относятся умелое использование форм, образованных от нескольких простых геометрических фигур (квадрата или прямоугольника, круга или овала, треугольника), обоснованные различия букв по ширине, разнообразие форм концевых элементов (наличие горизонтальных, вертикальных и косых засечек), форма выносных элементов. Придать каждой букве алфавита ясно выраженный индивидуальный характер и вместе с тем сохранить общую простоту форм шрифта и его стилевое единство - очень сложная задача, решение которой требует большого художественного мастерства. Удобочитаемость шрифта неразрывно связана с его художественным строем и его художественными достоинствами. Говоря о художественных требованиях к шрифту и о его художественных достоинствах, мы признаем шрифт явлением графического искусства. Наиболее значительные в художественном отношении шрифты были созданы в эпохи расцвета этого вида искусства и стилистически связаны с графическим искусством своего времени. Те из шрифтов, которые отвечали и практическим требованиям, прежде всего отличались удобочитаемостью и соответствовали изменяющимся условиям печатания, продолжали жить и в последующие эпохи или оказывали сильное влияние на дальнейшее развитие шрифтовых форм. Но не все художественные направления в одинаковой мере влияли на становление новых форм шрифта. Особенно плодотворное влияние на развитие шрифта оказали те стили, для которых характерны конструктивная простота и ясность форм, а не их декоративное усложнение и вычурность. Наиболее устойчивыми и вместе с тем способными развиваться оказались шрифтовые формы, созданные в эпоху Возрождения и связанные с ее художественными идеями. Лучшие из шрифтов того времени и некоторые более поздние их модификации до сих пор продолжают привлекать внимание художников-шрифтовиков и служат им образцом; некоторые широко распространенные в настоящее время шрифты латинского алфавита близки к подлинным ренессансным шрифтам. И наоборот, вычурные шрифтовые формы, связанные с распространенным в конце XIX - начале XX века стилем «модерн», оказались недолговечными. Конструктивная простота форм, которая присуща шрифтам, выдержавшим самое трудное испытание - испытание временем, -это простота особого рода, не чисто геометрическая, а художественная. Любой шрифт, который удовлетворяет эстетическим требованиям, построен не только с помощью циркуля и линейки, но и с глубоким пониманием и учетом особенностей зрительного восприятия, например оптических иллюзий. Так, круглые буквы и буквы с остроугольными вершинами (например, «О», «А») кажутся ниже, чем пря- моугольные («Н», «П») такой же высоты; средняя линия в букве «Н», расположенная точно посередине высоты, кажется смещенной вниз. В шрифтах, лишенных контрастности, при одинаковой толщине всех штрихов горизонтальные кажутся толще вертикальных. Чтобы преодолеть влияние оптических иллюзий, круглые и остроугольные буквы делают чуть выше остальных, среднюю линию располагают немного выше середины высоты, а в лишенных контрастности шрифтах толщину горизонтальных штрихов слегка уменьшают. Технологичность шрифта, то есть его способность устойчиво давать точные отпечатки, зависит от его рисунка. При печатании наиболее точно воспроизводятся шрифты с умеренной контрастностью, с короткими засечками и достаточно широкими внутрибуквенными просветами. Шрифты с резкой контрастностью, длинными засечками и узкими внутрибуквенными просветами искажаются сильнее. Очень тонкие штрихи часто пропадают или дают неполный отпечаток. При длинных засечках, особенно в узких шрифтах, внутрибуквенные просветы забиваются краской и оттиски получаются неотчетливыми. Экономичность (убористость) шрифта определяется тем, какое количество печатных знаков умещается на единице площади. Экономичность шрифта полезна только в том случае, если она достигается не в ущерб удобочитаемости. Экономичность шрифта может быть достигнута путем уменьшения его ширины или кегля. Узкие шрифты сильно уступают по удобочитаемости шрифтам нормальной ширины, поэтому применение их в качестве текстовых не-оправдано. Правильный путь достижения экономии - это использование шрифтов такого рисунка, при уменьшении кегля которого очко сохраняет широкое и четкое начертание. В книгах для взрослого читателя широко применяется шрифт 9 кегля. Он достаточно хорошо читается на расстоянии 30 - 35 см. Для справочных изданий особенно важна компактность. Достичь ее можно, только применяя мелкий шрифт. Поскольку в справочных изданиях за один прием читается сравнительно небольшое количество текста, он не утомляет зрение. Поэтому для справочных изданий широко применяется 8 кегль. Шрифт 8 кегля хорошо подходит и для сборников стихов небольших форматов. В изданиях небольшого формата с длиной строки примерно до 80 мм 8 кегль удобен для читателя, так как при 10 кегле слишком частые переходы к следующей строке мешают чтению. Шрифтом 8 кегля набирают вспомогательные тексты при наборе основного шрифтом 10 кегля. Шрифт б кегля очень мелок, читается хуже и поэтому применяется лишь для таких книжных изданий, где необходима особая компактность, например, для миниатюрных подарочных изданий. Шрифт б кегля служит и для набора некоторых особых видов текста: в под-рисуночных подписях, предметных указателях. Шрифты крупнее 10 кегля применяются как текстовые в изданиях для детей. 12 кеглем набираются учебники для начальной школы и книги для детей младшего школьного возраста. Иногда шрифт 12 кегля применяется в изданиях по искусству большого формата с очень длинной строкой. Еще более крупные шрифты (14,16, 20 кегля) применяются как текстовые в основном в букварях. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |