|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГЛОССАРИЙ 6 страница. Тон изображения в диапазоне между светами и тенямиТон изображения в диапазоне между светами и тенями. СРЕДНИК Отбивка между колонками в полосе. Средник должен быть больше пробела между строками, иначе колонки зрительно совпадут. При наличии разделительной линейки минимальный средник должен быть равен удвоенному межарочному пробелу. Линейка внутри избыточного средника выглядит членящей его, а не массу текста. При флаговом наборе контраст между зазубренным и прямым краем способствует зрительному разграничению колонок. В этом случае средник может быть зауженным. В зависимости от соотношения средника с боковыми полями колонки могут восприниматься либо по отдельности, либо как единый прямоугольник полосы. СРЕДНЯЯ ЛИНИЯ ШРИФТА Определяет высоту графических элементов букв, расположенных в их средней зоне. Это знаки «В, Е, Ж, 3, К, Н, X». В зависимости от стиля и моды положение средней линии шрифта может быть значительно ниже или выше зрительного центра. Средняя линия шрифта существенно влияет на характер рисунка алфавита в целом. СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ Пропорции и пропорционирование, масштаб и масштабность, взаимодействие масштаба и пропорций, контраст, нюанс, ритм, цвет, тон, светотень, пластика. СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Технические средства тиражирования и передачи информации: пресса, радио, телевидение, кино, широко используемые для распространения рекламы. СТАЙЛИНГ Направление дизайна, выражающееся во внешнем, не затрагивающем конструктивную и функциональную основу, изменении промышленного изделия в соответствии с господствующим стилем. Стайлинг обусловлен необходимостью модернизации формы функционально-стабильных изделий в соответствии с требованиями стилевого единства предметной среды. Сущность стайлинга заключается в повышении самоценности и выразительности внешнего вида и броскости оформления изделия. СТАЛКИВАНИЕ В полиграфии выравнивание краев листов бумаги для точности их последующей резки и фальцовки. СТАНДАРТ Нормативно-технический документ, по которому устанавливаются единые требования к изготавливаемой и реализуемой продукции: показатели ее качества и уровень каждого из них, методы и средства измерения, испытаний, правила маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. СТАПЕЛЬ В полиграфии стол, на который укладывают стопы листов бумаги или полуфабрикатов для их автоматической подачи в машину. По мере убывания числа листов или тетрадей, стапель автоматически поднимается. СТАРИЗМ Культ знаменитостей, неотъемлемый элемент функционирования массовой культуры. СТАТИЧНОСТЬ Подчеркнутое выражение состояния покоя, незыбли-мость, устойчивость формы во всем ее строе и самой геометрической основе. СТАТЬЯ Произведение, обстоятельно освещающее какую-либо тему, идею, вопрос, содержащее элементы их анализа и предназначенное для периодического, продолжающегося издания или непериодического сборника как составная часть его основного текста. По характеру информации статьи бывают: научными, научно-популярными, производственными, вводными, справочными и другими. СТАФФАЖ Второстепенные элементы живописной композиции, например, человеческие фигуры в пейзаже. СТАФФ-ДИЗАЙНЕР Художник-конструктор, работающий в отделе дизайна предприятия или фирмы производителя, диапазон объектов творчества которого ограничивается производственным профилем фирмы работодателя. СТЕКА Инструмент для лепки из глины и других мягких материалов: деревянная, костяная или металлическая палочка-лопатка. СТИКЕР Наклейка, липкая рекламная аппликация. СТИЛИЗАЦИЯ Подражание, имитация в искусстве и дизайне внешних признаков какого-либо стиля, подделка под индивидуальную творческую манеру. СТИЛЬ Исторически сложившаяся и социально обусловленная, относительно устойчивая общность организации формы предметов и явлений. Стиль характеризует предметы материального творчества, поведение и образ человека. Художественный стиль характеризует как отдельные произведения искусства, так и все искусство определенной эпохи. СТРАНИЦА Сторона книжного листа, половина разворота. На странице может быть размещен как произвольный от- резок текста, так и самостоятельный элемент его структуры (параграф учебника, стихотворение, иллюстрация), в этом случае формирование страницы завершается независимо оттого, заполнена ли ее полезная площадь целиком или нет. СТРОКОМЕР Линейка для подсчета числа строк в полосе в 8 пунктов сверху и 10 пунктов снизу. СТРОЧНОЙ АЛФАВИТ В рукописных и типографских шрифтах особое начертание знаков алфавита для написания и набора текста. Строчной алфавит латинской графической основы сформировался к XV веку в результате многовекового развития рукописных книжных шрифтов. Строчной алфавит, в отличие от прописного, рассчитан на большие объемы текста, так как его графика значительно лучше приспособлена к длительному чтению. СТРОФА Группа стихотворных строк, объединенная ритмически и по содержанию. СТРУЙНАЯ ПЕЧАТЬ Способ бесконтактной печати без печатной формы с синтезом красочного изображения при помощи электронных устройств непосредственно на поверхности бумаги или другого печатного материала. Процесс печати состоит в переносе мельчайших капель чернил под действием электронных импульсов из резервуаров на бумагу. СТУККО Искусственный мрамор из полированного гипса с добавками. СУБИНДЕКС Верхние индексы к индексам на верхнюю и нижнюю линию. СУБТРАКТИВНЫЕ ЦВЕТА Цвета, порожденные поглощающими свет объектами. Основная цветовая модель субстрактивных цветов -модель CMYK, используемая в полиграфии. СУПЕРОБЛОЖКА Защитная съемная обертка печатного издания из плотной бумаги, надеваемая на обложку или переплет и держащаяся за счет загибающихся широких краев-клапанов. Суперобложка является дополнительным художественным элементом оформления книги. СУПЕРГРАФИКА Изобразительное решение, наложенное на самостоятельно существующий объемно-пространственный объект (сооружение, изделие, поверхность), основанное на контрастном и согласованном взаимодействии той с прописную букву и предназначенные для набора таблиц. ТАЛЕР В полиграфии стол с плоской поверхностью в любой машине или станке, на котором выполняют производственные операции или размещают полуфабрикаты. ТАМГА Знак собственности (тавро, клеймо), имевший распространение у средневековых скотоводов. Ставился на деревьях, оружии, шкурах животных. ТАМПОПЕЧАТЬ Способ печати, при котором краска с фотополимерной формы глубокой печати передается на тампон из упру-гоэластичного материала; тампон опускается на поверхность запечатываемого предмета, принимая его форму и нанося на него изображение. ТАНГИР Желатиновая или целлулоидная пленка, с одной стороны которой нанесен рельефный рисунок из систематически расположенных точек или линий. Тангир используется для того, чтобы получать на участках штрихового клише ровный тон. ТАШИЗМ Разновидность абстрактного экспрессионизма, «живопись действия», бесформенное искусство, живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а лишь выражают бессознательную активность художника. ТЕЗАРУС Словарь, построенный по принципу смысловой группировки всех включенных в него слов вокруг ряда основных понятий. Описание системы знаний о действительности, которыми располагает индивидуальный носитель информации или группа носителей. Этот носитель может выполнять функции приемника дополнительной информации, вследствие чего изменяется его тезарус. Исходный тезарус определяет при этом возможности приемника при получении им семантической (смысловой) информации. ТЕКСТОВЫЙ ШРИФТ Наборный шрифт мелкого кегля: от 6-ти до 12-ти пунктов, необходимый для набора пространного текста, рассчитанного на книжный масштаб восприятия. Текстовые шрифты противопоставлены акцидентным и титульным. Текстовый шрифт - продукт особо тщательной ансамблевой проработки дизайнером шрифта, так как в мелком кегле и построчном сочетании на первый план выходит общая шрифтовая структура вместо самодостаточных рисунков литер. ТЕКСТУРА 1. Характер поверхности какого-либо материала, обусловленный его внутренним строением, структурой. Текстура воспринимается зрительно и осязательно. Текстура определяется объективными физическими и химическими свойствами материала и этим отличается от фактуры, которая во многом зависит от индивидуальности художника, создающего ее. 2. Первый вид готического письма, известный с XIII века, и первый наборный шрифт Иоганна Гутенберга (ок. 1394-1468). Шрифт с узкими строчными буквами с двойным изломом, короткими выносными элементами с характерными ромбовидными завершениями вертикальных штрихов. Название получила из-за того, что равномерно покрывала страницу. ТЕКТОНИКА Зримое отражение формы работы конструкции и организации материала. Закрепленное в форме дизайнерского объекта опосредованное представление о закономерностях его функционально-конструктивного решения, изображение напряженности состояния некоей целостности, иллюстрирующей логику и устойчивость его конструктивной, функциональной или визуальной структуры. ТЕМПЕРА Кроющие краски, разводимые водой, связующим веществом которых являются природные (темпера казеиново-масляная) или синтетические (поливинилоацетатная темпера) имульсии. Произведения, выполненные темперными красками имеют матовую поверхность. Темперой пишут по бумаге, картону, дереву, холсту, штукатурке. ТЕНДЕР Письменное предложение, заявка, оферта. Предложение на поставку товара, оказание услуг, строительство объекта при проведении торгов. Условия тендера разрабатываются устроителями торгов и направляются вероятным участникам. Предприятия, согласные участвовать в торгах и получившие форму тендера, заполняют ее, указывая свои цены, и направляют ее вместе с другими требующимися документами устроителям торгов. После тщательной проверки и сопоставления условий, поступивших на тендер, какой-то из них принимается и соответствующему предлагателю (оференту) направляется извещение. ТЕРМОГРАФИЯ Отделочный процесс превращения отпечатанных изображений под воздействием теплового излучения в рельефные. ТЕРЦИЯ Шрифт.кегль которого равен 16 пунктам (6,01 мм в системе Дидо; 5,6 мм в англо-американской системе). ТЕССЕРА Мозаичная плитка или камешки для мозаичных работ. ТЕТРАДЬ В издательском деле и полиграфии сфальцованный после запечатывания бумажный лист. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА Теория художественного творчества в промышленности, изучающая с одной стороны природу, закономерности развития, проблемы творческого метода в художественном конструировании и, с другой стороны, занимающаяся исследованием широкого круга проблем, связанных с практическими запросами потребителей. ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК Рисунок научно-познавательного характера, задача которого - дать наглядное представление о предмете, машине, механизме. ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ Критерий товарного знака, выражающийся в его способности не терять своих характерных особенностей при воспроизведении различными способами и в различных масштабах. Для шрифт - способность давать неискаженный оттиск при печати тиража. ТЕХНОПОПУЛЯЦИЯ Машины одного или близких видов, выпускаемые одной или родственными отраслями промышленности. ТИЛЬДА Знак «~», применяемый в двуязычных переводных словарях для замены заглавного слова в словосочетаниях, которыми оперируют в словарной статье. ТИНКТУРА Общее название для геральдических эмалей, металлов и мехов. ТИПОГРАММА Форма набора или верстки, которая самоиллюстрирует набранный текст. Типограмма созвучна сюжетному, идейному, эмоциональному содержанию текста и представляет собой крайний случай синтеза слова и изображения. ТИПОГРАФИКА Графическое оформление печатного текста посредством набора и верстки, проектирование и непосредственное моделирование облика произведения печати. Как область графического дизайна типографика автономна по отношению к иллюстрированию. ТИПОМЕТРИЯ Типографская система мер для шрифтов и наборных материалов, позволяющая составлять из них полосы и наборные печатные формы заданных размеров. В России применяется типометрическая система Дидо, в основе которой лежит 1 пункт, равный 0,3759 мм, цицеро (12 пунктов =4,511 мм), квадрат (48 пунктов =18, 04 мм). В США и Великобритании принята англоамериканская типометрическая система в основе которой лежит 1 пойнт, равный 0,3514 мм, и пика, равная 4,2167 мм. ТИПОЛОГИЯ Расчленение систем объектов на составляющие и их- группировка с помощью обобщенной модели или типа. ТИРАЖ Общее число экземпляров издания. ТИРЕ Знак препинания, употребляемый так же, как условный знак замены повторяемых слов в идущих подряд заголовках рубрик и подрубрик вспомогательного указателя. ТИТЛО 8 старославянской кириллице надстрочный знак, указывающий на сокращение написанных под ним слов, а также на обозначение числа буквой. В церковно-сла-вянском языке под титлом пишутся сакральные и общеупотребительные слова, такие, как «отец», «сын», «пророк», «рождество», «человек» и другие. ТИТУЛ Первая после форзаца и авантитула страница книги, на которой помещают заглавие издания, фамилию автора, место и год издания. Титул помещается.на правой, нечетной половине первого разворота. Разворотный титул применяется в многотомных изданиях - на левой стороне располагается контртитул, относящийся ко всему изданию, на правой - титул данного тома. ТОВАРНЫЙ ЗНАК Объект промышленной собственности, представляющий собой обозначение на товаре (или упаковке) производственными и торговыми предприятиями для индивидуализации товара и его производителя (продавца). Товарные знаки могут быть словесными (сочетание отдельных букв, цифр, фамилия), изобразительными (рисунки, графические символы, сочетания цветов), объемными (форма изделий или упаковки), комбинированными, звуковыми, движущимися, обонятельными. Товарный знак выполняет функции гарантии качества товара и его рекламы. ТОН Уровень (градация, оттенок) цвета. Т0НД0 Картина или рельеф, круглые по форме. ТОНОВАЯ КОРРЕКЦИЯ Изменение яркости пикселов изображения с целью более равномерного их распределения по всему диапазону яркостей. ТОРЕВТИКА Искусство ручной рельефной обработки художественных изделий из металла - чеканки, тиснения, отделки литых изделий. ТРАНСКРИПЦИЯ Передача буквами языка перевода, как произносится на языке оригинала непереводимое слово. Транскрипция передает звуки иноязычного слова. ТРАНСЛИТЕРАЦИЯ Конверсия систем письма, при которой каждый графический элемент (знак) одной системы письма представляется (заменяется) одним и тем же графическим элементом другой системы письма, например «Ш» заменяется на «SH». Переработка логотипа на другой язык с сохранением общей визуальной стилистики и формы. ТРАФАРЕТ Пластина из металла, дерева или картона с отверстиями в виде рисунка или надписи, служащая для воспроизведения этих изображений путем набивки, накатывания или задувания краски. ТРЕКИНГ Процесс установки для каждого шрифта правильного значения межбуквенных расстояний в зависимости от кегля. ТРИАДНЫЕ КРАСКИ Три основные краски (голубая, пурпурная и желтая) и дополнительная (черная), используемые в стандартном печатном процессе. Синоним CMYK-цветов. ТРИПТИХ Три картины, связанные единым смыслом. ТРИСКЕЛЕ Трехчастное свастическое изображение, известное со времен неолита и встречающееся в азиатских, индийских, американских орнаментах. Этот знак служил символом трехлетнего календарного цикла. ТРЭКИНГ Процесс изменения (уменьшения или увеличения) межбуквенных пробелов. Может регулироваться средствами текстовых редакторов или систем верстки. ТУПОЕ НАЧАЛО Отсутствие отступа в начальной строке абзаца. Означает приоритет геометрической чистоты перед удобочитаемостью. УВРАЖ Роскошное художественное издание большого формата, обычно состоящее из гравюр. УГЛОВЫЕ СКОБКИ Парные знаки препинания, в которые заключают многоточие, обозначающее пропуск в цитате либо целого предложения, либо нескольких предложений <...>. УГОЛЬ Мягкий графический материал в виде тонких палочек, полученных из веточек березы или ивы и обожжен- ных специальным способом, либо стержень из угольного порошка, скрепленного растительным клеем (прессованный уголь). УДОБОПРОИЗНОСИМОСТЬ Критерий рекламоспособности товарного знака, заключающийся в легкости его произношения. УДОБОЧИТАЕМОСТЬ Точность, эффективность и психофизиологический комфорт восприятия типографской формы, подразумевающие четкость, разборчивость шрифта, оптимальную длину строки, нормальный интерлиньяж, контрастное цвето-тональное решение. Основным критерием удобочитаемости является безошибочность восприятия букв и знаков при чтении текста. УЗЕЛ 1. В векторной графике фиксированная точка контура, лежащая между прямолинейными или криволинейными сегментами. 2. Соединение диагональных штрихов в середине букв «Ж», «X», «К» и им подобных. УКРАШАТЕЛЬСТВО Неоправданно обильное, неуместное, бессмысленное применение декоративных элементов, не раскрывающих содержания произведения, а напротив, искажающих его образ и придающих ему черты помпезности, внешней парадности, напыщенности, ложного блеска. УМЛАУТ Диэрезис.Немецкое название верхнего акцента в виде двух точек. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШРИФТ Понятие универсального шрифта применимо прежде всего к шрифтам гротесковой группы. Шрифты с выраженными стилевыми характеристиками не могут претендовать на универсальность. Универсальность шрифта должна рассматриваться как с позиций стиля и эстетических качеств, так и с позиций технологических возможностей шрифта, это прежде всего неограниченный кегельный ассортимент и возможность применения любой печатной технологии. УНИКАМЕРАЛЬНЫЙ АЛФАВИТ Алфавит, не содержащий разделения на строчные и прописные знаки, например, арабский или еврейский. УНИФИКАЦИЯ Приведение к единообразию, к единой форме или системе. В технике - разработка систем типовых деталей, узлов, агрегатов, которые благодаря своей нормализованной основе могут применяться в различных механизмах, аппаратах и приборах. УНИЦИАЛ Каллиграфический почерк латинского маюскульного письма. Средневековый рукописный шрифт, сложившийся к началу IV века. Отличается округлыми формами. Использование унициала поощрялось церковью для переписывания Библии. УРБАНИЗМ Направление в эстетике и теории архитектуры, представители которого полагают основой эстетического сознания городской образ жизни, ведущий в общемировом масштабе к сближению различных слоев и народов, к господству интернационального стиля в эстетической организации среды. УСЛУГА Определенная целесообразная деятельность, существующая в форме эффекта труда. УСТАВ Ранняя форма кириллического книжного письма XI-XV веков. Медленный торжественный маюскульный шрифт. Основные штрихи имеют небольшие засечки и длинные выносные элементы. Прямые буквы широкие, а круглые узкие. Остроконечные буквы пишутся с двойным изломом. УСТУПКА ПРАВА Отказ от регистрации товарного знака в пользу другого лица. УТИЛИТА Сервисная компьютерная программа для выполнения типовых задач, таких, например, как управление памятью или архивация файлов. УТИЛИТАРНОСТЬ Свойство вещи, означающее ее полезность для практической деятельности человека. ФАБУЛА Цепь основных событий в произведении искусства, его событийное ядро. Единица фабулы - событие. ФАКСИМИЛЕ Точное воспроизведение чьего-либо почерка или подписи фотомеханическим путем. ФАКТУРА Характер поверхности художественного произведения, ее обработки. Фактура ощущается зрительно и осязательно, например, кожа человека передается в скульптуре более гладкой, чем волосы. Восприятие фактуры зависит от особенностей натуры, от освещения и отличается от текстуры той же поверхности. Фактуру характеризуют качество материалов и приемов. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ Изготовление копии какого-либо произведения искусства с целью представления ее как оригинала. ФАЛЬТВЕРК Изящный резной плоскостной орнамент на мебели, напоминающий складки, получивший распространение во времена поздней готики. ФАЛЬЦ Сгиб листов бумаги, образующийся при их фальцовке. ФАЛЬЦОВКА В типографском процессе изготовления книжного блока, проспекта - последовательное сгибание отпечатанных листов 1-2-4 раза для образования тетради с последующей ее обрезкой с трех сторон. ФАНТАЗИЯ Элемент художественного творчества, выражающийся в некотором отрыве от реальности в процессе ее отражения в искусстве и создании чувственно воспринимаемых образов того, что в данном виде не встречается в действительности. ФАУНД-ОБЪЕКТ Предмет естественного происхождения или созданный человеком (например, коряга, ткань, бутылка), который в первозданном виде выставляется как самостоятельное художественное произведение или входит составной частью в какое-либо произведение искусства. ФИГУРАТИВИЗМ Искусство, изображающее существующие объекты и явления в реалистической манере, в противовес абстрактному искусству. Второе название - репрезентативное искусство. ФИГУРНЫЙ ШРИФТ Шрифт, обыгрывающий растительные, антропоморфные, архитектурные и другие изобразительные мотивы. Культура фигурного шрифта восходит к средневековым традициям рисованных инициалов. ФИЛИГРАНЬ Накладные металлические украшения на книжном переплете. ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ Полное"название юридического лица согласно уставным документам, включающее указание правовой формы, под которым оно зарегистрировано в установленном законодательством порядке. Название, под которым предприниматель (фирма) ведет свою промышленную или коммерческую деятельность. Оно может совпадать с фамилией владельца или основателя фирмы («Смирнов», «Форд», «Сименс», «Эриксон»), быть фантазийным («Адидас», «Эссо») или отражать профиль деятельности фирмы («Русский сервис», «Графика-М», «Дженерал моторе»). Фирменное наименование вносится в торговые или иные реестры. Подобно регистрации товарных знаков, регистрация фирменного наименования в одних странах имеет правообразующее значение (исключительное право возникает в результате регистрации), в других - пра-воудостоверяющее значение (исключительное право возникает из факта использования наименования независимо от регистрации). ФИРМЕННЫЙ БЛОК Объединенные в композицию товарный знак и логотип, а также различного рода поясняющие надписи, выражающие коммерческое и техническое кредо предприятия. ФИРМЕННЫЙ ЗНАК Товарный знак, включающий в свой состав часть фирменного наименования предприятия-владельца. ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ Комплекс визуальных констант, в обязательном порядке включающих товарный знак, шрифт, цветовую гамму и служащий для однозначной зрительной идентификации товаров или услуг. Совокупность художественных приемов, создающих характер подачи рекламных материалов, разработанных на базе оригинального графического дизайна. Такой стиль приводит к созданию рекламы «одного почерка», способствует узнаваемости продукции предприятия на рынке. К основным стилеобразующим элементам такого почерка следует отнести: фирменный блок (объединенные в жесткую композицию: товарный знак; логотип -оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы; поясняющие надписи - страна или наименование места происхождения товара, почтовый адрес, телефон и факс фирмы); фирменный лозунг (коммерческое или техническое кредо фирмы); фирменный цвет и комплект шрифтов; фирменные полиграфические константы (формат, способ верстки текста и иллюстраций, их стиль). Эти элементы должны гарантировать наибольший объем комбинаций и быть гибкими в такой степени, чтобы их можно было приспособить к меняющимся требованиям. Главное, они должны производит одинаковое впечатление во всем многообразии их применения в рекламных средствах. Самым сильным визуальным средством, формирующим образ фирмы, является товарный знак (знак обслуживания). Фирменный стиль фирмы является объектом авторского права. ФЛАГОВЫЙ НАБОР Набор с односторонней выключкой строк в край колонки, при котором один край получается строго прямым, а второй рвано-неровным. ФЛЕЙЦ Плоская широкая кисть, позволяющая быстро покрывать большую поверхность ровным слоем. ФЛЕРОН Политипаж. ФОВИЗМ Направление в живописи, которому характерно создание художественных образов исключительно с помощью яркого и открытого цвета и максимального использования колористических возможностей. Пейзаж или натюрморт в фовизме служат не столько объектом изображения, сколько поводом для создания экспрессивных цветовых симфоний. ФОКУС-ГРУППА Основной метод качественных маркетинговых исследований, заключающийся в проведении модератором группового интервью группе из 7 -10 человек с определенными заданными параметрами. В ходе группового интервью может тестироваться товар, реклама, выявляться мотивы покупки, известность бренда и так далее. ФОЛДЕР Папка для рекламных материалов. ФОЛИАНТ Издание большого формата. ФОЛИАЦИЯ Обозначение порядковых номеров листов в первопечатных книгах. ФОНЕМА Минимальная выделяемая языковая единица, звук или ряд звуков, служащий для отождествления и различия слов и морфем. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ШРИФТЫ Комплекты знаков, состоящие из фонетических символов, диакритических знаков и показателей тонов, позволяющие фиксировать в наборе принятым в лингвистике способом звуки того или иного языка. ФОНТ Файл с данными, необходимыми для построения того или иного шрифта в компьютерных технологиях. ФОРЗАЦ Лист бумаги, скрепляющий переплет с книжным блоком. Форзац может быть белым, цветным, орнаментальным или рисованным. ФОРМА Морфологическая и объемно-пространственная структурная организация объекта, возникающая в результате содержательного преобразования материала. Внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, важнейшая категория и предмет творческой деятельности литературы, искусства, архитектуры и дизайна. Форма живет как в пространстве, так и во времени восприятия и несет в себе ценностно-ориентированную информацию. ФОРМАТ ИЗДАНИЯ Размеры книжной страницы, буклета в сложенном ви- де или листа в листовом издании. Высота издания во всех обозначениях указывается первой. Формат образуется как доля бумажного листа определенного размера в результате складывания и обрезки. В выходных данных издания при указании формата иногда ограничиваются указанием формата целого листа и его доли. Исходные форматы бумаги предписаны международными и национальными стандартами, поэтому формат издания не столько вырабатывают, сколько выбирают. ФОРМАТ ПОЛОСЫ Характеризуется линейными размерами, площадью относительно формата издания, пропорциями. Горизонтальный размер полосы связан с длиной строки, а при одноколонном наборе равен ему, поэтому данный размер более важен, чем высота. При многоколонной верстке формат полосы слагается из форматов всех колонок и средников. К освоению формата издания есть два противоположных подхода: рациональный -максимальное его заполнение, художественный - выгадывание как можно более широких полей. ФОРМАТ СТРОКИ Ширина колонки при верстке с полной выключкой. Формат строки существенно влияет на удобочитаемость текста и поэтому регламентирован гигиеническими нормами. Он также тесно связан с интерлиньяжем, кеглем и конкретными особенностями наборного шрифта. Оптимальный формат строки заключен между 70 и 110 мм. Удлиненный формат затрудняет переход к следующей строке, укороченный делает его слишком частым. Сужение колонки ведет к нежелательному резкому колебанию междусловных пробелов при блочном наборе текста. Увеличение интерлиньяжа дает право на увеличение формата строки. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.028 сек.) |